Големы революции


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Големы революции
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Големы революции

Статья написана 31 марта 2022 г. 11:51

Комиссар. Порождения войны, Яна Каляева, 2022

В базе Лаборатории Фантастики отсутствует.

https://author.today/work/175748

***

Осень 1918 года. Старший следователь ПетроЧК Александра Гинзбург назначена комиссаром в неблагонадёжный полк, который уже потерял двух чекистов. Сможет ли Саша завоевать авторитет у солдат и удержать его командира – легенду Восточного фронта Большой войны Фёдора Князева – под контролем? Особенно теперь, когда Белое движение объединено и может победить. И революционеры, и те, кто почему-то до сих пор считают себя приверженцами традиции, готовы убивать и идти на смерть ради счастливого будущего. Но, воплощаясь в реальность, мечты меняются, а мечтатели трезвеют. Почему в гражданской войне даже победа вызывает ощущение поражения?

***

«Комиссар» Яны Каляевой делает ставку на неослабевающий интерес к Белому движению времён Гражданской войны 1917-1922 годов в России. Что было бы, сорви белогвардейцы джекпот? Использован один из наиболее правдоподобных вариантов развития альтернативной истории: А. В. Колчак погиб в случайной (или кажущейся таковой) дуэли в 1918 году, и его место в оппозиции красным подхватил А. Н. Гришин-Алмазов.

Конечно, значимость отдельных личностей в историческом процессе не настолько велика, как представлялось некоторым фантастам. Но в случае сложнейшей внешней и внутренней политики в ежедневно меняющихся условиях военного времени требуются скорость реакции, непредсказуемость, реальная оценка собственных сил и однозначное «да» или «нет» на множество вопросов и ситуаций. В настоящем история показала, что адмирал Колчак чего-то не учёл.

В иной реальности генерал Алмазов предоставил независимость национальным окраинам, признал итоги Декрета о земле 1917 года, выбил долю военной контрибуции из стран Антанты, предпочёл французов англичанам и ассимилировал эсеров. Появились союзники и деньги. Новый земельный налог вернёт власть крупным собственникам, на которых можно будет опереться. Стабильность внутри страны обеспечит обновлённый до уровня католической святой инквизиции институт православной Церкви. О нюансах внешней политики автор пока молчит.

Художественная основа произведения – со слов самого автора – дискутирует с пьесой В. В. Вишневского «Из хаоса», больше известной как «Оптимистическая трагедия». Там женщина-комиссар среди матросов-анархистов, здесь женщина-комиссар в полку, способном перейти на сторону идеологического врага. Подобие сюжетных ходов и персонажей есть, но всё обыграно иначе. Прежде всего потому, что Вишневский знал материал лично и изнутри, а Каляева осмысливает извне и книжно.

К чести автора, «Комиссар» не превратился ни в любовный роман, ни в сказочную перепевку серьёзной литературы, как это, к примеру, произошло с «А зори здесь тихие…» Б. Л. Васильева в исполнении Д. Н. Зарубиной («Отцова забота»). Влюблённые красноармейские демонессы тут в небесах не летают и когтями никого не дерут. Есть увлечение месмеризмом некоторых ключевых персонажей и правдоподобные отношения занятых и до предела вымотанных людей.

Женский взгляд выражен в ракурсе повествования: всегда из-за плеча командира-мужчины. Урицкий, Бокий, Князев, Щербатов и снова Князев. Лишь в самом конце дописанной на сегодня первой части романа героине приходится действительно взять на себя мужской гендер. До того трагигероическая юность, личные разговоры, утешение раненых, почётная охрана обоза, чудеса самообладания в плену… А комиссару Вишневского в день знакомства с личным составом пришлось стрелять, чтобы не стать жертвой группового изнасилования.

Повествование предполагает хотя бы школьную образованность читателя в отечественной истории. Вставных энциклопедийных статей, персонажей-гидов и сносок, изображающих гружёные золотом железнодорожные составы, здесь нет. Альтернативное развитие подаётся мимоходом, как запоздавшая из-за общей неразберихи новость, и в диалогах: политобработка комиссара и долгосрочное планирование ответственных лиц.

Происходящее нарисовано крупными мазками, без мелких деталей и панорамных планов. Вот часы «Танк» от Картье без описания. Кем-то убит Моисей Урицкий. Белые как-то взяли Петроград, а после и Москву. Распутин канонизирован как Григорий Новый. Достаточно для мыслящего читателя и лаконично в соответствие описываемой эпохе. Удобно тем, что не надо зарываться в материал с головой. Но неглубоко, холодно и отстранённо, и это впечатление усилено далёкой от новояза России начала 20 века лексикой.

Более того, картина упрощает реальное положение вещей. Не прописано многообразие и взаимоотношения российских политических партий и религиозных сект. Почти нет классов и классовой вражды. Не показаны банды уголовников и так называемых «анархистов», а также их представители в коллективах. Будто бы Первая мировая война кончилась разом, как вода из крана, без последствий и угрозы вторжения извне, без возвращения отставших и пленных. Заявлен еврейский вопрос – но сугубо для красного словца, номинально.

Главный герой – человек без имени, рода, племени и пола. Александра Гинзбург, до крещения в православную веру Юдифь. Но так звали погибшую в Белостокском погроме 1906 года сестру, за которую её приняли. Чужое имя, чужие люди, чужая страна. Идеология, заменившая веру. Маузер и отчёты вместо мужа. Сын полка вместо своего ребёнка. Даже рябая разведчица может позволить себе свободные отношения в духе марксистского феминизма Коллонтай, но только не комиссар. Слишком велика ответственность – или тут что-то иное?

В Петрограде, вербуя военного специалиста царской России Андрея Щербатова, Гинзбург решила вылечить его от тифа с помощью месмерических техник объединения магнетических флюидов. Болезнь отступила, но спасённый перешёл к белым. А объединение осталось, и обоих стали посещать странные идеи и общие сны. Откроется ли им предвидение? Сможет ли взаимное чувство, необходимое для подобного слияния, найти хоть что-то общее в конкурирующих идеологиях?

Красные хотят, чтобы каждого человека ценили уже за то, что он человек – ведь это возвышает, позволяет работать для себя и над собой. Белые считают, что каждый должен делом и результатом доказать, что он человек, а не тупой, ленивый и агрессивный скот. И те, и другие дают возможность достижения счастливого будущего, – но красные отбирают нажитое, а белые эксплуатируют неимущих. Что лучше: аванс или получка, подарок или награда? Пока теоретики спорят, практики убивают. Массово и с обеих сторон.

Андрей и Александра – необычная пара. Убитая по документам еврейка и чудом выздоровевший русский дворянин разведены судьбой по разным лагерям. Она живёт чужую жизнь, он живёт взаймы. Ромео и Джульетта или Юдифь и Олоферн? Да, но нет, как любит повторять героиня. Обоих движет идея, оба одержимы служением. Рабочие големы революции. Бездушные исполнители, по выполнении задания обращающиеся в прах.

Александра получит кровавую жертву и чужую душу взамен своей, давно утраченной. Оживит это её или, как после крещения, лишь дело революции? Кого, чтобы выжить, принесёт в жертву Андрей? Бога и веру, с которыми заключил союз Новый порядок, или Веру, сестру свою? Война страшна, она делает из убийства рутину и забирает близких, но гражданская война требует убивать близких самостоятельно. Героям остаётся лишь полный невозможного счастья сон, почему-то до сих пор общий для них двоих. Что будет дальше, покажет второй том романа.





1105
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 14:53
Спасибо большое! Очень было любопытно почитать. Был у меня опыт в студенческие годы. Участвовал я, хоть и филолог, в слетах-декадниках психиатров в нашей областной больнице. Со всего бывшего Союза люди съезжались. Так вот в той больнице была целая галерея картинная — творчество наших пациентов-шизофреников. Обозреваемый роман очень бы туда вписался, хоть и худлит.
Потому что думающий человек, а не шизоид, написал бы на эту тему роман в одну строку. «Если бы белые победили, то никакой России бы не было».
Во-первых, белые ее просто на просто продали в ходе Гражданской войны. За деньги, а не в каком-то высшем смысле (это не учитывая царских долгов).А другие аргументы можно и не перечислять. Народ был против столь жалкой участи, вот они и проиграли. Плюс сами персонажи были теми еще олухами царя небесного.
Нынешние белогвардейцы вот уже тридцать лет пытаются Россиюшку богоспасаемую схарчить, да все не выходит. Большевики слишком расстарались в свое время, сделав ее титаническими усилиями всего народа сверхдержавой.
И вообще. На фоне того, что в последние десять-пятнадцать лет происходит, писать такие книжонки либо скудоумие, либо нравственная пакость. Сценарист и режиссер фильма «Зоя» не дадут соврать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 16:11
vfvfhm

Главное, чтобы в России учебники истории не менялись! А к написанию фантастики, в которой используется без глумления отечественная история, я отношусь спокойно. Это такой же материал, как и, предположим, религиозные тексты.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 17:00
С читателем, то есть нас с вами, понятно. Наше дело оценить произведение. И оценки могут быть разными, мы ими поделились. Но всю меру ответственности нести придется художнику.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 17:16
vfvfhm

Больше всех всегда получает по голове тот, кто больше делает )

Кстати, раз зашла такая пляска. Сравните отношение авторов к реальной истории в старом романе Ф. Дика «Человек в Высоком замке» и современном полнометражном анимэ «Гармония» 2015 года (https://www.kinopoisk.ru/...). В обоих произведениях Россия есть: Вторая мировая война и Чечня.

Яна Каляева ниже по уровню мастерства, чем Ф. Дик. Оно и понятно. Но отношение к материалу у неё столь же бережное и аккуратное.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 17:31
Спасибо за ссылку! Интересно, обязательно посмотрю. Есть большая разница между позициями Филипа Дика и аккуратистки Каляевой. Дик писал о своей стране-победительнице, пытаясь предостеречь соотечественников от «головокружения от успехов» (я сейчас много читаю американской фантастики той поры по долгу службы. Многие авторы в то время реально сбрендили на радостях от возросшего могущества США).
Наша авторка пишет в стране «униженной и оскорбленной», с точки зрения самодовольных победителей, помогая втаптывать родину в грязь. Но бережно.
Впрочем, вы меня убедили. Прочитаю сей опус. Надеюсь, появится он в базе Фантлаба, чтобы можно было вынести свой вердикт.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 17:38
vfvfhm

Да, разница между Ф. Диком и Я. Каляевой огромна, кто спорит.

цитата vfvfhm

Наша авторка пишет в стране «униженной и оскорбленной», с точки зрения самодовольных победителей, помогая втаптывать родину в грязь.

Не согласен. Она упрощает историю, пишет неглубоко, холодно и отстранённо, её манера письма ещё не вышла за рамки половой идентификации — но вот этого вот, Вами высказанного, у неё нет. И, если будете читать, прочтите сначала «Оптимистическую трагедию» В. В. Вишневского, поскольку Я. Каляева отталкивается от его произведения.

А упоминание России в указанном анимэ гадко и мерзко.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 22:58

цитата ХельгиИнгварссон

А упоминание России в указанном анимэ гадко и мерзко.

Да, я комменты читал. С пьесой Вишневского я, конечно, ознакомлен. И с экранизацией:-) С юности очень люблю советскую литературу двадцатых-тридцатых, большая библиотека собрана, в том числе произведения про Гражданскую войну. Поэтому и говорил, что ваша статья вызвала большое любопытство. Буду читать Каляеву.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2022 г. 05:47
vfvfhm

А я экранизацию уже не помню, но в курсе филфака проходили именно как «Из хаоса». Образ из ящика — толстый трансвестит из «Городка» в кожанке с маузером, выстрел и «Кто ещё хочет комиссарского тела?» Вот оно, действительно страшное — подмена исторических и культурных образов в поп-культуре.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2022 г. 09:42
Чудесные «девяностые». Сейчас хоть у людей головы стали прочищаться, а тогда с непривычки к обилию информации каких только чудовищ сон разума не порождал. Вон депутат Вассерман до сих пор кается за свои тогдашние убеждения))
Честно говоря, никогда не слышал это название «Из хаоса» относительно пьесы Вишневского. Вы меня побудили к любимой исследовательской работе в области истории литературы. Спасибо!:beer:
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2022 г. 10:42
vfvfhm
:beer:


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 16:26
За рецензию спасибо! А что подтолкнуло взять эту книгу в руки? Что заинтересовало изначально?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 2022 г. 17:20
Stout

Девушка, зная мою манеру писать, имела смелость лично обратиться ко мне и попросить прочитать её первый роман, чтобы я, если меня заинтересует, написал то, что у меня получится. В её книге меня заинтересовало обращение к отечественной истории в далёком от моды жанре.


Ссылка на сообщение2 апреля 2022 г. 19:04
Любопытно, но так же неправдоподобно, как и опусы типа «Второй шанс Колчака». При этом, если Колчак был личностью, хоть и предателем, то Гришин-Алмазов был вырожденцем, психопатом и кокаинистом. Этот подонок никак не тянул на роль спасителя Белого движения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2022 г. 19:28
ifikl

Неправдоподобно — это цикл «Око силы» Андрея Валентинова. Здесь фантдоп минимален.

А откуда инфа о неадекватности Гришина-Алмазова? Он в Первую мировую отлично себя показал. В Белом движении, к сожалению, дал шороху красным по всей Сибири. В Одессе организованную преступность мало не вывел. Был дружен с русской писательской эмиграцией, и негативных отзывов о нём в мемуарах я не припомню.


⇑ Наверх