Толкин и консервативный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zangezi» > Толкин и консервативный модерн (К 130-летию писателя)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Толкин и консервативный модерн (К 130-летию писателя)

Статья написана 3 января 2022 г. 23:58

К 130-летию Дж. Р. Р. Толкина попытался осмыслить феномен писателя и секрет успеха его текстов.

В чем привлекательность книг Дж. Р. Р. Толкина? Почему «Хоббит» и «Властелин Колец» вот уже более полувека переиздаются внушительными тиражами (свыше трехсот миллионов копий на трех десятках языков) и даже черновики, незавершенные наброски филологического досуга оксфордского дона вызывают пристальный интерес? Кто-то считает, что всему виной невероятная детализация придуманного Толкином мира (языки, имена, карты, мифы, хронология), но она сама по себе еще не гарантирует успеха. Распространено мнение, что «волшебные сказки» Толкина (а это авторское определение) — чтиво массовое и даже в основном подростковое, из тех, что сегодня пришпиливается метким термином young adult. Мол, выражает оно вполне понятное для незрелого возраста стремление к эскапизму, упрощенности, развлекательности, геройствованию и прочему в том же духе.

Сам автор лукаво потворствовал некоторым из таких характеристик («писалась книга для того, чтобы развлечь»), но против других решительно возражал («считаю так называемую волшебную сказку одним из высших видов литературы, который совершенно ошибочно ассоциируется с детьми»). Последнее он пояснял ссылкой на сформулированную им теорию «вторичного творчества», согласно которой творение миров в реальности и в воображении ничем принципиально не отличается, разве что статусом бытия сотворенного. Именно так у Толкина и была создана Вселенная Эа — как произведение искусства, симфония, напетая ангелами-айнурами, в которую верховный бог Эру Илуватар лишь вдохнул бытие.

(продолжение статьи можно прочитать на Горьком)





911
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 января 2022 г. 17:37
Интересное применение термина «модерн» к явлению литературы! Определённый смысл в этом есть. Только вот определение «консервативный» кажется мне лишним или не вполне соответствующим. И в расах Средиземья можно увидеть не только варны, но и расы, сменяющие друг друга по мере схождения духа в плоть. К примеру, подойдёт версия Е. П. Блаватской из «Тайной доктрины», кукукнувшая даже у Э. Р. Берроуза.

Полностью согласен с тем, что Вы подчеркнули «тайну смерти» как основополагающую «тайну Запада» у Д. Р. Р. Толкина. Но почему бы не сделать ещё шажок к искренности и не назвать всё истинными именами? Не безликий Запад, а конкретные индоевропейцы. Да-да, те самые, которых раньше ариями называли (сейчас так политкорректно называют индоиранскую подсемью индоевропейцев, тогда тоже всё было непросто). Вот Вам и фундамент для использованных в статье Индии, Китая, Атлантиды и прочего. Потому и влияние на людей такое, что у каждого в душе отклик находит. Профессор, конструируя свой, гм, «модерн», всё грамотно возвёл. Замечательный архитектор слова и художник образа!

Интересно, что подражатели и продолжатели Д. Р. Р. Толкина утратили глубинное понимание «тайны смерти». Николай Даниилович смолоду устроил восстание черни, а сейчас в долгожданных трудно капающих продолжениях основного цикла варит кашу из топора... гм, из нескольких неродственных мифо-религиозных систем. М. Уэйс и Т. Хикмэн потеряли изначальную «кастовую» принадлежность хоббитов при создании кендеров и подменили им «тайну смерти» «последним приключением». После «тайна смерти» и вовсе деградировала в «дырявую удачу», позволяющую клепать сиквелы межавторских и авторских циклов наподобие многострадального киммерийца.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2022 г. 22:49

цитата ХельгиИнгварссон

Только вот определение «консервативный» кажется мне лишним или не вполне соответствующим.


В последнее время я много размышляю над этой темой. Сейчас для меня важно различение утопического и консервативного в рамках единого поля эпохи модерна. Толкин, как мне кажется, неплохо туда встроился ))

цитата ХельгиИнгварссон

Не безликий Запад, а конкретные индоевропейцы


Разумеется, но все таки непосредственно об индоевропейцах мы знаем очень мало, чтобы строить серьезные предположения. Мы имеем дело с их наследием, и будет поспешно отождествлять важный для Толкина северный героический дух с индоевропейцами, ведь индоевропейцы это и греки, и римляне, и иранцы и еще много кто.

цитата ХельгиИнгварссон

Интересно, что подражатели и продолжатели Д. Р. Р. Толкина утратили глубинное понимание «тайны смерти».


Это, конечно, печально. С другой стороны, сильный, оригинальный автор и не будет писать продолжений, он свое что-то придумает ;)
 


Ссылка на сообщение7 января 2022 г. 08:32
Zangezi

Почитал прения ниже. Быть может, Вам стоит написать продолжение статьи? Для лучшего понимания общественностью? 8-) Модерн Д. Р. Р. Толкина неплохо так можно доказать на примерах из архитектуры и прикладного искусства рас Средиземья.

цитата Zangezi

Сейчас для меня важно различение утопического и консервативного в рамках единого поля эпохи модерна


Попробую помочь. Чем, по Вашему, утопическое и консервативное объединены в модерне Д. Р. Р. Толкина? Утилитарностью, эстетикой, сакральным символизмом, декоративностью, эпатажем? Для меня сакральным символизмом. Применительно самому Толкину — общеиндоевропейским пластом культуры, в котором за давностью времён консервативное выглядит утопическим.

Если определиться со связующим звеном, то можно попробовать изъять его и поглядеть, что получится. Мне кажется, Профессор продемонстрировал изъятие сакральности наглядно — Изенгард и Мордор. Причём — и тут я с Вами полностью соглашусь — полноценной религии во «Властелине колец» нет. В описываемом Средиземье времён Фродо есть ритуалы, символы, образы, поэзия эльфов и останцы древней эпохи богов, героев и волшебства.


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 14:17
Неудачная статья.
1. Не объяснено, какого черта произведение «консервативного модерна» написаное в 1940-50е, попало «в струю» времен, на Паунда и Эволу со Шпенглером и Гамсуном явно забивших. Контр-государственность, не системность (отнюдь не анрахия, что Вы!) — вот что важно. А не Беовульфовы суждения 1936 дохоббитовского года.
2. Индусская тема притянута за уши. Нет, эльфы кормятся и воюют сами, а хоббиты носители духовного в гораздо большей степени. Толкин более демократичен в своих книгах, чем утверждал сам.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 14:36

цитата ааа иии

попало «в струю» времен


1. Я, кажется, доказывал, что не «попало», а изначально соответствовало антимейнстриму, поскольку консервативный модерн всегда был маргинален по отношению к господствовавшему утопическому модерну. Когда ценности утопического модерна перестали быть привлекательными, тогда ценности консервативного стали более заметными. А контр-государственность сама по себе бывает разной. Против просвещенной монархии ни Толкин, ни прочие консерваторы никогда не имели ничего против :)

2. Все проблемы от невнимательности. Я даже цитирую Толкина о хоббитах: «Они сде-
ланы маленькими (чуть выше половины человеческого роста, однако с тече-
нием лет становятся все меньше) отчасти для того, чтобы изобразить ни-
чтожность человека простого, лишенного воображения, ограниченного
». И чем хоббиты занимаются? Именно: торговлей, земледелием да нехитрыми развлечениями. Типичные вайшьи.
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 15:43

цитата Zangezi

Я, кажется, доказывал, что не «попало», а изначально соответствовало антимейнстриму
Не доказывали, а заявляли. Но ВК и его автор не маргиналы, а линия зеленых полей, которые уродуют машины, настолько традиционна для английской культуры — даже прогрессист Уэллс, подаривший Туда и обратно гоблинов-морлоков, в том числе — что приставка «анти-« явно ни к чему.

цитата Zangezi

Когда ценности утопического модерна перестали быть привлекательными
Вы точно о 1950-х? ООН, антиколониализм, пенициллин, ТВ, медовый месяц ядерной энергии, космос, вакцина от полиомиелита, восстановление Европы... Закон «О чистом воздухе»

цитата Zangezi

А контр-государственность сама по себе бывает разной.
Но использовали-то выражение «отчетливо анархистский».

цитата Zangezi

И чем хоббиты занимаются? Именно: торговлей, земледелием да нехитрыми развлечениями. Типичные вайшьи.
Хоббиты — торговцы, вайшьи — земледельцы, фейерверки Гэндальфа и застолья Бэггинсов — немудреные... Да уж. По индоведению и толкиенистике Вам еще работать и работать. Для справки: эльфы Толкина — охотники, т.е., мясники, они не совершают обрядов и это всё, что следует знать насчет их брахманской природы.

цитата Zangezi

Против просвещенной монархии ни Толкин, ни прочие консерваторы никогда не имели ничего против
феерично видеть в ВК уважение к Просвещению
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 16:07

цитата ааа иии

линия зеленых полей, которые уродуют машины, настолько традиционна для английской культуры


Именно это и называется консерватизмом, в котором англичан не обвинял только ленивый. :-)))

цитата ааа иии

Вы точно о 1950-х?


Вы опять плохо прочитали. Я же писал: ««Властелин Колец» вышел аккурат к расцвету движения битников, а затем хиппи и нью-эйдж». Да, хиппи это уже 60-е, именно тогда популярность ВК и стала культом.

цитата ааа иии

отчетливо анархистский


В соответствии с цитатой Толкина: «Мои политические убеждения все больше и больше склоняются к Анархии (в философском смысле — разумея отмену контроля, а не усатых заговорщиков с бомбами)»

цитата ааа иии

эльфы Толкина — охотники, т.е., мясники, они не совершают обрядов и это всё, что следует знать насчет их брахманской природы.


Вам бы только к мелочам придираться. Еще напишите, что эльфы не брахманы, потому что тилаку на лбу не рисуют :-)))
Эльфы, как опять-таки я написал, «сказители, мудрецы и хранители порядка вещей». Этого достаточно для сопоставления (отнюдь не отождествления!)

цитата ааа иии

феерично видеть в ВК уважение к Просвещению


Просвещенный эльфийской мудростью монарх, подобный Арагорну — так вам лучше зайдет? 8-)
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 16:31

цитата Zangezi

Я же писал: ««Властелин Колец» вышел аккурат к расцвету движения битников, а затем хиппи и нью-эйдж».
Вам рассказать, когда писался и когда вышел Властелин колец? самый смак истории в том, что ВК успел к публике в зазор между новыми правыми 70-х (реакцией на которые и стал Эпический Пух Муркока) и безоговорочной левой мобилизацией 1940-х (Ширский проект Сарумана).

цитата Zangezi

Именно это и называется консерватизмом
Ничуть. К 1950-м консерватизмом было топить британские печи серным углем, качественный отправляя на экспорт. Охрана природы? Фи.

цитата Zangezi

Вам бы только к мелочам придираться.
Определяющий признак. В пролете.

цитата Zangezi

Просвещенный эльфийской мудростью монарх, подобный Арагорну — так вам лучше зайдет?
Нет особых причин утверждать, что Арагорн был просвещен или хотел реорганизовать Гондор по эльфийским лекалам. Наоборот, его указ, закрывший Шир и фармацевтическое образование... Но это отдельная история

цитата Zangezi

В соответствии с цитатой Толкина: «Мои политические убеждения все больше и больше склоняются к Анархии
Год цитаты помните?

цитата Zangezi

Эльфы, как опять-таки я написал, «сказители, мудрецы и хранители порядка вещей».
да. Вы — написали. У Толкина этого нет.
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 16:37
Ничуть не против, если вы напишите свою статью о Толкине и выразите там все, что пожелаете: и про «серный уголь в британских печах», и про «фармацевтическое образование Шира», и про «безоговорочную левую мобилизацию 1940-х». Мне все это ничего не говорит... :-)))
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 16:54

цитата Zangezi

Мне все это ничего не говорит
Понятно.
Но хоть про эльфийских индусов больше не пишите.
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 16:55
А то что будет? Ракшасов на мою голову призовете? ^_^
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 16:57
Зачем их утруждать. Позорьтесь дальше, если есть такое желание.
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 17:10
А у вас сердечко сжалось от сочувствия ко мне и затрепыхалось от желания просветить и надоумить горемычного? А я упрямлюсь, неразумный! Негодный человеческий материал, что сказать, позор будет ему поделом! :-D
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 21:34
Жалость? Банальная услуга коллеге-фантлабовцу по устранению в будущем подобных ляпов.
Не востребовано — да как хотите.
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 23:29
Спасибо, не надо. Не люблю быть должником ))
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 22:46
Вы сейчас спорите с типичнейшим «специалистом во всех областях знаний».:-) Оставьте, бесполезно. Таких горе-знатоков полон интернет.
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 23:30
Есть такое.


⇑ Наверх