Питер Акройд Хоксмур


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > Питер Акройд "Хоксмур": История двух Николасов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Питер Акройд «Хоксмур»: История двух Николасов

Статья написана 11 ноября 2021 г. 01:19

Питер Акройд «Хоксмур»

Век XVIII (самое начало): архитектор Николас Дайер получает заказ на строительство нескольких церквей в Лондоне. Никто не знает, что он оккультист и дьяволопоклонник, и у него особый замысел по поводу этих церквей — они должны стоять на местах, где когда-то находились языческие капища, и образовывать магическую фигуру на карте города. Более того, чтобы замысел увенчался успехом, при строительстве каждой из церквей должно свершиться человеческое жертвоприношение. Но все тут, конечно, далеко не так просто.

Век XX (ближе к концу): следователь Николас Хоксмур ищет маньяка, который убивает по большей части детей. Расследование буксует, так как душегуб не оставляет после себя существенных улик. Это сводит нашего следователя с ума, мир вокруг него практически искажается, но он не собирается сдаваться. Хотя никто не смог бы исключить, что связи между преступлениями и нет вовсе, и она просто пригрезилась сыщику. И опять же — все тут, конечно, далеко не так просто.

Внимательный читатель быстро увидит параллели между этими двумя сюжетными линиями. События века XVIII повторяются в событиях века XX, а события века XX отражаются в веке XVIII, и неважно, что он был раньше. Следователь Николас Хоксмур появляется на сцене далеко не сразу, но ясно же, что он будет, того требует логика повествования, насколько сновидческой она ни была бы. Дайер и Хоксмур словно двойники, две половинки одного сущего, пусть и разделенные бездной времени. При этом прототипом Дайера является реальный архитектор по фамилии Хоксмур, что явно должно еще сильней запутать даже подготовленного читателя.

(Да, кстати, упомянутые в романе церкви существуют на самом деле. Но среди них одна выдуманная.)

Питер Акройд не собирается нянькаться с читателем и настырно завладевать его вниманием. «Хоксмур» написан так, что, скорее, многих отпугнет, чем привлечет. И ладно уж с тем, что автор принципиально отказывается раскрывать карты и давать ответы на вопросы. В данном случае читатель мог бы сказать, что такими антидетективами уже никого не удивишь, Питер Акройд на этой территории далеко не первый. Да, текст предполагает наличие у читателя определенной начитанности: тогда ему будут интересны все эти гностические и оккультные рассуждения, а также поиски соответствий с реальной историей, так как на страницах романа обитает не только прикидывающийся Дайером Хоксмур, но и еще некоторое количество известных персон. Но тут можно сказать, что в практически любом небанальном тексте все отсылки расшифровать не удастся. Все-таки основная сложность тут в ином: главы про век XVIII написаны в стилистике именно что века XVIII, что крайне затрудняет чтение. Орфография и пунктуация здесь такие, что к ним приходится долго приноравливаться. К счастью, главы про век XX читаются проще не придумаешь, так что, тут у читателя будут небольшие передышки. Этот композиционный прием вполне оправдан и кажется не придуманным исключительно ради того, чтобы продемонстрировать недюжинные писательские способности Питера Акройда. Но это всего лишь очередной обман зрения, так как автор как раз утверждает, что замысел «Хоксмура» вырос из желания столкнуть английский XVIII века с английским века XX. При этом Питер Акройд замечает, что язык XVIII века богаче и живей, чем то, во что он превратился в веке XX. Так что, никто не исключает, что все эти загадки, мистика и прочая мишура были в глазах автора второстепенными аспектами повествования, потребными только для выражения стилистического замысла.

Все вышесказанное должно было указать лишь на то, что «Хоксмур» требователен к читателю, но если тот готов к внимательной работе с текстом, хочет отыскивать все эти параллели, готов порой лезть в справочники, не будет лениться разбираться в философских диспутах персонажей, то сможет получить немалое интеллектуальное удовольствие. Это как раз случай когда сюжет не просто не важен, он тут для галочки. Возможно, если бы Питер Акройд отказался от чисто детективных приемов, то стало бы только лучше. А были бы два персонажа из разных времен, петляющих в тумане, ищущих что-то, но не могущих ухватить это что-то. Более того, даже главные герои как бы и не важны (да и черт с ними, оба весьма неприятны) потому, что истинным главным героем тут является Лондон. Его улицы, площади, переулки, подворотни, пустыри и всяческие развалины, все эти церкви и старинные здания выписаны так, что на их фоне мог бы затеряться даже самый яркий герой (а тут таких не водится).

В этом отношении идеальным читателем «Хоксмура» будет коренной лондонец. Ему-то гораздо проще сориентироваться в запутанных передвижениях персонажей. Он-то сам по этим улицам ходит. И в таком контексте Питер Акройд дает ему возможность посмотреть на привычные места совсем под другим углом зрения. Как бы ни был эрудирован не принадлежащий к английской культуре читатель, он все равно не сможет ощутить всех нюансов. Вот вам и еще одно затруднение в восприятии «Хоксмура». И оно гораздо менее преодолимо, чем затруднение стилистическое. Если смотреть на текст с этой точки, то оказывается, что он еще более враждебен к читателю, чем кажется на первых страницах стилизации под прозу XVIII века.

А теперь отойдем на пару шагов назад и посмотрим на «Хоксмура» совсем уж наивным взглядом. Выкинем из головы особенности стилистики и забудем про исторические и философские подтексты. И тогда мы увидим краеведческий мистический роман. Но даже в таком случае изъян в виде провисающего сюжета будет компенсирован именно что Лондоном, который прорастает сквозь время, множится и двоится. Кто сказал, что во время прогулки по его улочкам, и впрямь нельзя затеряться во времени? Никто не исключает, что один-единственный шаг в нужном месте не перенесет вас в далекое прошлое. Ну, или в не менее далекое будущее. Отдадим должное Питеру Акройду, что, не смотря на все свои выкрутасы, он смог передать это тревожное и зыбкое ощущение, которое знакомо любому, кому приводилось заблудиться в большом городе с большой историей. И таким образом мы все же отыскали хоть что-то универсальное в этой предельно английской книге.





1071
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 ноября 2021 г. 14:29
Книжка из которой щедро черпал Алан Мур для своего комикса «Из ада».

но вот что она делает в списке ужасов для меня тайна.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2021 г. 01:08
О, как удачно я ее прочитал, учитывая, что этот комикс Алана Мура в планах на прочтение.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2021 г. 12:49
Муркок ее туда включил.
Раз:

[1985]

96
ПИТЕР АКРОЙД
Хоксмур

В начале XVIII века Николасу Дайеру, архитектору и соратнику сэра Кристофера Рена и сэра Джона Ванбруга, было поручено спроектировать и возвести семь церквей вокруг Лондона. Дайер, который заключил сомнительную фаустианскую сделку с человеком по имени Мирабилис, использует свои церкви для создания мистического проекта, включающего все пространство города. В конце ХХ века в церквях Дайера происходит серия убийств, сбивающих с толку полицию. Инспектор Николас Хоксмур, чья жизнь во многом совпадает с жизнью Красильщика, к ужасу своего начальства, навязчиво интересуется этим делом. Хоксмур уверен, что ответ скрыт среди городских бродяг и в стенах церквей. Роман Питера Экройда, удостоенный награды «Витбрэд», представляет собой ослепительную смесь литературного пастиша, исторического развлечения, тонкой призрачной и метафизической детективной истории. Акройд — романист, историк и биограф, чьими другими темами являются Оскар Уайльд, Т. С. Элиот, Томас Чаттертон, Чарльз Диккенс и Великий лондонский пожар.
В компании 99 романов ужасов оценка «Хоксмура» Питера Экройда могла бы просто свестись к перечню кошмаров, поскольку автор предлагает изобилие ужасов – как плоти, так и духа. Страшные вещи, описанные в романе, жестокость и безумие, окутанные порядком, являются лишь поверхностными проявлениями, намеками на сокровенные тайны.
Ибо в самом деле, «Хоксмур» — это тайна в архаическом смысле, заключающая в себе, как и прежде, ощущение хитроумно проявленного писательского мастерства, намекающего на более загадочные вещи; эта тайна не в последнюю очередь сводится к мрачным размышлениям об оккультном во всех смыслах.
Экройд наделен подлинным гением в области литературного пастиша, лучше всего проявившимся в исповеди Дайера, которая в яркой барочной прозе передает весь «Кошемар и Великость» Царственного Лондона. Холодная строгость современных пассажей соответствует мрачному отчуждению Хоксмура, но его Лондон остается единым целым с лабиринтом Дайера — призрачным лабиринтом, где прошлое и настоящее перетекают друг в друга в запутанных повторяющихся узорах.
Множество голосов слышится здесь, и все они говорят о том, что волнует автора; один из этих голосов, скорее всего, принадлежит Т. С. Элиоту, и его голос наиболее отчетливо выражает одержимость физическим разложением в сочетании с сексуальным отвращением и видением Лондона как «белой могилы». Образы и события, будь то случайная фраза, имя убитого ребенка, даже сюжетный поворот, перекликаются на протяжении веков, как и более тонкие нюансы характера, которые скрыты в страданиях психопата-бродяги и, что более важно, в двойственном облике Красильщика/Хоксмура. Внутри этого клубка созвучий выделяются устойчивые константы: Церкви Красильщика, построенные Светом Разума для прославления Тьмы.
Роман Экройда сам по себе является шедевром, открывающим множество перспектив, однако, хотя в книге и сияет свет Разума, но тени не рассеиваются. Бессмысленные ужасы тоже остаются постоянными во времени. Время — это действительно сущность тайны, созерцание непостижимой пустоты. Мы видим истинную неизвестность, ибо даже когда автор хитроумно постепенно раскрывает покров тайны, он обнажает окружающую бездну, не освещая ее глубины. Однако «Хоксмур» — это гораздо больше, чем интеллектуальное развлечение. Его сила и величие заключаются не столько в блестящей технике, сколько в мрачной тональности.
Если у Хоксмура есть код, то Дайер заявляет об этом в самом начале, когда утверждает: «Нет света без тьмы, и нет сущности без тени». Метафизическая меланхолия пронизывает произведение, и более того, глубокая трагедия скрыта в страданиях потерянных душ, пойманных в невидимые сети времени. В «Хоксмуре» много иронии, но мало юмора, за исключением того, который черен, как ночь.
Действительно, тьма настолько переполняет «Хоксмур», что превосходит даже заявленные намерения Экройда, создавая темное стекло, в котором мы, читатели, видим самих себя, пойманных во времени, как муравьи в янтаре. Такие тени скрывают самые низкие глубины грязи и жестокости; если это не ужас, то мне неизвестно значение слова «ужас».
Р. С. ХАДЖИ
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2021 г. 22:08
Кстати кто такой Р. С. Хаджи? Он мелькал на страницах журнала «Сумеречная зона», при этом даже его современники предположили что это псевдоним.
У него классный список «худших ужастиков всех времен и народов», местами тенденциозный (планка худшего с тех пор 100 раз пробита), но зато какой срез эпохи!


Эта подборка
https://fantlab.ru/work93...
создана в момент коммерческого пика жанра. Который кстати прошел очень быстро спустя 1-4 года после ее публикации.
Налицо стремление вписать ужасы в большой литературный процесс. Получилось что в список угодили произведения как написанные до самоопределения жанра так и откровенно постмодернистские где элемент ужаса надо еще углядеть.
Что странно список еще отмечен и как премия. Я бы попросил у Стивена Джонса объяснений, пока он жив и может внести ясность.

(отредактировано)
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2021 г. 12:50
и два:

[1985]

100

Питер Акройд
Хоксмур


В финале «Хоксмура» автор утверждает, что все совпадения с реальными людьми, живыми или мертвыми, совершенно случайны. Поскольку среди действующих лиц есть извеастные персоны восемнадцатого столетия, такие как сэр Кристофер Рен, определение «случайности», очевидно, далеко от общепринятого. Если судить по таким стандартам, «Хоксмур» был бы хроникой совпадений. Это могло бы оскорбить убежденного рационалиста сэра Кристофера, но стало бы самоочевидным утверждением для его собрата-архитектора Николаса Дайера.
Дайер — акройдова версия Хоксмура, который в истории был помощником Рена; в романе Хоксмур — современный полицейский детектив, жизнь которого связана с жизнью Дайера. Дайер живет в эпоху исследований и скептического рационализма, но с эмоциональной точки зрения остается порождением страшных лет Чумы и Большого лондонского пожара, сиротой, блуждающим среди зловонных ям, забитых мертвыми и полумертвыми. Он — опытный профессионал, его способности привлекают внимание Рена, и он быстро добивается успеха.
Ему поручили проекты семи лондонских церквей. Дружба с великими людьми, пусть и выгодная, завершилась презрением, а не благодарностью. В почтенном Королевском обществе он видит сборище позеров и шарлатанов, пытающихся измерить неизмеримое, не замечающих огромной и ужасной пустоты, окружающей их навозную кучу. Они идут рядом с ужасом и не ведают об Истине, также, как и религиозные деятели. Семь церквей Дайера будут тайно посвящены не одному богу, и тайные посвящения будут запечатаны человеческой кровью.
Ведь Николас Дайер, единственный выживший в зачумленной семье, был многообещающим учеником таинственного Мирабилиса; Дайер оказался достойным учителя и его учения: распятый Сатана является истинным Богом этого мира; Человек рождается и живет во грехе; труды древних, постигших эти истины, лежат в основе всего, что мы видим вокруг. Фундаменты церквей Дайера поднимутся, подобно кладбищенским деревьям, над бесчисленными трупами, лежащими в их тени, и храмы получат силу от мертвецов, прахом которых пропитался за долгие столетия воздух Сити. Возможно, он бы изрядно удивился, узнав, что в будущем шарлатаны часто станут разыгрывать роль Сатаны.
Время — еще одна универсальная тайна, в толковании которой Дайер расходится с членами Королевского Общества. И опять же, если бы Дайер узнал о том, что его коллеги в будущем станут выдумывать еще более невероятные теории о природе времени — его бы это позабавило. Ему предстоит извлечь из этого ужасный урок, как и его коллеге из двадцатого века, детектива уголовной полиции Хоксмура. Словно зеркальные отражения, архитектор и детектив преследуют неуловимого преступника в тени семи церквей по следам крови и смерти. Оба они все дальше отходят от своих собратьев по профессии, которые считают их по крайней мере эксцентричными, а в худшем случае — психически неуравновешенными. Хоксмур, расследуя серию явно беспочвенных убийств, сам становится подозреваемым в другом расследовании, когда он отрывается от реальности. Наконец Хоксмур и Дайер достигают кошмарного единства в своеобразном лимбе.
Лондон «Хоксмура», увиденный смятенным взглядом Николаса Дайера и холодными глазами детектива, кажется унылым местом. Шумные улицы восемнадцатого столетия представляются Дайеру только покровом для зловонной выгребной ямы человеческой низости и лицемерия. В разросшейся столице Хоксмура бродяги гадят и дерутся в развалинах или устраивают пьяные сборища у костров на прибрежных пустошах. Патологоанатомы, наследники научной традиции, беспристрастно изучают плоть жертв, их холодное спокойствие еще менее понятно, чем извращенная человечность убийцы. Подобно повторяющемуся хору Судеб, по улицам проходят дети, прежние и новые, вряд ли понимающие смысл стихов, которые они поют. В пустынных комнатах рассыпаются миры, когда внутрь проникает безумие.
Автор, поэт и выпускник Кембриджа, обращался к историческим событиям, предшествующим «Хоксмуру», в «Большом лондонском пожаре». Он также (и это кажется вполне логичным) одно время редактировал «Спектейтор» . Город и эпоха, очевидно, привлекают его интерес, хотя он видит их совершенно иначе, чем сочинитель стандартных историй о срезанных корсетах. В Лондоне Николаса Дайера ясно видны корни нашего нынешнего общества; отчуждение характерно для обоих, оно не является модным словечком двадцатого века. Остается надеяться, что Питер Акройд не расстанется с фэнтези. Жанру необходимы авторы, наделенные такой проницательностью и эрудицией.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2021 г. 22:08
Джонс пишет что это не премия, а «читательский лист + статьи иногда цитируются торговцами (наряду со справочниками других авторов)»
 


Ссылка на сообщение17 ноября 2021 г. 20:41
Да, это книга, в Англии выходила серия «100 лучших»
 


Ссылка на сообщение23 ноября 2021 г. 00:53
Большое спасибо за столь большие цитаты про рассматриваемый роман.
Было интересно их прочитать и сравнить с собственным впечатлением от «Хоксмура»)))


Ссылка на сообщение17 ноября 2021 г. 20:42
а у нас она почему-то числится как премия

https://fantlab.ru/award603


⇑ Наверх