Закончила сериал


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Завета» > Закончила сериал
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Закончила сериал

Статья написана 25 марта 2010 г. 08:01

Закончила я на днях сериал из четырех томов, которым занималась примерно полтора года (правда, с перерывами). Сериал исторического содержания, но имеет некоторое отношение к фантастике, поэтому решила здесь о нем написать.

Не так давно мне задали вопрос: «А на сколько процентов должны быть вовлечены в историю Руси лешии и кикиморы (в книге), чтобы это перешло в разряд фэнтези? Или  переход происходит сразу, как только в книге написано: «Во время поездки по лесу перед князем проскочил зверек, похожий на зайца, но опытный взгляд охотника сразу определил в нем лешего. Князь понял: недобрый знак – и не поехал с дружиной на битву, которая состоялась на Куликовом поле». Не думаю, что есть точные критерии: сколько процентов фантастики делают книгу фантастической. Я для себя определяю так:

1) Если главную суть книги составляют исторические события и исторические процессы, несколько подкрашенные фантастикой для красоты, то это исторический роман.

2) Если сюжет скорее мифологический (фантастический), но действие происходит в нашем мире в давно минувшие века, то это — историческая фантастика.

3) А если и мир вымышленный, то просто фэнтези.

Сериал, о котором я хочу загодя поведать миру (ибо выходить он будет долго и медленно), относится к первому разряду. Называется он «Огнедева». Сие непонятное слово является одним из наименований богини солнца (наряду с именами Солнцедева, Солнцева Дева и так далее). О самом этом понятии А. Н. Афанасьев пишет, что солнце, как и другие светила и небесные явления, в народной культуре могут представать персонажами как мужского, так и женского пола; древнерусские книжные формы «слъньце» и «сълъньце» образованы при помощи суффикса уменьшительно-ласкательной формы «-це», а если его отбросить, то получим первообразные женские формы «слънь» и «сълънь», то есть «слонь» и «солонь». Эти же формы сохранились в словах «посолонь», «противусолонь», «солоноворот». А значит, ничто нам не мешает предположить, что кроме широко известных мужских божеств в лице Дажьбога, Хорса, Ярилы (по разным точкам зрения) солнце могло выступать и в образе богини Солонь. Причем образ ее можно найти и в сказках, и в узорах народной русской вышивки, в образцах которой, бывает, запечатлены целые мифы очень мохнатой древности.  

Действие сериала занимает пять лет, с 890-го по 895-й год и происходит на территории будущего Древнерусского государства – от Ладоги до Киева. Из широко известных исторических событий там представлены два: появление на землях северной Руси некоего Рюрика и поход Олега на Киев с целью его захвата. Обо всем этом писали уже многократно, но смею надеяться, что моя трактовка событий не похожа на прежние. Во-первых, мои персонажи всегда живут как нормальные живые люди, а не как персонажи учебника или даже памятники в бронзе. А во-вторых, я почти не опираюсь на сюжеты из летописей, что делают все остальные. Почему? Да потому что версии летописей или малодостоверны и полны логических неувязок, либо просто ложны. Как это касается того же похода на Киев. В  «Повести Временных Лет» сказано:

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа.

Все бы хорошо, но к какому Смоленску он пришел, если Смоленска-то не было? Современный город Смоленск существует никак не ранее чем с первой половины XI века. Во времена князя Олега, то есть в конце IX века, в окрестностях нынешнего Смоленска существовало довольно много поселений, в основном сел, но, может быть, и одно укрепленное – на реке Свинке, примерно в 16 километрах от современного Смоленска.  Может быть, речь шла о нем? Но тогда неправда то, что Олег «принял власть» и «посадил своего мужа» (то есть посадника, какого-то из своих представителей). Почему? Потому что, по данным археологии, до самой середины Х века округой будущего Смоленска управляла знать, выросшая на местном корне, и жила независимо от Киева. В 950-х годах разразилась война, постройки сгорели в пожаре и были засыпаны землей, местная знать улеглась в особый тип курганов, и только после этого в культурном слое появляются вещи, принадлежащие южной дружинной культуре – то есть только после 950-х годов в районе Смоленска утвердилась власть Киева, причем в результате настоящей войны.    И командовала в этой войне, судя по датам, вероятно, княгиня Ольга с сыном Святославом, но уж никак не Олег, исчезнувший с исторической сцены лет за сорок до того. Конечно, попасть с Волхова на Днепр он едва ли смог бы, минуя его верховья, но насчет «принял власть» – это летописец слегка опередил события. Лет на семьдесят. По каким причинам и из каких соображений летописцы искажали истину – сейчас не будем об этом рассуждать. Но как все было на самом деле, я слышала от археологов, которые сами Гнездовский комплекс копают, и беседа походила непосредственно на валу городища на Свинке. Лично для меня это источник более достоверный. И так во всем – чем больше подробностей пытаешься уточнить, тем менее внушает доверие то, что поначалу казалось незыблемой истиной. Кстати, и даты в начальной части летописи (до начала 11 века) расставлены чисто умозрительно, поэтому не надо удивляться, что Рюрик явился не в 862-м году, Олег на Киев пошел не в 882-м.

Да, но когда я говорила о фантастических элементах, я имела в виду не это. Фантастического элемента чисто по объему столько, что сериал мог бы претендовать на звание фантастического. Но не будет, потому что главное в нем все-таки – исторический процесс. А фантастика заключается в широком использовании того явления, которое обычно называют шаманизмом. Я понимаю, что «шаманизм Древней Руси» – это звучит парадоксально. А между тем – почему нет? Если мы сравним основные положения шаманизма с содержанием волшебных русских сказок (того же Афанасьева), то найдем огромное количество общего. Основные признаки шаманизма, известные многим народам:

– вера в духов, которые могут вступать в контакт с людьми, помогать или вредить им;

– представление о многоуровневом строении вселенной, включающем так называемую третью реальность – единый мир богов и духов, куда может попасть шаман, достигший измененного состояния сознания.

Причем для попадания туда шаману вовсе не обязательно бить в бубен, падать без чувств или применять какие-либо наркотические средства – детали, которыми оформлено духовное путешествие, зависят от индивидуальных особенностей шамана и традиций его культуры.

Прямых указаний на экстатические практики у славян не имеется. В «Слове о полку Игореве», правда, есть намеки на то, что вещий Боян совершал путешествие по «мысленну древу», принимая облик волка, белки и орла, но доказать, что имелось в виду именно шаманское путешествие, здесь нелегко. В то же время в русском фольклоре очень  широко известен сюжет о неких духах (чертях – кстати, «черт» — языческое понятие, поэтому книжники раннего средневековья этого слова избегали), которые находились в услужении у колдуна. Если же мы возьмем волшебные сказки, то найдем там практики духовного путешествия в иные миры почти в чистом виде: герой при помощи духа-помощника (серого волка или коня) переносится в волшебные царства, в небесные или подземные миры, выполняет там свои задачи и возвращается домой. В волшебном царстве (которое нередко располагается глубоко под землей) он  встречает некие существа, борется с ними, одолевает и заставляет служить себе. «Не стреляй в меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь». Перед нами – описание шаманского путешествия в третью реальность и взаимодействия с населяющими ее духами. Возможно, первые поколения рассказчиков знали о том, что это описание духовного путешествия, предпринимаемого в каких-то ритуальных или магических целях, но по мере разложения традиции сюжет стал восприниматься в физическом, то есть небывалом, сказочном смысле.

Или такой, например, факт. Недавно прочитала, что у сибирских народов было понятие «тын бура», которым обозначалось ездовое животное шамана — конь, из чьей шкуры сделан бубен, который переносит шамана в иной мир (и еще несколько аспектов того же плана). Автор книги этого не писал, но я сразу вспомнила, как зовется волшебный конь русских сказок — Сивка-Бурка Вещая Каурка (Воронко). Сивый — знак принадлежности в иному миру, вещий — понятно. А ведь этот конь как раз и является из иного мира и сам имеет явно волшебный облик. А «использование» его сопровождается убийством обычной лошади и сдиранием с нее шкуры. Совпадение практически полное, хотя общих слов в русском и алтайских языках быть вроде не должно. Но ведь есть. На эту тему можно еще очень много сказать, материала огромное количество, но главный вывод таков: среди древнерусских волхвов наверняка имелись те же самые шаманы, только назывались по-другому. Возможно, кудесники. И вот эти шаманские практики и составляют как бы фантастический элемент данного сериала. Но введен не фантастики ради, а совсем наоборот, для правды жизни!

В романе даны описания исторического облика и значения Ладоги, округи озера Ильмень (без Новгорода, который появился полвека спустя), района нынешнего Смоленска, описан «путь из варяг в греки» со схемой волоков, Киев, Коростень. С Киевом беда: вроде мать городов и все такое, а начнешь искать, что там найдено за конец 9 века – да почти ничего! Ни теремов, ни садов, на Подоле найдена одна постройка доолеговых времен – что не мешает некоторым исследователям писать о «регулярной уличной застройке Подола»! Как в одном здании можно увидеть регулярную уличную застройку – мне не ясно. Вот где фантастика! Описаны вещи, о которых мало кто знает – например, голядские племена, родственники литовцам, которые жили вокруг того же Смоленска, не теряя национального своеобразия, аж до 13 века. Или о том, что в Ладоге некий конунг по имени Ингварь правил… еще в 770-х годах – если можно верить «Саге о Стурлауге», действие которой датируется примерно этим временем.

Но все это, разумеется, подано там не само по себе, а в тесной связи с судьбами героев – как исторических личностей, так и выдуманных. Есть там и про войну, и про любовь, и разные народные игрища. С одной стороны, я понимаю, что много этнографии ни к чему – это не всем интересно, поэтому стараюсь давать только необходимый, с моей точки зрения, минимум, дополняющий образ эпохи. А с другой – спроси любого, что он знает о празднике Купалы: в лучшем случае скажет, что надо прыгать через костер. А в чем смысл-то всего этого?   Как в ДМБ: «Суслика видишь? – Нет. – И я не вижу. А он есть!»

Издавать это будет «Книжный Клуб Семейного досуга». Планы на выход пока следующие:

Книга 1 – «Огнедева», июль 2010

Книга 2 – «Путь Огнедевы», январь 2011

Книга 3 – «Кольцо Огнедевы», пока неведомо

Книга 4 – «Весна Огнедевы», пока неведомо

Названия построены на одном и том же слове с целью намекнуть, что это части сериала. От общего названия для сериала мы вообще отказались, не сойдясь во мнениях.





297
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 марта 2010 г. 08:07
Замечательно, будем ждать книг и читать пока другие ваши книги :-)

Мне должен наконец прийти заказ с Озона с Сокровищем Харальда :cool!:


Ссылка на сообщение25 марта 2010 г. 08:12
Очень интересно будет почитать...:-)


Ссылка на сообщение25 марта 2010 г. 15:04
Очень, очень интересно, будем ждать. Но четыре романа за полгода — это просто невероятно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 марта 2010 г. 16:01
За полтора года. Все-таки приличнее, хотя я уже поняла, что такую скорость надо скрывать, а не то посчитают халтурой по определению. Но если я знаю материал и знаю, что мне с ним делать, зачем выжидать, пока все идеи прокиснут?
 


Ссылка на сообщение25 марта 2010 г. 16:45
Простите, глупая опечатка. Полтора года, конечно. Но это все равно рекордно быстро!


Ссылка на сообщение25 марта 2010 г. 23:42

цитата Завета

Я понимаю, что «шаманизм Древней Руси» — это звучит парадоксально. А между тем — почему нет?

Больно уж слово неславянское. Лингвистический диссонанс.

цитата Завета

Возможно, кудесники.

А не волхвы?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2010 г. 08:21
Но я же в тексте романа не употребляю слово «шаманизм». Волхвы, кудесники и все такое...
 


Ссылка на сообщение26 марта 2010 г. 18:28
То есть волхвы в принципе годятся. Это я и хотел узнать.
(А что «шаманские» практики, вероятно, бытовали, это выглядит довольно правдоподобно).


Ссылка на сообщение1 апреля 2010 г. 11:41
Примите поздравления! Такую большую работу завершили:cool!:
Про шаманство уже не в первый раз встречаю, но, если не считать что термин режет ухо, то и правда должны были быть шаманы — ведь много где были подобные практики (если судить по народам, сохранившим свою культуру или хотя бы память о ней), так что нет оснований полагать что у нас не было.

P.S.: Очень заинтересовало про вышивки. А есть в интернете об этом материал (или книги какие-нибудь)?^_^
Про летописи еще. Когда-то давно была программа искатели (она конечно не научная). Там пытались отыскать альтернативные летописи, чтобы узнать, насколько они отличаются от «официальных». Там упоминалось, что летописи сильно «уточнялись» под запросы политической ситуации.:box:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2010 г. 12:24
Спасибо.

Насчет шаманства я сама удивилась: в сказке четко написано, что прежде чем сесть на Сивку-бурку, Иван три раза предварительно убивает простую кобылу и сдирает с нее шкуру. Спрашивается, зачем лишнее зверство? Сказка просто потеряла промежуточный этап — натягивание шкуры на бубен, при помощи которого и вызывается волшебный конь-помощник. Но сама схема сохранилась очень четко, а значит, существовал и вся система. Не могло же такое возникнуть само по себе, без связи с полным комплексом представлений. Хотя я вовсе не любитель искать северную Гиперборею и прочие сенсации. Но вот же оно есть, в сказке написано!

Про вышивки у меня есть хорошая книга Марины Качаевой «Сокровища русского орнамента». В интернете не знаю. Опять же — если система сохранялась в течение примерно тысячи лет, в течение которых народ практически забыл смысл узоров — какой же глубины и прочности были эти представления!
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2010 г. 19:22
Спасибо8-)! Есть в интернете: http://www.radosvet.net/slav/...

А что за сказка? Я в детстве много их перечитала, там разные условия были, чтоб куда-то попасть, но про три шкуры не помню???
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2010 г. 07:40
«Сивка-Бурка» из афанасьевского сборника


⇑ Наверх