Клиффорд Саймак


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Клиффорд Саймак «Город».
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Клиффорд Саймак «Город».

Статья написана 14 августа 2021 г. 15:46

Про собачек и людей.

Роман Клиффорда Саймака «Город» был впервые опубликован после Второй мировой войны в 1952 году. Он состоит из цикла рассказов, которые писались в военный период с 1944 по 1951 год. Эти восемь рассказов, наполненных беспокойством о судьбе человечества, писатель объединил в роман. В 1973 году был написан и опубликован девятый рассказ — «Эпилог».

В итоге роман состоит из следующих глав-рассказов, объединённых общими комментариями:

* Город» (1944)

* «Берлога» (1944)

* «Перепись» (1944)

* «Дезертирство» (1944)

* «Рай» (1946)

* «Развлечения» (1946)

* «Эзоп» (1947)

* «Простой способ» (1951)

* «Эпилог» (1973)

Каждый из этих рассказов показывает цивилизацию в непростой, «ключевой» момент своего развития. В тот момент, когда необходимо принять судьбоносное решение. И вроде бы каждый раз такое решение выглядит правильным. Но в итоге приводит к развалу и увяданию.

Безусловно война, на которой погибло более 70 млн. людей, и ожидания новой, ещё более страшной ядерной бойни, отразилась на настроении романа.

Собственно два великих романа фантастики двадцатого века «Город» Клиффорда Саймака и «Марсианские хроники» Рэя Бредбери говорят об одном и том же: любая цивилизация хрупка и неминуемо начинает уничтожать сама себя. Это происходит с такой же неотвратимостью, как весну сменяет лето и осень, а затем приходит зима.

В «Марсианских хрониках» уцелевшее человечество селится на останках другой, погибшей марсианской цивилизации.

У Саймака на месте марсиан оказывается человеческая цивилизация, на её призрачных останках селятся разумные собаки, а за ними и другие существа. Последними в цепочки оказываются муравьи, но и они гибнут.

Процес «гибельной эволюции» занимает тысячелетия, и человечество исчезает, превратившись с помощью генной инженерии в существа иной расы, обитающей на Юпитере. Писатель оговаривается, что человечество приобретает рай, за счёт собственной смерти. Явление знакомое.

«Город» — выдающаяся литература, которая конечно относится не только к жанру фантастики. Роман насыщен смелыми философскими и нравственными идеями. Он пронизан гениальной интонацией неумолимого увядания. Которое служит предвестником нового этапа, новой жизни, но уже на другом уровне. Здесь, на примере отдельной семьи (Вебстеры) показана старость человечества. Это «осень патриарха» , пора мудрости и усталости, пора неизбежной смерти, когда уже ничего нельзя изменить, а можно лишь настроиться на вечный круговорот вселенской жизни.

В 1953 году роман был завоевал «Международную премию по фантастике» в категории художественной прозы.

Думаю, роман не предназначен для широкой аудитории. Во первых: он — грустный. Во-вторых — философский. Вдобавок автор пользуется лексикой, вызывающей справедливое замешательство современного человека:

В тексте отсутствует мат и шутки ниже пояса. Читатель не найдёт в книге детективный сюжет, крутых парней и ещё более бесшабашных девчонок. Даже нет никакого насилия и крови.

Повествование, по-существу идёт с точки зрения историков-литературоведов из расы собак и очень старого робота.

Однако, многие ( в том числе и я) полагают, что это один из лучших романов философской фантастики 20-века. Думаю, сейчас наша цивилизация переживает сложный период своего развития, и возможно необходимо вновь перечитать эту непростую книгу.

На русском языке роман впервые был издан в 1974 году (отмечу отличный перевод Льва Жданова) в серии «Библиотека современной фантастики» , позднее переиздавался множество раз.

В заключение несколько слов о литературном языке романа. Несмотря на апокалипсическую направленность сюжета, литературный язык книги на удивление романтичен и даже лиричен. Фразы ёмкие, лаконичные, но позволяют читателю «погрузиться» в атмосферу событий. И возможно в этом очарование. Понимаешь, что за неизбежным финалом обязательно приходит возрождение. И это радует.





1836
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 августа 2021 г. 16:10

цитата

У Саймака на месте марсиан оказывается человеческая цивилизация, на её призрачных останках селятся разумные собаки, а за ними и другие существа. Последними в цепочки оказываются муравьи, но и они гибнут
простите... но.. Люди не гибнут они переселяются на Юпитер. Собаки и часть людей а так же мутанты тоже не гибнут они уходят в параллельные миры. Гибнут муравьи. Но.. Гибнут они в последнем рассказе. Написанном гораздо позже..
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 августа 2021 г. 16:17
Вы правы, они переселяются на Юпитер, но не как человеческая раса. Скорее, как новая человеко-юпитерская раса. Я понимаю это, как новый уровень развития, этакая жизнь после смерти. Но конечно это моё восприятие.
 


Ссылка на сообщение14 августа 2021 г. 16:18
Хм... никогда в таком разрезе не рассматривал. И да я целиком на стороне Фаулера в споре с Вебстером
 


Ссылка на сообщение14 августа 2021 г. 16:23
Думаю, этот роман — философская притча, и как у всякой притчи у него много толкований. У древних суфиев был метод воспитания учеников, где рассказывались притчи, оканчивающиеся вопросом, а не ответом. Мне симпатичен такой подход. Каждый человек — своя вселенная, и каждый находит свой ответ)
 


Ссылка на сообщение14 августа 2021 г. 17:19

цитата Vadimnet

Каждый человек — своя вселенная, и каждый находит свой ответ)
Согласен:-)
 


Ссылка на сообщение15 августа 2021 г. 04:53
Если мне не изменяет память, часть людей была переселена в «мир гоблинов», некоторые остались спать в Женеве. Да и муравьи вроде не погибли.
 


Ссылка на сообщение16 августа 2021 г. 21:47
В мире гоблинов вроде они таки все вымерли.
 


Ссылка на сообщение17 августа 2021 г. 13:02
Муравьи гибнут тутэпилог написан значительно позже и часто просто не включается в книгу..
 


Ссылка на сообщение17 августа 2021 г. 14:13
Спасибо, нашёл эпилог. Его я действительно не читал.


Ссылка на сообщение14 августа 2021 г. 16:13
Собственно роман не грустный совсем он утопичный.. увы так хорошо не может быть никогда...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 августа 2021 г. 16:20
Вы знаете, у каждого своё восприятие. Наверное, для вас роман такой, каким вы его видите. И это правильно. Я не люблю критиков, которые навязывают своё мнение. Для меня и «Марсианские хроники» и «Город» — светлая грустная лирика…)
 


Ссылка на сообщение14 августа 2021 г. 16:20
:beer:


Ссылка на сообщение14 августа 2021 г. 23:31

цитата

один из лучших романов философской фантастики 20-века.


Где там философия? Саймак просто грустеня сладкий.

цитата

грустно кивает головою сладенький грустеня Гришка Вец. ...


Ссылка на сообщение15 августа 2021 г. 02:28
Спасибо! Хорошая статья — чётко структурированная, лёгко воспринимается. В принципе, как и произведения Саймака. Есть в его творчестве грусть, безусловно. Но эта грусть светлая, не давящая. Сколько у Саймака читал произведений — ни разу не было скучно. А уж человеколюбия — хоть отбавляй! Надо перечитать, уже давно об этом думаю.


Ссылка на сообщение15 августа 2021 г. 06:18
На мой взгляд, «Город» — самое лучшее произведение Саймака.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 августа 2021 г. 12:02
Я тоже так думаю)


Ссылка на сообщение15 августа 2021 г. 14:59
При первом прочтении несколько позабавила идея Саймака о том, что в будущем из городов все переместятся в отдельные дома сельского типа и будут до работы на вертолетах летать. Видимо, не хотел главный «провинциал» американской фантастики верить в урбанизацию, не угадал
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 августа 2021 г. 15:52
Постиндустриализация — вполне себе реальный современный сценарий развития общества.
 


Ссылка на сообщение15 августа 2021 г. 19:30
Поддерживаю :beer:
 


Ссылка на сообщение15 августа 2021 г. 22:01
Только, при всей моей любви к творчеству Саймака, надобно сказать, что деурбанизация проходит совсем не так, как её себе представлял автор 75 лет назад.
Средний класс переезжает в пригороды, а в мегаполисах остаются люди с низким достатком.


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 10:55

цитата

Думаю, роман не предназначен для широкой аудитории.

цитата

На русском языке роман впервые был издан в 1974 году (отмечу отличный перевод Льва Жданова) в серии «Библиотека современной фантастики» , позднее переиздавался множество раз.

Вам не кажется, что Вы сами себе противоречите? ;-) Вышедшие только за последнее десятилетие тиражи романа приближаются к 20 000 экземпляров! Не «1984», разумеется, но и «не предназначенным для широкой аудитории» роман назвать трудно 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 13:33
Вы конечно правы, противоречие налицо. Но я пишу своё мнение, которое имеет право быть спорно. На мой взгляд: ПЕРЕИЗДАВАТЬ книгу и ПОНИМАТЬ её читателями — совершенно не одно и тоже. ПОПУЛЯРНОСТЬ и ПОНИМАНИЕ тоже не одно и тоже. Я беседовал со многими читателями, которые в восторге от «Сто лет одиночества» (объективно хорошая книга). Они вообще не понимают о чём книга. Просто, много лет назад знаменитый актёр сказал, что это его любимая книга. И пошло… Каждый считал своей необходимостью прочитать.
Люди в восторге от Дугласа Адамса ( действительно замечательный, но очень сложный писатель). Спросите, что они поняли? И вам скажут: «Вообще- прикольно».
Про Фолкнера лучше вообще не вспоминать.
Это были примеры про великих писателей. А есть и наоборот. Возьмите «Зулейку» или «Лавра». Их переиздают на 70 языках всех народов мира. И о чём это говорит?
Поэтому, когда я пишу «книга не предназначена для широкой аудитории», имею ввиду, что она сложновата для среднего читателя…
 


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 13:44
В такой трактовке — пожалуй :beer:
 


Ссылка на сообщение19 августа 2021 г. 14:44
:beer:


Ссылка на сообщение26 августа 2021 г. 12:40
Робот Дженкис в цикле вовсе не добрый домашний слуга, как многим кажется. Он трижды всех предал. Если в первый раз это ещё можно списать на случайность, то переселение людей в мир гоблинов и скрыть средство борьбы с муравьями это его сознательное решение. Почему он собственно решил, что должен и имеет право решать за всех, что правильно, а что нет?!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2021 г. 16:15

цитата Кропус

Почему он собственно решил, что должен и имеет право решать за всех, что правильно, а что нет?!

Потому что он берёт пример с человека — со своего создателя.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2021 г. 14:30
Полностью согласен):beer:
 


Ссылка на сообщение28 августа 2021 г. 01:35
1.Как раз в цикле в новелле «Рай» Вебстер отказывается от идеи застрелить Фаулера и тем самым нейтрализовать идею исхода на Юпитер. То есть отказывается решать за всех.
2. Кстати, у меня сложилось впечатление, что исход с перенаселённой Земли осуществляется наугад. «Может быть мир куда ты попадёшь будет почти ничем не отличаться от нашего». («Простой способ») Что значит может быть?
 


Ссылка на сообщение28 августа 2021 г. 21:02
Интересное наблюдение)


Ссылка на сообщение29 августа 2021 г. 10:40
1. И главный вопрос: если был разведчик из мира гоблинов, то почему не было массового вторжения. Ведь группу людей переброшенных Дженикинсом гоблины, как я понял, в конечном итоге схарчевали. Почему же не было вторжения? Ведь лук Питера реального вреда твари не причинил, её просто его эмоции напугали. Но это не помешало гоблинам в конечном итоге скушать людей.
2. Некоторые миры псами закрыты. В некоторых случаях причина запрета забыта. Так, что нельзя отправить разведчиков, посмотреть, что там? У них, что начисто нет любопытства?
К тому же опасность, если она есть, может и выбраться за пределы одного мира, те же гоблины.
3. Почему в «Эпилоге» после исхода псов, никто из них не вернулся, что бы проведать Дженикинса? (Ещё один довод, что прыжок происходит на угад, но этому противоречит существование закрытых миров, вот и понимай, как хочешь.)
4. Суперпацифистская цивилизация псов существует только потому, что ни разу не встретилась с реальной опасностью, с агрессором который может перемещаться между мирами (опять вопрос гоблинов).
4. Возможность, что люди уцелели всё таки есть. В какой-то новелле упоминается посланный за пределы системы звездолёт, с которым утрачена связь. Но если он не погиб. Допустим, просто повреждена двигательная установка, и он не может затормозить двигаясь с субсветовой скоростью. ( Как у Пола Андерсена в «Тау-0».) Тогда он ещё может вернутся, через несколько лет бортового времени и много тысяч лет по земному. Одно время я даже хотел написать подобное продолжение, даже начало придумал. Один из псов нарушает запрет проникая в изначальный мир, и тут древний звездолёт. При чём запрет нарушен не просто так, появился реальный враг и пёс хочет найти древнюю мудрость.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 августа 2021 г. 22:46
Чувствую, вы глубоко разобрались с романом) Интересно было бы ваше продолжение…


Ссылка на сообщение12 сентября 2021 г. 12:27
Отличная рецензия. Спасибо, с удовольствием читаю роман!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2021 г. 15:43
Спасибо за добрые слова)


⇑ Наверх