Michael Moorcock, James Cawthorn «Fantasy: The 100 Best Books», 1988, 1991, 2016. Перевод А.Сорочана
Предисловие
Вся литература — это фэнтези. Во всех своих формах, включая исторически совсем недавний «реалистический» роман, она основана на человеческой потребности фантазировать. В течение некоторого времени, когда под давлением новой грамотной публики формировалась популярная художественная литература, этот термин применялся исключительно к историям, которые касались атавистических страхов и как будто опровергнутых верований. Публика с восторгом принимала частных детективов, разгадывавших дьявольски сложные тайны, несмотря на многократные удары по голове и ошеломляющие дозы алкоголя; ковбоев, которым никогда не приходилось подсчитывать количество боеприпасов; любовников, самые интимные проблемы который были связаны с чековыми книжками — но эта же публика возмущалась неправдоподобием космических путешествий и сверхъестественных сюжетов. Нынешнее содержание книжных полок свидетельствует о том, что эти предрассудки постепенно исчезают.
Если вся литература — это фэнтези, то как же можно выбрать сто лучших книг? Читатель не найдет в нашем списке ни «Крошку Доррит», ни «Кровь на Луне», ни «Высокое окно» — да читатель и не ожидает этого. Фантазия превратилась в «фэнтези». Единственный вопрос, помимо достоинств выбранных книг, вероятно, будет сводиться к тому, не следует ли некоторые из названных книг отнести скорее к другой подкатегории, НФ. Ответ, если исказить фразу американского критика, прозвучит так: «Фэнтези — то, на что я указываю, когда произношу это слово».
Широкое общественное признание заставило издателей и авторов работать энергичнее. Совладать с потоком драконов, единорогов, магов и черных мечей, захлестнувшим книжные магазины, попросту невозможно; вал фэнтези конца 80-х годов представлен одним-единственным произведением, «В ожидании кого-то повыше». Большинство отобранных книг куда старше — они относятся не столь плодовитым временам. Чрезвычайно полезным побочным эффектом бума стало возвращение к читателю таких раритетов, как «Путешествие к Арктуру» и «Женщина-призрак» Линдсея и романы Уильяма Хоупа Ходжсона. Однако, читая энциклопедию Монтегю Саммерса «Готический поиск», я почти радуюсь тому, что большая часть литературы последних двух столетий уже недоступна. Всему есть предел.
В одном из ранних томов серии «100 лучших» Х. Р. Ф. Китинг говорит, что он исключил некоторые книги, потому что теперь они почти недоступны. В данном издании мы придерживаемся противоположной точки зрения в надежде, что это поможет возродить интерес к забытым произведениям и побудить их к переизданию. Примером может служить «Караван в Китай» покойного Фрэнка Стюарта. Книга, опубликованная в начале Второй мировой войны, была практически вычеркнута из истории последующими событиями, как и многие другие книги того времени. Мой собственный экземпляр, обнаруженный после войны, — единственный, который мне случалось видеть, как и мой экземпляр (ныне утраченный) «Слона в самолете» того же автора.
Это поистине удручающий факт: качество книги не спасает ее от забвения. Книга Мориса Ричардсона «Деяния Энгельбрехта» была переиздана в 1977 году ограниченным тиражом в мягкой обложке; несомненно, ее нужно выпустить в более амбициозном формате. Масштабные фантазии Уильяма Хоупа Ходжсона фактически исчезли в его родной Британии на долгие десятилетия; до недавнего времени было доступно только превосходное американское издание «Аркхэм хауз». Книга Джека Вэнса «Умирающая Земля» приобрела очень большую популярность у тех читателей, которые пропустили первое издание в 1950 году, но им пришлось ждать двенадцать лет, чтобы получить второй шанс.
Многочисленные упоминания о фильмах — это результат взросления в то время и в том месте, где радио и кино были главными семейными развлечениями. Тогда меня меньше беспокоило воздействие фильмов на детскую психику; поэтому мне было три года, когда я увидел Кинг-Конга, который оказался первым в череде мумий, оборотней, вампиров, зомби и других будущих культовых фигур. Позже, узнав, что они в основном появляются из книг, я был заинтригован и озадачен несоответствием литературных и кинематографических ужасов. Чуть позже я ознакомился со странной философией кинематографистов, и некоторые расхождения стали понятны.
Оглядываясь назад, могу сказать, что тогдашние книги и фильмы кажутся вполне здоровыми по сравнению с нынешними творениями, как бы решительно нас ни стремились напугать. Все еще оставаясь под влиянием традиций девятнадцатого века, писатели и режиссеры, сдерживаемые моралью своего времени, использовали окольные ходы, чтобы усилить воздействие — всего, что ползло, прыгало, кралось или парило в темных уголках их фантазий. Теперешние авторы могут идти напролом, вызывая скорее тошноту, чем нервную дрожь, и заменяя комнату с привидениями скотобойней. Излишество стало нормой; серия Спилберга об Индиане Джонсе якобы задумана как дань уважения субботним утренним сеансам его детства, а на самом деле это дорогостоящее упражнение в бессмысленном садистском насилии. Широко распространенная обратная связь между книгой и экраном — часть все возрастающего давления на аудиторию.
Выбор, сделанный в предлагаемой книге, естественно, отражает это мнение и эти взгляды, но обеспечивает, полагаю, интересный срез жанра. В конце концов, все подобные списки остаются очень личными — и, как оказалось, выбор в основном делает один человек, а не двое…
Джеймс Кауторн
================================================================
(издание 1991 года)
Сначала издательство «Ксанаду» заказало эту книгу мне, но стало очевидно, что из-за других обязательств я не смогу в обозримом будущем закончить работу, мы с издателями пришли к соглашению, что к делу подключится Джеймс Кауторн. Мы не смогли бы найти никого, кто так хорошо подготовлен и достаточно начитан; и я полагаю, что его текст —значительная часть книги, включая фрагмент о некоем альбиносе — подтверждает наше суждение: его эрудиция, опыт и остроумные и взвешенные суждения неизменно впечатляют.
Впрочем, меня это нисколько не удивило. Я работаю с Джимом уже более тридцати лет, сначала в таких фэнзинах, как «Берроузиана», позже в «Приключениях Тарзана», а затем в «Новых мирах», где регулярно публикуются его рецензии и прекрасные иллюстрации. Мы также были соавторами повести о Секстоне Блейке «Карибский кризис», вместе писали «Далекие солнца» для «Иллюстрейтед уикли оф Индиа» и вместе работали над сценарием киноверсии романа Берроуза «Земля, забытая временем». Единственное, что меня разочаровало — здесь не нашлось места «Лесу мифаго» и/или «Лавондисс», хотя я уже писал о «Лесе мифаго» в аналогичном издании, «Ужас: 100 лучших книг». Но в целом я скорее рад, что обстоятельства заставили Джима, а не меня, проделать работу над книгой: я считаю, что получилось гораздо лучше, чем я мог бы сделать в одиночку; убежден, что благодаря ему эта книга останется ключевым источником, когда другие справочники по литературе фэнтези будут позабыты.
Майкл Муркок
==================================================================
Дополнения и благодарности
Отобранные книги представлены в «условной» хронологической последовательности — «условной», потому что иногда трудно точно определить, к какому году относится тот или иной текст. Например, рассказы Кларка Эштона Смита о Зотике не были собраны вместе до 1970 года, но в основном были написаны в 1930-х; но важнее всего то, что они очень тесно связаны с 1930-ми, и к этому времени рассказы и отнесены в настоящем издании. В некоторых других случаях рассказы появлялись в журналах за некоторое время до того, как обретали книжное воплощение, поэтому внимательный читатель иногда заметит несоответствия между датой в верхней части эссе и датой в библиографических деталях в конце, где перечислены только первые книжные издания (сначала идет «настоящее» первое издание, а затем первое заокеанское издание, если оно есть). Эту информацию любезно предоставил Джон Клют.
Мы также благодарны Дейву Бриттону, Чарльзу Партингтону и издателю за советы и экземпляры труднодоступных книг; нашим семьям и сотрудникам Центральной библиотеки Гейтсхеда, а также всем тем, кто оказал нам поддержку. Статья, посвященная роману Тома Холта, впервые опубликована в «Лос-Анджелес Таймс» в 1988 году.
Все ошибки, особенно по части фактов и вкуса — исключительно наши собственные.
=====================================================================
Список статей:
(год, порядковый номер в книге, автор, название произведения, страница в книге)
1726, 1, Джонатан Свифт, Путешествия Гулливера, 17
1765, 2, Хорас Уолпол, Замок Отранто, 20
1786, 3, Уильям Бекфорд, Ватек, 24
1796, 4, Мэтью Грегори Льюис, Монах, 27
1818, 5, Мэри Шелли, Франкенштейн, 30
1820, 6, Чарльз Роберт Мэтьюрин, Мельмот Скиталец, 33
1838, 7, Эдгар Алан По, Повесть о приключениях Артура Гордона Пима, 36
1843, 8, Чарльз Диккенс, Рождественская песнь в прозе, 39
1847, 9, Эмили Бронте, Грозовой перевал, 42
1851, 10, Герман Мелвилл, Моби Дик, 46
1864, 11, Дж. Шеридан Ле Фаню, Дядя Сайлас: история Бартрам-Хо, 49
1865, 12, Льюис Кэрролл, Приключения Алисы в Стране Чудес и в Зазеркалье, 52
1884, 13, Эдвин Э. Эбботт, Флатландия, 56
1886, 14, Генри Райдер Хаггард, Она, 59
1886, 15, Роберт Луис Стивенсон, Доктор Джекил и мистер Хайд, 62
1888, 16, Ричард Гарнетт, Сумерки Богов, 65
1891, 17, Уильям Моррис, Повесть о Сверкающей Равнине, 68
1891, 18, Оскар Уайльд, Портрет Дориана Грея, 72
1897, 19, Брэм Стокер, Дракула, 76
1898, 20, Генри Джеймс, Поворот винта, 79
1908, 21, Гилберт Кит Честертон, Человек, который был Четвергом, 82
1908, 22, Уильям Хоуп Ходжсон, Дом на краю, 85
1909, 23, Марджори Боуэн, Черная магия, 88
1911, 24, Макс Бирбом, Зулейка Добсон, 91
1911, 25, Эдгар Райс Берроуз, Принцесса Марса, 95
1912, 26, Эдгар Райс Берроуз, Тарзан из племени обезьян, 98
1912, 27, Артур Конан Дойл, Затерянный мир, 101
1912, 28, Уильям Хоуп Ходжсон, Ночная Земля, 104
1915, 29, Шарлотта Переркинс Гилмен, Её земля, 107
1918, 30, Фрэнсис Стивенс, Цитадель страха, 110
1920, 31, Дэвид Линдсей, Путешествие к Арктуру, 113
1922, 32, Эрик Рюкер Эдисон, Змей Уроборос, 116
1922, 33, Дэвид Линдсей, Женщина-призрак, 119
1922, 34, Дэвид Гарнетт, Женщина-лиса / Человек в зоопарке, 122
1924, 35, Лорд Дансени, Дочь короля Эльфландии, 125
1924, 36, Абрахам Меррит, Корабль Иштар, 128
1925, 37, Франц Кафка, Процесс / Замок, 131
1927, 38, Джон Бакен, Ведьмин лес, 134
1930, 39, Чарльз Уильямс, Война в небесах, 137
1931, 40, Торн Смит, Поворот, 140
1931, 41, Торн Смит, Ночная жизнь богов, 143
1932, 42, Абрахам Меррит, Обитатели миража, 146
1932, 43, Кларк Эштон Смит, Зотика, 149
1933, 44, Гай Эндор, Парижский оборотень, 152
1933, 45, Джеймс Хилтон, Потерянный горизонт, 155
1933, 46, К. Л. Мур, Нортвест Смит, 158
1933, 47, К. Л. Мур, Джирел из Джойри, 161
1935, 48, Чарльз Финней, Цирк доктора Лао, 164
1935, 49, Джозеф О'Нил, Земля под Англией, 167
1935, 50, Роберт Ирвин Говард, Конан Завоеватель, 170
1936, 51, Г. Ф. Лавкрафт, Хребты безумия, 173
1937, 52, Уильям Слоун, Иди в ночь, 177
1938, 53, Сибери Квинн, Дороги, 180
1939, 54, Т.Х. Уайт, Король былого и грядущего, 183
1939, 55, Л. Рон Хаббард, Рабы сна, 187
1939, 56, Фрэнк С. Стюарт, Караван для Китая, 190
1940, 57, Л. Рон Хаббард, Страх, 193
1940, 58, Джек Уильямсон, Темнее, чем вы думаете, 196
1941, 59, Г. Ф. Лавкрафт, Случай Чарльза Декстера Уорда, 199
1941, 60, Флетчер Прэтт и Л. Спрэг Де Камп, Безумный мир, 202
1943, 61, Фриц Лейбер, Жена-колдунья, (Ведьма), 205
1943, 62, А. Э. Ван Вогт, Книга Пта, 208
1946, 63, Генри Каттнер, Темный мир / Долина пламени, 211
1946, 64, Мервин Пик, Титус Гроан / Горменгаст / Титус один, 214
1946, 65, Морис Ричардсон, Деяния Энгельбрехта, 217
1946, 66, T. Х. Уайт, Отдохновение миссис Мэшем, 220
1947, 67, Фриц Лейбер, Гамбит адепта, 223
1948, 68, Флетчер Прэтт, Колодец единорога, 226
1950, 69, Фриц Лейбер, Ты совсем один, 229
1950, 70, Джек Вэнс, Умирающая Земля, 232
1951, 71, Джон Диксон Карр, Дьявол в бархате, 235
1951, 72, Л. Спрэг Де Камп, Кольцо тритонов, 238
1953, 73, Пол Андерсон, Три сердца и три льва, 242
1953, 74, Ли Брэкетт, Шпага Рианнона, 245
1954, 75, Пол Андерсон, Сломанный меч, 248
1954, 76, Дж. Р. Р. Толкиен, Властелин Колец, 251
1956, 77, Генри Трис, Золотые странники, 254
1956, 78, Генри Трис, Великие вожди, 258
1959, 79, Ширли Джексон, Призрак дома на холме, 261
1963, 80, Майкл Муркок, Буреносец, 264
1963, 81, Джейн Гаскелл, Змей, Атлан, Город, Летние страны, 267
1964, 82, Дж. Г. Баллард, Хрустальный мир, 271
1967, 83, Джеймс Блиш, Чёрная пасха / День после Судного, 274
1967, 84, Айра Левин, Ребенок Розмари, 277
1968, 85, Урсула К. Ле Гуин, Волшебник Земноморья, 280
1969, 86, Кингсли Эмис, Зеленый человек, 283
1969, 87, Гордон Ханикомб, Ни море, ни песок, 286
1969, 88, Колин Уилсон, Философский камень, 289
1971, 89, M. Джон Харрисон, Пастельный город, 292
1972, 90, Анджела Картер, Адские машины желания доктора Хоффмана, 295
1973, 91, Алан Гарнер, Красная смена, 299
1975, 92, Л. Спрэг Де Камп и Флетчер Прэтт, Полный и окончательный чародей, 302
1976, 93, Кингсли Эмис, Изменение, 305
1977, 94, Фриц Лейбер, Колдунья, 308
1979, 95, Тим Пауэрс, Черным по черному, 311
1980, 96, Джеффри Хаусхолд, Послание, 314
1983, 97, Терри Пратчетт, Цвет волшебства / Безумная звезда, 317
1984, 98, Томас М. Диш, Бизнесмен: История ужаса, 320
1984, 99, Роберт Холдсток, Лес мифаго, 323
1985, 100, Питер Акройд, Хоксмур, 326
1987, 101, Том Холт, В ожидании кого-то повыше, 329
Список произведений можно посмотреть и в виде гиперссылок на карточки этих произведений в базе Фантлаба:
По списку видно, что четверть книг до сих пор не перевели на русский язык. Среди лакун нет классики уровня Лит.памятников из XVIII века, классику-то как раз отлично перевели и издали, порой еще в советское время. Лакуны начинаются как раз в веке ХХ, и порой касаются даже таких широко известных и многажды изданных писателей как Кингсли Эмис, Фриц Лейбер и Томас Диш.
===================================================
(издание 2017 года для Киндла)
Джеймс Которн (James Cawthorn, 1929-2008) английский художник-иллюстратор, эссеист.
Вместе с Муркоком написал сценарий фильма «The Land That Time Forgot» (1975) и ряда комиксов.
«Мы с Джимом Которном творили вместе больше 25 лет, иногда до такой степени, что я не могу вспомнить, что было сначала — рисунок или история. Именно его рисунки моих персонажей остаются для меня самыми точными, как в деталях, так и по атмосфере. Его интерпретации в форме комиксов для меня навсегда останутся лучшими.» (Майкл Муркок)
Которн сотрудничал с журналом «Новые миры» Муркока, известны его иллюстрации к рассказам Балларда, Д.Массона и др. нововолнистов.
Но обильно и эффектно Которн работал с фэнтези. В 2018 году была издана биография художника в 448 страниц с основными рисунками Которна, порядка 800 рисунков поместили в книжку (James Cawthorn: The Man and His Art. ISBN 978-0957576421). Обратите внимание на книжный разворот, где графика просачивается как сталактиты сквозь щели между колонками текста.