Эта эпическая франшиза включает в себя уже шесть фильмов. Линия ее судьбы весьма прихотлива – очень крепкий и успешный первый фильм, продолжившийся вторым, который можно с полным на то основанием назвать фильмом-легендой, а затем – сплошные мучения, провалы и все такое прочее. Чемодан без ручки – с одной стороны бросать очень не хочется, так как франшиза потенциально суперприбыльная. А с другой – чего только не делали, а каменный цветок и ныне там.
Виноват в этом конечно же, Кэмерон, снявший «Судный день». Один из лучших (если не лучший) фантастический боевик в истории кино. Но – этот фильм одновременно с эти выжал всю франшизу досуха, ибо он проэксплуатировал все, что туда можно было засунуть. Безнравственных ученых, под пулями и добрыми словами становящихся нравственными; машину, привязывающуюся к человеку, жидкого робота-убийцу, неверующих врачей, психов, оказывающихся пророками, ну и поверх всего этого – отличные актерские работы, ураганное действие, изобретательные погони и бои. Дальше – некуда.
Все остальные фильмы франшизы должны были, с одной стороны, конкурировать с этой вершиной (в условиях заведомо худших), а с другой – попытаться внести что-то свое, что тоже нелегко – чем дальше уходишь от заданных рамок, тем больше недовольство фанатов, тем меньше сборы.
В итоге, не вышло ни у кого. «Восстание машин» попробовало идти на нечто вроде самопародии (вынос тела, деваха, наклоняющая голову, попадание Шварца в гей-клуб и т.п. забавности). Мне это кстати, очень понравилось – но остальные непонятно с чего требовали еще один «Судный день» и фильм провалился. «Да придет спаситель» был бредом сумасшедшего от первого до последнего кадра и тоже провалился. «Генезисом» франшизу попытались перезапустить, но получился странный винегрет из попыток пошутить а ля третья часть и бред а ля четвертая. Из героя сопротивления сделали ренегата, ввели в действие временные петли и парадоксы и даже обольстительные формы юной Сары Коннор фильм не спасли (хотя мне в целом зашло – бодренький фильмец получился и Шварц борозды не портил, даже улыбаться научился).
И вот очередная перезагрузка – отменили все после «Судного дня», вернули Линду Хэмилтон и завязку первых двух фильмов: из будущего прибывают терминатор и защитник.
Дальше можно было бы просто сделать хороший боевик в канве золотого стандарта франшизы – я так думаю, после экспериментов предыдущих частей это было бы воспринято весьма благосклонно, но нет же…
По какой-то мне неведомой причине вроде как решив вернуться к золотому стандарту его сразу же обнулили. Первой же сценой – убийством компьютерного Ферлонга. Нескомпенсированное нападение – терминатор прибыл без защитника. А что, так можно было? Об чем тогда вообще базар?
Ладно, проезжаем. Дальше все пошло более менее по стандарту – прибытие голой нервной девушки-защитника по имени Грейс, прибытие голого мужика-терминатора по имени Рев-9 и их горячая схватка на автосборочном заводе. Там же первая неуклюжая попытка пошутить – типа, роботы лишают нас работы и скоро захватят мир. Ну и потом толстый намек на первый фильм, когда терминатора плющат в прессе, но Грейс заявляет, что этого мало и надо валить.
Дальше – обычная для франшизы адская погоня, в рамках которой избавляются от лишних персонажей. В самый интересный момент, когда Рев-9 раздвоился (шикарная, кстати, мулька, надо будущему Скайнету взять на вооружение) и дело стало совсем швах, ибо защитник изнемогала, а удрать было некуда, появилась Сара Коннор и всех спасла. В благодарность у нее угнали автомобиль.
Внезапное появление старушки – оно требовало объяснений. Объяснения были дадены, после чего логика из повествования ушла насовсем. Так как бабуля просто получала координаты места появления очередного терминатора и время его появления и с ним расправлялась. Причем получала сильно заранее, так как успевала вооружиться и успеть к точке появления, а потом… ну, вы поняли. Многоразовый защитник.
Кого? Новый Скайнет, ныне называемый Легион, решил укокошить всех, кто его обидел в детстве? Или у Сопротивления так много лидеров? И все они спаслись благодаря Саре? Пуфф…
Вопрос – как старушенция появилась на шоссе, которое довольно далеко от места, где изначально проявились наши новые герои остается без ответа. Видимо, проследила по разбитым машинам. Как и на чем гоняются терминаторы – мы все знаем.
Да, так что мы в итоге заимели чисто феминистскую команду из двух защитников и одной потенциальной жертвы и противостоящего им терминатора, созданного по принципу «два в одном».
Дальше, в общем-то, нужен был Шварценеггер – он и появился. Продавец штор, примерный семьянин, обуреваемый виной за невинно убиенного Джона Коннора. Он жил среди людей, ибо что ему делать после исполнения приказа не знал. Он людей полюбил ну и… того. Решил помогать.
Мысль о том, что он мог бы умерщвлять появляющихся в его мире терминаторов самолично в его тупую металлическую башку не пришла. Так что он решил взвалить это дело на хрупкие женские плечи, за собой оставив общую координацию. Чисто мужской подход к делу, кстати. Но будем справедливы – когда дело реально запахло жареным, Т-800 присоединился к женскому коллективу и, нисколько не претендуя на лидерство, сделал все, что должен был делать с самого начала.
Дальше, в общем-то, все было предсказуемо. Сара Коннор напросилась в команду потому, что без нее неопытная во всяких современных делах Грейс (так звали нервную девушку-защитника из будущего) попадется на глаза какой-нибудь камере и терминатор ее найдет. Ее взяли, но они-таки попались на глаза какой-то камере и терминатор их нашел. Далее пришлось долго от него убегать – на поезде, вертолете, самолете и подводной бронемашине, пока в конце концов вся компания не собралась в генераторном зале гидроэлектростанции. Там был финальный махач, в рамках которого терминатора уконтрапупили при помощи реактора, извлеченной из Грейс (ее ведь модифицировали при переходе – правда нафиг там батарейка, если она все равно периодически требовала лекарств и уколов совершенно неясно). Явный плагиат из «Восстания машин», к тому же неполный – как мы помним, там у Т-800 их было два. Если бы и тут позаботились о резервном, то было бы интереснее, а так – у новой будущей героини Сопротивления, Дани, в защитниках осталась только изрядно побитая старушка Сара, к тому же находящаяся в розыске в куче штатов. То есть, если на следующий день прибудет очередная машина-убийца – у девушек будут проблемы. Понятно, что Сара будет Дани учить всяким штучкам, но терминаторы становятся все изощреннее…
Если смотреть на фильм в общем, то имеем очень бодрый и изобретательный боевичок, с хорошо поставленными сценами драк и динамичными погонями. Игра актеров в целом в норме – новый терминатор очень хорош, Шварц, как я уже говорил, борозды не портит, Сара в общем тоже. Грейс – ну, в рамках своей роли тоже справляется. Дани – у той у единственной была, как я понимаю, какая-то художественная задача – показать превращение испуганной девушки в несгибаемого героя Сопротивления. Я не скажу, что она ее завалила – но в целом получилось неубедительно. А драться с Рев-9 у нее кишка тонка, да и у кого она не тонка-то будет? Он даже Шварца валял, как хотел.
В рамках франшизы же имеем очередной провал. Я не могу понять, что это за зуд у сценаристов, почему они хотят непременно чего-то поменять и подкрутить в стандарте, сработавшем как минимум дважды – в первой и второй частях? Из хорошо снятого задорного боевика вполне можно потом вытянуть и мысль, и философию, но движение в обратном направлении – очень, я бы сказал, затруднительно. Тем паче, в рамках франшизы подобной Терминатору. Она изначально довольно ограничена по сеттингу – но и в его рамках можно попробовать что-то сделать, вместо того, чтобы пытаться его растянуть или переформатировать.