Обложка. Содержание. Реклама TF.
Для тех посетителей Фантлаба (коих, полагаю, большинство), кто не знает подвигов моей молодости и заглянул сюда случайно, по ссылке из раздела "Калейдоскоп фантастики", я должен пояснить, что же я тут вообще делаю. Так вот, эту авторскую колонку здесь, на Фантлабе, я завёл несколько недель назад исключительно для того, чтобы постепенно, материал за материалом, выложить на этом сайте (вслед за Фейсбуком) мой последний журнал, над которым я работал 26 лет назад, но который так и не был тогда издан. А чтобы были более понятны детали этой странной истории, приведу небольшой фрагмент из моего недавнего разговора в Фейсбуке с одним известным на Фантлабе библиографом:
Виталий Карацупа -- У меня в записях почему-то значится, что пятый номер «Интеркома», подготовленный к печати весной 1994 года, из-за финансовых трудностей так и не был издан. А тут оказывается, что был. Это получается, что этот выпуск — последний перед тем, как "Интеркомъ" начал выходить в "Если"?
Андрей Чертков -- Нет, он не был издан. Это ведь всего лишь оригинал-макет, в который я тогда вложил всю свою душу (и это был, пожалуй, лучший из моих журналов). Но Ютанов так и не наскрёб денег на типографию, чтобы оплатить обещанные мне две тысячи экземпляров тиража, а смог оплатить только ксерокс — 6 экземпляров, зато очень качественных, с вкладкой на жёлтой бумаге. Один экземпляр из этих шести Ютанов оставил себе. Один отдал мне (и он, увы, так и остался в коробке с моими бумагами, когда в 1999 году я покинул "Терру Фантастику" и перешёл в "Озон"; потом этот экземпляр подобрал Ульдор — то есть, Слава Гончаров; несколько лет после моего инсульта Ульдор обещал завезти этот экземпляр ко мне домой, да так и не завёз, и из Питера я уехал в 2012 году и без этого номера, и без других своих журналов, и вообще без своего архива за 20 лет, и без библиотеки). один экземпляр был подарен Роману Арбитману, случившемуся в тот момент в Питере (и именно этот экземпляр, который Роман отсканировал наконец по моей просьбе, и стал основой для данной серии публикаций в моей авторской колонке). Ну и еще три экземпляра Ютанов тоже кому-то раздарил, а кому, я уже и не помню.
Продолжение — под катом.
В общем, после такого странного финала всех моих трудов над этим номером "Интеркома" (в целом — 3-4 месяца работы, кажется) я был так жутко расстроен, что даже и не собирался в дальнейшем продолжать свою журнальную деятельность... но тут осенью 1994 года в Петербург приехал Александр Шалганов — как выяснилось, специально для того, чтобы уговорить меня войти к нему в редакцию журнала "Если". Вот так и появилась "интеркомовская вкладка" (журнал в журнале), выходившая в "Еслях" ежеквартально в течение всего 1995 года. А вот весной 1996 года я покинул теперь уже и "Если" (журнал в тот самый момент и сам оказался на распутье, потому что потерял "прикрытие" и помещение в редакции газеты "Московские новости" — в том самом знаменитом здании на Пушкинской площади, ибо и у "МН" тогда тоже начались финансовые проблемы; а после этого Шалганов быстро нашел себе под редакцию какую-то съёмную квартиру то ли в Печатниках, то ли в Текстильщиках, точно уже не помню, и в процессе этого "перехода" он договорился с новым "глянцевым" издателем — кажется, это издательство называлось "Любимая книга", — а уже благодаря этому издателю журнал кардинально сменил формат и полиграфию). В любом случае, когда я ушел из "Еслей" в 96 году, у Шалганова уже был стабильный критико-информационный раздел с постоянным списком авторов — как питерцев, так и москвичей, а также наработанные связи с российскими фантастами 4-й волны, которые начали публиковаться в "Если" как раз с 1995 года — и тоже при моем непосредственном участии. А я ушел снова делать книги в "Терру Фантастику" — но теперь уже совместно с АСТ.
Вернёмся, однако, к "Интеркому".
Итак, как нетрудно догадаться, вот это — 1-я страница обложки с рисунком Андрея Карапетяна (из цикла "Божественная комедия"). Этот рисунок появился на обложке номера не просто так — он был привязан к одному из центральных материалов, который вы сможете найти где-то в глубине этой моей колонки:
А вот и 4-я страница обложки — естественно, саморекламная.
Я (то есть, не я, конечно, а мой извечный помощник А.Н.Деев) тогда как раз учился верстать сложную рекламу в программе "Вентура Паблишер". И, в общем, кое-как это у нас с ним получалось. Жаль только, что в экземпляре, который хранится у Романа Арбитмана, эта страница немножко повреждена — причем как раз на центральной фотографии:
Ну и страницу с содержанием номера тоже надо бы выложить, чтобы она была под рукой и помогала ориентироваться — хотя в данной колонке материалы расположены совсем не в той последовательности, в какой они были размещены в бумажном журнале. Но кто ищет — тот обрящет.
Короче говоря, здесь, в моей авторской колонке, выложены уже почти все материалы этого злополучного номера журнала "Интеркомъ", который должен был выйти в свет в начале лета 1994 года, но так и не вышел. Разумеется, все эти материалы здесь — с моими небольшими предисловиями, восстанавливающими их историю. А те материалы, которые пока еще здесь не выложены, будут опубликованы в ближайшее время.
Как говорится, следите за анонсами. Если, конечно, вас всё ещё интересует эта давняя история, которая к современной российской фантастике, разумеется, уже не имеет никакого отношения.
Собственно, хау, я всё сказал.
100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 2 года (Каталог — 04.07.2020 — 30.11.2022)