Таде Томпсон


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Таде Томпсон «Роузуотер»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Таде Томпсон «Роузуотер»

Статья написана 1 октября 2019 г. 19:27

Аннотация:

2066 год, Нигерия. Роузуотер – город, построенный вокруг Звезды Полынь. Такое прозвище получил огромный инопланетный объект, доступ к которому преграждает биокупол, непроницаемый для человеческих технологий. Его прибытие изменило Землю: в воздухе теперь парят ксеноспоры, человечество начинает меняться, а США стали закрытой зоной, уйдя в полную изоляцию. В Роузуотере собираются ученые, военные и представители почти всех стран мира, а также отчаявшиеся и смертельно больные люди. Кто-то из них хочет заглянуть за непреодолимую стену. Кто-то жаждет исцеления, ведь Полынь способна вылечить любую болезнь на свете и даже оживить мертвых. Все ждут, что иная жизнь, наконец, ответит на многочисленные вопросы людей. Но она молчит.

Кааро – правительственный агент с криминальным прошлым. Он – последний человек, который был внутри биокупола, и возвращаться туда не желает. Но когда что-то начинает убивать таких же агентов, как он, Кааро придется лицом к лицу столкнуться с собственной мрачной историей и понять, что контакт с внеземным разумом может произойти вне зависимости от того, хотим мы того или нет.




Когда в 2012 году "звезда" Полынь рухнула в Гайд-парке в Лондоне, не прозвучал с небес трубный глас, не поскакали по миру Всадники Апокалипсиса. Человечество с удивлением обнаружило, что отнюдь не одиноко во вселенной, однако попытки британцев сдержать или уничтожить незваного гостя оказались тщетны. Инопланетное существо Полынь погрузилось в земную кору и принялось бессистемно перемещаться между странами, пока не нашло себе приют в Нигерии. Именно там спустя десятилетия разворачиваются события романа "Роузуотер" Таде Томпсона, английского писателя нигерийского происхождения.

Город Роузуотер, возникший вокруг непроницаемого сияющего биокупола Утопии-сити, можно охарактеризовать двумя словами — надежда и ложь. Сюда отчаявшиеся стремятся за исцелением, здесь даже восстают из мертвых, правда, лишь бездушными куклами — реаниматами. В Роузуотере можно повстречать виды инопланетного происхождения, однако знакомство, к примеру, с пузырником закончится плачевно. Даже название города — язвительная шутка, поскольку в первые годы поселение смердело фекалиями и разлагающимися трупами. Впрочем, к 2066 году Роузуотер обзавелся и списанными поездами из Италии, и собственным мэром, и поддерживающими порядок спецподразделениями. Кааро — один из старожилов поселения, сенситив и спецагент, тоже обзавелся кое-какими атрибутами нормальной жизни. Приличная подработка в банке, размеренное сотрудничество со спецслужбой "Отдел 45", узкий круг близких знакомых. Однако хватит нескольких мелочей, чтобы налаженная рутина разошлась по швам.

Вторгнувшись в биосферу Земли, Полынь распространила микроорганизмы, которые назвали ксеноформами. Благодаря им некоторые люди, сенситивы, получили возможность воспринимать чужие мысли и воспоминания, а также влиять на них. Кааро — один из таких везунчиков, способен эффективно использовать устойчивую психическую связь с ксеносферой, инопланетными волокнами похожими, на грибные. Часто легкомысленный и эгоистичный, он может быть дотошным и принципиальным, когда происходящее цепляет его за душу, выволакивая из уютного безделья. Особенно, когда в ксеносфере его преследует гигантская женщина-бабочка с повадками суккубы, спецслужбы чем-то обеспокоены, а у новой пассии весьма разнообразный круг общения. То, как вдумчиво и внимательно Томпсон подходит к прослеживанию жизненного пути Кааро, описанию его взросления и рефлексии, сильно напоминает по своей мейнстримности "Спин" Роберта Уилсона. Более того, действие в "Роузуотере" также построено вокруг вторжения некоей инопланетной сущности на Землю, ее влияния на человеческий социум и науку. Однако у Томпсона фантастический элемент проявляется ярче и сильнее, а также связан не только с Полынью.

Выстраивать в хронологическом порядке логическую цепочку событий, причин и следствий в романе — занятие неблагодарное, а отчасти даже вредное. Томпсон целенаправленно ведет повествование в хаотическом ключе, перемешивая прошлое и настоящее, цельные сюжетные линии с обрывочными интерлюдиями, погружая читателя в туман из намеков и недомолвок, чтобы постоянно поддерживать напряжение. Вопреки ожиданиям, нигерийский антураж в романе лишен какой-то особой экзотики, подается буквально штрихами, слабо влияя на сюжет. Названия племен и старые дрязги между ними, колониальное прошлое и туземные верования. Декорации дополняет типичный для стран третьего мира контраст между трущобами и дворцами, передовыми технологиями и дремучей дикостью.

Временами Томпсон замахивается на планетарный масштаб, например, упоминая самоизоляцию США, которые разорвали все контакты с окружающим миром — боевые дроны в воздухе и на море, электромагнитная аномалия для защиты от съемки со спутников. Но затем автор резко сужает происходящее до личных проблем Кааро и интриг спецслужб, нисколько не учитывая вполне ожидаемые последствия от исчезновения штатов с политической карты. Британский эмиссар лишь единожды инструктирует О45, а про китайцев и вовсе не слышно. Несмотря на прорывающуюся в некоторых эпизодах натуралистичность, в целом "Роузуотер" не смакует мерзости нищей жизни, лишь бесстрастно отражая реалии с точки зрения местного жителя. И несмотря на порой проскакивающие нотки абсурда, финал получился абсолютно логичным и реалистичным.

Итог: мягкая НФ с элементами шпионского триллера и психологической прозы.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Роберта Уилсона «Спин»

  2. Рецензия на роман Роберта Уилсона «Ось»





1600
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 октября 2019 г. 19:43
Мне книга понравилась. Леопард ей проигрывает, в общем-то, практически вчистую.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 октября 2019 г. 19:47
А еще в «Роузуотере» тема ЛГБТ вскользь затрагивается буквально в паре эпизодов, в отличие от «Черного леопарда...» — для тех, кому это критично :-D

Если же серьезно, то написано действительно неплохо. И даже без продолжения выглядит законченным.
 


Ссылка на сообщение1 октября 2019 г. 19:49
А почему в пример Леопард приведен?
 


Ссылка на сообщение1 октября 2019 г. 19:51
Так обе книги на африканскую тематику. Только «Роузуотер» ближе к НФ, а «Черный леопард...» — фэнтези.


Ссылка на сообщение1 октября 2019 г. 20:29
Мне при описании сеттинга как «Африка, в которой завелась инопланетная НЁХ» сразу вспомнилась повесть Йена Макдональда «История Тенделео» (вероятно, как и остальная «Сага о Чаге»).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 октября 2019 г. 20:39
FixedGrin еще про «Эру чудес» Браннера вспоминал 8-)
 


Ссылка на сообщение1 октября 2019 г. 22:20
А я вот ожидал упоминаний и «Пикника на обочине».
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 07:25
Занятно, но при чтении перекличек с братьями Стругацкими не ощущалось. Разве что в самых общих чертах — внезапное появление аномального инопланетного объекта.
Но в «Пикнике на обочине» не было ни малейшей персонализации инопланетян — наоборот, лишь условный «мусор». Здесь совсем не так.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Инопланетяне активно действуют и присутствуют, просто открыто являются читателю только в финале книги, под занавес обеим сюжетным линиям (и в прошлом, и в настоящем).

Вот у Мьевиля в «Рельсах» были четкие отсылки на «Пикник...»:)
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 07:54
Ага, понял, спасибо.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 10:39
Ну, неблагополучный город вокруг и вот эти вот «реаниматы» — по факту, явные отсылки. Хотя, может, и чисто формальные, ещё не читал.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 10:45

цитата Fауст

неблагополучный город вокруг и вот эти вот «реаниматы»

Для меня это настолько общие элементы, что даже не подумал бы объединять на этом основании.
Я бы скорее в сторону аниме «Темнее темного» бы посмотрел, хотя по сюжету общего тоже мало, но по крайней мере, тема аномальности обыгрывается схоже.


Ссылка на сообщение1 октября 2019 г. 23:24
Книга заказана, уже в пути. Отзывы хорошие, что радует.
Как всегда спасибо за рецензию!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 09:54
Всегда пожалуйста :beer:


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 04:53
спасибо, опробуем-с
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 09:54
Надеюсь, не разочаруетесь


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 10:49
Спасибо за новую рецензию. Ваши тексты по обыкновению дают прямые целеуказания мне, как поступать с очередной новинкой: покупать сразу, подождать или обойти вниманием.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 14:22
Спасибо на добром слове, на том и растим книжный лес;)


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 11:51
Спасибо за рецензию)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 14:22
:beer: Дождались:)
Вам спасибо за проявленный интерес, это ускорило процесс)


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 12:27
Уже купила, буду читать в перерыве между фэнтези. Не люблю, конечно, сумбурность в изложении, да и повествование от первого лица не очень, но сравнение со «Спином» воодушевляет. С него да с «Ложной слепоты» в «Снах разума» началась моя любовь к современной фантастике.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 12:53
Там нет сумбура. Просто автор рассказывает две основных истории из жизни Кааро одновременно, чтобы постепенно раскрыть умолчание, как первый год работы на О45 повлиял на всю его дальнейшую жизнь. Есть несколько микроисторий других лет, но все они работают на раскрытие персонажа.
Поначалу, конечно, ориентироваться немного сложно — какой сейчас год, 55-й или 66-? чем там закончилось в предыдущем куске истории о 66-м? — но потом осваиваешься и ориентируешься уже нормально.
Можно сделать ход конём и прочитать сначала весь 55-й год, потом весь 66-й. Вообще не стоит, потому что тогда рушится часть удовольствия от истории 66-го года, но можно.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2019 г. 20:52
Я бы не назвал повествование сумбурным, но стоит быть морально готовым к резким переходам между сюжетными линиями и заранее последовательно укладывать их в памяти, отмечая переклички между ними.


⇑ Наверх