Веками и тысячелетиями человечество смотрело на звезды. Глядя на крохотные искорки в черном бархате ночи, мечтали влюбленные, вдохновлялись поэты, размышляли ученые. Потом в один миг звезды и луна исчезли. А человечество осталось, растерянно устремив взор к внезапно изменившемуся небу. Так в жизнь людей вмешался Спин.
Несмотря на то что роман относят к твердой научной фантастике, на мой взгляд, не стоит загонять «Спин» в ее строгие рамки, и вот почему. В романе сочетаются не только физические или математические идеи, но также и социальные, психологические, философские и биологические мотивы, образующие цельную, подробную картину, придуманной Уилсоном Земли. Земли без звезд, Земли, запертой в гигантской сфере. Земли, жить которой осталось всего ничего.
Человеческая цивилизация — сложная штука, поэтому нет ничего удивительного в том, что для полной достоверности автору пришлось проработать и рассмотреть все сферы общественной жизни. Безусловно, с точкой зрения Уилсона можно поспорить, как с его взглядом на духовные метания людей, так и с представлениями об их реакции на предстоящую гибель. Но нельзя не признать, что автор приложил немалые усилия, чтобы смоделированная им картина выглядела достоверной, а главное, обоснованной.
Какие-то аргументы звучат в речи персонажей, в диалогах. Другие автор просто излагает в описательной форме. И здесь мы переходим к тому, как подается нам история. Повествование ведется от лица главного героя, большей частью, в форме воспоминаний о детстве, юности и взрослости. Тут-то и проявляются те составляющие романа, о которых я говорил выше, психологические и философские моменты. Немалую часть книги Уилсон посвятил развитию и взрослению героя, его сложным и запутанным отношениям с подругой детства, Дианой, и вообще всей семьей Лоутон.
В результате, в книге довольно подробно воспроизведен быт, стиль и образ жизни обычного американца. В целом обычного, хотя и талантливого. То, как он видит перемены в обществе, как сам ищет свое место в нем, пытаясь смириться с явлением Спина или понять его. Понять, как теперь строить жизнь, кто же все-таки создал эту мембрану и для чего? И главное, есть ли у человечества хоть какой-нибудь шанс на выживание.
Благодаря дружбе главного героя с семейством Лоутон, он в курсе всех предпринимаемых попыток разгадать тайну Спина и сохранить жизнь человечеству. А также отчасти знает о подковерных играх, внутренних противостояниях в правительстве и администрации Белого дома. Но эти моменты играют исключительно декоративную роль, лишь изредка выходя на передний план.
Если обобщить все сказанное, то получается, что Уилсон создал весьма любопытную модель человеческой цивилизации, оставив немало отправных точек для фантазии читателей и несколько сдвинув акцент на гуманитарную составляющую, а если точнее, на личную жизнь и психологию главного героя. И пусть концепция Спина была раскрыта не в чисто реалистически научном плане, поскольку основывалась на некоем авторском допущении, тем не менее, перед нами логически стройная, умеренно завершенная для первой части трилогии книга.
Итог: занятное моделирование инопланетного вмешательства в нашу жизнь с довольно неожиданной развязкой.