Серия «Ужастики Р. Л. Стайна» продолжает свое победоносное шествие по книжным магазинам, и на этот раз речь пойдёт о первой книге, которая еще не выходила на русском — «Ночь ожившего болванчика».
Наверняка все знают о том, что в штатах довольно популярны выступления чревовещателей. Особенно их популярность возросла с выходом этой книги, так как чревовещанием начали увлекаться и дети.
Боязнь кукол — весьма распространённая мания, но болванчик чревовещателя в этом плане не имеет конкурентов. Чревовещатель сажает этого товарища себе на колено и, манипулируя его глазами, головою и ртом при помощи нитей в спине, создает иллюзию, что кукла ведёт с ним беседу. Нетрудно догадаться, что бонусом к этой потехе идёт эффект зловещей долины, тем более, что вращающиеся стеклянные глаза и движущаяся челюсть болванчика благодаря самому своему устройству выглядят достаточно крипово. Да и вообще образ говорящей куклы поневоле наталкивает на нехорошие мысли. Что если болванчик действительно разговаривает и давно подчинил себе злосчастного кукловода? Или, что более вероятно, сам кукловод безумен и считает себя рабом болванчика, который постоянно приказывает ему сделать что-то нехорошее? Наконец, болванчик может действовать и сам по себе, как и положено жуткой кукле... Благодатная, в общем, тема. Подсвечено в последней «Истории игрушек», где от болванчиков шарахаются с воплями даже взрослые.
Одно из наиболее заметных появлений ожившего болванчика было в классическом фильме ужасов 1945 года «Глубокой ночью», оказавшем на Стайна большое влияние (ведь вы помните, что творчество Р. Л. Стайна — это в первую очередь путеводитель детей по миру классического хоррора?)
Впрочем, не меньше повлиял на автора оригинальный «Пиноккио» Карло Коллоди. Пиноккио, в отличие от нашего проказника Буратино, поначалу реально жестокий засранец, и сцена убийства молотком мудрого Сверчка повергла маленького Бобби в ужас. Как и последующее сжигание собственных ног в камине.
Не мог Стайн пропустить и два эпизодов «Сумеречной зоны» — Болванчик/The Dummy» и «Цезарь и я/Caesar and Me». Да и «Магия» Уильяма Голдмана, по которой в 1978 году сэр Ричард Аттенборо снял неплохой фильм с другим сэром — Энтони Хопкинсом. А вот фильмы про маньячную куклу Чаки если как-то и повлияли на Стайна, то самую малость. Так что не ждите жестокости, но неспешное нагнетание напряжения, свойственное ранним повестям автора, здесь на высоте. Да и мораль в книге прослеживается — зловещие куклы появились в семье из-за нелепого противостояния двух сестёр, и лишь объединившись они могут дать отпор вражине.
Болванчик Слэппи появляется в этой книжке как второстепенный злодей, его бенефис состоится в повести «Ночь ожившего болванчика-2» (поневоле вспоминается Джейсон из «Пятницы, 13-го»). Однако это не помешало маленькому злодею стать культовым персонажем и талисманом франшизы. С тех пор Слэппи поучаствовал во множестве продолжений, стал главным антагонистом в фильме по мотивам творчества Стайна и его сиквеле, а также обзавёлся персональной серией. Но именно первая книжка при всей своей простоте во многом остается непревзойденной.
Предзаказ можно оформить здесь. Твёрдый переплёт, перевод Вашего покорного слуги, 128 страниц.