Анафора Умри если меня


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «holodny_writer» > "Анафора" - Умри, если меня не любишь!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Анафора» — Умри, если меня не любишь!

Статья написана 6 мая 2019 г. 19:45

Посмотрел драматический триллер с элементами сплаттера — «Анафора». Картина обязательна к просмотру молодым матерям или девушкам, желающими таковыми стать. Фильм оголяет глубинные, скрытые взаимоотношения между полами. В образе главной героини обнажены двойственные мотивы, которые движут любящей женщиной – той, что заботится как мать и той, что снедаемая страстью. Смена двух архетипов происходит последовательно. Хотя, к сожалению, плавности в ней нет — и это первый минус, нарушающий динамику фильма.

Изначально на зрителя вываливается поток сознания героини. Она лежит на кровати, томно беседуя с мужчиной, которого не видно в кадре, но чьё присутствие отчётливо чувствуется. Девушка, проговаривающая мысли вслух, ничем не примечательна: в округлых чертах её лица и больших глазах чувствуется мягкость, а в бархатном голосе – безмятежность. Приятное впечатление развеивается неожиданной, жёсткой фразой: «Нам нужно расстаться!». Иррациональность, вытекающая из несоответствия увиденного и услышанного, контрастирует с образом мягкой женщины, а выше упомянутые большие глаза, долго находясь в кадре, создают атмосферу психоделичности.

Спокойная девушка внезапно уступает место хладнокровной хищнице, одетой в чёрное. Несложно понять, что перед нами – та самая героиня, донельзя изменённая гримом. Только на этот раз лицо превращено в белую, не моргающую маску с алыми губами. Они расплываются в улыбке каждый раз, когда хищница кормит свою жертву (мужчину, с которым спала) через отверстие в скотче на заклеенном рту и цепко сжимаются, когда «незнакомка» вонзает ножи в тело жертвы – чтобы затем, с ласковой материнской заботой зашить нанесённые раны.



Здесь прекрасно проявляется та самая двойственность отношений мужчины и женщины. С одной стороны, мы видим жёсткое, хтоническое начало, которое подавляет мужчину. В каждой наносимой ране видны злость и Желание. В сценах насилия «Анафоры» спрятан клубок психологических проблем, отсылающих к фрэйдизму. Любой психолог, посмотрев картину, согласиться, что в поведении героини-хищницы заложен комплекс неудовлетворённости. Причина злости у женщины – обида, а причины обиды – неудовлетворённость. Отсюда вытекает просто вывод: неудовлетворённая женщина всегда обижена, а обиженная всегда зла. То есть, злая женщина – хищница. Здесь прекрасно передан архетип Великой Матери Геи, которая отвергла мужское начало Хроноса, получив от него детей. Как греческая богиня, героиня фильма отождествляет предмет своей любви с ребёнком – она кормит его, ухаживает – но не ослабляет узлов на руках, чтобы не убежал. Ибо он, в первую очередь, мужчина, которого нужно подавлять.

Для того, чтобы передать глубину такого образа, режиссеру нужно быть эрудированным в мифологии, понимать архетипы с их преломлением в культуре – это необходимо, если режиссёр мужчина. Но если он женщина, достаточно интуитивно прочувствовать своих героев. Так и сделала С. Дроздова. К сожалению, передать глубину образа не значит его раскрыть. Здесь чувствуется то самое интуитивное (по-женски «своё») понимание Хищницы в чёрном, но технически она не доработана. Хотя попытка использовать камеру, чтобы показать «потусторонность» Хищницы были, и весьма удачны. По крайней мере, смотрятся они органично. Движения женщины то ускоряются, то замедляются, отчего кажутся неестественными. Это создаёт впечатление, что она не из нашего мира.

К сожалению, атмосферу от подобных эффектов ослабляют телефонные разговоры, появляющиеся между короткими сценами. Если с первым своим появлением обрывки фраз частично раскрывают конфликт, то потом делают его блеклым – таким, как и весь сюжет.

Хотя сюжет в таком фильме не главное: внимание зрителя притягивается силой ярких образов. Но даже они не всегда удачны: «потусторонность» в движениях Хищницы подкачала в кульминационном моменте, когда мужчина освободился от уз и пытался бежать. Женщина, нагнав любимого, вступила с ним в схватку, итог который узнаете при просмотре. Однако конец здесь не важен, так как является частью сюжета, о незначительности которого только что говорилось. Имеет значение другое. В попытке освободиться, герой оказывается на пороге комнаты, откуда наблюдает странную картину: хищница стоит смирно перед одевающим её мужчиной. Когда красный корсет из кожи застёгивается на чёрном, нейлоновом костюме, мужчина оборачивается и в нём герой видит самого себя, только в чистом, не окровавленном виде. Несмотря на то, что «главная» идея фильма раскрылась позже, я увидел здесь более важную мысль. В короткой сцене показано, как жертва одевает своего палача в наряд – и, тем самым, позволяет себя мучить. Как видим, здесь женщину делает хищницей тот, кто признаёт в отношении себя её презрение. Тем самым он позволяет хищнице раскрыться. То есть, даже будучи агрессивной и властной, женщина нуждается в том, чтобы такой её сделал мужчина.

Первая публикация: рецензия на сайте о тёмном кино «Клуб Крик», 17 сентября 2018.

Источник: статья в группе автора.





1415
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 мая 2019 г. 06:21
Не думал, что наши способны на подобный эксперимент, тем более в женском исполнении. Однозначно не мой продукт. «Завоевание» 1983 ещё куда ни шло (https://www.kinopoisk.ru/film/zavoeva...). В нём да, эпоха становления архетипов обыграна удачно. А что здесь, для кого? Возможно, подросткам и девственникам обоего пола продемонстрированная тема интересна и актуальна. Взрослый человек с регулярной половой жизнью в подобные «мерехлюндии» не вступит и развалит сюжет одним своим присутствием в сцене. Фильм выглядит как игра девочки и мальчика детсадовского возраста, вместе подглядевших скандал, порнофильм и дальнейшие события в родительской спальне: давай, я тебе покажу чего-нибудь, а за это свяжу и чуть-чуть порежу. Простите, не имел целью задеть Вас, критикую сам фильм на основе Вашей же статьи, и не буду против удаления комментария.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 мая 2019 г. 12:46
Меня вы не задели, так что комментарий удалять нет смысла. Когда писалась эта статья, изучал сексуальное в культуре, поэтому меня заинтересовал этот фильм. Отсюда и «тема задела». А так, согласен с вами.


Ссылка на сообщение22 декабря 2020 г. 13:43
Блин, красиво пишете, грамотно излагаете и великолепно владеете глубиной вопроса. Я, признаться, такое кино не смотрю (принципиально не люблю жанр хоррора — слишком много патетики и порой неуместной гиперболизации) но Ваши статьи читаю с удовольствием. Возможно, это принцип мастерства — увлечь своей темой даже стороннего наблюдателя:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2020 г. 14:07
Спасибо за лестную оценку! Признаться, на достижение такого эффекта я заранее делаю ставки при написании любого текста. А хороший хоррор есть. Как человеку, не очень знакомому с жанром, советую вам «Реинкарнацию» Астера. Это триллер, сорвавший много наград на фестивалях — то, что нужно для погружения в жанр.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 00:50

цитата holodny_writer

А хороший хоррор есть. Как человеку, не очень знакомому с жанром, советую вам «Реинкарнацию» Астера. Это триллер, сорвавший много наград на фестивалях — то, что нужно для погружения в жанр.

Спасибо! Как раз нужна такая рекомендация для грамотного знакомства с жанром. Всё подряд смотреть нет ни сил, ни времени. И я, если честно, комиксы и психологические триллеры очень люблю. В лучших образчиках этих направлений всегда отличная база для рассуждений и подобного анализа.
Знаете, есть очень сильная вещь: фильм «Проклятие» 2004 года (США, Япония). Вот эта картина реально зацепила в своё время. Сущность смерти по Хеллингеру. Но писать (и прикасаться) к таким вещам в статьях страшновато. Нужно уметь не вовлекаться в тему материала, а лишь грамотно анализировать. У Вас хорошо получается:beer:
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2020 г. 19:47
Кстати, на базе сайта есть моё интервью с режиссёром этого фильма, которое вы можете найти в открытых источниках.

https://fantlab.ru/work1314135
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 01:02
Вы журналист, как я понимаю, да?;-)
Насчёт интервью, я почитаю по свободе в сети. Что касается наполнения картины в тексте немного смутило вот это место

цитата

Как видим, здесь женщину делает хищницей тот, кто признаёт в отношении себя её презрение. Тем самым он позволяет хищнице раскрыться. То есть, даже будучи агрессивной и властной, женщина нуждается в том, чтобы такой её сделал мужчина.

И у Вас в статье (согласно картине, как я предполагаю) очень эклектичный замес архетипов Юнга и теории Фрейда — если так сделан фильм... Ну это очень большой микс (оправданный?) из разных направлений анализа. Зачастую это делается для эпатажа, а мне как зрителю по умолчанию хотелось бы побольше аутентичности что ли.
Если говорить об архетипах — это скорее тема субличностей Юнга: каждая часть важна по-своему и каждая прекрасна по сути своей (в том числе теневая — ибо мы все по умолчанию биполярны). Если отталкиваться от теории Фрейда — это вопрос вытесненных и подавленных желаний, которые зачастую «выстреливают» различной эксцентрикой поведения. Это я к тому — по Вашей цитате здесь в комменте — влияние мужчины и женщины друг на друга сильно преувеличено:-) На самом деле это скорее вопрос структуры личности как таковой: её природная акцентуация характера и различные мотивации во внешнем мире. Некоторым вообще секс как таковой «по барабану» — у них идёт великолепная сублимация энергии через творчество:-) Если не ошибаюсь, Леонардо да Винчи отличный тому пример:-)
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 13:34
Спасибо за точную расстановку акцентов в трактовке раскрытия личностей! В фильме она подана действительно эклектично — написал о том, что увидел. «Проклятие» (2004) обязательно посмотрю. А что касается журналиста, то нет: я — писатель и брал интервью в рамках журнала, для которого пишу.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 13:57

цитата holodny_writer

А что касается журналиста, то нет: я — писатель и брал интервью в рамках журнала, для которого пишу

А журнал какой?;-) Есть такой в иерархии ФЛ? Если есть, то сбросьте пожалуйста подробную ссылку — это интересно. Или это Darker по ссылке сверху?:-) Не поняла пока до конца8:-0
Насчёт акцентов и эклектики в хорошем хоррроре (а я так поняла, что картина сама по себе сделана неплохо) это по умолчанию заезженный штамп жанра. Так проще держать напряжение в картине.
Насчёт ленты 2004 года — посмотрите, если что именно версию Японии, США (режиссёра навскидку не вспомню щас). Это как раз тот случай, когда чисто всё по атмосферности фильма откатали (там нет эклектики, но цепляет сильно — послевкусие очень мощное). Великолепный образчик жанра. В своём роде очень понравилось. Просто я не фан такого кино. А так бы тоже пару строк о картине накатала. Но у меня не пойдёт — я не потяну такие сложные вещи даже на уровне терминологии. А вот у Вас может и полететь в аспекте адекватного вдохновения;-) Как раз его искренне и от всей души в Вашей АК в том числе желаю:beer:
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2020 г. 15:44
Спасибо большое. Да, будем посмотреть. А ссылка на интервью вот:

https://darkermagazine...
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 12:25
Прочитала. Спасибо, — интересное. И отчасти поняла по этому интервью, почему отечественный (и не только) кинематограф часто вторичен по уровню своей подаче. Мне кажется кино — это в первую очередь визионерство, а уж потом самокопание. И лучшие образчики жанра в мировом кинематографе по-прежнему не очень хочется анализировать, но вовлекают и цепляют они не слабо. У меня любимый мастер бади-хоррора — это Дэвид Кроненберг. А крайнее, что понравилось у того же Карпентера — «Палата» 2010года. Это снято и срежиссированно очень круто. Саспенс и интрига сделаны с умом и с чувством меры. Наши тянут кота за хвост, — судя по этому интервью, — и пытаются превратить кино в учебник по психоанализу. Кроме скуки, у зрителя, по умолчанию это ничего не вызывает. Куда удачнее было бы создать классную и эффектную динамику видеоряда типа «Экзистенции» Кроненберга. Хотя, я допускаю: чтобы снимать знаковые картины, нужен талант и финансирование. Это идеальное сочетание любой Идеальной картины8-)
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 15:31
Да, все разложили по полочкам. Кому-то, как мне, действительно нравится кино с самокопаниями. Но они — ничто без картинки. В последнее время делаю намётки по режиссуре horror-фильмов и, при этом, расставляю акцент непосредственно на молчаливый кадр. Считаю, самокопания можно передать эффектно именно через «молчаливый» кадр, основанный непосредственно на визуальном восприятии.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 17:32
Вы будете делать что-то типа антологии творчества отечественного кинематографа или как-то иначе структурировать свой материал?:-)
В любом случае, это очень интересно. И тема анализа в кино, — ну я всё понимаю, что отечественный кинематограф нуждается в финансировании, — может быть подана грамотно и воплощена на экран за вполне скромные деньги. В любом случае, нельзя с нажимом критиковать то, что снимается в том числе для своей определённой целевой аудитории. У этого жанра (и в литературе, и в кино) есть свои известные авторитеты. Но страх чужого опыта — это не гуд8-) Я за инновации и за оригинальный почерк любого режиссёра, искренне влюблённого в свою профессию:-)

Среди прочего «Муха» Кроненберга сильно цепанула. Отличная история и классное воплощение её на экран в аспекте драмы главного героя. Ну бюджет такого мастодонта мирового кинематографа безусловно позволяет делать такие масштабные работы — классика уже при жизни режиссёра8-)
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2020 г. 17:51
Да, структурирование уже идёт. Мы с авторами журнала, для которого я пишу рецензии, создаём книгу о традиции Русского Ужаса (о жанре horror в России). Подробный материал — на моей странице ВК. Заходите, если удобно. Там мне проще общаться.


⇑ Наверх