До сих пор я молчал о книжной серии «Зеркало», исходя из принципа «не тронь дерьмо — вонять не будет» (принцип этот относится к руководителям проекта, отнюдь не к содержанию книг и не к их авторам).
Но сегодня заглянул случайно на страничку серии на сайте Фантлаб и увидел там прямую ложь, касающуюся меня. И решил внести ясность в этот вопрос.
Итак, «Зеркало».
Разумеется, мне надо было уйти оттуда вовремя — как только выяснилось, что первоначально предложенные условия участия в проекте истинному положению дел не соответствуют. Планировавшийся состав авторов изменился, принцип формирования сборников: «один известный писатель — один дебютант» был похерен. Обещанный стартовый тираж неожиданно усох почти в семь раз, с 2 тыс. экземпляров до 300 экз. — соответственно, гонорар за весь сборник стал меньше, чем платят за один рассказ в приличных местах. Договор с издательством был составлен так, что у автора нет ни малейшей возможности для контроля за отгрузками и допечатками книги.
Для профессионального литератора участвовать в таких мелкотравчатых и мутных проектах смысла нет — мизерные гонорары не окупают затраты времени и труда.
Узнав всё, что узнал, я должен был уйти, не подписывать договор, плевать, что сборник к тому моменту был составлен. Однако остался и подписал, потому что иначе подставил бы своего соавтора, Татьяну Романову. У нее книга была первой, а первая книга... это, знаете ли... нельзя писателя обламывать с его первой книгой, не по людски это.
За месяцы, что прошли до выхода книги, я узнал много нового и интересного о руководителях проекта, Гелприне и Деминой. Подробности приводить не буду, перейду сразу к итоговому выводу: иметь в дальнейшем какие-то общие дела с этими людьми я не буду и другим не советую.
Теперь о факте вранья на Фантлабе. Вот что я прочел на странице серии: «Иллюстрация на обложках А. Дубовика; во всех, кроме сборника «Зеркало судьбы» имеются внутренние иллюстрации. В данном сборнике они отсутствуют по желанию В. Точинова».
Как это понимать?
Может, художник нарисовал иллюстрации и я их забраковал? Не было такого.
Может, я принципиально отказался вообще от любых внутренних иллюстраций? И такого не было.
У меня все ходы записаны, я деловую переписку по поводу проектов вообще не стираю, никогда.
Более того, мое желание или его отсутствие в данном случае роли не играет. Пункт 3.5 подписанного договора на сборник дает издательству право снабжать книгу иллюстрациями, не спрашивая моего согласия.
Не знаю, кто и почему принял решение не иллюстрировать один сборник из всей серии, но точно не я.
Поздравляю соврамши, г. г. Гелприн и Демина.
А чтоб вам было неповадно врать, расскажу правдивый факт об иллюстрировании серии. Один из авторов «Зеркала» жаловался мне: книга вышла, пришел гонорар аж в две с чем-то тысячи рублей, а потом появился Гелприн и стал требовать двести долларов. На оплату якобы художника, рисовавшего внутренние иллюстрации. Хотя в договоре о такой оплате не было ни слова. Имя автора называть не хочу, но переписка с ним тоже сохранена, так что за слова отвечаю.
Возможно, я действительно отказался бы от иллюстраций, оплаченных из своего кармана, причем на сумму, превышающую гонорар. Но такого мне не предлагали.
ПС Куратора фантлабовской страницы я попросил убрать лживый пассаж, но скрин страницы сохранен.
UPD По результату кулуарных разговоров вношу поправки в последний пасссаж, касающийся двухсот долларов:
1. Упомянутая сумма относилась к оплате не только иллюстраций, но и конкурса рецензий на книгу.
2. Автор, по его словам, не «жаловался», а всего лишь «ныл». Особой разницы не вижу, но пусть так.
Что же касается высказанного Эльдаром Сафиным здесь, в комментах, убеждения, что все это ложь и ничего Гелприн требовать не мог, не такой, дескать, человек, то вот небольшое напоминание о том, что он может, что не может и какой он человек (причем сумма, что любопытно, ровно та же)