Битва поколений российских темных жанров, как вы помните, началась хоррор-баттлом на площадке интернет-журнала «Даркер».
Первый этап противостояния завершился победой молодого поколения — в родных стенах команда «темной волны» оказалась сильнее «старичков» по мнению читателей «Даркера» и решению судей.
Пришло время матча-реванша.
И состоится он уже на другой территории, на книжно-бумажной. Баттл-сборник в издательстве Эксмо на подходе, составители (Михаил Парфенов и я) вычитывают макеты. Именно макеты, их два — это будет книга-перевертыш, с двумя обложками, двумя предисловиями, каждой команде отдана своя половина. По сути, два отдельных тома в одном переплете, каждый со своим названием: «Грань безумия» и «За гранью безумия».
На Фантлабе и других ресурсах, надеюсь, оба тома можно будет оценить по отдельности: «мнение народное» и определит, кто победил во втором матче. А специально назначенного судейского жюри не будет. Ни к чему. Мнение массового читателя важнее. Для кого, в конце концов, работаем?
ПС Предвосхищая вопросы: окончательный состав авторов определен и будет выложен через пару дней.
Третий том «Русской жути» отпечатали, переплетают.
Самое время поговорить о четвертом.
1. Среди постоянных подписчиков был в свое время проведен опрос и с подавляющим отрывом победило мнение: печатать надо цикл «Новая Инквизиция» одной книгой.
Я тогда ответил, что в таком проекте будет много подводных камней: увеличенный объем, соавторские права и т.д. — и я пока о нем говорить не готов.
За минувшие месяцы я с этими камнями разбирался и вот что получилось:
сверстать четыре романа в одну книгу можно, но если не мельчить шрифт, не сокращать безбожно поля, — т.е. делать книгу, комфортную для чтения, — получится том под тысячу страниц. Если быть точным — 992 полосы.
С учетом бумаги, подорожавшей с 15 октября, цена получится не 3 тыс., а 4 тыс. р. за том.
Вопрос: готовы ли постоянные подписчики расстаться с такой суммой?
2. Весной в интервью журналу «Даркер» я пообещал: дескать, не забыл о том факте, что проект «Русская жуть» изначально затевался как межавторский. И пообещал начать работу над томом-антологией под условным названием «Темная волна: лучшее» — топ-5 нового российского хоррора, причем не по 1-2 рассказа от участника, а увесистый блок рассказов и повестей от каждого.
Предварительная работа проведена, пятеро участников определены, это Олег Кожин, Ольга Рэйн, Михаил Парфенов, Александр Матюхин, Максим Кабир (состав не окончательный: прошло несколько месяцев и у кого-то из участников, давших предварительное согласие, могли измениться планы).
Вопрос: насколько интересует подписчиков проекта такой вариант?
То есть фактически проект разделяется на две линейки книг: с/с Точинова и межавторская серия. Но работать над двумя книгами сразу... можно, если ничем другим не занят, а мне приходится довольно много писать. Давайте определяться, с чего начать. Возможен и третий вариант ответа: ничего не надо, три тома сделаны, да и хватит.
До сих пор я молчал о книжной серии «Зеркало», исходя из принципа «не тронь дерьмо — вонять не будет» (принцип этот относится к руководителям проекта, отнюдь не к содержанию книг и не к их авторам).
Но сегодня заглянул случайно на страничку серии на сайте Фантлаб и увидел там прямую ложь, касающуюся меня. И решил внести ясность в этот вопрос.
Итак, «Зеркало».
Разумеется, мне надо было уйти оттуда вовремя — как только выяснилось, что первоначально предложенные условия участия в проекте истинному положению дел не соответствуют. Планировавшийся состав авторов изменился, принцип формирования сборников: «один известный писатель — один дебютант» был похерен. Обещанный стартовый тираж неожиданно усох почти в семь раз, с 2 тыс. экземпляров до 300 экз. — соответственно, гонорар за весь сборник стал меньше, чем платят за один рассказ в приличных местах. Договор с издательством был составлен так, что у автора нет ни малейшей возможности для контроля за отгрузками и допечатками книги.
Для профессионального литератора участвовать в таких мелкотравчатых и мутных проектах смысла нет — мизерные гонорары не окупают затраты времени и труда.
Узнав всё, что узнал, я должен был уйти, не подписывать договор, плевать, что сборник к тому моменту был составлен. Однако остался и подписал, потому что иначе подставил бы своего соавтора, Татьяну Романову. У нее книга была первой, а первая книга... это, знаете ли... нельзя писателя обламывать с его первой книгой, не по людски это.
За месяцы, что прошли до выхода книги, я узнал много нового и интересного о руководителях проекта, Гелприне и Деминой. Подробности приводить не буду, перейду сразу к итоговому выводу: иметь в дальнейшем какие-то общие дела с этими людьми я не буду и другим не советую.
Теперь о факте вранья на Фантлабе. Вот что я прочел на странице серии: «Иллюстрация на обложках А. Дубовика; во всех, кроме сборника «Зеркало судьбы» имеются внутренние иллюстрации. В данном сборнике они отсутствуют по желанию В. Точинова».
Как это понимать?
Может, художник нарисовал иллюстрации и я их забраковал? Не было такого.
Может, я принципиально отказался вообще от любых внутренних иллюстраций? И такого не было.
У меня все ходы записаны, я деловую переписку по поводу проектов вообще не стираю, никогда.
Более того, мое желание или его отсутствие в данном случае роли не играет. Пункт 3.5 подписанного договора на сборник дает издательству право снабжать книгу иллюстрациями, не спрашивая моего согласия.
Не знаю, кто и почему принял решение не иллюстрировать один сборник из всей серии, но точно не я.
Поздравляю соврамши, г. г. Гелприн и Демина.
А чтоб вам было неповадно врать, расскажу правдивый факт об иллюстрировании серии. Один из авторов «Зеркала» жаловался мне: книга вышла, пришел гонорар аж в две с чем-то тысячи рублей, а потом появился Гелприн и стал требовать двести долларов. На оплату якобы художника, рисовавшего внутренние иллюстрации. Хотя в договоре о такой оплате не было ни слова. Имя автора называть не хочу, но переписка с ним тоже сохранена, так что за слова отвечаю.
Возможно, я действительно отказался бы от иллюстраций, оплаченных из своего кармана, причем на сумму, превышающую гонорар. Но такого мне не предлагали.
ПС Куратора фантлабовской страницы я попросил убрать лживый пассаж, но скрин страницы сохранен.
UPD По результату кулуарных разговоров вношу поправки в последний пасссаж, касающийся двухсот долларов:
1. Упомянутая сумма относилась к оплате не только иллюстраций, но и конкурса рецензий на книгу.
2. Автор, по его словам, не "жаловался", а всего лишь "ныл". Особой разницы не вижу, но пусть так.
Что же касается высказанного Эльдаром Сафиным здесь, в комментах, убеждения, что все это ложь и ничего Гелприн требовать не мог, не такой, дескать, человек, то вот небольшое напоминание о том, что он может, что не может и какой он человек (причем сумма, что любопытно, ровно та же)
А тем временем в пятницу третий том РЖ ушел в типографию. По опыту прошлого тома процесс печати и переплетения занял три недели, но это когда как, от количества заказов зависит.
В связи с чем просьба ко всем подписчикам, кто за прошедший со времени предоплаты срок менял место жительства: стукнитесь в личку, сообщите новый адрес.
Те подписчики, кто заявлял об участии, но пока не платил, -- им самое время перевести оплату, после типографии цена увеличится. Свободных экземпляров в тираже будет очень немного. Но будут.