Энди Вейер


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Энди Вейер «Артемида»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Энди Вейер «Артемида»

Статья написана 28 апреля 2018 г. 11:22

Аннотация:

Артемида — единственный город на Луне.

Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек и представители крупного бизнеса — и самым доходным, конечно, является туризм. Десятки тысяч любопытных прибывают на Луну, чтобы пройти по поверхности чужой планеты, поиграть на корте или даже заняться любовью при силе тяжести в 1/6 от земной. В общем, город как город. И жители его подвержены обычным человеческим страстям.

Девушка-курьер по имени Джаз мечтает когда-нибудь заработать достаточно, чтобы приобрести скафандр и лицензию гида. Водить туристов по поверхности планеты, быть уважаемым членом общества. Но не так-то просто совершить скачок с одной социальной ступени на другую...




Дебютный научно-фантастический роман «Марсианин» принес Энди Вейеру широкую известность, а удачная экранизация упрочила мировой успех. Поэтому новость, что права на съемки фильма по новой книге Вейера были куплены еще до ее публикации, оказалась вполне предсказуемой. Какая же киностудия откажется от потенциального блокбастера?! Тем интереснее было посмотреть, справился ли Вейер с синдромом «второй книги» и будет ли «Артемида» самодостаточным произведением, которое не нуждается в апелляциях к успешности автора или защите со стороны ярых фанатов.

Никакого Марса, никакой напряженной робинзонады в миллионах километрах от цивилизации. Впрочем, действие разворачивается лишь немногим ближе к Земле — на поверхности Луны, под куполами Артемиды, первого и единственного на этот момент инопланетного города, а также в его окрестностях. Главная героиня, Джазмин Башара, работает самым обычным курьером и мечтает получить лицензию Гильдии Работников безвоздушного пространства, чтобы невозбранно выходить наружу и прилично зарабатывать проведением экскурсий. Впрочем, есть у нее и другой источник доходов, правда, крайне плохо сочетающийся с законом. Джаз заправляет каналом доставки и распространения контрабандных товаров по Артемиде. Сигары, электроника, шумоизолирующая пена. Однако, когда местный богач Тронд внезапно предлагает невероятно щедрую сделку — на целый миллион артемидийских жетонов, лунной квазивалюты — импульсивная Джаз не в силах устоять перед соблазном.

Если вы критиковали «Марсианин» Вейера за отсутствие упоминаний о Роскосмосе и негативные эпитеты в адрес советской космонавтики, то здесь можете расслабиться, потому что абсолютным фаворитом становится... Кенийская Космическая Компания. В условиях, когда все западные страны ввели строжайшие экологические требования к ракетостроению, именно экваториальная страна без собственных институтов смогла привлечь максимальными налоговыми льготами и выгодным географическим расположением десятки крупных корпораций, которые профинансировали мегапроект по созданию мощной индустрии и полноценного лунного поселения. Но со временем бурное развитие Артемиды сходит на нет, ведь содержание куполов обходится дорого. Поэтому когда появляется шанс наполнить бюджет Артемиды, Главный Администратор Фиделис Нгуги пойдет на любые ухищрения и подлости. А Джаз окажется в эпицентре риска среди корпоративных интриг, гангстерских разборок и рискованных диверсий.

Стоит понимать, что «Артемида» — это не максимально точный и выверенный футурологический прогноз с полным пакетом научных обоснований. Вейер откровенно развлекается, предлагая читателям один из маловероятных вариантов развития событий и утрируя современные западные тенденции. Однако кажущееся легкомыслие не помешало ему заложить вполне адекватную экономическую модель, пусть и схематичную. И разумеется, Вейер до предела насытил повествование инженерно-техническими деталями и ребусами, на которых основаны ключевые повороты сюжета. Книга-мечта для фанатов гаечных ключей, сварочных аппаратов и химиков-практиков.

Веселый настрой Вейера нашел свое отражение и в характере героев, и в стиле романа, который наполнен добродушной иронией, раскованным стебом и юмором. Автор так или иначе прошелся по всем — мусульманам и евреям, геям и «ботаникам». Но получилось у него это действительно задорно и беззлобно: «Тащи шесть пинт – три для гея, три для гоя», — показательный тому пример. Отчасти благодаря этому роман стал молодежным, а не подростковым. А отчасти потому, что Джаз двадцать шесть, и она уже успела разочароваться в первой влюбленности, потерять второго парня, пережить острый период подросткового бунта и взять на себя ответственность за последствия. Однако рано или поздно ей придется все же найти общий язык с родным отцом, найти свое место в социуме, научившись играть по ненавистным чужим правилам — бюрократичным, макиавеллистичным и лицемерным, чтобы защитить себя и друзей.

Итог: молодежно-приключенческая фантастика с элементами инженерных задач.

Моя оценка: 8/10





2070
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 апреля 2018 г. 17:48

цитата Green_Bear

справился ли Вейер с синдромом «второй книги»
Не справился.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2018 г. 18:23

цитата arhitecter

Не справился.

На уровень приключенческой фантастики — вполне дотянул до планки «хорошо». Весело, с юмором, еще и занимательные инженерные задачки с реалистичными вводными вида «после взрыва от сотрясения пород глыба свалилась на ваш резерв кислорода».

На уровень НФ — это очень схематичный эскиз. Чуток рассуждений на тему экономики, пара фишек с местными технологическими циклами... Но за кадром остается почти все, кроме алюминия и пресловутого ЗАФО в перспективе.
Где сборочные цеха на орбите Луны, транспортировка комет, орбитальные автоматические заводы? Меньшая масса спутника сразу снижает затраты на выход из гравитационного колодца. Не станет ли дешевле собрать автоматическую станцию на Луне или на ее орбите, а уже затем отправить в пояс астероидов?
Причем я не специалист по ближнему космосу, в отличие от заявленных консультантов из НАСА. Если Вейер взялся за маловероятную концепцию с «эко-оффшором» в Кении, то мог бы смелее очертить открывшиеся горизонты. А у нас в романе просто трансляция современных тенденций.

Но я оценивал роман в рамках обозначенных в нем целей и жанра. Это не твердое НФ в чистом виде, отсюда и положительная оценка, несмотря на ряд упущений.
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2018 г. 18:52
Уровень приключенческой фантастики он очень разный. И Артемида уж точно не «хорошая» приключенческая фантастика. Даже на фоне сородичей вроде «Синхромира». Это куда-то туда, к Дашнеру и «Голодным играм».
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2018 г. 18:55
«Синхромир» — подростковый с той еще кучей почти-игровых условностей. В частности, отсутствие реальных глобальных войн и серьезной оппозиции.
Для той ниши простительно, конечно.
«Артемида» — молодежная, чуть выше возрастной ценз, чуть меньше акцент на первые ошибки — а уже на их осознание и исправление.
Поэтому «Артемида» вызвала у меня заметно больше положительных эмоций)
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2018 г. 19:21
Да что то, что это янгадалт. Мерисью у Вейера взрослая только по паспорту.
В Синхромире была глобальная нф-идея и не было такого обилия пластиковых голливудских штампов, да и персонажи там были. А ведь персонажи очень важны именно в приключенческой фантастике. Тоже не шедевр, разумеется, но по крайней мере с достоинством.

Принципиально не нравится янг-адалт, пусть будет «2312» Робинсона — отличная приключенческая книжка, с той же самой героиней в главной роли. С теми же темами и голливудскими загонами. Ну только вообще на другом витке эволюции. И да, она приключенческая.
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2018 г. 19:27

цитата arhitecter

«2312» Робинсона — отличная приключенческая книжка, с той же самой героиней в главной роли

Как доберусь — сравню)

цитата arhitecter

Да что то, что это янгадалт. Мерисью у Вейера взрослая только по паспорту.

Да, она инфантильна — как верно отмечала primorec, но все же есть кое-какие отличия. Проследить эволюцию можно по письмам, которыми закрывались главы. Это забавное зрелище, к слову.

цитата arhitecter

да и персонажи там были

Тот же сорт по большому счету.


Ссылка на сообщение28 апреля 2018 г. 19:45
По мне так классический пример желания заработать, написав практически идентичную успешной книгу. Марсианин зашел достаточно ровно, хотя его недостатки прекрасно осознаю. Второй раз тратить время на это не буду, слишком уж явная беллетристика.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2018 г. 20:11
Я не читал «Марсианина» — жутко не люблю гнаться вслед за модой, просто из принципа — но сомневаюсь, что там много общего с «Артемидой». Здесь все же не робинзонада, разве что в паре сцен, во время выходов на поверхность из-под купола. И второстепенных персонажей уйма.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2018 г. 12:28

цитата Green_Bear

Я не читал «Марсианина» — жутко не люблю гнаться вслед за модой, просто из принципа
Думалось что только я таким страдаю :beer:
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2018 г. 12:50
Нет, вы далеко не одиноки:)


Ссылка на сообщение28 апреля 2018 г. 19:49

цитата Green_Bear

Как доберусь — сравню)
Хм. Ну тогда сразу за Артемидой можно и читать, — будет впечатление, что читаешь продолжение — про всю остальную солнечную систему.

цитата Green_Bear

Да, она инфантильна — как верно отмечала primorec, но все же есть кое-какие отличия.
Тот же сорт по большому счету. Даже дети у Бачигалупи в «Затонувших городах» взрослее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2018 г. 20:07

цитата arhitecter

Даже дети у Бачигалупи в «Затонувших городах» взрослее.

Мгм, детские персонажи в «Затонувших...» — это вообще отдельный случай. Отличная иллюстрация к тому, как неконвенционные военные действия разрушают психику соприкоснувшихся с ними.
Только вы всерьез сравниваете «отродий войны», которые выжили среди насилия, боев и голода с зажратой оторвой, которая даже голода не знала, максимум, ела без вкусовых добавок?) А смысл, учитывая, что это совершенно разные социумы. С тем же успехом можно поставить рядом мажора и бродяжку:)

цитата arhitecter

Хм. Ну тогда сразу за Артемидой можно и читать, — будет впечатление, что читаешь продолжение — про всю остальную солнечную систему.

«Артемиду» я прочитал еще в декабре) Сейчас перечитывал, конечно, но у меня список на прочтение уже и так стал гигантским. Поэтому сразу следом за Робинсона взяться не получится. 8-)


⇑ Наверх