Gilbert Keith Chesterton The


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Gilbert Keith Chesterton "The Innocence of Father Brown"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Gilbert Keith Chesterton «The Innocence of Father Brown»

Статья написана 22 июня 2017 г. 22:20

сабж

Мне грешным делом рассказы про патера Брауна кажутся чуть ли не идеальным образчиком детективов. Я не люблю страшные книги, и тем более не люблю всякую расчлененку и прочие мерзкие подробности, а в детективах их бывает довольно много, даже больше, чем надо. То ли дело милые истории Честертона — в них есть и конфликт, и загадка, и при этом они остаются всегда элегантными, сдержанными и аккуратными, что ли. Кроме того — что привлекает меня больше всего — даже истории про Шерлока Холмса не представляют собой такой триумф разума, как патер Браун. В Холмсе очень много самолюбования, тщательно выписанный главный герой с такими яркими чертами, что он практически заслоняет собой сюжет. Патер Браун — фигура совершенно противоположная, подчеркнуто обыденная и скромная, лишненная каких бы то ни было трагически-романтических черт. Единственное, что раз за разом подчеркивает Честертон — что это человек маленького роста, с большой головой и круглым лицом. Не слишком привлекательное описание для фанаток, согласитесь)) Не успокоившись на этом, Честертон еще и награждает патера другом противоположного склада: бывший самый-страшный-преступник Фламбо — мужчина великанского роста и непомерной силы. Вдвоем они образуют вполне классическую парочку в духе Дон Кихота и Санчо Пансы.

Что еще прекрасно в этих историях — так это уютность мира, в котором они происходят. Самый-страшный-преступник Европы занимается кражами ювелирки, причем старается, чтобы при этом никто не погиб и даже не пострадал, и пристыдивший его священник добивается полного раскаяния. Случаются, конечно, и убийства, но в основном, скажем так, на бытовой почве. Здесь нет криминальных концернов, которые сажают подростков на герои, нет маньяков-расчленителей (и, надеюсь, не будет), и всех убийц можно не только вычислить с помощью здравого смысла (что говорит об отсутствии самой опасной категории — безумцев) и большую часть из них можно вернуть на путь истинный или хотя бы сподвигнуть на раскаяние. Прекрасный комфортный мир, в котором милейший патер Браун может развернуться со своими аналитическими способностями и исключительными душевными качествами, не пугая при этом читателей ужасом преступлений.





307
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 июня 2017 г. 11:29
странно, что вы избежали сравнения с Эркюлем Пуаро. как вы относитесь к детективам Агаты Кристи? я просто очень люблю иногда читнуть Кристи — именно за «уютный мир» начала прошлого века: нравы, воспитание персонажей, манера беседовать, быт и семейная этика и т.д. Но Пуаро обожает покрасоваться, и у Кристи всегда есть убийство — неужели вам из-за этого не нравятся ее детективы? по моему скромному мнению, они великолепны. Честертон у меня давно на прицеле, неоднократно сталкивался с подобными вашему отзывами о том, что он — №1 в детективном жанре классического образца.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2017 г. 01:01
Не могу сказать, как-то не подумала про него)) Я Пуаро тоже люблю, но давно не читала. У меня в юности был какой-то бзиковый период, когда я читала Кристи в огромных количествах, ужасно фанатела от Пуаро и всетакое)) Прочитала несколько десятков романов почти без перерыва. Но потом как-то уже не хотелось к нему возвращаться.


Ссылка на сообщение18 августа 2017 г. 05:36
Спасибо за этот пост в ленте. Честно говоря, по циклам Честертона о Баруне у меня давно слюнки текут, но приоритет кинопрому и читать практически некогда(.

Меня, на пороге прочтения вот какой вопрос гложет. Что для Честертона главное — лихой сюжет, или поп тыка понять мотивы. Если мотивы в приоритете, то это совсем другой тип детектива.

Если, как Вы пишете, зачастую цель- добиться раскаяния, то это как раз его роднит даже больше с Коломбовскими сюжетами, где опять же, главное не процесс разгадывания, как таковой, а попытка достучаться до преступника. Правда, в Коломбо сами мотивы детектива несколько менее человеколюбивы, там главное сам процесс этой игры преследователь-жертва, где фигура преступника угадывается с самого начала.

Просто чисто случайно наткнулась на похожий сценарий, где детектив ждет скорее раскаяния от убийцы, пытается понять его мотивы. У одой азиатской сценаристки. В сценарии так много слоев, что показалось, она как минимум поклонница честертоновских эссе.

Вот эссе я прочитала сразу. Не скажу, что там увидела какие-то откровения в отношении религий и мифов человечества, но так в его подаче теологические проблемы выглядят поэтично, популярно, доступно, что невозможно оторваться))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 августа 2017 г. 20:48
Мне кажется, у Честертона того, что называется «лихой сюжет», нет и в помине. Скорее его конек — это рассказывать историю очень плавно, даже иногда против течения сюжета, то есть постфактум. Вот помните как Холмс в советском сериале садится в удобное кресло, говорит «элементарно, Ватсон» и дальше излагает, как он вычислил преступника? Честертон — больше всего вот эта часть, чем какая-то другая)
 


Ссылка на сообщение21 августа 2017 г. 18:28
Спасибо)
А на чтение прямо вдохновила статья)


⇑ Наверх