Восставший из


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Восставший из пепла
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Восставший из пепла

Статья написана 1 сентября 2009 г. 14:25

Все парижские газеты выходят в свет с траурной каймой на жирных заголовках. «Видок МЕРТВ» — истошно кричат мальчишки-газетчики, делясь с горожанами главной новостью дня, месяца, столетия — какие к черту баррикады и революционная ситуация? У нас главного национального героя убили! Желая докопаться до правды, мы пройдем крайне ветвистым и опасным путем — от мрачных катакомб — до ослепительных светских салонов, дабы нырнуть вслед за былинным богатырем с медвежей грацией в самое пекло стеклодувной печи — и воочию, в очередной раз убедиться в правоте исконного тезиса: Легенды не умирают!

Подобно своему звероподобному кумиру, та же участь ждет и его Величество французский кинематограф: уж сколько его душили в 80-х американизмами от своих выдающихся режиссеров, сколько не пытались сжечь заживо в топке проголливудского коммерческого мейнстрима поры 90-х — ан глядь, а из пепла он уже вновь расправляет свои крылья ясным фениксом.

Фильм Питоффа «Видок», наряду с «Братством волка» Кристофа Ганса до сих пор остается главной и наиболее успешной попыткой французского кинематографа вырваться из клоаки жалкого самокопирования голливудской продукции имени Люка Бессона, наиболее целостным и продуманным проектом из серии «блокбастер, исполненный исконно национального колорита». За подачу последнего в фильме отвечает предреволюционная атмосфера ( о где же ты, Гаврош?), узенькие парижские улочки и собственно, сам ОН — могучий Колосс на глиняных ногах, чья фамилия и дала название фильму.

Франсуа Эжен Видок прожил необычайно богатую событиями жизнь: был преступником, каторжником, после освобождения работал на полицию, пока не стал одним из первых в Европе частных сыщиков. Его двухтомные мемуары, где выдумки и богатую фантазию, также сложно отделить от фактов, как и миф — от реального человека, стали одним из первых сочинений 19 века, на которое так и подмывает налепить шаловливый ярлык «бестселлер». В ту пору ими зачитывались все от мала до велика (среди почитателей таланта Видока можно даже углядеть самого А.С. Пушкина), впоследствии у этих записок появилось множество подражаний (в том числе и у в России, см. например воспоминания И.Д Путилина и А. Кошко, написанные явно по тому же образцу), достаточно только сказать, что в рассказах Э.А. По об Огюсте Дюпене, которые обще принятно считать началом детективного жанра, тоже ощущается явное влияние этих Записок. Культ? Несомненно.

Однако, в фильме от жизненного наследия знаменитого сыщика решено было оставить только место действия в лице Парижа первой половины 19 века. Очень популярный французский детективщик Жан-Кристоф Гранже (известный кинолюбителям, прежде всего по «Багровым рекам» и «Империи волков») придумал совершенно новую историю с легким мистическим душком, в которой смешал хрестоматийные рассказы о Шерлоке Холмсе («Последнее дело» + «Пустой дом») с колоритными национальными легендами о преступнике по кличке Алхимик, охотящемся за душами простых горожан в бедных кварталах Парижа. Сюжет фильма отточен неплохим писательским мастерством и напоминает медленно раскручивающуюся пружину, которая постепенно увеличивает обороты вращения, заставляя зрителя нервно елозить на стуле. У этой истории есть единственный фатальный недостаток: основной упор на вычисление личности убийцы, делает ее продуктом одноразового использования — вроде набора прекрасно сконструированных декораций, которому суждено погибнуть в пожаре разоблачения финальной интриги.      

Впрочем, очевидные достоинства проекта не исчисляются одной ходульной детективной интригой. К разработке визуального облика персонажей приложил руку легендарный Марк Каро, вторая половинка дуэта Каро-Жене, и это влияние чувствуется во всем. Сам Видок, из которого бьют наружу голые инстинкты бывшего каторжанина, его простодушный, но честный напарник, роковая обольстительница — все персонажи выстроены в традиции европейского графического романа, когда сама внешность, прорисовка говорит об их внутреннем мире гораздо больше скупых строк диалогов.

В результате, несмотря на динамичные схватки, которые спокойно могут заставить покраснеть братьев Вачовски и обилие спецэффектов, где ощущается опыт режиссера-дебютанта, до этого работавшего на этой ниве с Бессоном, несмотря на увлекательный, но скоротечный сюжет, в отличие от своих сородичей по блокбастерному цеху, «Видок» пленяет прежде всего своей визуализацией, первоклассной работой художников, превращающей фильм в ожившее полотно.

Еще один залог успеха французского кино — это актеры. В 90-е годы, французский кинематограф встал перед серьезной угрозой превратиться в кино одного Жерара Депардье, который с частотой калейдоскопа менял различные маски, притворяясь то Сирано, то Колумбом, то Эдмоном Дантесом. Видок — кино, в первую очередь коммерческое, относящееся к разряду зрелищ, где многие актеры предпочитают выкладываться, пропорционально своим гонорарам. Однако, несмотря на много действия и минимум раскрытия героя в рамках сюжета, Депардье удается воплотить на экране очень колоритный, быстро врезающийся в память образ не уютного детектива, а форменного ЧеловекоЗверя, продиравшегося с самых низов благодаря собственным инстинктам. Что это — природное обаяние или уровень актерской игры, позволяющий раскрыть своего героя с одной кривой ухмылки или походки — но непохожий совершенно на своего реального прототипа, герой Депардье идеально вписывается в атмосферу готического графического кинормана.

Увы, после недолгого хлопания крыльями, могучему французскому Фениксу, было суждено вновь раствориться. После выхода Видока, дебютанта Питоффа быстренько откомандировали в Голливуд, где повесили ему на шею камень Женщины-кошки, обмотали веревкой и сбросили в пропасть высокобюджетного трэша. Видок напоминал человека, который осмелился бросить вызов заокеанским коллегам на поле зрелищности, визуальной начинки и местного колорита, собрал вокруг себя толпу единомышленников, но в итоге, против толп американских поделок вышел в чистом поле один-одинешенек. То ли смелости не хватило другим французским режиссерам, то ли сказался фактор успеха проверенных лекал, по которым клепались (и клепаются) бесконечные американоподобные «Такси», «Ямакаси» и иже с ними, но сама идея национального блокбастера по-французски, сиганула вниз вслед за Алхимиком. И тем не менее, даже это позорное поражение на фронте борьбы за внимание зрителя, не мешает вновь и вновь пересматривать эту мрачную готическую сказку, наслаждаясь ее темной атмосферой и изяществом визуальных решений. Видок на фоне всех прочих потугов французского коммерческого кино — как глоток прекрасного Шато Марго 20-летней выдержки — после стакана деревенского самогона, который упорно пытается претвориться настоящим американским виски. И пусть ныне этот некогда грозный Феникс вновь представляет собой лишь кучку пепла, полагаю, что подобное качество сполна оправдало все затраты на его прошлые и будущие возрождения.





388
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 16:41
Как всегда, здорово. только непонятно, за что вы так на БЕссона нападаете. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 16:51

цитата Gorhla

Как всегда, здорово. только непонятно, за что вы так на БЕссона нападаете

Все объяснения можно найти в моем отзыве на третьего «Перевозчика». Некогда самая большая надежда нового французского кино (Голубая бездна — действительно, выдающийся фильм), впоследствии окончательно американизировался, что весьма негативно отразилось на уровне его фильмов. Что же касается его продюсерской деятельности, здесь за редкими исключениями (пожалуй только Заложница) преобладает такой трэш, что американцам даже и не снился.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 16:59
Перевозчики — вне всяких сомнений. Но когда мы говорим о Бессоне, то в первую очередь подразумеваем «Подземка», «Её звали Никита», «Пятый элемент» и «Леон». :-) В меньшей мере, IMHO, «Голубая бездна» и первое «Такси». Неужели в этих картинах вы видите «американизированность»? Конечно, это не полный послужной список, но кидаться бананми в человека с такими регалиями я бы не стал... пока что..
Возможно, после десятка перевозчиков мнение поменяется ;-)
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 17:14

цитата Gorhla

Перевозчики — вне всяких сомнений. Но когда мы говорим о Бессоне, то в первую очередь подразумеваем «Подземка», «Её звали Никита», «Пятый элемент» и «Леон». В меньшей мере, IMHO, «Голубая бездна» и первое «Такси». Неужели в этих картинах вы видите «американизированность»? Конечно, это не полный послужной список, но кидаться бананми в человека с такими регалиями я бы не стал... пока что..
Возможно, после десятка перевозчиков мнение поменяется

И все-таки, Голубая бездна + Подземка — это квинтэссенция того Бессона, от которого ждали возрождения французского кино. И Никита, и Леон, и уж тем более 5 элемент, уже снимались откровенно под Штаты, сочетая в себе все элементы типичных голливудских блокбастеров. Но окончательно Бессон потух после провала своего наиболее амбициозного проекта — «Жанны д,Арк». Когда снятый под Оскар, пеплум о борьбе за независимость рухнул в прокате, кажется, что Бессону уже стало совсем наплевать на собственную репутацию, и в его продюсерском творчестве просто прорвало канализацию.
Если абстрагироваться от всего трэшака, который с той поры вышел под его именем, перед глазами возникнут именно чарующая свобода океанских глубин Голубой бездны под чарующую музыку эрика Сера. Все остальное — уже не так.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 17:25
Вам, видимо. ближе созерцательное начало в его картинах, да? Никита, если уж её и сравнивать с американскими фильмами, гораздо ближе к боевикам середины 80-х, но не классических картинах типа «КОммандо», а, например, чему-нибудь мрачно-социальному, типа «Класс 2021 (кажется 8:-0 так называется) или «Робот-полицейский»... как-то так. У них похожий посыл. И музыка ведь там того же Серра, и тоже отличная! А «Леон» вообще сам по себе. Из ближайших ассоиаций у меня сразу возникают «Ронин» и «Доберман», нетипичные картины для США, согласитесь.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 17:49

цитата Gorhla

А «Леон» вообще сам по себе. Из ближайших ассоиаций у меня сразу возникают «Ронин» и «Доберман», нетипичные картины для США, согласитесь.

А у меня «Убийца» Джона Ву, «Самурай» Жан-Пьера Мельвиля, «Таксист» Мартина Скорсезе, «В упор» Джона Бурмана. Компиляция классики мирового кино, с сильным креном в сторону заурядной мелодрамы.
Просто, от Бессона ждали чего то нового, оригинального, а в ответ, он развернулся к французскому зрителю тылом, начав снимать кино на английском языке, рассчитанное в первую очередь на их штампы и их публику. С тех пор, Бессона как серьезного постановщика и не стало, зато Бессон-халтурный продюсер и сегодня живее всех живых.
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2009 г. 09:44
Извините за вчерашнее исчезновение... работа.
Видите, вы и сами назвали в качестве ассоциативных к «Леону» картины, которые никак нельзя назвать исключительно рассчитанными на американскую публику. «Наёмный убийца» и «Таксист» — заслуженная классика мирового кинематографа, золотой фонд. И даже на их фоне «Леон», как по мне, выигрывает.
«Самурай» и «В упор», к сожалению, не смотрел...
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2009 г. 10:15
Уважаемый Gorhla, Вы, как я понимаю, поклонник твор-ва некогда искроментного француза?-Я, соб-но, тоже :-). «Леон» — классная лента, но смоделированная, как и «Пятый элемент», с некоторым идейным прогибоном под рынок. И соб-но, Бессоном можно реально гордиться, если мысленно отбросить его неудачных Переносчиков/Первозчиков, которыми он любит систематически баловаться. На мое имхо, именно стезя продюсирования, на которую Люк планомерно стал от скуки или от безвыходности, погубила его неподрожаемую изюминку в твор-ве. Ну как-то так получается на мое имхо, возможно где-то и не права 8:-0
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2009 г. 16:52
Уважаемая Sunset, очень приятно видеть и Вас участницей этой небольшой полемики. Я бы предложил, дабы не заполнять эту ветвь, создать на форуме тему о ЛБ, где мы смогли бы обсудить спорные моменты его творчества. Что Вы об этом думаете? Я полагаю, что и многим другим фантлабовцам было бы что сказать по поводу кинофильмов ЛБ. :-)
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2009 г. 17:11
Слушайте, да я просто в восторге от этой идеи (у Малдера скоро закончится терпение, засоряем ему прямой эфир оффтопом в колонке ;-)) Только Вы, пожалуйста, откройте эту ветку, а я обязуюсь распотрошить аргументированно всего Бессона: раннего, позднего, провального — всякого ;-)
Кстати по поводу хороших напитков:

цитата fox_mulder

Видок на фоне всех прочих потугов французского коммерческого кино — как глоток прекрасного Шато Марго 20-летней выдержки — после стакана деревенского самогона, который упорно пытается претвориться настоящим американским виски.

Очень тонко подмечено автором — возразить практически нечего, разве что хочется поблагодарить fox_mulder'a публично за то, что он умеет (выражаясь языком аллегории) искать в лужах звезды :-). Позитивно-хорошая статья на вполне добротную картину. Согласна однозначно — Шато Марго, как не крути :-)


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 19:37
«Видок» — веха! Если не изменяет память, то это первый фильм снятый на цифровую видеокамеру. Из-за этого визуализация и некоторые планы кажутся искусственными и излишне резкими.
Мне он очень напоминает фильм-комикс.

цитата fox_mulder

как глоток прекрасного Шато Марго 20-летней выдержки — после стакана деревенского самогона, который упорно пытается претвориться настоящим американским
виски


А это, извините, кому как кто-то любит вино ранга Шато Марго, около 400$ за бутылку, а кто-то с удовольствием выпьет, что-то, может и менее вкусное, но более крепкое. И тоже будет прав.
Это я о кино в том чиле.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 20:28

цитата sergeigk

«Видок» — веха! Если не изменяет память, то это первый фильм снятый на цифровую видеокамеру. Из-за этого визуализация и некоторые планы кажутся искусственными и излишне резкими.
Мне он очень напоминает фильм-комикс.

Собственно, так я и написал: стилизация под графический роман европейской выделки.

цитата sergeigk

А это, извините, кому как кто-то любит вино ранга Шато Марго, около 400$ за бутылку, а кто-то с удовольствием выпьет, что-то, может и менее вкусное, но более крепкое. И тоже будет прав.
Это я о кино в том чиле

Речь идет о самобытном французском кино. Про пойло было сказано в русле копирования американских образцов.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 20:48
Не, фильм шикарный! Это именно то слово, которое он заслуживает. Здесь еще на Депардье прятно смотреть (из нового, я даже не вспомню, снялся ли он в чем-то хорошем после Видока).
Но мне кажется, что «Видок» хоть и сделан французами, но он по своему характеру больше относится к голливудским стандартам, нежели к тому французскому кино, к которому мы все привыкли. Может чуть более мрачноват, чем его заокеанские собратья.

Например, Тим Бёртон вполне мог бы снять такой же фильм, а может даже и леще лучше.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 21:34

цитата sergeigk

Не, фильм шикарный! Это именно то слово, которое он заслуживает. Здесь еще на Депардье прятно смотреть (из нового, я даже не вспомню, снялся ли он в чем-то хорошем после Видока).
Но мне кажется, что «Видок» хоть и сделан французами, но он по своему характеру больше относится к голливудским стандартам, нежели к тому французскому кино, к которому мы все привыкли. Может чуть более мрачноват, чем его заокеанские собратья.
Дык, я ведь об этом и говорю: блокбастер на почве национального колорита. Только, колорит то свой, родной, французский.
Например, Тим Бёртон вполне мог бы снять такой же фильм, а может даже и леще лучше.


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 19:56
Видел «Видок» довольно-таки давно, сейчас детали поблекли, но отчетливо помнится, что фильм мне понравился именно ощущением темной, мистической атмосферы...

цитата

К разработке визуального облика персонажей приложил руку легендарный Марк Каро...

Гм, не знал, что он принимал участие в создании его образов. Когда смотрел фильм — понятия не имел ни о каком Каро, а сегодня одно его имя (конечно, прежде всего как соавтора Жене) заставило бы внимательно присмотреться к фильму, где он засветился.
Хороший отзыв. Спасибо, fox.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 20:30

цитата Jackdaw

Гм, не знал, что он принимал участие в создании его образов. Когда смотрел фильм — понятия не имел ни о каком Каро, а сегодня одно его имя (конечно, прежде всего как соавтора Жене) заставило бы внимательно присмотреться к фильму, где он засветился.
Хороший отзыв.

При недавнем пересмотре, мне даже показалось, что вклад Каро был даже значительнее вклада самого Питоффа. Все-таки, без визуального ряда, Видок бы оставался просто блокбастером, ибо атмосферу создает именно он.


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 20:58
Честно говоря, сейчас вспоминая «Видока», мне тоже это пришло в голову. Есть что-то в его атмосфере, визуализации очень напоминающее почерк Каро в «Деликатесах», «Городе потерянных детей».


Ссылка на сообщение1 сентября 2009 г. 21:35
Хороший отзыв. Хороший фильм.
И он не только стилизован под графический роман, а базируется на серии комиксов про Видока


Ссылка на сообщение2 сентября 2009 г. 01:23
[скучным голосом зануды] Видок не просто работал на, а в полиции и являлся первым шефом свежеобразованной криминальной полиции а'ля наш угрозыск.
Пушкин записки Видока считал, мягко говоря, неоднозначными. А.С. был скорее читателем, нежели почитателем ;)
___________________________

С претензиями к французскому кинематографу согласен, как и оценкой Депардье.
Фильм, кстати, надо бы пересмотреть. По-моему, я ни разу не видел его от начала до конца: то с одного места начну глядеть, то с другого.


Ссылка на сообщение4 сентября 2009 г. 15:18

цитата VuDu

я ни разу не видел его от начала до конца: то с одного места начну глядеть, то с другого.

Аналогично, но это потому, что «Видок» мне не понравился. Не знаю почему так. В первый раз смотрел с начала, через полчаса выключил. Потом по ящику крутили, опоздал минут на 5, сел смотреть. С тем же результатом.
???


⇑ Наверх