6. В рубрике «Из польской фантастики» напечатан рассказ Кшиштофа Коханьского/Krzysztof Kochański «Gniew/Гнев». Это фэнтези, начальный текст большого цикла произведений о Магеоте – человеке, наделенном сверхъестественными способностями и возможностями, не всегда понятными и ему самому.
Нам уже приходилось встречаться с произведениями писателя – его рассказы печатались в №№ 2/1983, 11/1984, 10/1985 журнала «Fantastyka». Однако ни биобиблиографии К. Коханьского, ни карточки рассказа «Гнев» на ФАНТЛАБе пока нет. Кое-что о писателе можно почитать в этом блоге, если пройти по соответствующему тэгу.
7. В замечательном «Словаре польских авторов фантастики» Анджея Невядовского размещена персоналия Адама Висьневского-Снерга/Wiśniewski-Snerg Adam (род. 1937) – литератора, публициста. Здесь же, в подрубрике «Пожелтевшие страницы» напечатан отрывок «Сверхсущества» из его романа «Робот» (Adam Wiśniewski-Snerg. “Nadistoty” (w:) “Robot”. Wydawnictwo Literackie, Kraków, 1973).
8. В рубрике «Критики о НФ» находится статья Малгожаты Скурской/Małgorzata Skurska «Powrót wyobraźni symbolicznej/Возвращение символического воображения» с подзаголовком «Фэнтези как современное выражение мифологических и архетипических потребностей человека», неплохо вводящим в суть рассматриваемой проблемы.
9. В рубрике «Рецензии» некто Predator благосклонно взирает на постапокалиптический роман английской писательницы Анжелы Картер «Марианна и варвары» (Angela Carter “Marianna i barbarzyńcy”. «Czytelnik», Warszawa, 1988); «это реалистический роман в нереалистических одежках, что обостряет ощущение странности, но также обогащает штампованный, казалось бы, сюжет. Сам по себе ценен показ распада прежнего мира, умирающего в величественных руинах и жалких хижинах, в людях и предметах»; некто Negocjator презрительно сплевывает («пирамидальный вздор»), листая роман Яцека Домбалы «Телеманьяк» (Jacek Dąbała “Telemaniak”. KAW, Lublin, 1989);
Яцек Инглëт уважительно взвешивает на критических весах новую книгу Мацея Паровского «Время (пора) фантастики» (Maciej Parowski “Czas fantastyki”. “Głob”, Szczecin, 1990); это «солидный, старательно и логично сконструированный том критических материалов, относящихся ко всему, что важно и значительно в польской фантастике»; а Мацей Паровский (уже в рубрике «Наука и фантастика») обращает внимание читателей журнала на новую научно-популярную книжку в замечательной книжной серии «Плюс-минус бесконечность» -- профессора Барбары Скарги «Границы историчности» (Barbara Skarga “Granice historycznośći”. PIW, Warszawa, 1989).
10. В небольшой статье Мацея Иловецкого/Maciej Ilowecki «Zastąpić Pana Boga/Заменить Господа Бога» речь идет о достижениях и возможностях современной биомедицины.
11. Две статьи в рубрике «Кино и НФ» посвящены обсуждению тезиса «Видео съело кино». Марек Орамус (“Duże jest piękne/Большое -- красивое”) в общем-то соглашается с ним, а вот Дорота Малиновская (“Szukanie diabla/Поиски дьявола”) считает, что положение отнюдь не столь трагично. Здесь же напечатана небольшая рецензия на фильм режиссера Грэма Бэкера “Alien Nation”.
12. В рубрике «Читатели и “Fantastyka”» напечатана подготовленная Кшиштофом Шольгиней/Krzysztof Szolginia подборка выдержек из писем читателей с оценкой опубликованных в журнале в 1989 году рассказов зарубежных авторов. Разброс все так же очень широк – от восхищения отдельными произведениями до полного их неприятия.
13. В этом номере публикуется также второй фрагмент нового комикса «Amazonka Anyhia» -- итальянского сценариста и художника РОБЕРТО БОНАДИМАНИ/Roberto Bonadimani.