Между тем в Журнальном зале без шуму и пыли появилась электронная версия шестого номера журнала «Октябрь», полностью посвященного фантастике. Если не ошибаюсь, это первый подобный случай в истории наших «толстяков».
Поучаствовал и впс — с небольшим эссе «Российская фантастика и алхимия обновления», в котором я несколько сумбурно проговариваю, на мой взгляд, довольно важные и принципиальные нюансы. Как-то вот так:
«Первые статьи о деградации и скорой смерти научной фантастики стали появляться в прессе задолго до того, как термин science fiction вошел в широкий обиход. С тех пор на этом пятачке не потоптался только ленивый. Гораздо реже речь заходит о механизмах самообновления, встроенных в «жанровую» литературу, – тех самых, благодаря которым она преодолела многочисленные кризисы и благополучно дотянула до наших дней. Между тем разобраться, как именно работает эта замысловатая система рычагов и противовесов, пожалуй, самая важная задача, стоящая перед исследователями российской фантастики.
«Книг много, а читать нечего» – этот лейтмотив звучит в разговорах любителей фантастики десятилетиями. Фигура речи, конечно: по подсчетам номинационной комиссии премии «Роскон» (Москва) только в 2015 году в свет вышло более шестисот новых фантастических романов русскоязычных авторов, не считая переизданий и допечаток, повестей и рассказов, электронных книг и переводов. Не сомневаюсь, что свои читатели есть у каждого из этих произведений: за четверть века наши писатели и издатели научились неплохо предугадывать запросы аудитории. Производство «жанровых» романов давно поставлено на поток и, несмотря на ощутимое падение тиражей, очевидно, окупается – в противном случае ни один вменяемый бизнесмен не стал бы затягивать этот «долгий и мучительный процесс».
Здесь-то и кроются корни проблемы. По объективным экономическим причинам «хэнд мэйд» не способен на равных конкурировать с конвейерным производством – идет ли речь о вязаных шарфах, разливном пиве или массовой культуре. Слишком медленно, слишком дорого, слишком неказистым выглядит продукт ручного производства в мире тщательно продуманного промышленного дизайна. Да, количество типовых блоков, из которых собраны романы «о попаданцах», «о магических школах», «о баронах и драконах», «о звездных десантниках и космических пауках», жестко ограничено, нарративные стратегии, риторические приемы, фабульные и сюжетные конструкции в «фантастическом мейнстриме» сводятся к нескольким общеизвестным формулам и паре десятков шаблонов. Зато «формульная» литература редко подводит читателя: за свои честно заработанные деньги он получает ровно то, что ему обещали. Все честно, баш на баш: словомельницы, описанные в хрестоматийном романе Фрица Лейбера «Серебряные яйцеглавы» (1958), работают штатно, без поломок и сбоев.
Так почему же разговоры про «нечего читать» не смолкают? Эволюционная биология – бездонный источник метафор и аналогий, объясняющих многое в нашей жизни. К примеру, биологи давно доказали, что популяция с низким внутривидовым разнообразием обречена. Если все поголовно мушки-дрозофилы чувствуют себя комфортно только при комнатной температуре – это эволюционный тупик. То же самое с литературой. Поменяются тренды, конъюнктура – и маргинальная проза, живущая на краю основного потока, не слишком интересующая сегодня издателей и читателей, даст всходы и проложит путь в будущее.
Вот с этой-то почти невидимой, уходящей в ультрафиолет частью литературного спектра в отечественной фантастике дела и впрямь обстоят неважно. Среди шестисот с лишним романов нонконформистские тексты, взламывающие канон, можно пересчитать по пальцам одной руки. Книг много, а читать нечего...»
Читать полностью ------------------------------------------------------ ------------------>>>
Кроме того, рекомендую обратить внимание на обстоятельную статью Сергея Шикарева (на ФЛ shickarev) о «цветной волне» «Высокие волны, тихие заводи» — во многом мы с ним сходимся. Ну, было бы странно, если бы не.
Что касается прозы, советую прочитать роман Владимира Аренева «Порох из драконьих костей». Первая бумажная публикация на русском языке, между прочим. Про остальное — когда изучу номер «на бумаге». То есть не раньше, чем доберусь до московской редакции, увы.
Полный состав номера:
цитата
ПРОЗА
Фантастика. Pro et contra новой волны
Эдуард ВЕРКИН Звездолет с перебитым крылом
Повесть
Анна ИГНАТОВА Медведь
Рассказ
Владимир АРЕНЕВ Порох из драконьих костей
Роман
Ая Эн Как мы спасали Ивори
Опыт коллективного письма с детьми
ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКА
Сергей ШИКАРЕВ Высокие волны, тихие заводи
Василий ВЛАДИМИРСКИЙ Российская фантастика и алхимия обновления
Екатерина ИВАНОВА Мракобесы в Вавилоне
Дарья ЗАРУБИНА Две метели
Фантасты пишут для подростков
Дмитрий ВОЛОДИХИН Лед и пламень
«Проектные» сборники в современной русской фантастике
Москва: территория культуры
Множественность миров в пространстве одного Электротеатра
Интерактивный космос
Рубрику ведет Дарья БОБЫЛЁВА