Трудно отдавать предпочтение японской ТВ-анимации, когда есть полнометражки, однако если не брать сериал онгоингом, а смотреть его уже после выхода в эфир, вполне можно насладиться проектом как многосерийным художественным фильмом. Тем более что 2007 год в Японии выдался урожайным на качественные многосерийные работы (неверящие см. сюда), и одна из них — сериал Охота на призраков.
Без малого десять лет назад, в преддверии своего 20-тилетия, студия Production I.G, заручившись поддержкой великого мангаки Масанори Оты, известного всем под псевдонимом Масамунэ Сиро и подарившего миру франшизы Яблочное зернышко и Призрак в доспехах, объявила в производство историю о мальчике с необычным посттравматическим синдромом, живущим где-то в глубинках острова Кюсю. Отмечу, это не первый тандем студии и мангаки: вышеназванные франшизы экранизировала тоже Production I.G, у которой на счету также полные метры Мисс Хокусай (2015), Остров Джованни (2014), Письмо для Момо (2011), хайповые ТВ-сериалы Корона греха (2011), Психопаспорт (2012), Гаргантия на зеленой планете (2013) и менее популярные, но не менее значимые Отогидзоси (2004), Ветряные истории (2004) и Непорочная Мария (2015).
Драматизацию доверили Чиаки Конаке, который работал над сценариями великих Экспериментов Лэйн (1998), Хеллсинга (2001), Технолайза (2003), Аякаси (2006) и Мононокэ (2007). Простите за невольный name dropping, но вы же не поверите мне на слово, что сюжет у сериала отличный? Режиссером стал Рютаро Накамура, снявший уже упомянутые Эксперименты Лэйн, а помимо: Путешествие Кино (2003) и РЕК (2006). Пожалуй, режиссера я бы и обвинил в сбитой по ритму концовке, но не будем забегать вперед.
У Охоты на призраков много заявленных жанров: это и драма, и ужасы, и мистика, и фэнтези. Но главным я назвал бы повседневность. Именно размеренное, вполне обыденное повествование о перипетиях дружбы главного героя сильнее всего очаровывает и убеждает зрителя. Ну разве что еще музыка, этот шаманический набор гулов и шумов, тресков и разорванных мелодик, цифровых пустот и ритмических ускорений. Атмосферно, да, не забудьте включить погромче.
Начинается все довольно просто. Местная школа через муниципалитет истребует из Токио известного психолога Ацуси Хирату для сеансов психотерапии протагонисту сериала Таро Комори, у которого на фоне пережитого похищения 11-тилетней давности и гибели в этом похищении родной сестры Мидзуки развивается посттравматический синдром с частыми случаями измененного состояния сознания. Например, Таро привычен к осознанным сновидениям, когда он внетелесно путешествует по разным слоям реальности.
Интересное начинается, когда выясняется, что Таро не единственный, кто может покидать свое тело. Постепенно метафизические прогулки и тайны прошлого похищения сближают его с Макото Огами и Масаюки Накадзимой, тоже учениками местной школы. Макото, к слову, приходится дальним родственником Таро; обладает тяжелым характером и воспитывается своей бабушкой, которая уже очень стара и готовится передать узды правления местным религиозным культом своему внуку. Внук, разумеется, от этого не в восторге. Как и от того, что его отец-самоубийца, а мать бросила.
Масаюки же — переводной студент из Токио, переехавший из-за служебной командировки отца. У Масаюки свои скелеты в шкафу. Он испытывает страх высоты после того, как в прежней школе из-за его издевательств с крыши спрыгнул самоубийца. У его родителей явные проблемы с браком и семейной жизнью: отец постоянно пропадает на работе, а мать проводит часы напролет за игровой приставкой.
Из этого социально-тяжелого трио больше всех повезло, пожалуй, Таро. Да и то условно. Его отец хоть и любит проводить время в уединении, слушая джаз в своем кабинете, все же не утратил жизнелюбия и не бросил семейное дело по изготовлению сакэ. Мать, в свою очередь, уделяет достаточно внимания сыну, чтобы заметить происходящие с ним изменения, при том, что сама так и не оправилась от потери дочери (также вынуждена посещать сеансы психотерапии, при упоминании о Мидзуке начинается неконтролируемый тик).
Важное место отведено в сюжете сериала и семье Комагусу. Дочь Такахито Комагусу — настоятеля синтоистского храма, бывшего преподавателя антропологии в Токийском университете — Мияко обладает способностью видеть духов и главных героев, когда те покидают свои тела и путешествуют над городком. Безусловно, она тоже сдружается с Таро. Мияко крайне чувствительна к сверхъестественным феноменам, поэтому на протяжении сериала у многих персонажей на нее далеко идущие планы.
Исследуя возможности внетелесного путешествия, главные герои раскрывают одну подробность давнего похищения за другой. Масштаб трагедии разрастается, в нее вовлечены все больше и больше людей. Параллельно физическому плану реальности, на метафизическом, в городке кипят свои страсти: призраки рождаются и умирают, божества персонифицируются, сознания одних проникают в сознания других... Далее пошли бы спойлеры.
Вообще, у этого проекта удивительно серьезная и проработанная палитра характеров. Даже второстепенные персонажи имеют вескую мотивацию к действию, и их появление в кадре не выглядит как выкат рояля из кустов. Сложный клубок внутрисемейных и межличностных конфликтов, к чести авторов, не скатывается в мелодраматическое «мыло», а лишь поддерживает ровное горение интереса к каждому следующему эпизоду. Конечно, я не любитель «сдвоенных» сезонов на 20 и более эпизодов, мне куда предпочтительнее 13-тисерийки, но здесь сюжетная вязь сложна, ей требуетя разгон, временной простор, ритмическое пространство. Выбор оправдан.
И не думайте, что вам покажут/расскажут только о психологических проблемах подростков и их родителей (хотя даже это будет сделано умело и взвешенно). Попутно вы насладитесь синкретизмом идей японского синтоизма, богатым японским фольклором, описывающим бесчисленные спиритические по своей природе явления. По ходу дела вас посвятят в научные изыскания нейрофизиологии и психологии, биоинженерии и фольклористики. Вы узнаете: о нескольких научных деятелях, чьими методиками или терминологией пользуются персонажи аниме; об особенностях функционирования человеческой памяти; о разнице в стволовых клетках; о синтоистских ритуалах. И более.
Если же вам все это неинтересно, будет приятно хотя бы полюбоваться на «картинку»: у художников этого аниме тонкое и глубокое чувство цвета и света. Неочевидные ракурсы, динамичные и «тихие» кадры, гармоничные линии и многоплановые текстуры, баланс темного и светлого, эмотивно акцентированные полутона и оттенки.
Это «вкусно» смотреть. Эти восемь часов будет любопытно созерцать.