Рецензия на книгу Дэрила


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензия на книгу Дэрила Грегори «Пандемоний»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на книгу Дэрила Грегори «Пандемоний»

Статья написана 2 июня 2016 г. 08:04

Внезапно нашел на сайте «Прочтение» подборку своих старых рецензий пяти-шестилетней давности — спасибо darkseed за наводящий вопрос. У сайта «FANтастика», который возник после закрытия журнала «FANтастика», была договоренность с «Прочтением» о размещении у них наших материалов — о которой я давно позабыл, если честно. Нашего интернет-издания давно нет, ссылка ведет в магазин ffan.ru, а у «Прочтения» кое-что сохранилось. Трогательно. Перечитал некоторые рецензии — не то чтобы с удовольствием, но по крайней мере с интересом. Вот, например, о «Пандемонии» Дэрила Грегори, книге, как мне кажется, вполне симпатичной, но в России недооцененной.

Демоны и архетипы


Дэрил Грегори. Пандемоний: Роман. / Daryl Gregory. Pandemonium, 2008. Пер. с англ. А.Бушуева и Т.Бушуевой. — М.: АСТ. Астрель. Владимир: ВКТ, 2011. — 384 с. — (Сны разума). Тир. 4000. — ISBN 978-5-17-065600-4. ISBN 978-5-271-32709-4. ISBN 978-5-226-03311-5.

Североамериканская культура, культура пионеров и трапперов, биржевых спекулянтов и изобретателей-самоучек, чрезвычайно мобильна и оперативно отвечает на любой вызов. Ввели сухой закон — бутлегерство тут же стало общенациональным видом спорта, а мафия подмяла под себя полстраны. Чернокожее меньшинство грозит новой гражданской войной — практика политкорректности немедленно обретает гипертрофированные, анекдотические формы, но социальный взрыв предотвращен. И так далее, и тому подобное, по всему фронту. Любая проблема решается быстро, решительно, максимально эффективным способом — и плевать на условности, дело надо делать! То же и с психоанализом и теорией «коллективного бессознательного»: пока консервативная Европа начала XX столетия захлебывалась в нервозах и психозах, никак не желая принять скандальные измышления Фрейда и Юнга, австрийская парочка обзавелась многочисленной восторженной паствой в США. Современные специалисты давно камня на камне не оставили от классического психоанализа — но приемы, которые использовали Фрейд и Юнг на своих дорогостоящих сеансах, давали зримый результат, а это главное.

В мире, который описывает Дэрил Грегори, лучшим подтверждением существования «коллективного бессознательного» стала эпидемия одержимости, охватившая в двадцатом веке США (а, возможно, и весь мир — происходящее за пределами Северной Америки автора, как истинного патриота, колышет мало: «за МКАДом жизни нет!»). Галерея портретов «юнгианских демонов», пожалуй, самое мощная составляющая «Пандемония». Джонни Дымовая Труба, король железных дорог, знающий, как разогнать до максимума любой локомотив, но при этом не слишком заботящийся о безопасности состава. Толстяк, для которого в каждом американском кафе, вплоть до самых задрипаных, готово специальное желтое кресло. Правдолюб с парой пистолетов, сурово карающий лжецов. Художник, творящий свои произведения из любых материалов, попавшихся под руку. Ангелочек, вселяющийся исключительно в милых девочек с длинными белокурыми волосами и несущий смерть-избавительницу неизлечимо больным. Сластолюбивый Дудочник. Капитан Америка и Марвел Бой, неуязвимые для пуль, сражающиеся за идеалы демократии и американский образ жизни во всем мире... Встречаются и более специализированные персонажи: например, ВАЛИС, воплощенный «чистый разум», двадцать с лишним лет поддерживающий жизнь в теле писателя Филипа Дика, или Шугарат, лавкрафтианское подводное чудовище, дающее о себе знать только в поселке Гармония-Лейк на берегу одноименного озера.

Америка встретила нашествие демонов, как и следовало ожидать, сдержанно и деловито. Ничем не примечательный пассажир в аэропорте начинает вдруг, как безумный, выкладывать пейзаж из попкорна и битого стекла? Без паники! В него вселился Художник: отойди в сторону, не мешай, и все обойдется. В зал суда вошел человек в черном плаще и с двумя пистолетами? Это Правдолюб явился по чью-то душу — беги со всех ног, чтоб случайно не угодить под раздачу! Ученые-юнгианцы кропотливо исследуют феномен одержимости и проводят научные конференции, священники-экзорцисты разрабатывают способы изгнания демонов, фанатики-сектанты (вроде членов «Лиги людей», считающих роман Ван Вогта «Слэн» пророческим откровением) выдумывают параноидальные теории заговора, демонополонники-любители развлекаются на «ДемониКоне»... Одно плохо: все это помогает смягчить последствия одержимости — но не остановить демонов. Самая масштабная кампания против порождений бессознательного, затеянная президентом Никсоном, закончилась позорным провалом — так же, как в нашей истории «охота на ведьм». «Архетип — это фигура, демон, человек или процесс, который постоянно повторяется в истории человечества», — писал альтернативный Карл Юнг. Ну и как прикажите бороться с архетипами? Человеку рациональному остается только расслабиться — и попытаться получить удовольствие.

Дэлакорт Пирс, дизайнер-неудачник, в детстве переживший одержимость Хеллионом, обожающим играть роль малолетнего безобразника, расслабиться никак не может. Что-то гложет его изнутри, не дает жить нормальной жизнью среднего американца. После автомобильной аварии возвращаются голоса, замолчавшие было много лет назад после сеансов у психолога, Дэл начинает ходить во сне, его выгоняют с работы, он попадает в психушку... Чем дальше, тем хуже, выхода нет: единственное, что может сделать главный герой, это вернуться в город детства и докопаться до глубинных истоков своей травмы. Вот только поможет ли ему это — большой вопрос...

Выход «Пандемония» в серии «Сны разума», изначально заточенной под «твердую» SF («Ложная слепота» П.Уоттса, «Спин» Р.Уилсона, «Счет по головам» Д.Марусека и т.д.) — событие довольно неожиданное. В 2009 году роман Дэрила Грегори был отмечен мемориальной премией Уильяма Крофорда, которая присуждается за лучшую дебютную книгу в жанре фэнтези, но, честно говоря, от историй с эльфами и орками он так же далек, как и от классической НФ — от Земли до Туманности Конская Голова ближе. Звездочка, однако, хоть и не первой величины, но достаточно яркая, наблюдаемая невооруженным глазом. И, кстати, серия с названием «Сны разума» для «Пандемония» подходит как нельзя лучше.

0.05.2011


Источник:

— Журнал «FANтастика», интернет-журнал «ПРОчтение», 21.03.2012


Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книги Антона Первушина «Ходячие мертвецы. Зомби-нашествие на кинематограф» и «Иные пространства»

— на книгу Кирилла Еськова «Америkа (reload game)»

— на книгу Кирилла Кобрина «Шерлок Холмс и рождение современности»

— на книгу Иэна Бэнкса «Несущественная деталь»

— на книги Владимира Аренева «Мастер дороги» и «Душница»

— на книгу Гиллиан Флинн «Острые предметы»

— на книгу Грега Игана «Отчаяние»

— на книги Дмитрия Комма «Формулы страха» и «Гонконг: город, где живет кино»

— на книги Майка Гелприна «Хармонт: наши дни» и «Миротворец 45-го калибра»

— на роман Дэвида Кроненберга «Употреблено»

— на книгу Роберта Хайнлайна «Ворчание из могилы»

— на книгу Майкла Муркока «Византия сражается»

— на книги Марии Галиной «Куриный бог» и «Автохтоны»

— на книги Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ» и «Царь головы»

— на книги Феликса Пальмы «Карта времени» и «Карта неба»

— на книги Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и «Любовь к трём цукербринам»

— на книги Уильяма Гибсона «Нейромант» и «Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв»

— на книгу Дмитрия Казакова «Черное знамя»

— на книги Умберто Эко «Откровения молодого романиста» и «Сотвори себе врага»

— на антологию «Зеркальные очки» под редакцией Брюса Стерлинга и книгу «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга

— на книги Сергея Носова: «Полтора кролика» и «Фигурные скобки»

— на книгу Кима Стенли Робинсона «2312»

— на книги Питера Уоттса «Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот» (трилогия «Рифтеры»)

— на книгу Нила Стивенсона «Вирус «Reamde»»

— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева «13»

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»

— на книгу Романа Арбитмана «Антипутеводитель по современной литературе: 99 книг, которые не надо читать»





1991
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 июня 2016 г. 08:07
ОЧЕНЬ «пандемоний» понравился :beer: Уже и перечитать хочется, как книга на глаза попадается. :cool!:


Ссылка на сообщение2 июня 2016 г. 10:17
Демона по имени Толстяк я как-то пропустил. Или ты его спутал с Шугаратом. Там в городке периодически какой-нибудь крупный мужик начинал много жрать, чтобы в него вселился демон. И еще одного демона не звали Капитан Америка. Он был просто Капитан. Хотя в его основе и был герой комиксов. :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июня 2016 г. 11:44
«Толстяк» — не имя, а характеристика телосложения. 8-)
 


Ссылка на сообщение2 июня 2016 г. 13:21
Ясно) Просто из рецензии не поймешь))


Ссылка на сообщение2 июня 2016 г. 22:17
Спасибо!
серия с названием «Сны разума» для «Пандемония» подходит как нельзя лучше — :cool!:
Гл. идея очень сильно эту книжку вытягивает.


Ссылка на сообщение3 июня 2016 г. 00:13

цитата vvladimirsky

происходящее за пределами Северной Америки автора, как истинного патриота, колышет мало

В таком контексте слово «патриот» стоило бы, пожалуй, заключать в кавычки. А что Грегори «патриотом» такого рода отнюдь не является видно хотя бы из его рассказа «Иллюстрированная биография лорда Гримма».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июня 2016 г. 22:53
Может, еще и смайлики расставить? Смеяться по слову :-)
 


Ссылка на сообщение3 июня 2016 г. 23:38
Лучше просто шутить посмешнее. Чтобы хотелось улыбнуться и без смайлика.


Ссылка на сообщение5 июня 2016 г. 16:52
Спасибо большое! Я все книги, на которые вы даете рецензии, добавляю в список на чтение. Вы всегда что-нибудь хорошее советуете.:-)


⇑ Наверх