Эффектная бабочка в серой шляпе или Возвращение в прошлое
Джейк Эппинг (Франко) никак не предпологал, что в обычной закусочной у Эла Темплтона (Купер) его ждет самый настоящий тоннель во времени, ведущий прямиком в 1960-й год. Причем Эл оставляет ему в наследство свою сокровенную мечту – предотвратить убийство президента Кеннеди.
Казалось бы – чего сложного – иди и отправь на тот свет пресловутого Ли Харви Освальда.
Так-то оно так, но что если стрелял все-таки не он?
Соответственно Джейку придется прожить в начале 60-х целых три года. На месте досконально разобраться в том, кто именно виновен в покушении.
И попробовать уцелеть при ответных возмущениях прошлого. Прошлого, которое жутко не любит, когда его меняют.
Роман Стивена Кинга «11.22.63» стал знаковым событием в творчестве великого короля психологии и ужасов. Далеко позади остался хоррор, как фирменный знак творчества. Написана вершина психологических исследований гомо сапиенс «Под куполом».
И вот в 2011 году из-под пера Стивена выходит своеобразный американский гимн. Ностальгический оммаж Штатам 60-х. Времени, когда трава была зеленее, цены смешнее, а люди цельнее, что ли. Оммаж, ставший вровень с лучшими образцами мировой литературы. Использующий фантастическое допущение лишь для лучшего нагнетания конфликта. Талантливо смешивающий разнообразные жанры. Поднимающий кучу важных общечеловеческих вопросов, мыслей и тем. Да, ориентированный в первую очередь на жителей США, которые гораздо лучше поймут местные американские нюансы. Но не теряющий от этого не капли своей привлекательности и глубины.
Экранизация была неизбежна, как воцарение демократии во всем мире. Тем более что Стивен пользуется особой, порой извращенной популярностью в кинематографических кругах. В конце концов, избрали вариант мини-сериала, а на главную роль пригласили Джеймса Франко.
В целом вышло неплохо, но до книги, понятное дело, сериал не дотягивает. Что не удивительно. Единственным противоположным примером на моей памяти была волшебная «Звездная пыль», заткнувшая за пояс первоисточник Геймана.
Роман порезали от души, причем протеряли несколько весьма важных моментов (к примеру, от человека с желтой картой остались рожки да ножки, а Билла наоборот перевели в одного из ключевых героев). Но если вы книгу не читали, то 11.22.63 вполне можно посмотреть.
Создателям сериала удалось передать одну из важнейших линий дядьки Кинга – рассказ о Любви, как об одной из главнейших мировых движущих сил. Любви, которая важнее всего на свете. Том великом чувстве, когда ради счастья любимого человека ты готов на все. Даже на то, чтобы уйти в сторону.
Также сохранилась ностальгия по тем былинным временам, когда будущее казалось светлым и счастливым. А настоящее – дающим хорошую опору и излучающим уверенность. Разве что чересчур беззаботными получились у создателей сериала 60-е. Слишком улыбчивыми и слегка несерьезными. Но то такое, можно и не обращать внимания.
И расследование «дела Освальда», в принципе передано на хорошем уровне. С напряженными моментами, сомнениями, разочарованиями и откровениями.
А вот еще одной магистральной теме книги – ответственности за свои поступки, и вопросу вмешательства в историю, было уделено как на меня маловато времени. И прозвучала это тема как-то вскользь, не сильно выделяясь на фоне лав-стори.
Глобальное обрезание параллельных сюжетных линий с одной стороны подбавило динамики, с другой изрядно ограничило и сузило образ протагониста. Которого кроме любви и президента, если верить сериалу, в этой жизни больше ничего не интересует. Поверьте, это не так, Эппинг у Кинга гораздо более многогранный персонаж.
Кстати Джеймс Франко оставил довольно противоречивое впечатление. С одной стороны ему идут образы интеллигентных, воспитанных парней. И чувствует он себя в их шкуре, как рыба в воде. С другой – для всех событий у него ровным счетом два выражения лица. Улыбка на все 32 зуба, или нахмуренная суровость. Полутона потерялись. Игра лицом, глазами, мимикой? О чем это вы?
Сейди в исполнении Сары Гадон очаровательна, светла и воздушна. При этом способна показать характер, построжиться и настоять на своем.
А вот химия между главными героями оставляет желать лучшего. Порой проблескивает что-то, но именно «порой».
Стоит также отметить Даниэля Уэббера в роли Освальда. Малоизвестный сериальный актер справился с задачей на твердую «четверку». Ли Харви получился любящим, эгоистичным, потерянным, растерявшимся, нервным, амбициозным. В общем — живым.
Но основное достоинство сериала в другом. В том, что в наше нечитающее время благодаря ему гораздо больше людей познакомятся с историей Джейка Эппинга.
Завораживающей, затягивающей, напряженной, душевной и такой оптимистичной (невзирая на нюансы).
А там, даст бог, чтобы узнать, как все было на самом деле, доберутся и до книги.
Что еще нужно от экранизации?
Эрго. Вменяемая, но далеко не идеальная постановка по мотивам отличного романа Стивена. Читавшие книгу будут недовольны. Остальным можно смотреть. В качестве аперитива к основному блюду, сотворенному рукой Кинга.
А можно сразу, не тратя 8 часов жизни, взяться за оригинал.
Режиссер: Джеймс Стронг, Фред Туа, Джеймс Кент
В ролях: Джеймс Франко, Крис Купер, Джош Дюамель, Люси Фрай, Сара Гадон, Черри Джонс, Т.Р. Найт, Джордж МакКэй, Даниэль Уэббер, Майкл Искиердо, Тоня Пинкинс, Эми Мари Уоллес, Эрика Андерсон, Джульетт Анджело, Кристиан Бруун, Миранда Калдерон, Кевин Дэннис, Джулиан ДеЗотти, Джоанна Дуглас, Колин Дойл