Гайто Газданов Призрак


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Гайто Газданов "Призрак Александра Вольфа"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Гайто Газданов «Призрак Александра Вольфа»

Статья написана 3 апреля 2016 г. 12:23

сабж


Газданов все-таки действительно русский Пруст, и если по «Полету» это было видно не так сильно за счет разнообразного и интригующего сюжета, то по «Призраку» становится ясно почти сразу. Казалось бы, самое интересное — это загадочные встречи героя с тем самым Александром Вольфом, начиная с самой первой, когда герой думает, что убивает его во время Гражданской войны в России и потом много лет мучается этой мыслью. Но нет, изрядная часть текста занята скорее размышлениями героя об отношениях с любовницей, которые ни для кого, кроме него самого, не представляют интереса, как и сама эта дама. Мне вот интересно, действительно в этом мире существуют мужчины, которые так много думают об отношениях с женщиной, что уделывают в этом вопросе все женские журналы? Хотелось бы встретить хоть одного, а то все попадаются люди, которых их ремесло (в самом лучшем случае) занимает куда больше. С другой стороны, и я самого Пруста за это активно не люблю — увольте, но когда нет конфликта, мне просто скучно, скучно. Все счастливые семьи похожи одна на другую, и относительно счастливые пары, в общем, тоже не вызывают интереса. Исключение составляет разве что «Любовь Свана» — но там именно что не было счастья.

Про «Призрак» сложно что-то сказать определенное, чтобы не наспойлерить. С другой стороны, текст разворачивается так медленно и плавно, что успеваешь догадаться о том, о чем умалчивает автор, задолго до того, как сюжет дойдет до соответствующего эпизода. Герой живет своей жизнью, но раз за разом (а точнее — трижды, но каждый раз очень ярко) в ней появляется этот самый Александр Вольф, в остальном совершенно чужой герою человек. И самое смешное, что для Александра Вольфа этого герой, который кажется нам в силу POV совершенно простым и ясным, тоже предстает в роли мистического орудия фатума, Аннушки с маслом. Первая встреча с героем едва не оборачивается для него смертью, вторая происходит через много лет, когда все уже забыто и пережито, и все взрослые люди, и другая страна, и не важно уже, кто за кого воевал в Гражданку — но внезапно и она оказывается фатальной. Кому суждено быть повешенным, тот не утонет. Судя по тем двум романам, которые я прочитала, фатализм — вообще газдановская любимая тема. Кирпич никогда и никому просто так не голову не падает — и Газданов поворачивает свой сюжет таким образом, чтобы это стало как можно более очевидным.

А отношения героя с его женщиной — ну их, они скучные.





271
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 апреля 2016 г. 17:10

цитата kerigma

Мне вот интересно, действительно в этом мире существуют мужчины, которые так много думают об отношениях с женщиной, что уделывают в этом вопросе все женские журналы? Хотелось бы встретить хоть одного, а то все попадаются люди, которых их ремесло (в самом лучшем случае) занимает куда больше.
Ср. «Женский портрет» Генри Джеймса, хотя под Ваше описание Джеймс может не подойти, ведь подобного рода детальнейший анализ являлся его ремеслом. По количеству деталей на одну тему Джеймс Пруста легко превосходит. У Пруста тем больше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2016 г. 10:39

цитата Victor31

«Женский портрет» Генри Джеймса

Ну так это описание отношений, поданное с точки зрения главной героини, которой сам бог велел думать и думать об этом. А вот чтобы о ней особо думал этот ее муж — такого там не видно.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2016 г. 23:37
О ней думают муж, Ральф, Уорбертон, Гудвуд, мадам Мерль, Генриетта ... В любом случае, думает, конечно, только автор, но, что и говорить, читать легче, чем когда все на одном персонаже.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 2016 г. 09:24
не, это все равно не то, мне кажется. потому что одно дело — смаковать и разбирать свои собственные чувства, а другое дело — смотреть, как человек сует шею в петлю и думать, что ж ты, дурочка, делаешь)


⇑ Наверх