Городское фэнтези и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «тессилуч» > Городское фэнтези и повести-сказки в СССР
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Городское фэнтези и повести-сказки в СССР

Статья написана 20 февраля 2016 г. 07:33

В 50-80-х годах в Советском Союзе классического фэнтези не существовало, в связи с действием законов материализма и атеизма. Поэтому религиозные, мистические и волшебные сюжеты не приветствались. Фэнтезийные книги заменялись повестями-сказками и так называемым «городским фэнтези». В них чудеса случались в основном случайно и при помощи неизвестных сил природы. Обходились без магов и драконов.

Такие повести-сказки писали Александр Волков, Виталий Губарев и Вениамин Каверин. Они известны большенству лаборантов. Наиболее близкую к фэнтези повесть-сказку написал Юрий Самсонов «Максим в стране приключений» (1961год).

Примером создания фэнтезийного мира является повесть Евгения Богата «Четвертый лист пергамента» (1969г)

Для взрослых и юношества выходили произведения «городского фэнтези», где чудесное происходило в обычных бытовых условиях.

Подобные произведения писали: Вадим Шефнер «Дворец на троих»(1968г), «Скромный гений» (1963г) и др.; Владислав Крапивин «Летчик для особых поручений»(1973г) и др., Лев Успенский «Шальмугрово яблоко»(1972г), Сергей Абрамов сборник«Однажды, вдруг, когда-нибудь...» (1983г), В Алексеев «Седьмое желание» (1967г),  Олег Тарутин «Рассказы вьючного ящика», «Заика из массовки» (1987г) и др.

В какой-то степени можно отнести к фэнтези следующие произведения:

Вениамин Каверин «Снегурочка» (1967г) и«Верлиока»(1982г), Татьяна Гнедина«Последний день туготронов«и «Острова на кристаллах воображения»(1964г), Наталья Соколова «Захвати с собой улыбку на дорогу...» (1965г) и Виталий Короткевич «Дикая охота короля Стаха» (1964г)

Только в конце 80-х начале 90-х появились полноценные фэнтезийные произведения Святослава Логинова «Страж перевала»(1988г) и сборник «Быль о сказочном звере»(1990г), Виталия Пищенко «Замок ужаса»(1990г), Александра Больных «Золотые крылья дракона»(1991г), «Жёлтый колокол» (1992г) и А Чуманова «Горыня» (1983г)

Жирным выделил моё мнение о фэнтези в СССР- из того что прочитано.





1801
просмотры





  Комментарии
Страницы: 123


Ссылка на сообщение20 февраля 2016 г. 21:17
автор «Дикой охоты короля Стаха» — Владимир Короткевич
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 01:59
Ошибся.:-(
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 08:33
Это не фэнтези, а детективная, разоблачающая мистику история. Ближайший аналог — «Собака Баскервиллей»


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 05:33
У Валерия Алексеева есть повесть «Кот — золотой хвост». Насколько понимаю, это первое классическое городское фэнтези. Также есть такой писатель как Лев Кузьмин, почему-то не упомянутый ни разу.
Его повесть «Капитан Коко и зеленое стеклышко» вышла в 1968 и стала настоящим бестселлером, да и переиздавалась множество раз. А еще есть «Четверо в тельняшках»
еще можно вспомнить Ирину Христолюбову с «Топало» — это про жизнь домового в современном городе. И если пошел разговор о домовых, то конечно Татьяна Александрова и ее Кузька


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 08:51
Елена Грушко. «Добрыня», «Последний чогграм». Не городское, конечно, но вполне фэнтези.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 10:37
отмечаю
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 14:54
Почитать что ли Грушко? Но я её уже давно отметил как безнадёжного графомана и даже боюсь браться за произведения. Или всё не так страшно?
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 15:12
Эти произведения не читал.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 21:18
Вот этот сборник весьма любопытен в свете обсуждаемой темы и не только. «Военный поход против Южного Ветра» — что-то типа киберпанка, например.


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 13:34
«Капитан Крокус» Федора Кнорре. В свое время одной из любимых книг была :-)


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 01:13
Полноценное фэнтези советских времен, и даже не городское, а мифологическое с легким уклоном в героическое — «Сказания о титанах» Якова Голосовкера.
Вполне может подойти под определение и «Козацкому роду нет переводу, или Мамай и Чужая молодица» Александра Ильченко.
Это из доперестроечных времен. Период хрущевской оттепели, кстати.
Поскольку обсуждаются преимущественно произведения детской литературы, хочу упомянуть отличную повесть Вадима Федорова «Обыкновенные волшебные часы» (1983), не очень, кстати, детскую, если разобраться. Присутствует некоторое количество весьма жутких моментов и юмор, рассчитаный на не слишком юного читателя.
Под конец 80-х, когда государству, в котором с колбасой, туалетной бумагой и фэнтези все было просто замечательно, существовать оставалось совсем недолго, действительно, наметилось некоторое оживление в плане оного жанра.
«Золотой шар» и «В поисках волшебного меча» Г. Почепцова — натуральное фэнтези, хоть и young adult. К слову, в 1988 г. автор в интервью журналу «Пионерия», где печатался «Золотой шар», говорил, что его ориентиры — Толкин и Льюис.
У упомянутого А. Больных была еще повесть «Видеть звёзды» (1988) — planetary story с изрядным уклоном в фэнтези, емнип.
«На вогні святому спалимо розлуку» Олеся Бердника (1990) — годное славянское фэнтези.
«Меченая молнией» Натальи Гайдамаки (1990) — скорее НФ, но в фэнтезийном антураже. А ее же рассказы «Пленница» и «Поклонение змее» — точно оно, родимое.
«Сон о лесном озере» Андрея Дмитрука (1991) — героическое фэнтези в до сих пор не часто используемом антураже Украины козацкой эпохи.
Сборник Сергея Булыги «Бродяга и фея» (1991) — шикарная подборка весьма самобытных рассказов в обсуждаемом жанре.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 01:28

цитата ganhlery

«Сказания о титанах» Якова Голосовкера.

Это пересказ мифов. В НФ такого много. «Лилит» Л Обуховой, «Алло, Парнас!» В Берестова. А фэнтези- это создание «собственного авторского» мира с авторскими законами.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 01:44
Пересказ — это Кун. А у Голосовкера именно мифологическое фэнтези, как «Сатиресса» А. Кондратьева, «День Минотавра» Т. Б. Сванна, «Сага о Хрольве Жердинке» П. Андерсона.
Сюжеты греческих мифов у Голосовкера присутствуют (яблоки Гесперид, истории Медузы Горгоны, Хирона и т. д.), но переосмысливаются автором весьма кардинально.
Использование всяких разных мифологических традиций для авторов фэнтези — скорее норма, чем исключение.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 05:19
Для фэнтези автор и героев должен придумать. Так что Олди пишут на тему Древней Греции не фэнтези, а перелицовку мифов
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 21:01

цитата тессилуч

Для фэнтези автор и героев должен придумать.

Очень спорное утверждение. Количество произведений, в котором в качестве героев выступают Артур и Мерлин, к примеру, вряд ли поддаётся подсчету. Причем квалифицируются они именно как фентези.
Хотя насчет Олдей согласен, в целом. Именно перелицовками и занимались когда-то.
В общем, Вашу точку зрения я понял. Останусь при своей.
Спасибо за тему, сам в свое время искал подобные раритеты.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 21:25

цитата ganhlery

Сюжеты греческих мифов у Голосовкера присутствуют (яблоки Гесперид, истории Медузы Горгоны, Хирона и т. д.), но переосмысливаются автором весьма кардинально


Насколько я помню — всё ж таки читал ещё в детстве — там писалося, что Голосовкерпытался реконструировать мифологию ешё до-Олимпийскую.
Что до переосмысления — замечательная книга Загадка Прометея Лайоша Мештерхази.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 21:34
Да, так это преподносилось. А по сути — что-то вроде «Богов Пеганы» Дансейни.
Мештерхази читал. Там именно переосмысление греческой мифологии человеком ХХ века. Немного похоже на «Евангелие от Афрания» Еськова или что-то в этом роде.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 21:39

цитата ganhlery

Немного похоже на «Евангелие от Афрания» Еськова или что-то в этом роде.


Таки да — только написана она задолго до Еськова.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 21:43
Точно:-)


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 08:32
От себя добавлю почти безвестного Виктора Максимова «Это было на Почай-реке». Довольно типичное по сегодняшним временам дохристианское фэнтези по типу «Волкодава». Но в стихах — автор определяет как «сказ».

И большое всем спасибо за дополнения к статье.


Ссылка на сообщение23 февраля 2016 г. 12:58
Э. Успенский. Вниз по волшебной реке. Славянское фэнтези, густо замешанное на народных сказках. Главный герой- попаданец. Ха-ха-ха
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2016 г. 10:24
Подходит. Наверно в СССР мало издавалась


Ссылка на сообщение28 февраля 2016 г. 14:02
Скобелев Э. Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки вполне себе фэнтези, хоть и без драконов с принцессами
Страницы: 123

⇑ Наверх