fantlab ru

Яков Голосовкер «Сказания о титанах»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.19
Оценок:
89
Моя оценка:
-

подробнее

Сказания о титанах

Условный цикл, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Была ли Медуза Горгона таким ужасным чудовищем, как её описывают позднейшие предания?

Что побудило Чудодеву Ехидну стать Змеедевой и наплодить мерзких тварей на погибель человеческому роду?

Кем были дети прекрасной Леды до того, как из них выросли всем известные Кастор, Полидевк и Елена?

Почему Атлант и дракон Ладон позволили Гераклу завладеть тремя золотыми яблоками из сада Гесперид?

«Сказания о титанах» — это неожиданный взгляд на знакомые нам с детства древние легенды, и одновременно — смелая попытка возродить (в форме притчи) изначальную античную мифологию. Ту, которая была ещё до утверждения Олимпийской религии...

Примечание:

Часть произведения, посвященная корпусу легенд вокруг кентавра Хирона, публиковалась отдельным изданием.



Содержание (части, тома): по порядкупо годупо рейтингу


  • Предварение
  • Сказание о титане Атланте
  • Сказание о титаниде Горгоне Медузе и о сыне Золотого Дождя
  • Сказание о Змеедеве Ехидне, о Страшном Сатире Аркадском и о многоглазом Аргусе Панопте
  • Сказание о братьях Афаридах и Диоскурах
9.06 (35)
-
1 отз.

Входит в:

— антологию «Древний мир», 1994 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)
/языки:
русский (9)
/тип:
книги (9)

Сказания о титанах
1955 г.
Сказания о титанах
1957 г.
Сказание о кентавре Хироне
1961 г.
Сказания о титанах
1993 г.
Сказания о титанах
1993 г.
Сказания о титанах. Мифы Древней Греции. Троянская война и ее герои. Приключения Одиссея
1994 г.
Сказания о титанах
1994 г.
Мифы Древней Греции. Сказания о титанах
2001 г.
Сказания о титанах
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это божественно. Во всех смыслах. Как в буквальном, так и в переносном. Красота неописуемая, ярость и страсть в каждой строчке. А язык!.. Это просто нектар, божественная амброзия, от которой натуральным образом пьянеешь и уносишься к золотым высотам Олимпа. Написано, казалось бы, на абсолютно оторванном от реальности материале, а элемент вживания в творящееся на страницах античное действо высочайший — погружаешься мигом, будто смеющиеся нереиды на глубину утаскивают. Вторая часть, про кентавра Хирона, особенно чудесная. Местами чуть ли не слезы на глазах и, аж, до зубовного скрежета — вот же, сатрапы олимпийские, вот подлецы, дубьем бы вас, да вилами, да с пролетарской ненавистью! Образ Хирона — мощный, выпуклый, трогательный, страдающий и непокорный. Образ Геракла — несчастного безумца, но преданного и самоотверженного друга, игрушки в руках высших сил. Пьянчужка Силен — классический плут, за дурашливостью которого, скрывается мудрость, неведомая иным философам. Буйный, непокорный и милосердный Асклепий. Тиресий тот же... Вереница характеров, яркости которых позавидовали бы и мастера «психологической» прозы. Что у них требует кропотливого расписывания сотен страниц — здесь достигается буквально несколькими резкими росчерками строк.

Красота. Редкая и удивительная в наше время.

Огромное спасибо Олди за то, что когда-то заинтересовали эпиграфами в своих книгах Голосовкером. Пускай, по-настоящему прочесть получилось только сейчас — лучше поздно, чем никогда.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно широко известна книга Николая Куна «Мифы древней Греции». Лев Успенский сотоварищи оставил свой вариант этих легенд. В каком-то довольно простеньком виде изложил мифы, в том числе и древней Греции, Александр Немировский.

Но эпоха титанов у этих авторов, так понял, не очень отражена. Эту задачу взял на себя Яков Голосовкер. Причем, восстанавливать сказания ему пришлось по крохам. Может быть даже, что его книга — довольно вольная реконструкция преданий, от которых дошло на самом деле очень мало.

В каком-то смысле книга Голосовкера — это ещё как будто и «взгляд с другой стороны». История олимпийских богов, прислуживавших им полубогов и героев, освещена гораздо лучше. Титаны же, гиганты и прочие более древние создания были свергнуты олимпийцами, брошены в Тартар, просто истреблены. И облик их был сильно искажён в последующих сказаниях.

Вот например, кентавры, киклопы (циклопы) известны как существа дикие, неуправляемые. В действительности же изначально они были другими. В их жизни был свой смысл, была своя этика (как, например, титанова правда, упоминаемая в книге не раз). Были созидание и познание. Но победившим их олимпийцам было чуждо и то, и другое. Их волновали лишь куда более простые радости, в том числе азартного созерцания чужой борьбы. Вот и получилось так, что титаны и прочие исполины, если не были прямо низвергнуты Зевсом, Аполлоном и другими так называемыми Кронидами (детьми Крона), то уничтожили друг друга в междоусобных распрях, пали от рук полубогов и героев, типа Геракла и Персея. И память о них сохранилась исключительно негативная. Мол, чудовища это были. Историю творят победители.

А по манере книга Голосовкера — это, конечно, стилизация под «древнее». Под русское древнее, естественно.

Предназначена же она для старшего школьного возраста. Именно в этом возрасте её и надо читать, пока память цепкая, пока интерес к такого рода литературе не убит.

Вот я понял, что знал про титанов мало. Но и сейчас, прочитав книгу, не могу похвастать, что сделался экспертом. Ну, могу теперь сказать, что кентавр Хирон, оказывается, был титаном. А бог Асклепий — бог людей, а не бог богов. И что Аиду был не подвластен тартар. Потому что там правил только Зевс.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто из нас в детстве не зачитывался мифами и легендами древней Греции? Вот только сводились ни в основном к Гераклу, аргонавтам или Одиссею. А мне всегда до боли хотелось знать, откуда взялись те чудища, которые им мешали геройствовать: Горгона, Сирены и т.д. и т.п. Или в честь каких героев или историй названы созвездия… Или легенды о рождении (происхождении) тех или иных богов и богинь…

Вот она: та сторона мифа, которой мне всегда не хватало.

Но читать было сложно. Слишком много мелких, но интересных деталей порой мимолётно проскальзывало, и приходилось по несколько раз перечитывать один и тот же абзац, чтобы усвоить, кто же кого от кого породил.

Достаточно любопытные истории. Большая часть привычных нам античных мифов разворачивается в статичном привычном нам мире, населённом героями, чудовищами и зверолюдями, в котором одни боги противостоят другим. Из этой книги мы узнаём динамичную предысторию этого мира, как он менялся и в итоге пришёл к привычному нам состоянию, кто и откуда в этом мире взялся.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень большой смелостью нужно было обладать, чтобы написать ТАК.

Красивая сказка, которой предстаёт перед нами античная мифология в школьном учебнике — как ни странно, всего лишь «легенды победителей»...

Кто помнит времена, когда Горгона была прекрасной девушкой, без стеснения резвившейся на просторах Земли? Зато все хорошо представляют мерзкую старуху со змеями вместо волос. (Её смысл жизни, кажется, был только в том, чтобы подставить горло под меч первого подвернувшегося героя). Кто помнит, как трогательно выглядела Леда, хлопочущая о своем выводке пушистых лебедят? Зато все знают, чтО из этой юной лебединой стаи в итоге выросло (две горы мышц по имени Кастор и Поллукс, а также Елена Троянская, из-за которой погибло много достойных людей. Да уж... *кхе-кхе* Что выросло, то выросло!..)

ИХ мир — это не мрачный, душный Тартар (куда по «милости» Олимпийцев они оказались заброшены сейчас). Но, с другой стороны, их мир — это и не знакомый нам, хотя бы по Гомеру и греческим трагикам, мир гармонии, соразмерности и торжества разума. Давайте уж прямо скажем: победа Порядка и посрамление Хаоса выгодны прежде всего Зевсу + его присным, потому что упорядоченной вселенной легче управлять (сама собою вспоминается поговорка «Простота хуже вороства»). А в эпоху титанов, когда Олимпийцы и верное им человечество только-только зарождались, все было сложнее, зато — разнообразнее. «Пёстрый», во многом — сумбурный мир, в котором, правда, можно было дышать полной грудью. Без оглядки на вышестоящих, на «начальства» и «власти».

Некоторый намек на то, как же выглядела вселенная в эпоху «до богов», можно уловить в многозначительной детали: Эрос, бог любви, согласно Голосовкеру, как раз и есть — сын Хаоса (НЕ Арея и НЕ Гермия, как мы привыкли считать!) Недаром в «Ахейском цикле» Олди говорится о том же.

И все-таки, несмотря на поражение Древних, титанова правда еще живет. Не все герои — тупые и безмозглые «качки», плодящие множество трупов на радость Арею. Кое-кто знает слово «честь», и не считает его устаревшим. Поэтому титаны, в основном, уважают потомков Зевса (хотя не уважают его самого). И, даже если герой, поступая по титановой правде, уничтожит их — они позволят.

Как тут не вспомнить классическое: «Свет — левая рука Тьмы. Тьма — рука правая Света»...

пс Теперь я знаю, откуда Наталья Васильева почерпнула идею своей «Черной книги». (Правда, у меня такое впечатление, что Ниэнна против Голосовкера = карлик против гиганта).

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное изложение мифов Древней Греции — не просто изложение, а очень живое и оригинальное, со своим языком и вИденьем мира, с неподражаемым стилем изложения. Практически все прочитавшие эту книгу в дальнейшем воспринимали именно трактовку Я.Голосовкера как оригинал мифов, как описание настоящего мира Олимпийских богов и могучих титанов. Заслуживает безусловного прочтения всеми, кто интересуется мифами Древней Греции.

P.S. Тем, кто хочет найти достойные «Сказания о титанах» изложения мифов Древней Греции в самобытной авторской интерпретации, рекомендую «Лабиринт» Александра Бушкова и, в несколько меньшей степени, «Герой должен быть один» Олди.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно гениальный сборник, своеобразная попытка восстановления и интерпретации древнейших мифов, отображающих период конца царствования Крона и начало господства богов — олимпийцев. Собрав по крупицам информацию о титанах и гигантах, автор, в яркой, поэтической форме, с небольшим уклоном в философию, рассказывает о титане Атланте, кентавре Хироне, титаниде Горгоне Медузе и прочих из оставшихся Уранидов и Кронидов. В рассказах Якоба Голосовкера многие знакомые нам по классическим мифам чудища предстают не такими уж ужасными, становится понятным их предназначение и суть трагедии.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх