Облачный атлас Cloud Atlas


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Облачный атлас (Cloud Atlas), 2012
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Облачный атлас (Cloud Atlas), 2012

Статья написана 16 декабря 2015 г. 11:30

Комета реинкарнаций, или на удивление вкусный винегрет

oblachnyj_atlas

1849 год. Молодой адвокат Адам Юинг (Стерджесс) возвращается с одного из островов Тихого океана, куда он ездил по поручению своего тестя, подписать некий контракт. В пути ему предстоит испытать предательство, познать дружбу и резко переменить свои взгляды на расовые проблемы.

1936 год. Молодой композитор Роберт Фробишер (Уишоу) (в минуты отдыха читающий Тихоокеанский дневник Юинга) устраивается в секретари к известному, но престарелому композитору Вивиану Эйрсу. Фробишер уже долгое время работает над секстетом «Облачный атлас», и надеется, что сотрудничество с Эйрсом поможет ему в работе. Ситуация усугубляется гомосексуальной связью с ученым Руфусом Сиксмитом (Д'Арси), и претензиями Вивиана на произведение Роберта.

1973 год. Журналистка Луиза Рей (Берри) случайно знакомится с известным физиком-ядерщиком Р. Сиксмитом, работающим в энергетической корпорации, занимающейся атомной энергетикой. В этой самой корпорации что-то весьма нечисто, и Руфусу угрожает опасность. Луиза берется помочь, и ее жизнь также оказывается под угрозой.

2012 год. Старик-издатель Тимоти Кавендиш (Бродбент) «поставлен на счетчик» тремя весьма агрессивными типами. Обратившись за помощью к брату, он вместо подмоги оказывается под замком в доме престарелых. Теперь ему нужно найти возможность выбраться на свободу. И изложить свои приключения в киносценарии.

2144 год. Нео-Сеул. Антиутопическое тоталитарное государство. «Фабрикат» (клон) Сонми-451 (Пэ Ду На) всю свою жизнь провела, работая прислугой в фастфуде «Папы Сонга» (единственной отрадой были несколько минут фильма «Страшный Суд Тимоти Кавендиша», записанного на сломанном плеере). Пока чистокровный (рожденный естественным путем) Хэ Джу Чен (Стерджесс), один из повстанцев, пытающихся освободить фабрикатов, не похищает ее, приоткрыв кусочек настоящей жизни.

2321 год. Мир после ядерной катастрофы. Закри (Хэнкс), член племени Жителей Долин (поклоняющихся богине Сонми), вынужден стать проводником для Мероним (Берри), из клана Провидцев (сохранивших остатки знаний далеких предков). Им нужно взобраться на гору Мауна-Сол, место, где по поверьям обитает сам дьявол.

С романом Дэвида Митчелла «Облачный атлас» Вачовски познакомились еще в 2005 году, во время съемок «V» значит Ведетта». Год спустя они написали первый черновой вариант сценария и пригласили для работы над проектом своего друга Тома Тыквера. Роман, мягко говоря, был не очень простым для экранизации, так как включал в себя 6 историй, происходящих во временном разлете от 1849 до 2321 годов, и сплетающихся в идейно единое полотно. В общем работы предстояло непочатый край.

Также после провала «Спиди-гонщика» оказалось, что максимум, что режиссеры могут получить от студии Warner Bros. на экранизацию — это лимонов 20. Чего ни по каким раскладам для съемок не хватало. Пришлось идти с кружкой по миру. Благо, картиной заинтересовался Том Хэнкс, которого подкупила идея сыграть 6 разных персонажей из разных эпох, а также поработать с создателями «Матрицы» и «Парфюмера». Почему шесть? Было принято решение, что основные актеры «Атласа» сыграют по персонажу в каждой из историй, составляющих фильм. А это уже серьезный профессиональный вызов для любого лицедея.

С кружкой, заметим сразу, пришлось ходить довольно долго. Кризис знаете ли, не до сомнительных картин, довольно сложных для понимания среднего зрителя. Только в 2011, после презентации на Каннском фестивале, дело сдвинулось с мертвой точки. Соавторы трудились над фильмом параллельно, используя разные съемочные группы. Вачовски работали, в основном, над тремя последними эпизодами, а Тыквер, соответственно, над более ранними по хронологии моментами. Кроме Хэнкса в каст привлекли таких известных актеров как Холли Бери, Хью Грант, Хьюго Уивинг и других неординарных исполнителей.

Скажем прямо, первые полчаса, картинка складывается слабо. Ведь мало того, что фильм состоит из шести различных историй (причем абсолютно разных по стилистике), так еще и эти истории показаны не полностью и сразу, а мелко нарезаны, и тщательно перемешаны. Создавая, как выяснится очень скоро, весьма неординарное и  чертовски вкусное блюдо.

Казалось бы, ничего нового нам не покажут, и уж тем более не расскажут:

Все в этом мире связано, только мы не знаем как именно.

Свобода – естественное людское состояние.

Человек человеку брат (а вовсе не зубастое тамбовское животное), независимо от цвета кожи.

Любовь не замечает предрассудков, а человек сотворивший шедевр, вполне может себе позволить отправится дальше.

С системой нужно бороться, ведь только тот, кто что-нибудь делает, чего-нибудь достигнет.

Старость не диагноз, и возможно в шестьдесят жизнь только начинается.

Каждый человек — вселенная, а смерть всего лишь дверь.

Даже когда, кажется, что все потеряно, нужно не опускать руки, и в качестве бонуса можно найти свою половинку.

Сильный жрет слабого, тот еще более слабого, тот… И так вплоть до микробов.

Все препятствия преодолимы, а зачастую попросту иллюзорны.

И основным, связующим посылом, над всеми персонажами, событиями и временами витает концепция инкарнаций, духовного родства и наследия.

Скажите, правда, божественное откровение? Ну, ни разу таких идей, ни от кого не слыхали. Но.

Заслуга (и талант) режиссера как раз и состоит в том, чтобы банальные, зачастую надоевшие истины показать так, чтобы перехватывало дух, а коробка с попкорном осталась нетронутой.

Триумвирату создателей «Атласа» это, пожалуй, удалось. Видеоряд составлен очень качественно, и к исходу часа ты уже активно сопереживаешь толпе героев, параллельно пытаясь отследить максимальное количество завязок, отсылок и вероятностей (все при первом просмотре никак не получится), и узнать актеров в персонажах (аналогично – кое-где признать сразу не выйдет). Второй час ты окончательно сживаешься с протагонистами, строишь уйму предположений, угадываешь и ошибаешься, переживаешь и восторгаешься. Постоянная смена линий не дает заскучать, умело поддерживая интерес, и интригуя. Заставляя ожидать финала с нетерпением игрока, поставившего на карту казенные деньги.

Кто же воплотил на экране задумки режиссерского трио? (всех вспоминать не будем, пробежимся, галопом по Европам, по основным актерским работам Cloud Atlas)

Том Хэнкс (на основе манады персонажа которого, кстати, приводят пример классического духовного роста). От коварного доктора Гуза, до пастуха Закри, Адама до грехопадения (естественно до встречи с Мероним. Тут разве что Хоггинс выбивается из благостного ряда). Том, благодаря коему картина вообще состоялась, ниже своего уровня не опускается, но и до своих лучших ролей не дотягивает. Доктор – умен и подл. Закри – тревожен и человечен. Отметить хочется разве что Дермота Хоггинса, писателя-бандита. Образ положительно хорош.

Холли Берри. Сразу бросается в глаза блондинистая еврейка, супруга композитора Эйрса, а из центральных персонажей рулит Луиза Рей, просто таки идеальная журналистка. Сообразительная, за информаторов в огонь и воду, если надо горящую избу на скаку остановит, преступным корпорациям разгуляться не даст.

Джим Бродбент. Откровенное украшение картины. Тимоти Кавендиш, это песня. Настолько энергичного старичка, бабника, сибарита, харизматика надо еще поискать. Вивиан Эйрс ненамного уступает своему кармическому потомку. А ведь есть еще настоящий морской волк, шикарный капитан Молинё.  До этого я Бродбента как-то не особо отслеживал, но теперь постараюсь внимательнее изучить его фильмографию.

Джим Стёрджесс. Если Адам Юинг, как на меня, чересчур инфантилен, то Хэ Джу Чен откровенно порадовал. Нео предстоит крепко призадуматься о своем месте на пьедестале. А какой шикарный болельщик в пабе!

Хьюго Уивинг. Его персонажи, все как один, жутко отрицательны. Выделить стоит старину Джорджи, и особенно сестру Нокс, кошмар Тимоти Кавендиша. Такая, не то что избу, многоэтажку на скаку задержит.

Хью Грант. Его роли эпизодичны, но даже мельком показанный Денхольм Кавендиш, брат Тимоти, заработал порцию аплодисментов.

Из забавного. В картине отсутствуют негативные женские и негритянские персонажи. Как класс (сестру Нокс во-первых играет мужик, во-вторых кое-где в обзорах ее называют медбратом).

Ну и, конечно же, грим. Это божественно. Такой работы над образами я не припомню. На сто процентов узнать всех актеров невозможно до финального послетитрового открытия карт. Гримерам – огромный респект.

Пару слов о стилистике фильма. В каждой истории она своя. В первой – романтика «Детей капитана Гранта», молодости мира, когда все по плечу, над головой полощутся паруса, рядом любимая и друг. Вторая – тревожный музыкальный байопик, с закадровым текстом, о молодости и старости, творчестве, смерти и бессмертии. Третья – стильный детективный нуар-триллер о сильных духом. Четвертая – оптимистичная «домашняя» трагикомедия о старости, ее преодолении, бодрости и находчивости. Пятая – здравствуй, «Матрица», звенящая история о людях, освобождении и любви. Шестая – камерный рассказ в духе «Безумного Макса»-лайт, о последних выживших, о понимании, вере, доверии и надежде.

Каждая – интересна, каждая оригинальна. Вместе – один из лучших фильмов десятилетия.

Эрго. Неожиданно сильная картина, которую тянет немедленно пересмотреть еще раз, чтобы отследить все авторские «манки».

P.S. Народ, активно исходящий пеной по поводу «пропаганды гомосексуализма», хочется спросить лишь об одном: «У вас проблемы? Вы хотите об этом поговорить?»

P. S.2 Не выключайте фильм по завершению, ведь после основных тиров вас ждет нарезка ролей исполненных актерами в картине, кое что может стать для вас откровением.

Режиссер: Том Тыквер, Энди Вачовски, Лана Вачовски

В ролях: Том Хэнкс, Хьюго Уивинг, Хью Грант, Джим Стерджесс, Сьюзен Сарандон, Холли Берри, Бен Уишоу, Кит Дэвид, Сюнь Чжоу, Джим Бродбент, Джеймс Д'Арси, Пэ Ду На, Гетц Отто, Дэвид Гяси, Алистер Петри, Луис Демпси





1505
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 22:15
Фильм весьма и весьма хорош, статья тоже 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2015 г. 12:03
Благодарствую)


Ссылка на сообщение18 декабря 2015 г. 14:45
фильм сразу же затянул. отличный!


Ссылка на сообщение18 декабря 2015 г. 20:30
Сравнивать книгу и фильм не стал бы, так как что-то в фильме лучше, а что-то хуже по сравнению с первоисточником. Так лучше: история тихоокеанского путешественника и история дедка-книгоиздателя. История композитора такая же, как и в книге. А вот детективная история, история про клонов и постапокалипсис явно проигрывают книжным. Особенно то, как показывают историю Сонми. В книге она явно убедительней, многоранней и интересней.


Ссылка на сообщение19 декабря 2015 г. 17:48
[Сообщение изъято модератором]
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2015 г. 10:20
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2015 г. 11:48
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2015 г. 12:44
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2015 г. 13:35
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2015 г. 13:40
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2015 г. 14:07
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2015 г. 14:14
[Сообщение изъято модератором]


Ссылка на сообщение20 декабря 2015 г. 21:26
Хотелось бы поблагодарить автора за отличную рецензию. Так получается, что большинство тезисов автора созвучно с моим пониманием этого неординарного произведения. И еще. Разве стремление к свободе-это плохо?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2015 г. 12:01
спасибо на добром слове)


Ссылка на сообщение21 декабря 2015 г. 17:23
Хотелось бы получить объяснения модератора, почему были удалены мои комментарии? И ссылку на пункт правил ФантЛаба. Насколько понимаю, правил я не нарушал, мои комментарии соответствовали теме рецензии, а мысли, высказанные в них, являются моим личным мнением, на которое имею право.
Если на то пошло, то перепалку начал пользователь под ником grief, тогда удалите и его сообщения тоже.


Ссылка на сообщение21 декабря 2015 г. 22:21
Уважаемый IMRA,

У вас несомненный талант на кинороцензии. В второй раз удивляюсь почти полным сходством мнения про фильм. Почти те же доводы в пользе этого шедевра философский фантастики выразили и наша группа рецензентов в болгарском альманахе ФАНТАSTIKA, который издаю от имени „Общества болгарских фантастов „Тера Фантазия“. Восхищен!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2015 г. 11:00
господа, благодаря ви ))


Ссылка на сообщение22 декабря 2015 г. 19:18
Если кому интересно, медуза пару дней тому опуликовала интервью с Роднянским. Вот урывок о касовых сборах Облачного атласа.

цитата

— Проблема в том, что если в вашей местной карьере есть огромное количество успехов — от «Сталинграда» до «Левиафана», то американская карьера — это, скорее, ряд провалов. Даже, в общем, прекрасный «Облачный атлас» коммерчески, насколько я понимаю, провалился.

— Для нас он был очень успешен коммерчески.

— Как это?

— Это тот самый случай, когда мы, исходя из моей, я бы сказал, осторожной логики по отношению к американскому миру, полностью хеджировали свои риски территорией.

— Россией?

— Нет, всей Восточной Европой, включая бывший СССР. Мы в России и Восточной Европе собрали денег практически столько же, сколько фильм собрал в Америке — а наши риски и инвестиции были защищены своими территориями. В результате вложенные деньги мы вернули и даже прилично заработали, потому что с самого начала договорились, что мы рынки делим. Просто я понимаю нашу аудиторию, я понимаю, в отличие от Уорнеров, которые всегда в период руководства студией Джеффом Робиновым, поддерживали любую картину братьев — как мы их называем сейчас — Вачовски siblings. Соответственно, они поддерживали любую их картину и выпускали как обычно — как блокбастер. Мы точно знали, что «Облачный атлас» нужно выпускать как совершенно особый, невероятного масштаба арт-фильм, который точно заберет всю свою аудиторию и расширит ее. Это и получилось. А Уорнеры выпустили как блокбастер.

— На Запад.

— В Америке, конкретно. Если бы этот фильм был в руках, например, Харви Вайнштейна — в его дистрибьюторской компании, я думаю, он собрал бы больше, просто они бы точно знали, что картина не является обычным блокбастером, условно говоря, «Тором».


Ссылка на сообщение23 декабря 2015 г. 00:42
Заход № 2. Надеюсь, на этот раз модераторы не удалят мой комментарий, постараюсь быть политкорректным.
Я не согласен с автором рецензии в ключевом моменте — касательно идейной составляющей кинокартины. Рецензент утверждает, что мысли, высказанные в фильме, являются всем известными истинами, а также непрозрачно намекает, что это и вовсе божественные откровения. На самом деле ключевой, на мой взгляд, идеей фильма, которая красной линией проходит через все сюжеты, является идея свободы и стремления к ней. Режиссеры, по уже сложившейся в Голливуде традиции, раскрывают эту идею через борьбу повстанцев с тиранией государства (сюжет про Нео-Сеул), борьбу за права чернокожих (сюжет про адвоката и морское путешествие), и свободный выбор сексуальной ориентации (сюжет про молодого композитора). Правда, последнее рецензент определяет, как свободу любви от предрассудков. Что ж, пусть так.
Вот что скажу: идея свободы, как главной цели развития цивилизации и основной человеческой ценности, действительно не нова, но истинность ее крайне сомнительна, а происхождение далеко не божественно (не буду вдаваться в детали, если интересно — спрашивайте, поясню).
Сюжеты, использованные в фильме, являются штампами, которые давно стоят на вооружении Голливуда. Слету могу назвать пяток свежих фантастических блокбастеров (2010-2015 годов), которые именно эти сюжеты и идеи эксплуатируют.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 00:14

цитата Аркадич

Сюжеты, использованные в фильме, являются штампами, которые давно стоят на вооружении Голливуда.
Этот вывод выражен в статье словами:

цитата

банальные, зачастую надоевшие истины
В чём возражение — в том, что эти слова не являются божественным откровением? Так утверждение автора о том, что будто бы являются — сарказм.
А главное, Вачовски эти идеи снова вовсю проэксплуатировали в сериале «Восьмое чувство». Даже ещё круче, чем в «Облачном атласе». Пусть эти идеи для кого-то на просторах РФ сомнительны, но в некоторых других странах, где есть деньги на хорошее кино, их раскручивают. И если кому-то доверили раскручивать, значит, чел(ы) профессионал(ы).
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 17:47
В том, что челы профессионалы, сомнений нет. Дилетанты пропагандой не занимаются.

Рецензент утверждает, что это хоть банальные и надоевшие, но все же истины. Я же утверждаю, что это не истины, а штампы, которые полностью отражают официальную идеологию западного мира. И после этого режиссеры еще кричат в своих фильмах: «Уничтожь систему! Освободись!». Так они сами и являются частью системы.
Не замечали, что последнее время выходит масса именно фантастических блокбастеров, которые основаны на обсуждаемых сюжетах? «Облачный атлас» как раз является одним из таких фильмов.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 17:55
Что именно фантастических — нет, не замечаю. По-моему, выходит много драм, сериалов, короткометражек, где говорится о свободе.

цитата Аркадич

это не истины, а штампы, которые полностью отражают официальную идеологию западного мира
Вам удобнее так это называть? Да не вопрос. А какую ещё «официальную идеологию» должны отражать фильмы, выходящие на Западе? «Отрасти бороду и молись по восемь раз в день», «Не брат ты мне, гнида черно*опая» или «Заветы Отца Народа и Вождя Партии верны»? Пусть бы в КНДР для разнообразия выпустили фильм о борьбе с системой, если там все уже свободные и не часть системы совсем.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 20:55
Забавно другое.
Любой человек сегодня, если только он не дремучий отшельник, является частью системы.
Потому борьба с ней активно перетекает в личностную плоскость. А она и заключается в выборах разной степени значимости, а также в личной ответственности за каждый выбор. Фильм как раз об этом.
Не удивительно, что подобные идеи близки многим зрителям по всему миру.
Потому Голливуд и штампует подобные сюжеты разной степени паршивости, стремясь заработать свою долю прибыли.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 21:07

цитата grief

Любой человек сегодня, если только он не дремучий отшельник, является частью системы.
Потому борьба с ней активно перетекает в личностную плоскость.
Ну как бы да, оно так и получается, что не одиночки борются со всей системой сразу аж, а отдельные части системы — с другими её частями. Оставаясь все внутри неё. Победившие части системы либо сохраняют прежний порядок — если победили те, с кем боролись, либо помаленьку привносят новизну — это если победили те, кто боролись. Система обновляется, перестраивается, но остаётся системой. Делать из этого высокофилософский вывод, что дескать, борись не борись, система останется, значит про борьбу и заикаться не надо, а кто заикается, тот мошенник и вредитель еси, либо проводник западных ценностей, которые все ложь и тлен — лукавство, ничего не меняющее. Окей, с системой не боремся, боремся с её отдельными не устраивающими элементами. Игра словами им не поможет.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 23:18
Ну, судя по одному из комментов ниже, борьба идёт ух какая бурная.
И, главное, обе стороны безумно жаждут победить.
Наивные...
В подавляющем большинстве случаев побеждает третья сторона
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 21:22
Прекрасно сказано, zmey-uj :cool!:
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 23:01
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 23:18
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 23:22
Каждый видит то, что хочет видеть.
Не истина, но штамп:-D
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 23:30
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 23:52
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2015 г. 11:43
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2015 г. 12:14
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2015 г. 13:47
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2015 г. 15:31
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2015 г. 16:20
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 23:35
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 23:45
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2015 г. 17:07
От лица модератора рубрики: обсуждение политики, недостатков либеральной идеологии и преимуществ различных сексуальных ориентаций в данной теме окончено. Если желаете устроить диспут на подобные темы — идите в подфорум ОИ, а здесь обсуждается рецензия, к которой Ваши споры не имеют ни малейшего отношения. 8-)


Ссылка на сообщение24 декабря 2015 г. 05:13
Фильм очень хорош. Пересматривал даже его. Идеи заложенные в нем вызывают сопереживание. Музыка бесподобна, игра героев и их «реинкарнации» просто отличны. Высший балл.
Страницы: 12

⇑ Наверх