Рик Янси Ученик


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» > Рик Янси - "Ученик монстролога"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рик Янси — «Ученик монстролога»

Статья написана 5 октября 2015 г. 22:49

Аннотация:

1888 год. 12-летнего мальчика-сироту Уилла Генри берет к себе в услужение блестящий, хотя и очень замкнутый доктор Пеллинор Уортроп. Быстро выясняется, что у доктора редкая специальность. Он монстролог: изучает (а при необходимости и уничтожает) различных монстров, которые, оказывается, в изобилии водятся в Новой Англии. В чопорные викторианские времена человек такой профессии обречен на полуподпольное существование. Однако, когда городу начинает грозить опасность уничтожения, монстрологу и его ученику приходится выйти из тени — только им известно, от кого исходит угроза.


A tajemná je kletba předků, jméno rodu, starý řád

A všechno zahaleno je tajemstvím duše neví kam se dát

Stopy tajemného řádu kniha stínů jiný svět

A historie chrání stopy své vítr popel rozvane

A všechno v životě už ztratil znova těžko nalézá

Kroky padnou do neznámá Mistr Leonard

Mistr Leonard to ví

Дорогой друг, как ты знаешь, в нашем книжном обществе вновь разгорелась дискуссия вокруг эсквайра Рика Янси. Причиной сему послужил выход из типографии третьей части его сочинений под заголовком, сколь же звучным, сколь и будоражащим — «Кровавый остров». Не стану скрывать, оный заголовок, а более – оная дискуссия, всколыхнули во мне любопытство. До этого сочинений Янси я не читал, поэтому незамедлительно послал в «Black Books» и вскоре получил первый том – «Монстролога». С некоторыми заметками о нём я и предлагаю тебе ознакомиться сейчас.

Позволю себе начать с конца, поэтому primo – о сюжете. По прочтении «Монстролога» он кажется чрезмерно простым и безыскусным. Не вдаваясь в подробности, способные приоткрыть завесу тайны, если ты не успел ознакомиться, скажу лишь, что подобное впору не роману, а повести – причём короткой. До романных объемов опус доходит лишь благодаря вязкому, перегруженному языку написания – призванному, по всей видимости, послужить средством стилизации под готический роман, в последнее время пользующийся, если не популярности, то стабильным читательским спросом – точно. Но то, что у Бойна в «Здесь обитают призраки» выглядит легко и естественно, у Янси натужно и нарочито.

Secundo – о персонажах. Я затрудняюсь сказать, чего в них больше – характерности или карикатурности, поэтому склоняюсь и к тому, и к другому единовременно. Характерны собственно доктор Уортроп и его ассистент Уилл Генри; другие – констебль Морган, Джон Кернс, Малакки, et al. в большей степени напоминают олицетворенные функции, необходимые автору. Парадоксально, что показавшийся мне самым живым по исполнению герой очень быстро стан собственно живых покидает, становясь первой жертвой местных монстров.

И, наконец, tertio – о том, чем одних Янси приводит в восторг, а других отталкивает. Он крайне кровав, это, если угодно, его pelagus property – постоянно декларируемая кровавость и ультимативная жестокость по отношению ко всем персонажам, включая и малолетних. Автор много и часто пишет о вещах, леденящих сердце, а волосы заставляющих шевелиться. Так много и так часто, что вскорости описание очередных кровавых зверств перестают оказывать хоть сколько-то будоражащих эмоций. Увы, такова природа человеческая – даже немыслимая жестокость, даже самый жуткий кошмар из тех, что, казалось бы, лишают ночного сна и отдыха навсегда, повторяясь вновь и вновь, формируют не новые приступы страха, но только пресыщение. В любой какофонии ужасов, в любом дьявольском карнавале убийств и насилия необходима передышка, какой-то наполненный светом и спокойствием момент, когда герои, а вместе с ними и читатели смогут перевести дух – хотя бы для того, чтобы с новой силой кричать дальше.

Я мог бы посетовать ещё о многом, в частности – почему в книге, одним из главных героев которой является доктор монстрологии, до удивительного мало самой монстрологии, как науки. Но боюсь тогда бы у тебя, мой друг, сложилось мнение, что книга мне не понравилась, а это, на самоv деле, не так. Ты, наверное, запутаешься ещё больше, но и сказать, что она пришлась мне по душе, я тоже не могу! Я даже не могу определить, была ли она написана для юных читателей, как прежние труды Рика Янси (в пользу этого говорят первые две моих претензии), или автор решил обраться к аудитории более взрослой – не наработав, однако, с ней общего языка (на это косвенно указывает пункт третий). Но в одном я уверен и уверен точно – при всех своих недостатках «Монстролог» вполне заслуживает вотума доверия, и я уже послал к Бернарду, чтобы ознакомиться со следующими похождениями доктора Пеллинора Уортропа и его юного ассистента Уилла Генри. Так что ожидай вскоре нового моего письма, а с ним, по-видимому, и окончательного вердикта.


P.S. Буду рад получить от тебя весточку.


цитата

— Что ты так уставился на меня?

— Мистер Эразмус Грей… — начал я, но Доктор меня перебил.

— Мы — рабы, все мы — рабы, Уилл Генри, — сказал он, вынул книгу у меня из рук и положил сверху ближайшей стопки. — Некоторые из нас — рабы страха, другие — рабы разума, третьи — основного инстинкта. Но все — рабы, Уилл Генри, и все чему-то служим. Вопрос должен быть поставлен так: чему мы служим? Чему посвящаем себя? Выберешь ты служение правде или лжи, надежде или отчаянию, свету или тьме? Я выбираю служение свету, даже несмотря на то, что служба эта подчас проходит во мраке. Не отчаяние побудило меня нажать на курок, Уиллл Генри. Моею рукой двигало милосердие.



Тэги: Янси, ужасы


275
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 октября 2015 г. 21:28

цитата пан Туман

Позволю себе начать с конца, поэтому primo – о сюжете. По прочтении «Монстролога» он кажется чрезмерно простым и безыскусным.

Все гениальное — просто Сюжет, на самом деле, сложен ровно настолько, чтобы показать антропофагов во «всей красе» и взаимоотношения монстролога со своим учеником.

цитата пан Туман

И, наконец, tertio – о том, чем одних Янси приводит в восторг, а других отталкивает. Он крайне кровав, это, если угодно, его pelagus property – постоянно декларируемая кровавость и ультимативная жестокость по отношению ко всем персонажам, включая и малолетних.

В теме, посвященной Янси, его жестокость в отношении к детям превозносят как некую фишку, но, по моему, детская расчлененка — последнее, что стоит искать в литературе. Кровавость происходящего вокруг сначала впечатляет, но потом, да, слегка приедается. Благо роман короткий и это не так заметно, да и в финале одеяло на себя немного оттягивает Кернс.
Вообще, для лучшего эффекта, этот роман думаю стоит читать лет в 16 (раньше не стоит). Вот тогда он впечатлит. Впрочем, мне он понравился. Даже очень. Второй хуже.
Ну и при упоминании «Ученика монстролога» сразу в голове мелькает еще один современный подростковый сериал-ужастик: Джонатан Страуд «Агентство «Локвуд и компания»». Он не такой страшный и брутальный, и рассчитан на более молодую аудиторию (лет 12-14), но тоже классный. Да и вообще Страуд очень хороший писатель. Если не чураетесь подростковой литературы, то очень советую прочесть.
П.С. За стиль отзыва +1 к карме. Неплохо получилось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 октября 2015 г. 13:20

цитата Medium

Все гениальное — просто

Не всё просто — гениально :-[ Антропофаги до самого финала выглядят не слишком интересней каких-нибудь зомби. Отношения доктора и Уилла Генри смотрятся чуть выигрышней, но в этом плане мне больше нравится вторая книга — там и док проявляется себя ярче. Да и мясцо увлекательней.

цитата Medium

Вообще, для лучшего эффекта, этот роман думаю стоит читать лет в 16 (раньше не стоит).
Сложный вопрос, на самом деле. Я поставил бы 12+, но язык... Там же натурально придется продираться! Так что да, читать Янси нужно подросткам постарше, но не потому что кровь-кишки-ребенок-как-из-дробилки, а потому что помладше будет скучно.

цитата Medium

Джонатан Страуд «Агентство «Локвуд и компания»»

Начинал, но бросил обуреваемым когнитивным диссонансом — у них там на дворе вполне себе современность, а мне всё мерещился век этак 18. Надо будет попробовать ещё.
Если же говорить о подростковой литературе — сейчас привлекает меня больше, чем литература «неподростковая», которая воспринимается в последнее время как-то тускло.

P.S. Спасибо. Это решение просто само напрашивалось.
 


Ссылка на сообщение7 октября 2015 г. 22:01

цитата пан Туман

Начинал, но бросил обуреваемым когнитивным диссонансом — у них там на дворе вполне себе современность, а мне всё мерещился век этак 18.

Из-за рапир, комендантского часа и ламп на улицах? Хах, мне сложно представить, чем это может помешать, но таки да, веет от произведения чем-то старинным. У меня оно почему-то ассоциируется с первой половиной двадцатого века. Даже и не знаю почему 8:-0

цитата пан Туман

Если же говорить о подростковой литературе — сейчас привлекает меня больше, чем литература «неподростковая», которая воспринимается в последнее время как-то тускло.

Бывает такое, да. Тем более очень часто авторы «взрослых» произведений думают, что чем больше чернухи, тем круче, и это порядком утомляет. А «Бартимеуса» все того же Страуда не пробовали надкусить, кстати?

цитата пан Туман

Отношения доктора и Уилла Генри смотрятся чуть выигрышней, но в этом плане мне больше нравится вторая книга — там и док проявляется себя ярче. Да и мясцо увлекательней.

То есть вторая книга уже прочитана и понравилась больше первой? Средняя оценка на страничке произведения у нее повыше, видимо я один такой странный, кто ставит «Ученика» выше «Вендиго» :-D
 


Ссылка на сообщение9 октября 2015 г. 21:19
Ух, чего-то я закрутился и забыл ответить. Пардон-пардон.

цитата Medium

Из-за рапир, комендантского часа и ламп на улицах?

Скорей, из-за языка и отсутствия явным примет нашего времени. И рапир. Обложка опять же настраивает...
«Бартимеуса» не пробовал. Хотя его в своё время, я помню, очень хвалили здесь. Надо бы поискать.

цитата Medium

То есть вторая книга уже прочитана и понравилась больше первой?

Вторую только начал, но благодаря дурацкой привычке уже залез в середину. В первой, наоборот, начало проскочил с интересом, но забуксовал в середине.


⇑ Наверх