Egon Friedell Die Rückkehr


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «igorgag» > Egon Friedell - Die Rückkehr der Zeitmaschine
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Egon Friedell — Die Rückkehr der Zeitmaschine

Статья написана 25 сентября 2015 г. 20:25

Эгон Фриделль (1878 -1938) — выдающийся австрийский журналист, писатель, драматург, филосософ, театральный критик, а также — актер, в том числе кабаре и в жанре конферанс.

Коротенько биография, поскольку русскому читателю, думаю, ничего об этом человеке неизвестно.


Австрийская почтовая марка 1878 года с портретом Эгона Фриделля (1878-1938)
Эгон был третьим ребёнком в семье Морица Фридмана, хозяина фабрики по производству шёлка. Когда ему исполнился только год, мать бросила семью. Снова она появится в его жизни в день его пятидесятилетнего юбилея, с тем, чтобы предъявить знаменитому сыну требование алиментов.

После смерти отца в 1891 году Эгон живет у тётушки во Франкфурте-на-Майне. Там он начинает учёбу в школе, но через два года его исключают за неподобающее поведение. Уже во Франкфурте Эгон пользуется репутацией возмутителя спокойствия и вольнодумца. Он посещает различные школы в Германии и Австрии. В 1897 году Эгон переходит из иудаизма в лютеранскую веру. Только в 1899 году с четвертой попытки он сдаёт экзамены по гимназической программе (так называемую абитуру).

Но уже с 1897 года он посещает как вольный слушатель Берлинский университет, изучая германистику, естествознание и философию. Но после выпуска из гимназии Фриделль (фамилия была официально изменена) переводится в Гейдельбергский университет, чтобы проходить курс у гегельянца, историка философии Куно Фишера.

В 1898 году он получает свою долю отцовского наследства, становится финансово независимым. В круг его интересов входят буквально все области знания.

Далее он учится в Вене, публикует эссе в газетах и журналах, защищает диссертацию на степень доктора философии по Новалису. В программной статье, напечатанной в журнале «Факел» Фриделль утверждает, что худшим из человеческих предубеждений является серьёзность — в то время как инстинктивно мы воспринимаем жизнь как игру.

Фриделль играет в кабере, пишет статьи и пьесы, заводит знакомства буквально со всеми сколько-нибудь значительными немецко-язычными писателями.

Накануне Первой Мировой войны он вынужден пройти курс лечения, страдая от алкоголизма и ожирения. Это обстоятельсто становится препятствием для поступления на военную службу. Ведь начало войны Фриделль встречает, как и многие его современники, с большим энтузиазмом.

Военная инфляция уничтожает капитал Фриделля, доставшийся ему от отца. Фриделль зарабатывает на жизнь всеми доступными ему способами — сотрудничеством с печатными органами, театрами и т.д.

В 20е годы им были написаны главные его произведения, в том числе трехтомная «История культуры нового времени. Кризис европейской души начиная от черной чумы до мировой войны», труд, в котором Фриделль описывает исторический период от Средних Веков до начала века двадцатого в форме анекдотов. Рукопись отвергли шесть издательств, но книга оказалась настолько успешной, что позволила писателю работать дальше.

С приходом к власти нацистов и аншлюссом Австрии перед Фриделлем закрылись двери всех немецких и австрийских издательств. Фактически он был поставлен на грань самоубийства. Когда 11 марта 1938 года около 22 часов к его дому подошли два представителя СА, спрашивая «еврея Фриделля» («Jud Friedell»), писатель был уже предупрежден, что не должен позволить себя арестовать. Эгон Фриделль выбросился из окна квартиры, в которой поселился после получения отцовского наследства. Перед тем, как прыгнуть вниз, он криком предупредил прохожих на тротуаре отойти в сторону. Эгон Фриделль был похоронен на центральном Венском кладбище.

Я прочитал у Фриделля довольно компактную фантастическую новеллу, которая вышла в 1946 году и первоначально называлась «Путешествие на машине времени», а затем публиковалась как «Возвращение машины времени». Это продолжение знаменитого романа Уэллса, в котором Фриделль иронизирует не только над предрассудками своего века, но и над некоторыми особенностями той книги, что послужила основой для его работы.

Это довольно забавное, занимательное произведение, но, к моему сожалению, в нём автор не столько исследует человеческую природу, чего я ожидал от создателя «Истории культуры нового времени», — как придумывает различные фантастические феномены, вроде Инерции земного времени и т.п.





210
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 сентября 2015 г. 22:33
Спасибо большое за очерк!

цитата igorgag

Я прочитал у Фриделля довольно компактную фантастическую новеллу, которая вышла в 1946 году и первоначально называлась «Путешествие на машине времени», а затем публиковалась как «Возвращение машины времени».
Скажите, эта новелла издавалась на русском языке, или Вы читали её на немецком?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2015 г. 19:11
Добрый вечер!
Читал на немецком. Производители электронной читалки много чего вложили на неё на пяти языках, включая русский. Французское и испанское я просто перенес на комп, удалять из уважения не стал. Остальное иногда почитываю.
Фриделля, похоже, не переводили. Но кое-какие оригиналы (и возможно, переводы на английский) можно найти в сети. В том числе и «Историю культуры нового времени.Правда, на немецком формат не самый удобный, во всяком случае для меня, — pdf.


⇑ Наверх