А теперь давайте поговорим о тематике, которой пани Барбара коснулась лишь мимолетно, но которая было очень важной для научной фантастики того времени. Речь пойдет о военной (или оборонной, или милитаристской, или, если хотите, военно-утопической) фантастике. Виднейшим ее представителем во Франции был Эмиль-Огюст Дриан/Emile-August Driant (1855 – 1916) – кадровый пехотный офицер, затем правый политический деятель, писавший под псевдонимом Капитан Данри/Capitaine Danrit.
В 1888 – 1896 годах вышла в свет его книга «La guerre de demain/Завтрашняя война», состоявшая из трех романов («La guerre en fortresse/Война в крепости», «La guerre en race compagne/Война в открытом поле», «La guerre en ballon/Война на воздушном шаре») и посвященная грядущей французско-германской войне, в которой побеждает, разумеется, Франция.
Считая себя последователем Жюля Верна, он посвятил ему свой объемистый труд «L'Invasion noire/Черное нашествие» (1895 – 1896), заявив в этом посвящении, что он перенес «жюльверновский» метод из географической плоскости в плоскость военную. На самом же деле что-то «жюльверновское» в этой книге, описывающей вторжение «разогретых» до фанатизма исламом африканских племен и народов в Европу, можно усмотреть разве что только в тщательном описании Африки и ее населения.
Последующие книги Капитана Данри – это «La guerre fatale/Роковая война» (1901 – 1902) – о возможной французско-английской войне;
«L'Invasion jaune/Желтое нашествие» (1905), где название говорит само за себя;
«La revolution de demain/Завтрашняя революция» (1909 – 1910; соавтор Арно Галопен/Arnould Galopen) – о попытке свершения пролетарской революции.
В список надо включить и другие военные романы: «L’Alerte/Тревога»,
«La Guerre souterraine/Подземная война»,
«La guerre maritime et sous-marine/Подводная война» и другие (всего их около дюжины).
Надо сказать, что, в отличие от Альбера Робиды, Капитан Данри не предсказал в своих произведениях (ну разве что за исключением “Черного нашествия”) никаких сколько-нибудь интересных технических и технологических новинок, но оставил заметный след в истории французской фантастики. Полковник Эмиль-Огюст Дриан погиб в одним из сражений Первой мировой войны и ныне почитается как национальный французский герой.
(Продолжение следует)