18. Ну что ж, теперь пропущенный материал. Он располагается на внутренней стороне задней обложки – это небольшая статья Петра Станевского/Piotr Staniewski, которая называется
Фэны, фэнзины, фэндом
(Fanowie, fanziny, fandom)
«НФ-фэндом» -- так было названо разнородное и разнообразное движение любителей фантастики в Соединенных Штатах. Группы, из которых сложилось это движение, сотворили собственную субкультуру, основали собственные издательства, положили начало регулярным собраниям – съездам, конгрессам, конвентам. Можно даже говорить о специфическом языке фэнов.
Словарь фэндома включает в себя более двух тысяч лексических единиц. Например, «fiawol» (акроним от «fandom is a way of life/фэндом – это способ жизни») означает любителя фантастики (фэна), который целиком посвящает себя своему клубу, в отличие от «fijagh» (акроним от «fandom is just a goddamn hobby/фэндом – это просто мать его хобби»), для которого клубная деятельность всего лишь один из способов проведения свободного времени.
Следует сразу сказать, что многих из фэнов фантастика не интересует вовсе. Их интересует клубная жизнь и деятельность в «системе» как таковая. В американском жаргоне такие фэны носят название «faans», причем букв “а” в этом слове тем больше, чем в большем отдалении от фантастики пребывает этот человек. Серьезное и конструктивное отношение к фантастике оценивается прилагательным «sercon». Из-за разницы в подходах движение часто претерпевает расколы, в результате чего возникают различные «gafi» («Gatting away from it/Валим прочь от этого»).
Интересно то, что значение слова «gafi» ныне совсем иное, чем то, каким было в 30-х годах, когда этот термин означал желание сбежать в мир фантастики из окружающей действительности.
Фэндом объединяет в себе много клубов, специализирующихся в разных поджанрах любимой литературы. Однако проведение четких границ, разделяющих сферы деятельности отдельных клубов – занятие трудное и неблагодарное, поскольку границы между поджанрами фантастики тоже размыты. Ведь в настоящее время даже фантастика типа «меч и чары» или та же «готическая» фантастика имеют много общего с классической технической научной фантастикой.
Существуют также группы, которые сплачиваются, руководствуясь иными принципами. К таким группам принадлежит, например, даже не группа, а целое мощное движение любителей комиксов, которое организует собственные съезды.
Сюда же можно отнести группы, связанные с неким определенным героем романного цикла или неким определенным автором. Первая из таких групп сложилась вокруг творчества Г. Ф. Лавкрафта. Численность этой группы значительно возросла после смерти их кумира в 1937 году.
Эта группа была самой многочисленной вплоть до 1960 года, когда ей пришлось уступить пальму первенства «ЭРБам/ERB» --любителям произведений Эдгара Райса Берроуза, создателя Тарзана. В последующие годы сильно размножились «trekkers/треккеры» -- энтузиасты телевизионного сериала «Star Trek». (И оживились поклонники Говарда с его Конаном-варваром. W.)
Также научной фантастикой заинтересовались многие из клубов, которые первоначально занимались астрономией или астронавтикой. Такая судьба постигла, например, «Science Correspondence Club», основанный R. A. Palmer, и «Scientific Association», основанный W. S. Sycory.
Фэндом разжился даже собственными историками. Так, например, Джек Спир/Jack Speer для начала подразделил историю фэндома на эпохи, каковых у него получилось четыре. До 1933 года существовал «Экофандом/Ecofandom». Его сменил «Первый фэндом» (1933 – 1936), когда возросло значение любительских журналов – фэнзинов во главе с «Fantasy Magazine».
«Второй фэндом» -- это по большей части свары между клубами, продолжавшиеся с октября 1937 года по октябрь 1938 года. И, наконец, «Третий фэндом» -- 1940 – 1944 годы, характеризующиеся распадом многих клубов.
Дальнейшей систематизацией занялся Роберт Сильверберг. Согласно Сильвербергу, «Четвертый фэндом» распространялся на ближайшие послевоенные годы, подвергаясь значительной коммерциализации. «Пятый фэндом» хмуро косился на «Четвертый фэндом», пока во времена «Шестого фэндома», в 50-е годы, коммерциализацию не изгнали из клубов.
В своем развитии клубы проходят те же этапы, которые проходит новичок, подключившийся к движению – неофэн/neofan.
Первая стадия – чтение или собирание научной фантастики, затем восхищение прочитанным и стремление выразить это восхищение в письмах, отправленных в адрес «прозина/prozin» -- профессионального журнала фантастики. Первый прозин – «Amazing Stories» (c 1926 года) Хьюго Гернсбека – предложил читателям писать в редакцию, обещая печатать наиболее интересные письма в дискуссионной колонке. Гернсбек заметил, что читатели вообще-то имеют мало возможностей связаться друг с другом, поэтому стал размещать в журнале их имена и точные адреса. Это положило начало второму этапу фэнской деятельности – массовой переписке между любителями НФ.
В 1930 году при поддержке Х. Гернсбека возникли два клуба: «Science Correspondenсe Club» и «Scienceers». В 1934 году журнал Гернсбека «Wonder Stories» основал «Лигу научной фантастики/SF League». В рамках этой лиги возникло много локальных, и по сей день существующих клубов, в том числе старейшие в США «Los Angeles Science Fantasy Society» и «Philadelphia Science Fiction Fantasy Society».
С 1929 года начали издаваться любительские журналы НФ – фэнзины. Первыми издателями были Сигель и Шустер/Siegel and Shuster – позже создавшие Супермена – со своим журналом «Cosmic Stories» (машинопись под копирку). «Science Correspondenсe Club» издавал фэнзин «The Comet», а «Scienceers» -- фэнзин «The Planet». Наибольшую известность среди ранних фэнзинов получил издававшийся Алленом Глассером/Allen Glasser «The Time Traweler», выпускавшийся в 1932 – 1933 годах.
Нужно сказать, что в те времена среди фэнов было принято гостить друг у друга и многие энтузиасты колесили по Америке в поисках «родственных душ». Особенно часто приходилось принимать у себя таких гостей фэнам с известными в фэндоме именами. Многие из таких фэнов, хлебосольных по началу, затем прекратили всякую фэнскую деятельность из-за злоупотребления их гостеприимством. Ныне «родственные души» встречаются скорее на конгрессах и конвентах, чем на квартирах в частном порядке.
Первую организацию, объединяющую издателей и любителей фэнской прессы (FAPA -- Fantasy Amateur Press Association) основал Дональд Уоллхайм в 1937 году. Подобного рода организации налаживают обмен любительскими журналами среди их членов, которые регулярно платят членские взносы и получают взамен некоторое количество таких изданий.
Графическое оформление и содержимое фэнзинов существенно разнятся. Это могут быть как пачки машинописи на плохой бумаге, так и брошюры, изданные на высоком полиграфическом уровне. Эти последние обычно печатаются на гладкой скользкой бумаге, отсюда и их название – «slickzins».
Некоторые из фэнзинов приносят их издателям доход, однако in mass доход от издания и распространения близок к соответственному расходу. Зачастую эти издания и вовсе убыточны и преследуют одну лишь цель: повышение престижа их издателей в кругах любителей фантастики.
Содержимое фэнзинов тоже разное. В некоторых печатаются лишь сообщения о клубных новостях. Другие заполняют свои страницы почти исключительно любительскими рассказами на НФ темы, третьи занимаются распространением сплетен («personalzines»), в четвертых печатаются только объявления. Почти все они так или иначе иллюстрированы.
Одна из основных ныне форм деятельности фэндома – участие в съездах («конвентах»). Трудно назвать дату проведения первого из них. Как уже упоминалось выше, среди фэнов принято было ездить в гости и, случалось, в одном месте скапливалось добрых несколько десятков фэнов. Но обычно за дату первого конвента принимают дату встречи членов «International Scientific Association» с филадельфийскими фэнами в 1936 году. После этой встречи филадельфийские съезды стали проводиться ежегодно, а несколько позже подобные встречи стали проводится и в других городах США.
Посещаемость таких съездов была невысокой – не превышающей, как правило, полусотни человек. Однако в мае 1938 года на организованный С. Московицем/S. Moskowitz и В. С. Сикорой/W. S. Sykora в Ньарке Первый национальный конвент съехалось уже около сотни участников. Это подвигло организаторов на созыв следующего конвента в том же 1938 году уже в Нью-Йорке. Поскольку там в то время проводилась Всемирная ярмарка, конвент тоже назвали всемирным, хотя это мероприятие было только американским. К настоящему времени такие съезды приобрели действительно международный характер и проводятся не только в англоязычных, но и в других странах.
Ну и в заключение – немного о премиях НФ. Большинство премий присуждается писателям-фантастам как раз на таких конвентах. Такова, например, высоко ценимая премия «Хьюго», которая присуждается с 1955 года. Разумеется, эти премии получают за наиболее популярные книги, а не за те, которые удостоились высокой оценки среди профессиональных критиков. Собственно, большинство «критических» премий (начиная с «Небьюлы») было ответом на «популярные» премии. Движение любителей фантастики, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие и на профессиональную критику.