Владислав Крапивин Голубятня


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Владислав Крапивин "Голубятня на желтой поляне"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владислав Крапивин «Голубятня на желтой поляне»

Статья написана 27 апреля 2015 г. 22:37

сабж

Думаю, в возрасте 12 лет эта книга должна производить просто сокрушительное впечатление. Собственно, она и меня, взрослого человека, изрядно читавшего АБС, тоже впечатлила еще как, тем более, что я ничего подобного не ожидала. Ожидала милую домашнюю историю про пионеров и хороших мальчиков, а также не очень хороших взрослых людей. Получила — удивительную сюрреалистическую сказку для всех возрастов, больше всего похожую на различные миры АБС, чем на что-то другое. Мир «Тех, кто велит» напоминает очень сильно «Град обреченный» — не какими-то даже конкретными деталями, а общим ощущением интереса и тревоги, в котором преобладает тревога, общей неустроенностью окружающего мира и неясностью его законов. Проверила, «Град» напечатан лет на 5 позднее. Мир Земли — это, конечно, мир Полудня, КОМКОН, исследования далекого космоса, Гагарин улыбается и машет рукой, прекрасный уютный и интересный мир. Мир «другой Земли» — самый, пожалуй, приближенный к нашему, самый «домашний» и уютный, как дом бабушки с дедушкой в небольшой деревушке, самый простой, пожалуй, и наименее «опасный».

Пересечение трех миров, через которые идет один таинственный поезд (привет «Темной башне»). Простые детские вещи (мячик, барабанная палочка), которые становятся единственным оружием в борьбе с жуткими пришельцами, которых не берет супер-бластер. Пришельцы-манекены, не страшные сами по себе и даже не делающие (по крайней мере, на глазах) ничего страшного с героями, но жуткие именно своей ненастоящестью. Все это настолько бьет по «внутреннему ребенку», что мгновенно вспоминаешь и свои детские игры, и детские страхи. У всех, наверное, были такие «талисманы» из ничего не значащих вещей. Все, наверное, пугались хоть раз манекенов, клоунов или просто людей непривычного вида.

Я затрудняюсь даже описать сюжет этой книги — собственно, он состоит в приключении персонажей (большая часть из которых — это дети и подростки), которые полумагическим образом переходят из одного мира в другой, по пути борясь с общим для всех миром злом — Теми, которые велят. Хотя переходы в другой мир — это только некая пограничная точка в их биографии, ее край, а не середина, а в середине лежит жизнь и приключения в том мире, который им достался. Говоря «приключения» я не имею в виду что-то простое и глупенькое, как в детских сказках, а скорее — приключения «Обитаемого острова», жутковатые, но тем более манящие. Мне кажется, в этом секрет успеха и АБС, и Крапивина в данном случае: в манящей жути. Новое и необычное совсем не так интересно, если в нем нет отголоска опасности и неясности. А самое сокрушительное — это обнаружить опасность и неясность среди простых вещей и привычного окружения (а не в каких-нибудь дальних странствиях, где ее ожидаешь и к ней готовишься). Собственно, в этом суть многих детских игр: борьба с воображаемым и непонятным врагом. В данном случае она является законом и канвой всего романа, при этом враг далеко не воображаем, но от этого не становится более внятным.

Крапивина выгодно отличает от АБС простота и доброта, что ли, текста. Чувствуется, что он скорее ориентирован на детей и подростков, но при этом я искренне не понимаю, почему «для взрослых» пишут по-другому — как будто в мире взрослых нет ни простоты, ни доброты, а есть только герои «Града», которые и сами, признаться, не особо привлекательные персонажи. За счет этого за крапивинских персонажей очень переживаешь, к тому же они все, несмотря на то, что как на подбор — хорошие, еще и личности. Особенно в истории трех мальчишек из последней части это очень видно, при том, что сюжетно она наиболее спокойная их всех, но именно за счет этого можно понаблюдать за персонажами.

Видимо, в итоге надо сдаться, потому что мне так и не удалось, кажется, объяснить, чем эта книга так потрясающа. Но там, где я ожидала увидеть милую историю для детей и подростков, я внезапно обнаружила шедевр ничуть не хуже, чем лучшие вещи АБС, причем подходящий для чтения и детям, и взрослым.





151
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 апреля 2015 г. 22:49
Манекены — они пугают не манекенностью своей, а тем что являются в том мире представителями оккупационной власти если угодно в терминах нашего мира изъясняться. Еще у Крапивина есть совершенно мощная антиутопия «Гуси гуси га-га-га», там вообще про тираническую страну написано, глазами воспитателя детского дома. Восторг разделяю, я читал повести что называется «с колес», в журналах, с огромными картинками Стерлиговой, которой удалось создать неповторимый колорит персонажей — там робот совершенно чудесным у нее вышел, в современных переизданиях «не то».

Кстати «Град обреченный» написан на 15 лет раньше «Голубятни».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2015 г. 23:07
Меня манекены больше впечатлили в мире другой Земли скорее, где у них власти особо нет)
Про Гусей возьму на заметку.

А Град разве публиковался? В самиздате разве?)
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2015 г. 23:10
Не, «Град..» в самиздате не существовал.
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2015 г. 09:46
Значит, Крапивин не мог его читать...
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2015 г. 14:34
Не мог. Но они и похожи очень отдаленно.


Ссылка на сообщение16 июня 2015 г. 10:08
Меня больше поразило в своё время сходство с Кинговским «Оно», вот уж точно один не мог никак читать другого.

А ещё у Крапивина хороши цикл «Во глубине Великого Кристалла» (правда только две первые повести — «Выстрел с монитора» и «Гуси, гуси, га-га-га» и одна из последних — «Лоцман», но зато очень хороши) и трилогия «В ночь большого прилива» (но это уже совсем детское).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 июня 2015 г. 12:07
А я не читала «Оно», только фильм смотрела. Где там сходство?

Остальное возьму на заметку)


⇑ Наверх