Некоторое время назад на Алибе всплыло около полусотни самоделок «под рамочку». Изготовители этих рамочек в 1990-91 гг не утруждали себя составлением «Содержания», да и на обложке писали по некоему странному принципу. Вот передо мной один такой томик: на корешке в столбик перечислены авторы, на лицевой части — книги этих авторов, включенные в подборку. Причем книг внутри — три, а авторов указано только два.
► Первая часть — томик Теодора Старджона «Золотая спираль», 134 страницы. Всего три произведения -«Оно» (It , 1940), «Ключ от неба» (It Opens the Sky, 1957), «Золотая спираль» (The Golden Helix, 1954). Переводчики не указаны, но по рамке титульного листа мы узнаём великолепную серию «Сокровищница научно-фантастической мысли ХХ века» — смотрите некоторые сохранившиеся образцы изделий тех лет по ссылке:
Текст напечатан на больших листах с последующим уменьшением:
► Вторая часть — книга «Лилит», 112 стр. В ксерокопии вымараны все указания на авторство, вставлена машинописная ремарка «Фантастический роман» и удалены все указания на происхождение источника текста.
Видно что текст набран типографским шрифтом, и местами даже не одним:
Сейчас такое возможно на компьютере, но в 1991 году, если у человека вдруг оказывался в личном пользовании ПЭВМ IBM 286, то самое выгодное было его перtпродать, а не заниматься многочасовыми перепечатками книжек. Явно книжка отксерокопирована, и легко найти какая именно:
https://fantlab.ru/edition52285
Источник — книжка «Лилит» Лидии Обуховой, выпущенная в 1966 году «Знанием» тиражом в 300 000 экз. Треть миллиона штук. Через тридцать лет книгу продают в ксерокопиях. Во голод-то был на чтение. И еще в альманахе НФ-4 200 тыс. И еще переиздания в семидесятых. И всё это оказалось можно продать как иностранное произведение, если стереть ФИО автора.
Иллюстрации в книге выполнены Макаровым, но посмотрите на них по ссылке в карточке издания — в них совершенно нет свойственной Макарову жёсткости героических черт, и присутствуют несвойственные его перу расплывчатые абстракции. (Ещё немного про книжку «Лилит» — в колонке Владимира Ларионова)
► Третья часть книги — роман Ли Брекет (именно так) «Большой прыжок» (The Big Jump, 1955), 208 стр. Титул набран на машинке и украшен случайной картинкой, текст набран на машинке неряшливо, изначально для малого формата, отсюда крайне неровные правые поля. Такие самопалы делали до конца 1980х, когда новые технологии ксерокопирования с уменьшением позволили деятелям из, условно говоря, «Сокровищницы научно-фантастической мысли ХХ века» захватить весь рынок самиздата. Математика проста: на розничном рынке в Динамо или в Измалково (Олимпийского тогда не было, это были столицы московского чёрного книжного рынка) ксерокопия стоила 10 копеек за страницу, и неважно сколько знаков на странице. Для удобства ксерокопии были уже сделаны отдельными тетрадками — для дальнейшего переплета в книжечку. Покупая самиздат от «Сокровищницы научно-фантастической мысли ХХ века», человек за те же деньги получал раза в три больше текста.
Бумага использованная для этой самоделки — исключительно качественная белая, на ощупь гладкая глянцевая. Переплет из красного бумвинила, тиснение глубокое, каптал даже есть. Книга шитая, форзацы разве что слепые, просто белые.
Сколько их еще таких самоделок валяется по стране в шкафах и на антресолях.