Не возьмусь утверждать, что белорусские авторы, издающиеся в России и Украине хорошо известны русскоязычным читателям. Но совершенно точно, что писатели, издающиеся только в Беларуси, практически никому не известны за её пределами. Попробую хоть в какой-то мере повлиять на сию ситуацию.
Предлагаю вашему вниманию заключительный сводный обзор белорусской фантастики, речь в котором пойдёт об авторах, издающихся исключительно в местных республиканских издательствах.
В этом обзоре я пишу об авторах, пишущих на русском, но начну с авторов, которые пишут и активно публикуются также и на белорусском. О некоторых из них я уже упоминал в первом своём обзоре, посвящённом белорусскоязычной фантастике. (Вообще, ситуация когда наши авторы пишут и активно публикуются и на белорусском, и на русском языке не уникальна. Белорусские писатели часто самостоятельно переводят свои тексты на русский. Это и Андрей Федоренко, и Людмила Рублевская, и многие другие. Можно также вспомнить и Василя Быкова, у которого большая часть его повестей и рассказов вышла в авторском переводе.)
Геннадий Авласенко живет в Червенском районе Минской области. Он автор многих книг для детей – циклов сказок о Васе Лентяйкине, о Ветерке из Вентилятора и др. В серии «Белорусская современная фантастика» издательства «Харвест» (далее – БСФ) у него вначале вышел сборник на белорусском «Дзiкiя кошкi Барсума», а в 2012 году вышел роман-фэнтези «Пленники чёрного леса». Дважды издавалась мистическая повесть «История вместо математики». А в 2014 году у Авласенко вышло две книги фантастики – сборник на белорусском «Ключ, які нічога не адмыкае» с авторским подзаголовком «Рэальна-містычна-фантастычныя апавяданні» и повести «Переступив черту» и «Разрешите стать вашим слугой».
Александр (Алесь) Алешкевич живет в Столбцовском районе Минской области. Первые его книги были опубликованы под псевдонимом Алесь Гара. В серии БСФ после сборника на белорусском «Дзеці зорак» в 2012 году вышел сборник «Золотые апостолы Радзивилловские», включающий одноименный роман.
Гродненский автор Пётр Семинский начинал в 1995 году с небольших сборников фантастических рассказов «Бачу сонца» и «Сказки далеких планет». В 2013 году в серии БСФ вышел его сборник «Тайна разбуженной бездны».
Един в двух лицах писатель Юрий Горбачёв. Он родился на Гродненщине в семье филологов, живёт и работает в Минске. Свои произведения на белорусском языке он издаёт под псевдонимом Юрась Нераток, на русском – под псевдонимом Юрий Юлов. В 1999 г. в издательстве «Современное слово» у него вышли сборник «Экспедитор» и роман «Пьяный материк». В 2011-2012 г.г. в минском издательстве Алексея Вараксина вышли четыре его книги под аббревиатурой МИФ (Мужская интеллектуальная фантазия) — сборники «Мутант», «Фермер», «Терапия» и роман «По дороге на пикник».
Весьма популярным в последнее время среди белорусских авторов стал жанр детектива с элементами фантастики или мистики.
Леонида Подвойская работает нотариусом в г. Минске. Она — автор цикла «Предтечи Зверя». На сегодня опубликованы три романа цикла «Максим», «Алена» и «Тьма», четвёртый – «Изродок» — выкладывается на Самиздате. Писательница определяет жанр своих произведений, как «фэнэкшн» — «фэнтези и экшн». Критики отмечают, что романы представляют собой смесь детектива, фантастики, боевика и мистики. Книги изданы в серии «Современный детектив».
Сергей Климкович родился в г. Борисове, живет в Минске. Пишет детективы, а также «городские романы» и мелодрамы. В 2011 году у него вышло четыре книги из детективно-мистического цикла «Хакер» («Проклятый», «Неспящие», «Игра смерти», «Зона страха») о деятельности специального агента ФБР Лоры Квентин. А в романе «Магический перстень майя» (похоже, это уже издававшиеся ранее романы «Шаг в никуда» и «Колдун» под новой обложкой) с мистикой уже приходится иметь дело отечественному сыщику – следователю Юрию Березину.
Сергей Трахименок ― писатель, доктор юридических наук, профессор. Сам он родом из Сибири, в Минске проживает с 1990 года. В 2012 г. опубликовал роман «Чаша Петри, или Русская цивилизация. Генезис и проблемы выживания», в котором сочетаются политический триллер и мистика. На заметку возьмем и роман «Геном Ньютона».
Елена Конышева и Аркадий Груздов образовали в последние годы творческий дуэт. Жанр их романа «Агентство «Инсайд». Дело № 1: «Алхимики» (2010 г.) — фантастический триллер. Вероятно, задумывался цикл романов, но дальше № 1, авторы, похоже, не продвинулись. Зато в серии «Меч на ладонях» издательства «Букмастер» в 2013 г. у них вышел роман «Капкан для света».
Валерий Иванов-Смоленский (г. Минск) долгие годы проработал в системе МВД, дослужившись до немалых чинов. Публиковаться начал недавно, вполне предсказуемо начав с криминальной повести. Затем он отметился попыткой эпатировать публику, написав продолжение романа «Мастер и Маргарита», но планируемого бурного скандала как-то не сложилось. Впрочем, роман «Последнее искушение дьявола, или Маргарита и Мастер» всё же вышел двумя изданиями, второй раз — в серии «Современный детектив» издательства «Харвест». В этой же серии вышла фантастическая повесть Иванова-Смоленского «Повелитель мгновений». В серии БСФ вышел его фантастический роман «За 100 миллиардов лет до Большого Взрыва».
Вадим Деружинский — главный редактор аналитической газеты «Секретные исследования» — более известен своими историческими изысканиями. У него опубликовано несколько книг, посвященных истории Беларуси. В серии «Отражение» минского издательства «Букмастер» в 2012 -2013 году у него вышло два романа — «По следу призрака» и «Отражение убийцы», которым издатели дали определение «готический детектив».
В этой же серии вышли триллеры Людмилы Викторовой «Кукла» и Александра Крутько «Билет в одну сторону», романы Зои Гариной «Палитра» и «Роман с небес», которые также содержат элементы мистики и фантастики.
Романы Эндрю Олвика (коллективный псевдоним Виктора Лобковича, Олега Сухамеры и Андрея Остроумова) «Следы апостолов. Секретная миссия» и «Достояние нации. Секретная миссия – 2» – также содержат элементы мистики и детектива, хотя правильнее всего их отнести к историко-приключенческим книгам.
Олег Князев – композитор и писатель. Его дилогия «Небесная лагуна» (2010 г.) и «Проклятие небесной лагуны» (2012 г.) вышла в издательстве «Беларусь» в серии «Белорусский детектив». Главный герой романов получает возможность проникать в параллельный мир и влиять на чувства других людей.
В 2013 году в издательстве «Беларусь» запустили новую серию «Белорусский автор : Фантастика. Детектив. Приключения». Среди книг серии – мистический детектив Тамары Нестерович «Загадки ведуньи».
В этой же серии вышел роман Павла Львова «Космическая академия» (ранее выходил под названием «Академия» небольшим тиражом в издательстве «Четыре четверти») – твёрдая НФ, отчего-то столь нечасто встречающаяся у белорусских авторов.
Из самого последнего — дебютный роман лауреата конкурса «Новая белорусская фантастика» Екатерины Войниковой (Минск) «Дары Дракона», изданный «Харвестом» в 2014 г.
Отдельно выделю авторов книг для детей, проходящих где-то на грани между литературной сказкой и фэнтези.
Наталья Голубева (Минск) – автор прозы, стихов, драматических произведений. Кандидат исторических наук. Длительное время работала в Аппарате Совмина РБ в должности заместителя начальника управления социально-культурной сферы. В 2011-2012 гг. у неё вышли две книги для детей – сборник сказок «Сказки тетушки Руфь» и фэнтези-повесть «Сокровища озера Ваал». Нельзя не отметить высочайшее качество изданий и чудесные иллюстрации художницы Риты Тимоховой. От комментариев по поводу собственно текста воздержусь.
Елена Попова (Минск) – прозаик и драматург, лауреат первого Европейского конкурса пьес. За повесть «Удивительные приключения мальчика, который не называл своего имени» Елена Попова получила в 2011 г. поощрительный приз Книгуру. В 2012 г. книга вышла в издательстве «Мастацкая літаратура».
Елена Турова (Минск) — режиссер и сценарист анимационного и игрового кино. А также Елена Турова написала и опубликовала в 2011-2013 г.г. три повести — новеллизации своих фильмов «Новогодние приключения в июле», «Рыжик в Зазеркалье» и «Киндервилейское привидение».
Надежда Карелина (Минск) публикует стихи и прозу под псевдонимом Надея Ясминска. В издательстве «Голиафы» в 2012-2103 г.г. у неё вышло два адресованных детской аудитории сборника – «Зелёные песни Эрминтии» и «Рыцарь с чистым именем».
До сих пор речь шла по большей части об авторах, публикующихся в крупных минских издательствах — «Мастацкая літаратура», «Звязда» — преемник «ЛіМ», «Беларусь», «Беларуская Энцыклапедыя». Вроде бы все эти издательства нынче уже акционерные общества или как-то так, но во многом это ещё государственные учреждения со своеобразным подходом к тому, что и как следует печатать.
Но ряд авторов публикуется и в небольших частных издательствах. И кое-кто делает это достаточно активно.
Сергей Данилов родился и проживает сейчас в г. Быхове Могилёвской области. Он по профессии – инженер, работает в газовом хозяйстве. С 2009 по 2013 год в издательстве Виктора Хурсика у него вышло девять сборников фантастических повестей и рассказов: «Женская миссия выполнима?», «Прошу простить», «Всем забыть!», «Пикантный случай», «Шаг первый», «Час расплаты», «Время испытаний», «Сказки из Бывшего Хова», «Начало».
В этом же издательстве вышел фэнтези-роман Марины Соломиной (Гомель) «Лилит. Камень создателя».
Вадим Гаврилов по образованию историк. В минском издательстве «Белпринт» в 2010-2012 г.г. у него вышло несколько книг фантастики – сборники «Далёкие берега», «Госпитальеры и пыль веков», «Человек — существо податливое», повесть «Армагеддон до востребования», роман «Мир потерянных иллюзий».
Кристина Кашкан (Минск) по образованию психолог. Она автор романов с элементами фантастики «Волшебная маска» и «Лифт Осознаний», которые вышли в минском издательстве «Голиафы» в 2012-2013 гг.
Писатели из Витебска Валерий Строкин и Андрей Геращенко пишут порознь, а публиковались до недавнего времени вместе. В 2001-2002 гг. в издательстве «Славянский путь» у них вышло три совместных сборника фантастики — «Сквозь паутину тьмы», «Планета теней» и «Пронзая время». В 2013 г. у Геращенко вышел сборник рассказов из цикла «Пропойские истории», написанных на основе белорусских преданий – «Проклятый клад».
Михил Зизюк живет в г. Новогрудок Гродненской обл — автор дилогии фэнтези «Оракулы Междуречья», вышедшей в 2013 г. в издательстве «Ковчег». Первый роман дилогии выходил в 2007 г. в издательстве А. Вараксина под названием «Пропавшая свадьба».
Ну и перечислю ещё несколько изданных небольшим тиражом книг, безусловно проходящих по ведомству ФиФ:
Василий Зеленков-Богушевич — роман-фэнтези «Возвращение силы» («Беларускі Кнігазбор», 2001).
Дмитрий Ермолович — фантастическая повесть «Сказание об Империи Вайтстоун» («Завигар», 2000).
Михаил и Инна Мезенцевы — фантастический роман «Параллельный мир № 1» («Юнипак», 2010).
Анатолий Мельников — фантастический роман «ФАГГИ» (Могилёвская типография, 2010).
Гала Рудакова — фантастический роман «Мы не одиноки во Вселенной, или Прекрасная планета двух солнц» (Гродненская типография, 2007).
Евгения Ковалева — фантастические повести «О чем молчал профессор», «Выручайте, профессор!» («Вэвэр», 2006; «Тонпик», 2007).
В этом обзоре, как и в предыдущих я не пытался объять необъятное, а постарался представить вам тех авторов, у которых вышла хотя бы одна книга, относящаяся к фантастике. (Один-два рассказа, подходящих под тематику сайта, можно отыскать едва ли не у любого автора. Уж казалось бы — где Василь Быков, а где фантастика — и то...) Но не исключено, что в этом обзоре кого-нибудь я всё же упустил из вида — искать информацию о книгах, выходящих в Беларуси, ещё та задачка. Ничего похожего, к примеру, на Озон в Беларуси нет. Если будут подсказки – будем поправлять.
На этом свои изыскания в области белорусской фантастики я думаю завершать.
Несколько лет назад я поставил перед собой задачу — представить на Фантлабе в сводном виде достаточно полную картину о состоянии дел в белорусской фантастике. Сегодня я могу сказать, что эта задача выполнена. Четыре обзора выложены в компактном виде в АК. Параллельно с этим сделаны и открыты на сайте библиографии ряда ведущих белорусских писателей-фантастов.
Правда, как показала практика, эта тема оказалось не особо востребована любителями фантастики — в том числе и читателями из Беларуси.
Более того, когда я читаю, например, что пишет Марины Аммон, которая вроде бы профессионально занимается исследованиями в этой области, то просто удивляюсь. Или литературным критикам и литературоведам-филологам в целом доступ в Интернет запрещён, или они считают ниже собственного достоинства заглядывать на такой сайт как «Лаборатория фантастики»?