Ричард Морган Видоизмененный углерод
Ричард Морган. Видоизменный углерод |
Может, настанет такое время, но, надеюсь, я до него никогда не доживу, потому что, познакомившись с ним в этом романе, мне захотелось сделать все, чтобы такого будущего у нас никогда не было.
Киберпанковские варианты будущего всегда не очень приятны современному, привязанному к своему времени и пространству, человеку, а этот, вообще, собрал все наши страхи о грядущих временах. Разделение на «богатых» и «бедных» достигло наивысшей точки, поскольку поддерживается еще одним фактором: жизнь богатых длится бесконечно долго, жизнь «бедных» не стоит ни гроша, дешевле минуты виртуального времени. И те, кто стоят у власти — не просто богаты, беспринципны или аморальны. Все это перешло на совершенно другой уровень беспринципности, безнаказанности и аморальности. Как, скажите, определять убийство, если всегда можно «загрузить» резервную копию? Или соотносить виртуальное и реальное, когда они практически неотличимы? Учитывать наличие клонов, копий, искусственные интеллекты, виртуальные пытки?
Вот такой этот мир, где практически стерты различия между преступлением и законностью, где размыты понятия «вина», «наказание», «совесть», раскаяние», «преступление», «закон», смертельно опасное место для тех, кто по-прежнему живет по «классическим» правилам Добра и Зла.
Потому и героев, способных решать проблемы такого мира, нельзя уже мерить мерками современности. Жестокие, под стать своему миру, и сентиментальные одновременно. Растерявшие по дороге к «лучшему» будущему Человечность и... сохранившие эту Человечность на самом донышке своих лоскутных личностей. Странные, пугающие герои, как раз такие, которые могут почувствовать себя своими в мире, в котором виртуальное и реальное, Добро и Зло, справедливость и преступление переплетены настолько плотно, что и не разделишь. Причем это можно сказать обо всех героях: и тех, кто предстает в «положительном» свете, и тех, кто выступает в образе злодеев.
И, естественно, что при наличии такого мира и таких героев, действие не может не быть детективом или боевиком. Или сочетанием обоих, как в данном случае. Что может быть загадочнее убийства, когда жертва по-прежнему жива и здорова? И далее — поиски мотивов преступления и самих преступников, маленькая ниточка, сворачивающаяся к мощный клубок из преступных планов, мафиозных разборок и даже политических интриг. Ничего не скажешь, подобное держит в напряжении, тем более, что для мелких, но очень важных деталей потребуется все читательское внимание. Несколько раз действие достигает пика, и ждешь развязки. Но нет, появляется новый факт или идея, и после небольшого спада сюжет вновь набирает обороты. После второго или третьего раза острота этого приема пропадает, и уже с нетерпение начинаешь ждать скорейшего завершения всего действия.
Но это, пожалуй, самое большое замечание к сюжету, действию и героям. Вполне удачный роман, и как боевик, и как киберпанк. Заставивший подумать. О ценности Жизни, о значимости Смерти. О том, есть ли пресловутая Душа, насколько мы привязаны к своим телам и что же мы такое на самом деле- простой набор данных или нечто большее и значимое? Так привлекательно: жить вечно, меняя тела и личины, попробовать разные занятия, познать море ощущений. Но вот, согласны ли мы заплатить за все это такую большую цену, как люди этого мира? Желательно бы людям на эти вопросы поискать ответы до того, как начнем играть в серьезные виртуальные игры с нами самими в качестве героев.