Василий Владимирский Повод


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Vladimir Puziy» > Василий Владимирский. Повод для зависти (рецензия на сборник "Мастер дороги")
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Василий Владимирский. Повод для зависти (рецензия на сборник «Мастер дороги»)

Статья написана 9 мая 2013 г. 15:05

А вот и первая рецензия на «Мастера дороги». Честно говоря, тронут.

Василий Владимирский. Повод для зависти


Владимир Аренев. Мастер дороги.

М.: Фантаверсум, 2013.

Скажу сразу: прозаику Владимиру Ареневу я завидую. Вот критику и журналисту Владимиру Пузию, который скрывается под этим псевдонимом, — ни капельки. С удовольствием читаю его статьи и рецензии, часто соглашаюсь, иногда спорю, случалось и так, что наши выводы совпадали вплоть до формулировок... Приятно сознавать, что у тебя есть талантливый, эрудированный и умный единомышленник, спорить не буду. Но как сделаны эти тексты, из какого материала они собраны, я хорошо понимаю — чему тут завидовать?

Иное дело Аренев. Свою литературную карьеру он начал в конце 1990-х, довольно рано опубликовал первые романы («Отчаяние драконов», «Охота на героя» и «Правила игры») в издательстве «Армада» — понимающему читателю это уже о многом говорит. Другой бы закрепил успех, накатал бы по-быстрому сериал томов на двадцать, выбился в топ-авторы и почивал на лаврах. Пузий-Аренев поступил иначе: взял тайм-аут. Вероятно, что-то не устраивало его в традиционном, неоднократно испытанном сценарии — рискну предположить, в первую очередь литературное качество ранних текстов.

Писать он, разумеется, не бросил. Время от времени в периодике и антологиях продолжали появляться его рассказы и повести, выходили сборники, а в 2005-м в издательстве «Азбука» был даже опубликован объемистый роман «Паломничество жонглера». Но основное внимание автор сосредоточил на критике и публицистике. Годами Пузий-Аренев читал и анализировал чужие книги, изучал приемы, стилистическую манеру, сюжетные схемы, лексику и семантику... В общем, учился у лучших учителей.

И вы знаете, научился. Случай для российской (точнее, русскоязычной — Владимир живет в Киеве) фантастики уникальный: у нас ведь «любой гасконец с детства академик», мало кто готов отказаться от зримых признаков успеха — тиражей-премий-гонораров — ради такой призрачной материи, как литературное качество. А уж чтобы целенаправленно вымуштровать себя, поставить четкую цель и десять лет жизни посвятить ее достижению — такого сроду не бывало. Вот тут действительно есть чему позавидовать, без дураков.

В новый сборник Владимира Аренева вошли произведения разных лет — от самого первого рассказа «Единственная дорога», написанного в далеком 1998-м, до заглавной повести, законченной, по признанию автора, буквально вот только что. Как и следовало ожидать, книга получилась неровной и неоднородной, от вещей вполне проходных — до без малого блестящих. В предисловии Михаил Назаренко пишет что-то о гуманизме — не совсем понимаю, какое отношение это слово имеет к текстам Аренева. Миром и мифом правят совсем другие силы, куда более древние, чем сомнительные фантазии деятелей французского Просвещения. А уж если вспомнить, с каким брезгливым раздражением относятся к дежурным фразам о «верности гуманистическим принципам» герои повести «Душница», это и вовсе смахивает на не вполне объяснимый сарказм. Как там было в «Дне радио»? «Гуманизм — это то, чем мальчики в детстве занимаются».

В некоторых произведениях автор абсолютно беспощаден к читателям. Повести «В ожидании К.» и «Мастер дороги», к примеру, напоминают игру в шарады: узнал цитаты, разобрался в подтекстах? Молодец! Не узнал, не разобрался? Твои проблемы: «ты-кто-такой-давай-до-свиданья!». Эти произведения похожи на прозу русских символистов: каждый объект и каждое явление что-то собой символизирует, чтобы понять происходящее нужно иметь под рукой в первом случае пару томов из академического собрания сочинений Корнея Ивановича Чуковского, а во втором — «Героя с тысячей лиц» Джозефа Кэмбелла. И поблажек Аренев ни для кого не делает.

Иногда, впрочем, его бросает и в другую крайность. Тогда цепочка странных, мистических событий, происходящих с главными героями, получает исчерпывающее объяснение в лекции, прочитанной каким-нибудь второстепенным персонажем. Как в рассказах «Часы с боем», «Дело о детском вопросе» и «Нарисуй мне рай». Это не то чтобы сильно портит текст, но упрощает изрядно. Две-три такие «лекции» с взаимоисключающими версиями происходящего, пожалуй, добавили бы произведениям объема, но тут, конечно, решать автору.

И все же главный прорыв — повесть «Душница», основанная на одном простеньком допущении: несколько столетий назад наши предки научились удерживать нематериальную сущность, именуемую душой, и после смерти человека заключать ее в специальный сосуд, имеющий форму шара. Идея как идея, метафора как метафора — но Аренев сумел сделать из этой истории настоящую психологическую драму, мощную, глубокую, насыщенную оттенками и обертонами. Это тот случай, когда пересказывать сюжет бессмысленно: слишком многое определяет стиль, то самое «волшебство созвучья слов» по Андрею Макаревичу. Плотно сотканный, эмоционально яркий текст, поднимающий целый спектр этических и философских вопросов, вполне гармонично завершает сборник. Скажу как на духу: если Аренев и дальше продолжит в том же духе, не снижая планки, поводов для зависти к нему станет еще больше. Причем, подозреваю, не только у вашего покорного слуги.

Источник: http://krupaspb.ru/piterbook/recenzii.html?nn=1491





554
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение9 мая 2013 г. 15:09
Отличная рецензия, с утра прочитал, восхитился.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2013 г. 17:03
Как-то скомкано всё.
Раньше Владимирский писал более развернуто.
Сейчас — даже такое неплохо.
 


Ссылка на сообщение9 мая 2013 г. 23:54

цитата Александр Кенсин

Раньше Владимирский писал более развернуто.

Ага, вспоминается рецензия на Use of Weapons :-D


Ссылка на сообщение9 мая 2013 г. 16:25
Отлично!
Респект и Василию, и ВП/А!


Ссылка на сообщение9 мая 2013 г. 18:37
Я вот только не понял, зачем надо было Назаренко пинать?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2013 г. 23:53

цитата Нил Аду

Я вот только не понял, зачем надо было Назаренко пинать?
Фрондерство?
 


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 00:22
Может, сам объяснит, когда с ИПК вернётся.
 


Ссылка на сообщение11 мая 2013 г. 20:29

цитата

Сашка представил, как отреагировал бы на неё дед. Наверняка метал бы молнии, позвонил бы Антон-Григорьичу и, не стесняясь в выражениях, сообщил всё, что думает по поводу «человека непростой судьбы», «борца за гуманизм, не имеющий границ, прописки и национальности», по поводу «сложных внутренних противоречий, которые отразились в его поэзии последних лет».


цитата

— Давай не будем опять. То, что написал Бурдыга, никуда не годится, сам знаешь. «Борец за гуманизм», «сложные внутренние противоречия»… если он ещё раз явится сюда, я спущу его с лестницы, этого козла. Если не поможешь, сама справлюсь.


цитата

Ни один критик, ни один литературовед не мог объяснить этого. Многие думали, что объясняют: писали про «общегуманистические тенденции», про «активную гражданскую позицию», про «искреннюю боль за судьбу своего народа». Это всё вроде было правильно. Только слишком примитивно, как если бы кто-то взялся объяснять Сашкино отношение к Насте и сказал, что Настя красивая и потому Сашка её любит.

Никто из критиков не отвечал на главный вопрос: как один и тот же человек может одновременно писать стихи и стрелять в людей?


Копирайт В.Аренев ;-)

По-моему, использовать слово «гуманизм» в предисловии к книге, включающей такой текст, как минимум странно.
 


Ссылка на сообщение11 мая 2013 г. 23:09
Василий, вопрос не в том, прав ты или нет, а в том, стоило ли акцентировать на этом внимание.
 


Ссылка на сообщение12 мая 2013 г. 00:01
Стоило. Михаил Назаренко -- чуткий и глубокий критик, а тут отделался отпиской. Это не дело.


Ссылка на сообщение9 мая 2013 г. 18:57

цитата Vladimir Puziy (Владимирский)

чтобы понять происходящее нужно иметь под рукой в первом случае пару томов из академического собрания

Долго придется искать лучший антоним определению русских символистов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 00:29
Автору надо бы молчать с умным видом, но автор признАется: как раз для того рассказа мне хватило всего-то основного корпуса детских текстов Чуковского. Другое дело, что Чуковским там дело не ограничилось. :-)


Ссылка на сообщение9 мая 2013 г. 20:08
До сих пор под впечатлением от первоначального отзыва.
Такая оценка от Владимирского многого стоит. Именно исходя из систем — Владимир (в этой ипостаси) и Василий у меня в голове не очень совпадают по координатам. И если удалось сделать прыжок между, то это очень высокая оценка.
(А Назаренко пинается за то, что находясь в разрезе сборника в противоположной части системы координат, тоже хвалит).
Хочу, находясь вовсе в третьем углу, сказать, что прочитав большую часть текстов и будучи давним поклонником этого вашего ВП/А, я понимаю — он (ВП/А) что-то сделал что-то незаметное для меня, но таки вышел на следующий уровень. И я этому рад.


Ссылка на сообщение9 мая 2013 г. 21:32
[Сообщение изъято модератором]


Ссылка на сообщение9 мая 2013 г. 22:28

цитата Vladimir Puziy

что-то о гуманизме — не совсем понимаю, какое отношение это слово имеет к текстам Аренева. Миром и мифом правят совсем другие силы, куда более древние, чем сомнительные фантазии деятелей французского Просвещения. А уж если вспомнить, с каким брезгливым раздражением относятся к дежурным фразам о «верности гуманистическим принципам» герои повести «Душница»

Не приписывает ли в данном случае критик автору собственные фобии?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 00:35
Собственно цитата из предисловия Назаренко:

цитата

Есть такое трудноопределимое свойство текста, которое тем не менее интуитивно всегда ощутимо: осмысленность. Ее-то русскоязычная фантастика последних лет почти утратила (говорю, разумеется, о той ее части, что издается в жанровых сериях). Аренев – из тех авторов, для которых вопрос «Зачем?» остается важным. Отсюда – этическая и даже порой политическая определенность его книг. Не агитация, не морализаторство – всего лишь то, что называется затертым словом «гуманизм». Ценность человека и человеческого, а не идеологий и систем.
 


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 00:46
Под «критиком» имелся в виду Владимирский. Я, честно скажу, недостаточно хорошо знаком с творчеством Аренева. Но как-то не сложилось впечатления, что слово «гуманизм» может вызывать у него столько же брезгливого раздражения, как у рецензента.
 


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 00:50
Я понял, собственно, я и цитату потому привел: мне кажется, Михаил и Василий говорили о разных вещах, которые называли при этом одним и тем же термином.

Хотя вообще я не очень люблю комментировать и разъяснять собственные тексты и тем более -- их прочтение другими. И так в сборнике были небольшие комментарии, потому что такой формат у «Талейдоскопа». Дальше -- дело читателей. А мое -- новые книги писать. 8:-0
 


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 01:18

цитата Vladimir Puziy

Хотя вообще я не очень люблю комментировать и разъяснять собственные тексты

Не знаю ни одного писателя, который любил бы. Мне кажется, это всё равно, что соль анекдота растолковывать. :-)
Комментарии в сборниках — иное дело. Там обычно не про суть, а про всякие сопутствующие обстоятельства.
Впрочем, у меня, надеюсь, будет ещё случай составить собственное мнение. Приобретение книги стоит в планах. Вот дождусь, когда придут все текущие заказы, и сделаю заявочку «Фантаверсуму»...
 


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 01:27

цитата zarya

Мне кажется, это всё равно, что соль анекдота растолковывать.


В точку! :beer:

Насчет книги, кстати: если не хотите брать кота в мешке, полная версия «Душницы» есть на сайте «Книгуру», а один или два рассказа -- в демке на сайте издательства. ;-)

В любом случае будет интересно узнать именно ваше мнение, хотя бы одним-двумя словами.
 


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 04:10
Ну, это не был бы совсем уж кот в мешке... Но за подсказку насчёт «Душницы» спасибо.
 


Ссылка на сообщение11 мая 2013 г. 20:31
Еще раз:

цитата

То, что написал Бурдыга, никуда не годится, сам знаешь. «Борец за гуманизм», «сложные внутренние противоречия»… если он ещё раз явится сюда, я спущу его с лестницы, этого козла. Если не поможешь, сама справлюсь.


И т.д. «Автор устами героя», ага.


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 13:31
Хорошо написал :beer:


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 13:52
я получил предупреждение за «хамство». а Владимир ПУЗИЙ такого предупреждения не получал, хотя он со страшной силой рекламирует, продвигает свои тексты — пошлые, графоманские, бездарные (их рекламировать — хамство, но он это делает у вас на сайте — почему?) Я же вовсе не говорю о своих текстах, но получил предупреждение. почему бы не ограничить ПУЗИЕВ в их неуемной рекламе своих бездарных опусов?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 14:05
Просто для истории: Anamnesis morbi. За неделю, видимо, случились непоправимые трансформации сознания, сопровождающиеся окончательным купированием вменяемости.

Дальнейшее -- парафия модераторов.

Отдельная просьба к посетителям: не кормите тролля.
 


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 16:27

сообщение модератора

Вы получаете уже второе предупреждение за хамство. В случае продолжения истории вы будете насильно отлучены от форума на определенное время, возрастающее каждый раз, если вы не прекратите свои хамские наезды


Ссылка на сообщение10 мая 2013 г. 16:12
Замечательная рецензия. С еще большим нетерпением жду свой экземпляр.
Страницы: 12

⇑ Наверх