цитата
ВАДИМ ПАНОВ: «В ЭПОХЕ СТИМПАНКА ЕСТЬ НЕРВ»Информация к размышлению:
Писатель Вадим Панов родился 15 ноября 1972 года в семье военных. С 1983 года живет в Москве. В 1995 году окончил факультет Радиоэлектроники Летательных Аппаратов МАИ. В студенческие годы принимал участие в работе театра «Зеркало», апофеозом этого сотрудничества стал спектакль «Такие игры», поставленный по пьесе Панова. После окончания института всерьез занялся бизнесом, однако писать не прекращал. В фантастике дебютировал в 2001 году романом «Войны начинают неудачники», открывающим цикл «Тайный Город» — один из самых популярных сериалов в отечественной жанровой литературе. «Тайный Город» стал основой для многочисленных онлайновых, настольных и ролевых игр. Автор циклов «Анклавы» и «Герметикон», романов «Праймашина» и «Ручной привод», сборника рассказов «Таганский перекресток» и других произведений. Лауреат премий «Портал», «Бронзовый Кадуцей» и «Серебряный Кадуцей», «Два сердца», «Серебряная стрела», «Фантаст года», «Философский камень», «Чаша Бастиона», премии имени Афанасия Никитина, неоднократный обладатель дипломов журнала «Мир фантастики». В августе этого года Вадим Панов станет почетным гостем «Петербургской фантастической Ассамблеи».
<...>
— В «Герметиконе» вы используете элементы стимпанка, он же «паровой панк». Не кажется ли вам, выпускнику МАИ, человеку с отличным инженерным образованием, что повышенный интерес читателей к архаичным технологиям, ко всем этим паровым компьютерам и боевым дирижаблям, свидетельствует о деградации общества? По крайней мере, научно-технической? Или, как минимум, об определенном застое?
— При чем здесь общество?
Интерес к Толкиену свидетельствовал о наступлении в Европе и Америке дремучих времен идолопоклонничества?
Стимпанк в первую очередь эпоха и люди.
Эпоха, в нашем исчислении конец XIX — начало XX века, — это время героев и первооткрывателей, время сильных людей, бесстрашно идущих навстречу опасностям. Примитивная техника, отсутствие нормальной связи (представляете, не было мобильных телефонов и спутниковых навигаторов!), зато на картах полно белых пятен. Это время познания мира, время свершений... Истинные герои стимпанка — люди бесстрашные, рисковые и благородные. Но есть и антигерои: те, кто продавал опиум жителям целых государств и придумал первые в истории лагеря смерти. И наличие антагонистов подводит нас ко второму значимому элементу стимпанка: общество этой эпохи находится на изломе. Власть постепенно переходит от аристократов к буржуазии, идет слом старого и строительство новой системы.
Другими словами, в эпохе стимпанка есть нерв, есть отличный материал для литературных экспериментов, а уж тем более — для фантастических экспериментов.
Вот что интересует меня в стимпанке. А вовсе не «огромные человекообразные паровые роботы».
<...>
— В 2011 году вы с романом «Праймашина» поучаствовали в запуске межавторской серии по мотивам компьютерной игры «Prime World». И это при том, что у вас за плечами солидный багаж, два десятка популярнейших книг, куча литературных премий... Получается, правы те, кто утверждает, что у молодого фантаста есть сейчас два пути: или на сайт «Самиздат», или в издательский «проект»?
— Конечно не правы. Как может быть прав хор? Толпа? Стадо? Когда я начинал, все тоже говорили: или в «Самиздат» или в «формат», чтобы книга вписалась в серию (они тогда играли роль межавторских проектов), а я написал «Тайный Город», к которому издатели приделали бирку лишь с третьей попытки. Еще раньше авторы писали в «Конана-варвара» и «Секретные материалы», весь Питер, если не ошибаюсь, в едином порыве. Тоже считалось, что без этого никуда. А еще раньше говорили, что есть один выход: писать «в стол», но ведь появился Павлов... Люди сами выбирают дороги и мир вокруг — он одинаков для всех, так что если что не получается — подойди к зеркалу и увидишь причину своих проблем.
Целиком читайте на сайте онлайн-журнала «Питербук»: http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_fan_column....