| Сало, или 120 дней СодомаСтатья написана 12 июня 2012 г. 15:06 |
Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. В смысле, если кинохудожник уровня Пазолини решает снять наполненную пытками, унижением и извращениями экранизацию романа Де Сада, значит, зачем-то ему это понадобилось. Никогда, конечно, не стоит сбрасывать со счетов вариант священного авторского безумия, под воздействием которого великий режиссер решил снял фильм, в котором весь сюжет можно уместить в одном предложении, сполна характеризующем происходящее на экране. Однако дело, наверное, не только в том, что Пазолини отключил тормоза и выплеснул на экран то, от чего пришел бы в ужас его психоаналитик. Безусловно, есть в «Сало» ощутимый элемент черной сатиры, сквозь которую скромное обаяние буржуазии смотрится отнюдь не скромно и не обаятельно. Есть здесь также аллюзии на упадок цивилизации, пир во время чумы, и многое другое, что значительно лучше и тоньше смог перенести на экран за два года до Пазолини другой итальянский режиссер Марко Феррери в своем фильме «Большая жратва». При общей схожести сюжетных линий (разве что Пазолини сменил безудержное обжорство на похотливую и извращенную оргию плоти) и отталкивающем натурализме обеих картин Марко Феррери точнее передал свою мысль, в то время как в «Сало» нарочитая эпатажность иногда все же заслоняет авторский посыл.
Удивительно, что, экранизируя Де Сада, Пазолини практически не живописует пытки и физическое насилие, найдя ему место лишь в последней десятиминутке. Зато моральное унижение практически бесконечно, и выражено во всех мыслимых формах. Ханжам здесь делать нечего, не для них снималось. Количество голых тел на минуту времени с легкостью убирает любой фильм Тинто Брасса, однако никакого эротизма здесь нет, за наготу героев стыдно, равно как стыдно и за то, что продолжаешь смотреть, не выключая, и тем самым отчасти уподобляясь безымянному Герцогу или Президенту.
При этом поставлен фильм со всем присущим Пазолини профессионализмом, работа любимого оператора Серджио Леоне Тонини Дели Колли великолепна, за музыку отвечал Эннио Морриконе, и вместе они со всем возможным мастерством возвели памятник порокам человека. Получилось ожидаемо отвратительно, но в этой отвратительности и смысл, и цель, и задача. Кто-то примет, кто-то сплюнет, а понять можно как первых, так и вторых…
6 ИЗ 10
|