Александра Давыдова «Вечер у Вайетов»
«... любовь отнюдь не самая сильная из страстей.
Страх — вот сильнейшая страсть человека.
Играйте страхом, если вы хотите испытать
острейшее наслаждение в жизни».
«Повесть о молодом человеке с пирожными»
©Роберт Льюис Стивенсон
Повести публикуются обычно в составе авторских сборников, антологий или в журналах. Отдельной книгой куда реже. Эта повесть вышла. Называется «Вечер у Вайетов». Она читается за вечер. И там есть Ваейты.
Структура произведения достаточно понятная: 10 глав и 10 героев, в каждой главе раскрывается один герой и автор (а следовательно и повествование) делает на нем акцент. Тут и отвлечения на сны, и на флешбэки, и «крупные планы», а итогом — характерный персонаж.
Здесь много отсылок и пересечений с различными произведениями и авторами. Первым упомянем Стивенсона и его цикл «Клуб самоубийц» («The Suicide Club»). В повести Александры Давыдовой в центре повествования тоже клуб самоубийц, члены которого собираются время от времени и выбирают «счастливчика». Позволю себе капитанский спойлер: до конца книги доживут не все.
Автор использует следующие приемы классического детектива:
— «тайна запертой комнаты». Загадка заключается в том, что после совершения убийства у преступника нет никакой возможности выйти из комнаты, в которой, собственно, и было совершено преступление.
— «феномен преступления». Что же мы знаем про него? «Феномен всегда привлекал драматических писателей хотя бы тем, что преступление создавало крайнюю ситуацию, позволяющую не только обнаружить со всей очевидностью тот или иной конфликт, но и показать характер героев, их спрятанные в повседневности импульсы, психические состояния и т. д. Преступление в драме часто выполняет роль катализатора действия, по сути, является и стимулом, и существом драмы». (©Янина Маркулан).
Немного о мире: постмодерн, Англия, Лондон, викторианский антураж дома. Темно и объемно, такая давящая солидность толстых английских штор.
Главной ценностью в этом мире считается человеческая жизнь. Но ей-ей, скучно же дома на печи сидеть, считаю я. Автор считает видимо так же и чуть ли не на первой странице одна из героинь мчится по автобану на мотоцикле с высокой скоростью и стремлением поспеть на свидание с отбойником у дороги.
Я ловлю себя на мысли, что мир в целом похож на Лондон. И не потому что именно в этом городе происходит все действие. Дождливость, пасмурность, отблески в темноте. Все это мне напоминает Петербург (и соответственно Лондон). Близко и одновременно далеко.
В этом мире сочетаются прошлое, настоящее и возможное будущее того, где мы живем. Брусчатка, сделанная под старину; нетбуки; пока еще фантастическая медицинская помощь. Часть тебя находится внутри, так как это твое; другая — снаружи, ведь ты никогда не примешь такое; а третья еще не решила куда ей податься. И на протяжении всей книги подобные сочетания постоянны в разных местах: оценка добра и зла в мире; нужности и зависимости; логичности, случайности и предопределенности.
О положительном:
Яркие насыщенные герои, никакой шаблонности и схематичности даже у второстепенных персонажей. Много действия, драйва, событий и эмоций.
О недостатках:
— я уже не раз писал, что являюсь большим любителем циклов и сериалов. Прописан мир, герои, атмосфера и дальше в каждой последующей книге развивается действие. Если бы «Вечер у Вайетов» были дополнением к большому циклу, как, к примеру, повесть «Подарки к Зимнепразднику» Буджолд из Барраярского цикла, то все было бы отлично, и Ваня в рецензии рассыпался бы в восторгах. К сожалению, это пока единственное произведение данного мира (это такой ненавязчивый намек автору).
— с первого раза непросто удавалось уследить за многообразием характеров персонажей и это одна из причин, по которой я прочитал второй и третий раз;
— после того, как я в самом конце узнал, что «убийца дворецкий» — стали по другому понятна мотивация поступков некоторых персонажей и это еще одна из причин, по которой я перечитывал повесть.
Резюме:
Читателям — читать.
Автору — писать про мир.
Ване — читать больше классики, чтобы он понимал различные отсылки в современных произведениях.