Ник Перумов Вера Камша


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Ник Перумов, Вера Камша «Млава Красная»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ник Перумов, Вера Камша «Млава Красная»

Статья написана 4 февраля 2012 г. 10:28

Когда выходят новые книги таких известных писателей, как Перумов и Камша, кажется, что в общем потоке критики и рецензий, твое мнение попросту потеряется. И все же надеюсь, что это не так... Итак, несколько лет назад, в одном из интервью Перумов сказал, что старается писать в традициях русского классического романа. Честно говоря, я действительно замечал нечто подобное во многих его романах, но классика и фэнтези казались мне мало совместимыми понятиями. Разные средства, цели, задачи, — различия слишком велики. Поэтому «Млава Красная» показалась мне отличной возможностью проверить, насколько истинны были слова Перумова.

Многие читатели сравнивали «Млаву» со знаменитым романом Льва Николаевича Толстого «Война и мир» и не безосновательно. Увы, я не филолог, поэтому грамотное сравнение литературных качеств этих двух произведений провести не смогу. Тем не менее между ними много общего. Длинные, необычные для современной фантастики, сложно сочиненные и сложно подчиненные предложения, манеры речи, стиль и слог. Разумеется, за прошедший век многое изменилось, как в нашей жизни, так и в русском языке, но сходство двух серьезных вещей показалось мне разительным.

Любопытна еще одна особенность «Млавы», соавторы умело управляют многими, не двумя или тремя, а пятью — шестью сюжетными линиями, не замыкаясь только на войне или только на мире, что безусловно пошло книге на пользу. Особо стоит отметить пролог, который своей тяжеловесностью и громоздкостью отпугнул немало читателей, став своеобразным ситом, отделяющих тех, кому не стоит читать роман, от тех, кому он придется по вкусу. И хотя мне пару раз хотелось бросить книгу и не продираться через словоплетения пролога, я переборол себя и потом ничуть не пожалел об этом. Уже к его середине читать становится проще, а к первой главе я и вовсе с головой погрузился в мир книги.

Но кроме «Войны и мира» «Млаву красную» так и хочется сравнить с творчеством Пикуля. Как ни странно, но некоторые идеи и подходы у них совпали особенно в тех эпизодах, где описываются дипломаты и политические интриги. Возможно, прожженым либералам и западникам покажется, что авторы сгущают краски, но существуют исторические факты, подтверждающие эту точку зрения. Но лучше всего об этом свидетельствует разразившаяся в середине девятнадцатого столетия война, в которой большинство европейских государств так или иначе выступили против Российской империи. В мире «Млавы» реалии оказались схожими с той лишь разницей, что гром приближающейся войны вот-вот разорвет это хрупкое и ненадежной равновесие.

Немало нареканий у читателей вызвали герои романа, в чем только их не обвиняли, и в шаблонности, и в безжизненности, и в надуманности. Спорить с этими утверждениями я не собираюсь, поскольку это пустое занятие. Но ни про Орлова и Тауберта, ни про Шуленберга, ни тем более про княжну, сказать такого нельзя — все они живые, чувствующие люди со своими эмоциями, слабостями и желаниями. А таких личностей, как генералы-интриганы, послы-шпионы, недовольная недостаточно высоким положением императорская родня хватало во все времена, достаточно полистать учебник истории или мемуары, что в общем-то авторы и сделали причем неоднократно.

Ведь неспроста они создали альтернативную реальность, несколько отличающуюся от нашей. В противном случае каждый, мнящий себя знатоком истории, ставил бы им в вину, что тот или иной человек описан неверно, той встречи не было, не было и шпионов и тем более заговора. Но Перумов и Камша схитрили, создав другой мир, где они смогли отразить свой взгляд на давние события и их возможные изменения со всеми последствиями. Правда, сами последствия почти целиком остались на второй том, в котором должен произойти момент истины, когда станет ясно, к чему приведут действия героев, столь по разному заинтересованных в результате.

Единственное, что показалось мне не лишним и даже чужеродным, так это «блазнения» солдат и офицера в снежную ночь. Все-таки эта линия плохо сочеталась с остальными сугубо материалистичными и рациональными. Видимо, совсем удержаться от искушения ввести что-то загадочное и необъяснимое соавторы не смогли.

Итог: альтернативное переложение истории России в середине девятнадцатого века в стиле русской классики.





515
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 11:35
Что значит в «стиле Толстого»? И которого из них? Мне кажется, что не стОит о творчестве Льва Николаевича судить по Войне и миру, это всё равно, что судить о женщине по размеру её груди. Да, грудь у ней есть, но это не всё, чем она обладает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 11:41
Вы правы, Толстых было много, сейчас поправлю.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 11:56
Мнение, конечно, у каждого своё, но я бы с Толстым не сравнивал8:-0
Толстой участвовал в Крымской войне, да и в вооружении и тактике не было такой разницы, какую она составляет с сегодняшним днем, следовательно Лев Николаевич, в отличие от Камши с Перумовым, знал о чем пишет, а тут по мотивам прочитанных военно-исторических романов.
Про Пикуля ничего не могу сказать — не читал, с биографией не знаком.
P.S.: За рецензию спасибо. Было интересно прочитать)
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:00
Надеюсь, что и Камша, и Перумов читали что еще кроме

цитата Asylum

военно-исторических романов

Просто надеюсь, чтобы не разочаровываться. В любом случае, на мой взгляд, совсем уж из ряда вон ляпов нет.
К тому же Л.Н. Толстой старательно доказывал, что война есть зло по определению,
в любом виде. Поэтому его взгляд на битвы..., отчасти пристрастен.
Не за что, рад, что вы нашли что-то интересное в рецензии.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:09

цитата Green_Bear

Л.Н. Толстой старательно доказывал, что война есть зло по определению,
в любом виде.

Сдается мне, что именно участие в военных кампаниях и привело его к такому выводу.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:23
Не исключено. Но надо учесть и его ярую позицию, так называемое «Толстовство». Не противление злу насилием, оттуда же, так что сказать точно здесь нельзя.


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:08
Про пролог хорошо замечено. Его действительно читать зематно труднее, чем основной текст.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:21
Причем я встречал это и других людей, которые ругали громоздкость всего романа, хотя имелся в виду, явно, пролог.


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:10
Ой. Это же, только авторы Млавы «управляют сразу несколькими сюжетными линиями»?
Это такая особенность?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:20
Здесь, в «Млаве», сразу 6-7 линий, причем все полноценно описанные. По крайней мере, достаточно, чтобы увидеть персонажей, почувствовать их. А это простите, особенность.
Чаще берут двух основных и несколько для массовки, пояснительных, которые появляются два раза от силы, в мелких эпизодах.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:43
Green_Bear
«Млава», это только первая книга. Возьмите многотомные опупенеи, возьмите Аберкромби, Мартина, тех же Астахова/Горшкова с «Помни о жизни», Олди с «Баламутом», даже Батчера с «Кодексом Алеры», даже Далина с его «Лестницей из терновника».

Я не буду утверждать, что перечитала все многотомные романы, но зато не читала ни один, где было бы 2 основных героя.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:47
Lantana пока что, я рецензирую «Млаву», как двухтомник, а не

цитата Lantana

многотомную опупенею

Если авторы продолжат ее, до 5-6 книг, тогда я соглашусь с вами. Но пока нет поводов для опасений. Я надеюсь. Очень надеюсь. ;-)
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:50
А весь «Черный баламут» у меня вообще в одной книге. 8-)
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:53
Баламут не читал, сказать о нем ничего не могу.


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:36
Смутил один момент — про сходства русского классического романа и написанного Перумовым. Я, конечно, уже давно не читал Перумова, но... не могли бы вы привести примеры?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 12:45
С цитатами и постраничной разверткой? Честно, нет. По крайней мере, не в сию секунду. Разве что указать места, которые, на мой взгляд, схожи, близки. Это да.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 14:37
О нет, с указанием автора и произведения, только лишь. Но можно и так: «Перумовские «Странствия мага» удивительно похожи на «Что делать» Чернышевского. Кроме сакраментального вопроса, лейтмотивом проходящего у обоих авторов, книги также роднит общая сумбурность происходящего — вроде бы что-то всё время происходит, но действие всё время топчется на месте».
Пример, конечно, чисто умозрительный.
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 15:53

цитата пан Туман

«Перумовские «Странствия мага» удивительно похожи на «Что делать» Чернышевского. Кроме сакраментального вопроса, лейтмотивом проходящего у обоих авторов, книги также роднит общая сумбурность происходящего — вроде бы что-то всё время происходит, но действие всё время топчется на месте».


С таким подходом у нас половину циклов можно под классику подтянуть. :-)))
 


Ссылка на сообщение4 февраля 2012 г. 16:32
О, тогда, пока не поздно, надо заломить за идею хорошие денежки *смайлик, пересчитывающий купюры*
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 11:02
:beer: Ну, только я бы сравнил «Странствия» с «Преступлением и наказанием». Столь же бессмысленные и муторные душевные метания и страдания главного героя. Сперва мнит себя
вершителем судеб, потом вляпывается, раскаивается — и все сначала.


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 12:33
КМ — занимательная книжка. Увлекательный по большей части сюжет, располагающие к себе положительные герои, сбалансированная гордость за Отечество с обозначением классовых и внутриклассовых противоречий. ;-) А главное, история мира с любопытными отличиями от нашего. Мне, безусловно, интереснее федератовконф-в была Россия — без Петра, etc... В принципе, идея о том, что личность в истории, как говорится, имеет, но общие процессы поважнее будут, мне близка. И до Петра в Россию иностранные военспецы ехали, и целая Немецкая слободка в Москве была, и без него бы на ослабевших в ту пору Польшу, Турцию и прочее соседство Россия накатывала, входя в европейскую политику. Равно, как и продление борьбы Наполеона в альтер-мире не атрофировало у истощенных войнами галлов спасительного инстинкта самосохранения и жажды поражения также как и в нашем... Мне понравилась эта книжка. Она весьма незаурядна сегодня. Хотя, полагаю, магии там уже в следующем томе поболе станет. Посмотрим, насколько это добавит красок Млаве.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 12:55

цитата

полагаю, магии там уже в следующем томе поболе станет

Если это коснется загадочного темного силуэта, то еще куда ни шло.
Но момент, когда унтер разговаривал со снежными бабами и просил их помощи, а потом говорил, что и противник с кем-то водится, вызвал у меня смех.
Прям магические войны, или шаманские. Совершенно не вписывающиеся в общее повествование.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 15:23
посмотрим. На солдатском-мужицком уровне вполне житейское и реалистичное обращение. А «темный человек, похожий на Орлова», в конце книжки вполне себе намек на то, что магия выходит на более высокий уровень вертикали управления. Астрологи, маги, экстрасенсы на службе у госорганов — это и у нас реальность, так что и в этой книжке эзотерика наверняка еще проступит.


Ссылка на сообщение5 февраля 2012 г. 20:13
Не знаю одобряется подобное администрацией сайта или нет, но рецензия на данный роман Перумова и Камши уже имеется, но тем не менее было весьма интересно сравнить точки зрения разных людей. Спасибо за интересную рецензию.

Ну, а теперь о главном. Мне, как и остальным, кажется весьма странным и не совсем уместным сравнение «Млавы красной» с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. Толстой и творческий тандем Перумов-Камша находятся на абсолютно разных полюсах отечественной литературы. И разделяет их не столько 100-летний отрезок времени, сколько само содержание романов. Безусловно для Перумова и Камши уход от подросткового фентези к альтернативной истории является шагом вперёд, но сравнивать их с Л.Н.Толстым, это уж слишком.

Далее (уже больше мысли в слух), уход в альтернативную историю выдаёт в Перумове и Камше желание написать нечто большее чем очередные фентезийные хроники. Об этом свидетельствуют умеренный реализм, псевдоисторический антураж, «сложно сочиненные и сложно подчиненные предложения, манеры речи, стиль и слог», а также множество иных показателей. Однако, с таким же успехом они смогли бы написать и чисто исторический роман (и смею надеяться, он получился бы не самым последним в современной исторической беллетристике), но авторы взялись за альтернативку. Безусловно, это сделано с тем расчётом, чтобы не потерять преданных читателей-фантастов и оправдать финансовые средства вложенные в их работу. В связи с этим у меня возникает страх того, что столь бодрое, смелое и успешное начинание грозит обернуться новым коммерческим многотомным изданием с участием различных писателей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 09:50
Одиссей скажу больше, есть и еще одна рецензия.
Причин, отчего соавторы выбрали альтернативу могло быть несколько, но:

цитата Green_Bear

В противном случае каждый, мнящий себя знатоком истории, ставил бы им в вину, что тот или иной человек описан неверно, той встречи не было, не было и шпионов и тем более заговора. Но Перумов и Камша схитрили, создав другой мир, где они смогли отразить свой взгляд на давние события и их возможные изменения со всеми последствиями.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 11:20

цитата Green_Bear

Одиссей скажу больше, есть и еще одна рецензия.

Значит, действительно, многих зацепил этот роман.

цитата Green_Bear

каждый, мнящий себя знатоком истории, ставил бы им в вину, что тот или иной человек описан неверно, той встречи не было, не было и шпионов и тем более заговора

Ну так поступили бы люди не умеющие разделять реальную историю и художественный вымысел. В любом историческом романе есть определённые моменты, в которых писатель просто имеет полное право на вымысел, другой вопрос на сколько этот вымысел адекватен. Но конечно есть и непременное следование понятийному и фактологическому материалу той или иной эпохи, которая и описывается в романе.

цитата Green_Bear

Но Перумов и Камша схитрили, создав другой мир

И верно, они схитрили, ушли от возможной критики придирчивых читателей и историков-профессионалов.

цитата Green_Bear

они смогли отразить свой взгляд на давние события и их возможные изменения со всеми последствиями

В принципе свой взгляд на исторические события они могли бы изложить и в историческом романе. Взять хотя бы того же Пикуля — очень субъективная точка зрения на многие события отечественной истории не лишённая таланта и качественного написания романов.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 11:23

цитата Одиссей

Значит, действительно, многих зацепил этот роман.

Это точно, равнодушных мало. Или ругать, или хвалить, но не промолчать.

цитата Одиссей

Ну так поступили бы люди не умеющие разделять реальную историю и художественный вымысел.

Их, увы, очень много.

цитата Одиссей

Взять хотя бы того же Пикуля — очень субъективная точка зрения на многие события отечественной истории не лишённая таланта и качественного написания романов.

Пикуль тоже вызывал немало споров. Слышал, что многие историки его и по сей день ненавидят. Хотя читать большинство его книг интересно и увлекательно.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 11:32

цитата Green_Bear

Это точно, равнодушных мало. Или ругать, или хвалить, но не промолчать.

Когда книгу не замечают и молчат о ней — это худшее наказание для автора. Ну а «Млаву красную», что там греха таить, и хвалить есть за что и поругать надо.

цитата Green_Bear

Слышал, что многие историки его и по сей день ненавидят. Хотя читать большинство его книг интересно и увлекательно.

Такие историки, иногда создаётся впечатление, завидуют таланту Пикуля как писателя. А что касаемо творческого тандема Перумов-Камша, то начинание весьма многообещающее, лишь бы мистику сократили, а то как-то это не очень согласуется с общей атмосферой романа и претензией на реализм.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 11:34

цитата Одиссей

лишь бы мистику сократили

:beer:

цитата Одиссей

завидуют таланту Пикуля как писателя

Или его умению беззастенчиво пользоваться чужими материалами, мемуарами и книгами. Что, в общем-то, не есть плохо, но все же...
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2012 г. 11:44

цитата Green_Bear

Или его умению беззастенчиво пользоваться чужими материалами, мемуарами и книгами. Что, в общем-то, не есть плохо, но все же...

Мемуарами, перепиской, дневниками, в общем всем тем что называется исторический источник личного происхождения, пользуются и профессиональные историки. Другой вопрос что цель у них написать не роман, а научное исследование. Да и в художественном творчестве лучше пользоваться «чужими материалами, мемуарами и книгами». Как, к примеру, вы сможете описать период средневековья без прочтения исторических монографий и хроник на эту тему: надо же писателю откуда-то черпать фактический материал. Поэтому я, в принципе, не вижу ничего плохого в том, что Пикуль или другие писатели пользовались бы чужим трудом, главное чтобы с умом, талантом и уважением к истории.
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2012 г. 15:38

цитата Одиссей

Однако, с таким же успехом они смогли бы написать и чисто исторический роман (и смею надеяться, он получился бы не самым последним в современной исторической беллетристике)

Уже не в первый раз сталкиваюсь с подобной точкой зрения, но никак не могу взять в толк — зачем, зачем нужен именно исторический роман? Тем более, от авторов, сделавших имя на фэнтези?


⇑ Наверх