Редкое интервью с редким


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Fearless» > Редкое интервью с редким человеком
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Редкое интервью с редким человеком

Статья написана 26 ноября 2008 г. 16:49

Балабанов не очень то любит раздавать интервью, и делает это довольно редко. Но вот в российском «EMPIRE» получилось даже не столько банальное интервью, сколько интересная беседа и как интервью безусловно тоже. Балабанов уже представил свой новый фильм «Морфий» в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Аврора», а уже завтра и даже сегодня фильм выходит в широкий прокат. Некоторые товарищи увидевшие фильм на спецпоказах уже понаписали рецензий, но всё равно как-то не читается знаете ли, поэтому лучше увидеть фильм лично и оценить.

«EMPIRE» выяснил у Алексея Балабанова, почему он считает новый фильм «Морфий» про доктора-наркомана своим автопортретом.

Текст: Дмитрий Савельев

Статья из журнала «EMPIRE»

------------------------------------------------------ ----------------

После «Груза-200» ты написал сценарий «Глиняная яма», готовился к съемкам, но неожиданно поменял свои планы и стал делать «Морфий». Почему?

Не так все было.

Расскажи, как.

«Глиняная яма» – это по пьесе девушки одной. Я забыл, как ее зовут. Сергей Сельянов купил права. А потом я решил снять «Морфий». Почему – я не знаю. Показалось, что получится хорошее кино. Что и произошло.

А из «Глиняной ямы» плохое получилось бы?

Я уже не буду делать «Яму». Я снял «Морфий» по сценарию, который Сережа Бодров написал по ранним рассказам Булгакова.

Ты давно знал об этом сценарии? Вы его с Бодровым обсуждали?

Обсуждали, конечно. Это был первый его сценарий, еще до «Сестер». Он очень хотел его снимать. Но 1917 год – это дорого. Сельянову в 98-м трудно было поднять такое кино.

Кажется, вы с Бодровым в свое время затевали какой-то фантастический фильм.

Была идея снять фильм вместе. Какой именно... Он видел его так, я – иначе. Но мы не успели, просто не успели.

Почему ты все-таки вернулся к «Морфию» именно сейчас?

Вспомнил про тот Сережин сценарий. И Булгакова перечитал.

Сценарий ты изменил, у Бодрова другой финал.

Не только. Но главное, что структуру придумал Сережа: соединил «Морфий» с другими рассказами. Структура дорогого стоит, поэтому я свою фамилию рядом не поставил.

Твои фильмы не каждый сам по себе – они друг с другом в разных отношениях. Мне показалось, что «Морфий» внутренне связан с «Уродами и людьми».

Нет.

Слом эпох, новые силы, вытесняющие старые бессильные силы...

Нет.

Совершенно условный мир, и при этом декоративно очень подробный...

Нет.

Даже эпизодическая девушка, разглядывающая в зеркале свои ягодицы...

Ты хочешь, чтоб я четвертый раз сказал тебе «нет»? Я никогда об этом не думаю, никогда ничего подобного не имею в виду.

Я тоже не имею в виду твои сознательные действия – я говорю про связь, которая заметна мне со стороны. Ты ее не видишь – ну и ладно. Как-то раз ты мне говорил, что с детства сочинял радикальные рассказы и что ты, сколько себя помнишь, всегда был против чего-то. В «Морфии» ты против чего?

Против морфия. Я никогда не кололся и не нюхал.

И травку не курил?

Курил два раза. Первый раз в Роттердаме, где разрешено. Там был успешный показ моего фильма, не помню какого, и человек на крышке рояля выложил огромное количество марихуаны. Типа, курите, друзья. Все стали скручивать, а я нет. Мне скрутили и говорят: «На, затянись». А я говорю: «Я никогда не курил». Народ так удивился... Все собрались и как в зоопарке стали смотреть, как я курю. Я испугался, я тогда «денивера» уже выпил... Это их водка – слабая, дохлая... Стал курить. Все мне: «Ну как? Ну как?» А я: «Да никак». Выкурил, и все. Ничего не почувствовал. Они говорят: «Ты не понял кайфа». И завернули мне с собой пакет. Я поехал с ним на родину, в город Санкт-Петербург...

Постой, ты через таможню провез пакет с марихуаной?

Не то слово. Приехал к себе на Лиговку, я тогда жил там в коммуналке. А еще я Вове Карташову, это художник, который погиб в Кармадоне, вез из Роттердама машинку для сворачивания сигарет. Он курил самокрутки. Приехал я на Лиговку... А в самолете я очень много пива выпил, и мне было нехорошо. Свернул я эту байду, думаю: сейчас поправлюсь. Закурил, и так мне стало плохо... Я взял этот пакет, а он огромный, не знаю, полкило... взял его, пошел в туалет и в унитаз высыпал. Представляешь? Перевезти через границу полкило марихуаны, чтобы на Лиговке выбросить в унитаз.

Сюжет.

Все. На этом у меня с наркотиками закончилось.

С сыновьями ведешь антинаркотические беседы?

Я никаких бесед не веду. Они же видят папу. Мне Федя сказал, старший: «Никогда не буду пить». Петька не сказал пока, но скоро скажет.

Ты говоришь: против морфия. А кто-то считает алкоголь главным злом. Или ты сделал фильм про саморазрушение вообще, и неважно, какими способами?

Абсолютно точно ты сказал. Я про себя снимал кино.

Твой герой – он слабый?

Сильный. Но в окружающих его обстоятельствах он слаб.

Какие обстоятельства ты имеешь в виду?

Да хоть какие. Это Кафка. Он все про это написал. Есть человек, а вокруг него – мир. Человек сильный, но мир сильнее. Я жалею, что у меня «Замок» не получился.

Что это за внешняя сила, которая ломает доктора Полякова?

Морфий.

Я-то думал, что морфий для него – это попытка спастись от гнета какой-то силы. С морфием, кстати, в фильме не ясно: Поляков в первый раз попросил его, чтобы и вправду подлечиться после укола сыворотки, или это был предлог, а он на самом деле давно подсел?

Нет, он не пробовал до этого.

Ты не кололся, артист Бичевин, надеюсь, тоже. Но вам нужно было воссоздать реакцию наркомана на дозу. с кем Консультировались?

У нас были консультанты-доктора.

Доктор Поляков часто блюет в унитаз. что, При ломке хочется блевать?

Сказали, что да. Очень сильный наркотик, самый сильный. И самое быстрое привыкание. Три укола – и ты подсел.

Тебе важно, насколько талантлив человек, разрушающий себя? Вот, скажем, Поляков в твоем фильме – талантливый доктор?

Он талантливый доктор. Очень талантливый. Операции, которые он делает, гениальны. Никто не верит, что человек выживет, а Поляков его спасает.

Почему он в медицинский атлас подглядывает?

Потому что не знает чего-то. Талант и знания – это разные вещи. Я учился на сценариста документального кино, а стал режиссером игрового.

Ты к Алексею Герману в Мастерскую первого фильма пришел как сценарист-документалист?

Да. И показал ему свои любительские игровые фильмы восемьдесят шестого года прошлого века.

А что же ты не стал на режиссуру поступать?

Не знаю. Боялся. Я до Высших курсов еще во ВГИКе учился, но ушел.

Я об этом не знал. Расскажи.

Был такой козел, тоже на сценарном, забыл его фамилию. Говорил нам: «Ребята, надо писать для «Ералаша». Это – бабки». Я написал сценарий, и там был такой момент: на кухне протекла вода, главный герой вошел с бодуна, ступил в воду. В сценарии была фраза: «вода обожгла ногу». Он говорит: «Ну как это можно снять – что вода обжигает ногу?» Я глядел на него, в Доме кино у нас встречи были, и думал: что ты за дурак? «Смотрите, – говорю, – я вам покажу». Наступил ногой и выдернул ее. Ты же понимаешь, как вода обжигает ногу? И кипяток, и ледяная. А он – нет. Мастер. После этого я ушел.

Сколько ты отучился там?

Курса полтора.

У тебя в фильмах всегда точная музыка звучит. Почему здесь Вертинский?

Попсовая музыка того времени. А что, плохо, что ли?

Нет, хорошо. А игривая мелодия-лейтмотив откуда?

Мне подогнали диск, называется «Любимые песни Николая Второго». Она одна из них. Просто понравилась.

Перед самым финалом «Морфия» ты приводишь героя в церковь. В «Грузе-200» один из персонажей тоже в конце концов приходил в церковь.

Это разные фильмы.

Я понимаю, но обе сцены – акцентные. Раньше церковь к тебе в кадр не попадала.

Просто отец Рафаил нам на съемках в Угличе очень сильно помогал. Он церковь восстановил, она в лесу стоит. Нижняя часть отапливается, а верхняя – нет, поэтому герой сидит в верхней. Там иней на окнах должен был быть, но было тепло. Неудача с зимой была в прошлом году, помнишь, да? Мы искусственный снег рассыпали.

Священник в «Морфии» – это и есть отец Рафаил?

На самом деле он очень хороший художник, его звали в миру Сергей Симаков. Про него кино было. Удивительный человек. В Угличе его так уважают...

Ты помнишь, конечно, разговоры после первого «Брата» о национализме Балабанова, у которого герой запросто бросается фразами «я евреев как-то не очень» и «не брат ты мне, гнида черножопая».

Помню.

Критики об этом говорили, журналисты, Алексей Герман в печати выступил.

Он не здоровается со мной до сих пор.

Ну вот. Сейчас ты подливаешь новую порцию масла в огонь. У тебя фельдшер Лев Аронович, физически крайне неприятное существо, становится комиссаром. И фамилию ты даешь ему смысловую – Горенбург: инородец, несущий горе.

А революцию кто сделал?

Думаешь, одни евреи? А мирные землепашцы, которые сносили с церквей кресты и живьем жгли сельских батюшек – предшественников отца Рафаила? Они ни при чем? А екатеринбургские пролетарии, которые расстреливали семью Николая Второго, чью музыку ты взял лейтмотивом?

Идея была еврейская.

Выходит, великий народ-богоносец оказался без головы на плечах – плясал под чужую дудку? Я думаю, такая постановка вопроса русский народ унижает.

Своей головы на плечах у них никогда не было. Вообще. Им евреи сказали – они и сделали. Я так думаю.

Как ты после «Груза-200» чувствовал себя в шкуре режиссера, чей фильм рассорил критиков настолько, что они перeстали друг с другом здороваться? Такого эффекта не достигал ни Герман, ни Тарковский, ни Михалков.

Я критиков-то знаю – тебя, да Любу Аркус, да Андрея Плахова.

Вообще-то нас побольше. Не мог же совсем мимо тебя пройти дикий скандал вокруг «Груза-200»?

Я про себя никогда не читаю. Мне неинтересно. Я сам знаю, что сделал.

Для тебя как для автора существует некий человек, к которому ты обращаешься?

Да.

Опиши его.

Это зритель, который покупает билет в кинотеатр.

Ну, это слишком абстрактно. Ты кому-то конкретно свой фильм адресуешь?

Нет. Всем людям.

Для тебя по-прежнему актуальна формула, которую ты когда-то вывел: «Один фильм для себя, следующий – для других»?

По моему ощущению, «Морфий» для всех. И для критиков, и для людей. Следующий будет примерно такой же.

Ты уже знаешь, что это будет за фильм?

Знаю.

А почему ты во время съемок «Морфия» говорил, что, возможно, это будет твой последний фильм?

Если Сельянов не сможет купить права, так и будет.

Права на книгу? Скрываешь, какую?

Один роман Набокова.

Сценарий уже готов?

У меня синопсис есть. Если будут права, я сценарий быстро напишу. Проблем нет. Я уже все придумал, причем давно. Лет восемнадцать назад.

Кажется, у тебя часто так бывает: придумываешь фильм, а снимаешь его спустя годы. С «Грузом-200» так было, с «Войной», с «Уродами и людьми».

Всегда так.

Ну, не всегда. «Брата» ты сразу сделал.

И «Счастливые дни», и «Замок». А потом началось.

Вот ты жалеешь, что «Замок» у тебя не получился. В чем именно?

Я ошибся с ритмом, с главным героем и с финалом. Там должна была быть фраза «папа, пойдем домой». Я же знал, что должна быть такая фраза, почему я этого не сделал?.. Тогда был бы фильм более-менее. Хотя «Замок» кучу призов получил.

Ты часто возвращаешься к своим старым фильмам и прокручиваешь их в поисках ошибок или это только с «Замком» происходит?

Есть вещи, про которые я знаю, что промахнулся. Но мне ни за один фильм не стыдно. Только за «Замок».

Николая Стоцкого на роль Землемера ты добровольно утвердил или все же с чьей-то подачи?

Я сам. На «Замке» я актерские пробы делал – после не делал их никогда. Надо было Мишу взять Ефремова – вот получился бы фильм. Но кто же знал тогда? Он молодой был еще.

Если бы Евгений Миронов согласился на роль Журова в «Грузе-200» и сыграл бы вместо Алексея Полуяна, его известное лицо фильму бы не помешало?

Нет.

Полуяна в «Морфии» ты переозвучил из любви соединять разные актерские тела и голоса или чтобы призрак Журова не мешал?

Я не помню почему. Правда, не помню. Я даже не помню, что его переозвучил. Скорее всего, Полуян не мог. Он стал страшно популярен, снимается везде. А-а, вспомнил. Я взял артиста из Ярославля, и он озвучил. В Ярославле хороший театр, у меня в Угличе много ярославских артистов снималось.

Кажется, в «Морфии» у Ингеборги Дапкунайте акцент звучит сильнее обычного.

Это специально, она там немка. И у нее русский муж в немецком плену. Война же идет Первая мировая.

Муж привез ее в Россию?

Может, она давно здесь живет. Ты бывал когда-нибудь на Смоленском лютеранском кладбище, где я «Брата» снимал? Там немцы лежат в огромном количестве. У нас в Петербурге немцев было очень много.

Ты следишь за актерами, которых сам открыл? Тебе интересно, как складывается карьера Леши Чадова?

Да плевать. Он сыграл в «Войне» роль, получил приз в Монреале и сдулся. Сейчас снимается в говне во всяком. :о)

Тебе это безразлично?

Абсолютно.

Для тебя вообще существует понятие «своего артиста»? С которым интересно сейчас и хочется идти дальше?

Мне сейчас нравится Леня Бичевин. Если случится следующий фильм, он там сыграет очень хорошо. Вообще, мне кажется, он будет звездой.

Легко не сдуется?

Нет. Я недавно видел его в маленьком эпизоде, он играл панка. Фильм очень плохой, но Леня там отличный.

Это правда, что ты Виктору Сухорукову на съемках «Счастливых дней» специально дал ботинки на полразмера меньше, чтоб у него больше боли в глазах было?

Я могу с артистами такие вещи делать.

Андрей Кончаловский на «Первом учителе» залепил пощечину Наталье Аринбасаровой, чтобы та вошла в нужное состояние. Ты артиста ударить можешь?

Я не буду бить. У меня есть другие способы сделать так, чтобы человек заплакал. У меня Михалков заплакал на «Мне не больно».

Ну, Никита Сергеевич – профи. И попробовал бы ты дать ему по лицу.

Он сам все сделал, но я тоже знаю, как заставить плакать. Тебе не раскажу.

Не рассказывай. Тогда последний вопрос. Тебя деньги мало интересуют. В то же время ты занимаешься очень затратным искусством – это не рисунок на бумаге нарисовать. Получается, тратишь чужие деньги в большом количестве, которые не всегда возвращаются. Комфортно в этой ситуации себя чувствуешь?

Деньги на кино – про это тебе лучше с Сельяновым поговорить. А сам я... У меня два сына, мы живем вшестером. Сыновья, мы с женой, ее папа и мама. Папа болеет, денег на это уходит – даже не представляешь сколько. А мне много не надо. Я ем один раз в день. Правда, выпиваю.

Это тоже расходы.

Небольшие... Небольшие.





1773
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 ноября 2008 г. 19:11
Fearless , спасибо огромное за интервью. У меня самого до «EMPIRE» руки никогда не доходят ... Специфический, конечно, человек Балабанов, очень многим может не понравиться. Но из всех российских режиссеров он для меня наиболее близкий... По мировозрению, по своей эстетике. Еще раз — спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2008 г. 05:02
С этим интервью у меня произошла история вот какая. Сел печатать, допечатал где-то до половины, потом в блоге «Эмпайра» объявилось интервью целиком, они его просто туда выложили буквально на днях. Я задумываться не стал, просто перекопировал. Так что моя заслуга не такая большая. :-)
скорее просто подборка в последних статья идет хорошая )

А вообще «Эмпайр» очень хорошим журналом был. Один раз, я им критический комментарий в блог написал (в публичный блог редакции), там многие пишут;
сентябрьский номер не очень хороший был, а я буквально только читать начал, потом пожалел что написал, т.к. раз на раз не прихиодится — бывают неудачные номера.
Но вот октябрьский, ноябрьский — отличные, и судя по всему декабрьский тоже такой же. Рекомендую взять декабрьский, тем более он у них последний, заодно посмотрите что за журнал такой был.

А вот Балабанов действительно очень своеобразный режиссер, да и как человек тоже (т.к. он личность публичная, то кота в мешка не утаишь). Вообще есть у него фильмы где он лично мне близок, а где-то далёк.

Помню один раз случай был, давненько вроде. Пригласили Балабанова в одно передачу на «пятом канале». А он вообще тв-шные передачи недолюбливает. Стал с ним ведущий общаться, распрашивать вопросы всякие разные — и про кинематограф, и не про кинематограф — а он либо отвечал в несколько слов, либо считал что вопрос безсмысленный или просто туповат )) Потом ведущему это надолело и он выдал: «Я знал что Балабанова лучше не приглашать, мне советовали коллеги, мол толк из этого не выйдет, а я не верил им, оказывается не врали». Потом беседа еще раз так же началась и примерно так же закончилась... а вот вопросы некоторые действительно были «туповаты». Но вот с некоторыми людьми Балабанов общается охотно и даже на равных, как например в этом интервью.


Ссылка на сообщение26 ноября 2008 г. 19:33
Спасибо за интервью. Завтра иду на «Морфий»
Да, и мне близок Балабанов. 8:-0


Ссылка на сообщение26 ноября 2008 г. 20:00
Хорошая беседа получилась, правда меня почему то раздражает Савельев своими вопросами. а вот Балабанов наоборот порадовал... Посмотрю «Морфий». Балабанов почти каждым фильмом ухитряется меня удивлять, он каждый раз немного другой.
З.Ы: Спасибо за материал, сам бы врят ли нашел его :-)


Ссылка на сообщение26 ноября 2008 г. 21:10
Спасибо, Макс, потешил ты честной народ :-) Классное интервью, давно не читал столь интересных бесед. А вообще чувствуется, что если подобрать нужные темы, можно поговорить с Балабановым очень о многом, и это будет еще интереснее.

Вообще человек харизматичный, за каждой фразой чувствуется ярко выраженный характер. И это здорово :-) Еще недавно в колонке у baroni была статья о его творчестве — тоже прочитал с любопытством. Хотя вот с фильмами Балабанова знаком очень слабо. «Братьев» смотрел в свое время, естественно, а больше ничего. Но восполню этот пробел) Может, с Морфия и начну.

цитата

Ты хочешь, чтоб я четвертый раз сказал тебе «нет»?

:-))) :-)))

цитата

«Ребята, надо писать для «Ералаша». Это — бабки»

:-)))
Ералаш, чувствую, вскормил немало сценаристов и киноделов вообще :-D

Еще интересно, что за книгу Набокова он хочет взять для нового фильма.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2008 г. 05:13

цитата

Классное интервью, давно не читал столь интересных бесед.

Беседа действительно очень интересная. Когда первый раз прочитал, то захотелось добавки.

цитата


А вообще чувствуется, что если подобрать нужные темы, можно поговорить с Балабановым очень о многом, и это будет еще интереснее.

Так и есть. Если он поймет что ты ему близок, то может рассказать про полкило марихуаны выброшенный в туалет... и кажется рассказал бы еще и не такое, а много чего :-)))

цитата

Ералаш, чувствую, вскормил немало сценаристов и киноделов вообще

Там еще забавная фраза была, когда Балабанов назвал его козлом. Или вот например про Чадова откровенно и прямо: «да снимается он во всяком говне».
Искренний он и прямой этот Балабанов. :-)))

цитата

Еще интересно, что за книгу Набокова он хочет взять для нового фильма.

Да, инетересно. Пожалуй любой новый фильм Балабнова — это интересно. :-)


Ссылка на сообщение27 ноября 2008 г. 01:11

цитата Din Tomas

интересно, что за книгу Набокова он хочет взять для нового фильма.

Да, очень любопытно. Хотя, какую набоковскую книгу Балабанов ни возьми, по-любому выйдет взрывоопасная смесь. Очень жду.


Ссылка на сообщение27 ноября 2008 г. 22:12

цитата Fearless

Искренний он и прямой этот Балабанов.

знаешь, я раньше когда читала интервью(в жизни сталкивалась) откровенных и прямых людей, то какое-то неприятное ощущение/осадок, списывала на неприятие мной «правды в лоб». Щас поняла, что прямота хорошего человека осадок/раздражение оставлять/вызывать не будет.
А после этого интервью неприятные впечатления о человеке об этом остались. Вот так. Мало быть откровенным, надо быть еще и хорошим.
Мне Балабанов показался пафосно-резким, и наиграно забывчивым.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2008 г. 00:58

цитата

Мало быть откровенным, надо быть еще и хорошим.

А я таких людей уважаю. Быть дипломатом — это конечно более правильная позиция (сам такой, по крайне мере хочу быть), но если человек умеет к месту вот так сказать «да снимается он во всяком говне» — почему нет, зачем что-то преукрашивать раз он так думает, сказал как мужик и ответил за свои слова. Да, на таких людей обижаются потом, руку не жмут. Но такие люди отнюдь не плохие.
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2008 г. 01:29
дело не в дипломатичности!!!!!!
обсирательно-смелая манера общения(имхо) не прокатывает за откровенность. честности в интервью небыло.))) была, аля, веселая история про траву, чувствовалась, что человек в себе уверен, что может за себя постоять, но он не был откровенен.

цитата Fearless

зачем что-то преукрашивать раз он так думает

вот!!!!дело не в том, что он говорит правду или нет, а в том какая эта правда и какой от нее остается осадок!!!
лично мне его правда не понравилась, вернее, как по мне, так там ее и небыло.
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2008 г. 15:57

цитата

но он не был откровенен.

Да, нормально он сказал этот Балабанов, как мужик. Когда собеседник близок, то и разговор такой получается. Никого он не обосрал, сказал как считает нужным, за слова ответил.


⇑ Наверх