Разбрасываю камни


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Veronika» > Разбрасываю камни. Преткновения.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Разбрасываю камни. Преткновения.

Статья написана 24 сентября 2011 г. 17:57

Никогда бы не узнала, если бы не не диалог в АК, высказывание архимандрита Рафаила (Карелина):

цитата

«Книги Сергея Аверинцева написаны на высоком научном уровне и прекрасным литературным языком. Но большинство его трудов было создано в период коммунистической деспотии, так что ему приходилось выбирать наиболее приемлемую форму, не выходящих из рамок официальной идеологии, и в тоже время сохранять христианское содержание. В этом отношении он сделал все, что мог. Однако ему приходилось пользоваться атеистическим лексиконом, в целях конспирации своих христианских воззрений. Поэтому его произведения предназначены для узкого круга, подготовленных к ним читателей. После падения коммунистического строя он получил возможность говорить своим языком, но остался верующим ученым, а не выразителем церковно-православного учения. В своих переводах он помещал наряду со святоотеческими произведениями апокрифы и отрывки из гностических книг, так что неискушенный читатель может запутаться, читая их. В последний период своей жизни он примкнул к реформаторско-модернистическим кругам, которые проявили себя как внутренняя оппозиция Церкви, а затем эмигрировал в Австрию. Он был одним из блестящих византологов. Но, к сожалению, живя на стыке эпох, не сумел полностью реализовать своих возможностей и эрудиции. Есть выражение «Поэт — для поэтов», так, например, называли Кузьмина; а Аверинцев это «ученый — для ученых». Неподготовленной аудитории его произведения могут оказаться «камнем преткновения». Лично я с Аверинцевым не был знаком, поэтому не могу ничего сказать о нем, как о личности. Думаю, что у него не было правильной церковной позиции и достаточного смирения, чтобы осознать это.»  

Цитата в комментариях не нуждается.

А вот о Сергее Сергеевиче Аверинцеве хотелось бы говорить много и долго, но думаю, что лаборантам будет интереснее почитать его статьи и стихи.

Дам несколько ссылок:

http://magazines.russ.ru/authors/a/averintsev/ — тут много его статей.

http://www.gumer.info/authors.php?name=%C0%E2%E5%F0... — а тут их ещё больше.

В колонке выложу несколько стихотворений Сергея Аверинцева.

                Неотразимым острием меча,

                Отточенного для последней битвы,

                Да будет слово краткое молитвы

                И ясным знаком -- тихая свеча.

                Да будут взоры к ней устремлены

                В тот недалекий, строгий час возмездья,

                Когда померкнут в небесах созвездья

                И свет уйдет из солнца и луны.

xxxxxxx

Стих об уверении Фомы

Глубину Твоих ран открой мне,

Кровь за кровь и тело за тело,

Покажи пронзенные руки —

И мы будем пить от чаши;

Сквозные раны ладоней,

Блаженны свидетели правды,

Просветы любви и боли.

Но меня Ты должен приготовить.

Я поверю до пролития крови,

В чуждой земле Индийской,

Но Ты утверди мою слабость:

Которой отцы мои не знали,

Блаженны, кто верует, не видев,

В чуждой земле Индийской,

Но меня Ты должен приготовить.

Далеко от родимого дома.

Дай коснуться отверстого

в чуждой земле Индийской

Сердца, копье войдет в мое тело,

дай осязать Твою тайну,

копье пройдет мое тело,

открой муку Твоего Сердца,

копье растерзает мне сердце.

сердце Твоего Сердца.

Ты назвал нас Твоими друзьями,

Ты был мертв и вот жив вовеки,

и мы будем пить от чаши,

в руке Твоей ключи ада и смерти;

и путь мой на восход солнца,

блаженны, кто верует, не видев,

к чуждой земле Индийской,-

но я ни с кем не поменяюсь.

И все, что смогу я припомнить

Что я видел, то видел,

в немощи последней муки:

и что осязал, то знаю:

сквозные — раны — ладоней

копье проходит до Сердца

и бессмертно — пронзенное —

и отверзает его навеки. Сердце.

x x x

                                  Он сказал им: довольно.

                                              Лука. 22:38

              Что нам делать, Раввуни, что нам делать?

              Пять тысяч взалкавших в пустыне --

              а у нас только две рыбы,

              а у нас только пять хлебов?

              Но Ты говоришь: довольно --

              Что нам делать в час посещенья,

              где престол для Тебя, где пурпур?

              Только ослица с осленком

              да отроки, поющие славу.

              Но Ты говоришь: довольно --

              Иерей, Иерей наш великий,

              где же храм, где злато и ладан?

              У нас только горница готова

              и хлеб на столе, и чаша.

              Но Ты говоришь: довольно --

              Что нам делать, Раввуни, что нам делать?

              На Тебя выходят с мечами,

              а у нас два меча, не боле,

              и поспешное Петрово рвенье.

              Но Ты говоришь: довольно --

              А у нас -- маета, и морок,

              и порывы, никнущие втуне,

              и сознанье вины неключимой,

              и лица, что стыд занавесил,

              и немощь без меры, без предела.

              Вот что мы приносим, и дарим,

              и в Твои полагаем руки.

              Но Ты говоришь: довольно --

xxxxxxxxxx

Стих о святой Варваре

Диоскор говорит к Варваре,

к дочери обращает слово:

— Варвара, дочь моя, Варвара,

я велю рабам выстроить башню.

У самого берега моря

башню для твоего девства.

Рабы мои выстроят башню

по мысли своего господина.

Два окна они в башне устроят,

одно — на сушу и одно — на море:

одно — во славу богов суши,

одно — во славу богов моря.

Таков приказ господина,

смерть — кара за ослушанье.

— Диоскор, Диоскор, отец мой,

что увижу я в окна башни?

— В окно ты увидишь сушу,

в другое увидишь море.

Косны устои суши,

буйны пучины моря.

Род приходит, и род проходит,

но земля и море — вовеки;

что было, то и будет вечно,

и нет нового под солнцем.

— Диоскор, Диоскор, отец мой,

что увижу я в окна башни?

— Большие звери терзают малых

на суше и в пучине моря;

кривого прямым не сделать,

и человек — злее зверя.

Сердца людей — жёсткие камни,

и слава Кесаря — над миром.

Рука его легла на сушу,

другая рука — на море.

— Диоскор, Диоскор, отец мой,

что услышу я в окна башни?

— Услышишь, как поют на свадьбе,

услышишь, как воют над гробом.

Богатый и бодрый пляшет,

убогий и хворый плачет.

Голос сильного — грозен,

голос слабого — робок.

Голос Кесаря — над миром,

и никто ему не прекословит. —

Диоскор уехал из дома,

в доме — дочь его Варвара.

— Рабы отца моего Диоскора,

примите от меня ласку.

Я накормлю вас досыта

и сама послужу вам на пире,

я сама вам ноги омою

и вынесу отборные яства;

после отпущу вас на волю

на четыре стороны света.

Только сотворите мне милость,

три окна мне устройте в башне,

во имя Отца и Сына

и Господа Святого Духа. —

Диоскор в дом свой вернулся

и на третье окно дивится:

— Варвара, дочь моя, Варвара,

что в третье окно ты видишь?

— Я вижу в рубище славу

и свет — в темнице непроглядной.

Рабы ликуют в оковах,

и дитя смеётся под розгой.

До крови, до кости, до боли,

до конца и без конца — радость.

И земля, и море проходит,

но любовь пребывает вовеки.

— Варвара, дочь моя, Варвара,

что в третье окно ты видишь?

— Я вижу лицо Друга

за сквозными просветами ставней:

на челе Его — кровавые росы,

и в кудрях Его — влага ночи.

Голова Его клонится тяжко,

и нет ей на земле покоя.

Я отворила Ему сердце,

я вкусила от ломимого хлеба.

— Варвара, дочь моя, Варвара,

что в третье окно ты слышишь?

— Я слышу, как поёт дева

в руках мучителей, в темнице:

отнята её земная надежда,

и Жених её с нею навеки.

И никто не научится песни,

что поют перед престолом Агнца;

кто однажды её услышал,

пойдёт за нею навеки.

— Варвара, дочь моя, Варвара,

меч мой творит Кесаря волю.

Моею отцовскою рукою

сотворю я Кесаря волю.

— Да будет воля Отца и Сына

и Господа Святого Духа!

XXXXXXXXX

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

                Вода, отстаиваясь, отдает

                осадок дну, и глубина яснеет.

                Меж голых, дочиста отмытых стен,

                где глинян пол и низок свод; в затворе

                меж четырех углов, где отстоялась

                такая тишина, что каждой вещи

                возвращена существенность: где камень

                воистину есть камень, в очаге

                огонь -- воистину огонь, в бадье

                вода -- воистину вода, и в ней

                есть память бездны, осененной Духом,--

                а больше взгляд не сыщет ничего,--

                меж голых стен, меж четырех углов

                стоит недвижно на молитве Дева.

                Отказ всему, что -- плоть и кровь; предел

                теченью помыслов. Должны умолкнуть

                земные чувства. Видеть и внимать,

                вкушать, и обонять, и осязать

                единое, в изменчивости дней

                неизменяемое: верность Бога.

                Стоит недвижно Дева, покрывалом

                поникнувшее утаив лицо,

                сокрыв от мира -- взор, и мир -- от взора;

                вся сила жизни собрана в уме,

                и собран целый ум в едином слове

                молитвы.

                      Как бы страшно стало нам,

                когда бы прикоснулись мы к такой

                сосредоточенности, ни на миг

                не позволяющей уму развлечься.

                Нам показалось бы, что этот свет

                есть смерть. Кто видел Бога, тот умрет,--

                закон для персти.

                           Праотец людей,

                вкусив и яд греха, и стыд греха,

                еще в Раю искал укрыть себя,

                поставить Рай между собой и Богом,

                творенье Бога превратив в оплот

                противу Бога, извращая смысл

                подаренного чувствам: видеть все --

                предлог, чтобы не видеть, слышать все --

                предлог, чтобы не слышать; и рассудок

                сменяет помысл помыслом, страшась

                остановиться.

                           Всуе мудрецы

                об адамантовых учили гранях,

                о стенах из огня, о кривизне

                пространства: тот незнаемый предел,

                что отделяет ум земной от Бога,

                есть наше невнимание. Когда б

                нам захотеть всей волею -- тотчас

                открылось бы, как близок Бог. Едва

                достанет места преклонить колена.

                Но кто же стерпит, вопрошал пророк,

                пылание огня? Кто стерпит жар

                сосредоточенности? Неповинный,

                сказал пророк. Но и сама невинность

                с усилием на эту крутизну

                подъемлется.

                                 Внимание к тому,

                что плоти недоступно, есть для плоти

                подобье смерти. Мысль пригвождена,

                и распят ум земной; и это -- крест

                внимания. Вся жизнь заключена

                в единой точке словно в жгучей искре,

                все в сердце собрано, и жизнь к нему

                отхлынула. От побелевших пальцев,

                от целого телесного состава

                жизнь отошла -- и перешла в молитву.

                Колодезь Божий. Сдержана струя,

                и воды отстоялись. Чистота

                начальная: до дна прозрачна глубь.

                И совершилось то, что совершилось:

                меж голых стен, меж четырех углов

                явился, затворенную без звука

                минуя дверь и словно проступив

                в пространстве нашем из иных глубин,

                непредставимых, волей дав себя

                увидеть,-- тот, чье имя: Божья сила.

                Кто изъяснял пророку счет времен

                на бреге Тигра, в огненном явясь

                подобии. Кто к старцу говорил,

                у жертвенника стоя. Божья сила.

                Он видим был -- в пространстве, но пространству

                давая меру, как отвес и ось,

                неся в себе самом уставы те,

                что движут звездами. Он видим был

                меж голых стен, меж четырех углов,

                как бы живой кристалл иль столп огня.

                И слово власти было на устах,

                неотвратимое. И власть была

                в движенье рук, запечатлевшем слово.

                Он говорил. Он обращался к Ней.

                Учтивость неба: он Ее назвал

                по имени. Он окликал Ее

                тем именем земным, которым мать

                Ее звала, лелея в колыбели:

                Мария! Так, как мы Ее зовем

                в молитвах: Благодатная Мария!

                Но странен слуху был той речи звук:

                не лепет губ, и языка, и неба,

                в котором столько влажности, не выдох

                из глуби легких, кровяным теплом

                согретых, и не шум из недр гортани,--

                но так, как будто свет заговорил;

                звучание без плоти и без крови,

                легчайшее, каким звезда звезду

                могла б окликнуть: «Радуйся, Мария!»

                Звучала речь, как бы поющий свет:

                «О, Благодатная -- Господь с Тобою --

                между женами Ты благословенна --«

                Учтивость неба? Ум, осиль: Того,

                Кто создал небеса. Коль эта весть

                правдива, через Вестника Творец

                приветствует творение. Ужель

                вернулось время на заре времен

                неоскверненной: миг, когда судил

                Создатель о земле Своей: «Добро

                зело»,-- и ликовали звезды? Где ж

                проклятие земле? Где, дочерь Евы?

                И все легло на острие меча.

                О, лезвие, что пронизало разум до

                сердцевины. Ты, что призвана:

                как знать, что это не соблазн? Как знать,

                что это не зиянье древней бездны

                безумит мысль? Что это не глумленье

                из-за пределов мира, из-за грани

                последнего запрета?

                                 Сколько дев

                языческих, в чьем девстве -- пустота

                безлюбия, на горделивых башнях

                заждались гостя звездного, чтоб он

                согрел их холод, женскую смесив

                с огнем небесным кровь; из века в век

                сидели по затворам Вавилона

                служанки злого таинства, невесты

                небытия; и молвилась молва

                о высотах Ермонских, где сходили

                для странных браков к дочерям людей

                во славе неземные женихи,

                премудрые,-- и покарал потоп

                их древний грех.

                           Но здесь -- иная Дева,

                в чьей чистоте -- вся ревность всех пророков

                Израиля, вся ярость Илии,

                расторгнувшая сеть Астарты; Дева,

                возросшая под заповедью той,

                что верному велит: не принимать

                языческого бреда о Невесте

                превознесенной. Разве не навек

                отсечено запретное?

                                 Но Вестник

                уже заговорил опять, и речь

                его была прозрачна, словно грань

                между камней твердейшего, и так

                учительно ясна, чтобы воззвать

                из оторопи ум, смиряя дрожь:

                «Не бойся, Мариам; Ты не должна

                страшиться, ибо милость велика

                Тебе от Бога».

                           О, не лесть: ни слова

                о славе звездной: все о Боге, только

                о Боге. Испытуется душа:

                воистину ли веруешь, что Бог

                есть Милостивый? -- и дает ответ:

                воистину! До самой глубины:

                воистину! Из сердцевины сердца:

                воистину! Как бы младенца плач,

                стихает смута мыслей, и покой

                нисходит. Тот, кто в Боге утвержден,

                да не подвижется. О, милость, милость,

                как ты тверда.

                           И вновь слова звучат

                и ум внимает:

                           «Ты зачнешь во чреве,

                И Сын родится от Тебя, и дашь

                Ему Ты имя: Иисус -- Господь

                спасает».

                           Имя силы, что во дни

                Навиновы гремело. Солнце, стань

                над Гаваоном и луна -- над долом

                Аиалон!

                      «И будет Он велик,

                и назовут Его правдиво Сыном

                Всевышнего; и даст Ему Господь

                престол Давида, пращура Его,

                и воцарится Он над всем народом

                избрания, и царствию Его

                конца не будет».

                                 Нет, о, нет конца

                отверстой глуби света. Солнце правды,

                от века чаянное, восстает

                возрадовать народы; на возврат

                обращена река времен, и царство

                восстановлено во славе, как во дни

                начальные. О, слава, слава -- злато

                без примеси, без порчи: наконец,

                о, наконец Господь в Своем дому --

                хозяин, и сбываются слова

                обетований. Он приходит -- Тот,

                чье имя чудно: Отрок, Отрасль -- тонкий

                росток процветший, царственный побег

                от корня благородного; о Ком

                порой в загадках, а порой с нежданным

                дерзанием от века весть несли

                сжигаемые вестью; Тот, пред Кем

                в великом страхе лица сокрывают

                Шестикрылатые --

                                 Но в тишине

                неимоверной ясно слышен голос

                Отроковицы -- ломкий звук земли

                над бездной неземного; и слова

                текут -- студеный и прозрачный ток

                трезвейшей влаги: Внятен в тишине,

                меж: голых стен, меж четырех углов

                вопрос:

                      «Как это будет, если Я

                не знаю мужа?»

                           -- Голос человека

                пред крутизной всего, что с человеком

                так несоизмеримо. О, зарок

                стыдливости: блюдут ли небеса,

                что человек блюдет? Не пощадит --

                иль пощадит Незримый волю Девы

                и выбор Девы? О, святой затвор

                обета, в тесноте телесной жизни

                хранимого; о, как он устоит

                перед безмерностию, что границ

                не знает? Наставляемой мольба

                о наставлении: «как это будет?» --

                Дверь мороку закрыта. То, что Божье,

                откроет только Бог. На все судил

                Он времена: «Мои пути -- не ваши

                пути». Господне слово твердо. Тайну

                гадания не разрешат. Не тем,

                кто испытует Божий мрак, себя

                обманывая сами, свой ответ

                безмолвию подсказывая, бездне

                нашептывая,-- тем, кто об ответе

                всей слезной болью молит, всей своей

                неразделенной волей, подается

                ответ.

                      И Вестник говорит, и вновь

                внимает Наставляемая, ум

                к молчанию понудив:

                                 «Дух Святой --

                тот Огнь живой, что на заре времен

                витал над бездной, из небытия

                тварь воззывая, возгревая вод

                глубь девственную,-- снидет на Тебя;

                и примет в сень Свою Тебя, укрыв

                как бы покровом Скинии, крыла

                Шехины простирая над Тобой,

                неотлучима от Тебя, как Столп

                святой -- в ночи, во дни -- неотлучим

                был от Израиля, как слава та,

                что осияла новозданный Храм

                и соприсущной стала, раз один

                в покой войдя,-- так осенит Тебя

                Всевышнего всезиждущая сила».

                О, сила. Тот, чье имя -- Божья сила,

                учил о Силе, что для всякой силы

                дает исток. Господень ли глагол

                без силы будет? Сила ль изнеможет

                перед немыслимым, как наша мысль

                изнемогает?

                           Длилось, длилось слово

                учительное Вестника -- и вот

                что чудно было:

                           ангельская речь--

                как бы не речь, а луч, как бы звезда,

                глаголющая -- что же возвещала

                она теперь? Какой брала пример

                для проповеди? Чудо -- о, но чудо

                житейское; для слуха Девы -- весть

                семейная, как искони ведется

                между людьми, в стесненной теплоте

                плотского, родового бытия,

                где жены в участи замужней ждут

                рождения дитяти, где неплодным

                лишь слезы уготованы. И Дева

                семейной вести в ангельских устах

                внимала -- делу силы Божьей.

                                      «Вот

                Елисавета, сродница Твоя,

                бесплодной нарицаемая, сына

                в преклонных летах зачала; и месяц

                уже шестой ее надеждам».

                                      Знак

                так близок для Внимающей, да будет

                Ей легче видеть: как для Бога все

                возможно -- и другое: как примера

                смирение -- той старицы стыдливо

                таимая, в укроме тишины

                лелеемая радость -- гонит прочь

                все призраки, все тени, все подобья

                соблазна древнего. Недоуменье

                ушло, и твердо стало сердце, словно

                Господней силой огражденный град.

                И совершилось то, что совершилось:

                как бы свидетель правомочный, Вестник

                внимал, внимали небеса небес,

                внимала преисподняя, когда

                слова сумела выговорить Дева

                единственные, что звучат, вовеки

                не умолкая, через тьму времен

                глухонемую:

                           «Се, Раба Господня;

                да будет Мне по слову Твоему».

                И Ангел от Марии отошел.

Собственно, почему меня это «зацепило» и зачем я всё это пишу.

Примерно в 1988 или 1989 году в журнале «Новый мир», который дали маме на время почитать, я наткнулась на статью «Закон и милость». Это была вторая часть статьи «Византия и Русь: два типа духовности». Я поняла далеко не всё из прочитанного, имя автора было мне незнакомо, но уважение к нему (автору) появилось мгновенно. Уважение, и ощущение правильности написанного.

Потом оказалось, что ко многому, что я люблю, каким-то образом причастен Аверинцев.

Он переводил повести и стихи Германа Гессе, редактировал первый перевод «Игры в бисер», писал о Честертоне, Вячеславе Иванове, Мандельштаме, вместе с Натальей Трауберг одним из первых в СССР читал Толкиена...

Я запомнила это имя.

Когда в начале 2000-х  изд-во «Дух і літера» начало издавать Аверинцева, я уже «была на стрёме»;-), и начала собирать эти тома. (Теперь у меня есть 4 тома от «Дух і літера», амфорный том «Другой Рим» и  пара аудиокассет со стихами).

Статьи и эссе в этом киевском СС сильно расширили мой кругозор и привели меня в ещё большее восхищение автором.





199
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх