В ходе дискуссии о романе «Террор» всплыло неожиданное замечание «о презумпциях», в частности о том, что раздолбайство и отсутствие здравого смысла в поведении людей — есть черта нормальная, если не сказать больше, действительная и адекватная.
Само по себе это высказывание — тянет за собой глубокий философский разговор. К примеру, если возразить на вышеупомянутый тезис, что состоящее из раздолбаев человечество не достигло бы того уровня развития, который мы имеем, — оппонент сразу может отметить, что результатом развития человечества является весь букет сопутствующих проблем — от революций и терактов до экономических кризисов и бюрократической волокиты. То есть косвенно опять возвращаемся к раздолбайству как таковому, в разных его проявлениях.
От себя хочу отметить, что опять же по косвенным наблюдениям, склонен предположить, что раздолбайство, как неотъемлемая черта, — признак не вида, но времени, и, скажем, во времена власти идеологий влияние ее на жизнь людей было не столь заметным и значимым, нежели сейчас. Теперь же, в пору кризиса ценностей, в отсутствии внятных идеологий и в условиях общекультурного, социального и экономического кризисов, — бесцельность и безответственность, как основные показатели раздолбайства, обнаруживают себя явно и недвусмысленно.
Попытка размышлять на эту тему возвращает к извечным двум вопросах: кто... и что...? Обращаться к которым, ввиду их риторичности, — занятие бессмысленное и неблагодарное. Поэтому в вопросе понимания феномена раздолбайства меня более заинтересовала культурная сторона.
Не хочется снова повторять известные формулировки из ТРИЗа, а еще вернее из «Биографии искусства» (БИ) Мурашковского, однако, для иллюстрации хода моих размышлений пару моментов все-таки нужно озвучить. Итак, искусство, в частности, литература — это непрерывной процесс появления, развития, становления и угасания множества художественных систем, а также средств их выражения. В частности, всякая художественная система проходит обязательный этап развития — антисистема (гегелевское отрицание). Например, развитие в литературе детективной тематики кроме героя-полисмена включила на более поздних этапах сыщика-неполисмена — частного сыщика, сыщика-священника, журналиста, художника и т.п. На смену сыщикам-мужчинам пришли сыщики-женщины. От героев-сыщиков перешли к героям-преступникам. В развитии военной тематики, к примеру, можно обнаружить, что на смену известной идеологической посылке «мы — хорошие, враги — плохие» приходят вариации вроде «мы — плохие, враги — еще хуже», «мы — хорошие, но враги, в принципе, тоже неплохие», наконец, «мы — плохие, враги — хорошие», что в произведении может выражаться «в лоб» (в поступках персонажей) или косвенно, — например, русский автор возьмется писать роман, в котором главным героем станет немецкий солдат времен нашей ВОВ.
Так вот, проводя аналогию, можно сказать, что до недавнего времени — основными литературными героями были люди здравомыслящие, поступающие в соответствии с некоторыми ценностями и принципами, в чьих поступках всегда можно нащупать некоторую обоснованную логику, «правильность», целеположность. В данном случае под целями можно понимать все, что угодно, от идеологической установки, до инстинкта самосохранения или самопожертвования ради кого-либо. Обязательным в этом контексте выступает наличие какой-либо осязаемой последовательности — восприятие, эмоции, поступки.
Итак, по большому счету, не было пока такого ярко выраженного персонажа, который поступал бы вне какой-либо логики вообще: сказал — собрался в библиотеку, но отправился в продуктовый магазин, долго-долго выбирался из-под развалин дома, спасся от смерти, и бац — выпил серную кислоту, поставил капкан на медведя — и тут же сам в него ногой. Так вот, продолжая аналогию с БИ, можно предположить, что следующим этапом развития литературы может оказаться.... наличие такого героя. Героя-раздолбая. Или героев. Или, вообще, всех героев в произведении, ведущих себя подобным образом. Не просто сумасшедших, с нарушениями нервной системы, обкурившихся травки, а нормальных людей, при этом действующих в отсутствии всякой логики. Не так уж это невероятно, если учесть нервное состояние, в котором находятся современники, — массированная атака СМИ, «шокирующие сенсации», обещания президента, деструктивные действия и бездействия здравоохранительных и правоохранительных органов, виртуальная реальность в лице однотипных сериалов (где в поступках персонажей и событиях отсутствует четкая логика), резкие климатические изменения, общий пофигизм и эгоизм, коллективное бессознательное в форме флешмобов, чатов и т.п.
В таком ключе, высказывания моих оппонентов о том, что «раздолбайство» — является нормальной чертой для человека — можно считать первым тревожным сигналом, первым звоночком. Не такие ли персонажи — герои нового времени?..