Нет покоя Грешнику


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Нет покоя Грешнику
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Нет покоя Грешнику

Статья написана 21 декабря 2010 г. 02:14


Непрощенный (1992, Unforgiven)

США, продолжительность — 131 мин
      жанр — увесистое надгробие над могилой классического американского киновестерна



сценарий                    Дэвид Уэбб Пиплз
режиссер                    Клинт Иствуд
оператор                    Джек Н. Грин
композитор                 Ленни Нихаус
продюсеры                 Клинт Иствуд, Дэвид Валдес, Джулиан Людвиг

в ролях: Клинт Иствуд (Уильям Манни), Джин Хэкман (Билл Даггет), Морган Фриман (Нэд Логан), Ричард Харрис (Англичанин Боб), Джеймс Вулветт (Скофилд Кид), Сол Рубинек (В.В. Бьюкемп), Фрэнсис Фишер (Элис).

Несмотря на непролазную темноту техасской ночи и оглушительный ритм падающих с неба дождевых капель, затянувшийся конфликт разрешился к вящему удовольствию обоих джентльменов, принимавших в нем участие. И вот теперь, один из них стоит по колено в вязкой грязи, беззвучно матерится на дождевые капли, которые стекают ему на лицо с широких полей ковбойской шляпы и ковыряет почву носом одряхлевшей старательской лопаты, отчаянно пытаясь вырыть в ней какое-то подобие ямы. Чуть позади него, в мокрой дождевой грязи валяется разряженная двухстволка, а второй участник конфликта, несмотря на позднее время суток и непогоду, спокойно лежит на земле, прикрыв лицо своей шляпой — и для того, что бы рассказать, как все было совсем ненужно заканчивать воскресную школу, не понадобится она и для того, что бы предсказать назначение той самой ямы, которую сосредоточенно один человек в ковбойской шляпе, поздно ночью копает для другого. Просто у двух джентльменов произошел спор, в финале которого у одного из них больше не нашлось аргументов, зато под рукой вовремя оказалась охотничья двухстволка со взведенными курками — эка невидаль в этих краях! Тем временем, дождь усиливается, его тяжелые капли стучат по старческим, сморщенным, но по-прежнему крепким рукам, словно это не обычный в этих краях в это время года ливень, а барабаны самой Судьбы. Но в старческих глазах по-прежнему горит решительный огонек: он уже знает, что несмотря на ливень, ночную мглу и разваливающуюся под ногами почву, он доведет свое дело до конца. Наконец, когда яма оказывается настолько большой, что бы вместить в себе второго участника конфликта, старик затаскивает в нее тело, не без усилий выбирается наружу (проклятый возраст вновь дает о себе знать!), и с тяжелым вздохом бросает на закрывавшую лицо шляпу первый ком омытой дождем техасской грязи. Уже под утро, когда грозовые облака постепенно начинают уноситься в сторону Миссури, а неглубокая могила оборачивается столь же невысоким холмиком, промокший и продрогший до костей старик наконец втыкает в его центр две перекрещенные палки, стряхивает с полей шляпы налипшую к ним грязь и неспешно направляется в сторону своей лошади. Но буквально в паре сантиметров от нее, вдруг оборачивается, последним взором окидывает панораму и заметив недочет, тут же вновь возвращается к месту погребения. Ослепительным алмазом сверкает лезвие вынутого из голенища острого охотничьего ножа — и наклонившись к грубому подобию самодельного креста, старик старательно царапает на нем давно забытое ИМЯ.....  

Он вошел в жизнь миллионов зрителей прямо с большого экрана, ослепляя блеском кривоватой циничной полуухмылки, небрежно попыхивая огрызком неизменной сигары и аккуратно перекидывая с одного плеча на другое заношенное мексиканское пончо, дабы освободить доступ к кобуре с шестизарядным револьвером. Гимном его личным триумфов навсегда осталась бесподобная музыка Эннио Морриконе, но зритель всегда узнавал его даже в целой толпе аналогичных героев по остроумной колкой реплике, по колючей щетине и ироническому взору чуть прищуренных глаз — по всему, кроме его имени, которого он так ни разу не произнес. Впервые появившись в 1964 году, в фильме Серджио Леоне «За пригоршню долларов», безымянный, но чертовски обаятельный стрелок с лицом молодого Клинта Иствуда почти мгновенно превратился в новый символ возрожденного киножанра, отодвинув на задний план одряхлевшие со временем киноиконы вроде Джона Уэйна и стал визитной карточкой актера, принеся ему всемирную известность. В отличии от американских режиссеров наподобие Джона Форда или Ховарда Хоукса, итальянец Леоне не возводил людей с револьверами в мифологический культ Настоящих Защитников Чести и Справедливости. Глядя на мир Дикого Запада без розовых очков, которые многим его коллегам очевидно выдавались по месту рождения, Леоне видел его скорее вонючей клоакой, где все люди делились на тех, у кого на поясе висел заряженный пистолет и на всех остальных, кто чистил им ботинки, постригал волосы и бороды, подавал выпивку в салунах и по первому требованию собственноручно копал себе могилы, потому по местному прейскуранту, их жизни стоили намного дешевле выпущенной им в затылок револьверной пули. Но в отличии от вечного бунтаря Сэма Пекинпа, которой без прикрас обнажил всю жестокость Дикого Запада в ставшей культовой «Дикой Банде», итальянский режиссер предпочитал сглаживать острые углы и вместо откровенного бичевания мира, чьи ценности базировались лишь на пулях и золоте, предпочитал над ними вдоволь иронизировать. Созданный им новый киножанр «спагетти-вестерна» скорее представлял собой полупародию на серьезные образцы этого направления, где все застарелые штампы выстраивались перед зрителем по росту в ровную шеренгу, маршируя к закономерному финалу под тонкие иронические комментарии режиссера и сопровождаемые его неизменным мастерством. И несмотря на то, что сам Иствуд принял участие лишь в трех фильмах Мастера, позже составивших легендарную «долларовую» кинотрилогию (в которую, помимо «Пригоршни» так же вошли такие картины как «За несколько лишних долларов» и «Хороший, Плохой, Злой»), маска ироничного, в меру циничного, но строгого и справедливого Человека-Без-Имени так плотно пристала к лицу актера, что он даже не думал от нее избавляться. Расставшись с Леоне, Иствуд продолжал сниматься в вестернах и у других режиссеров, и неважно, что у каждого из его новых героев было свое имя, свой характер и специфика — через них всех, как через гигантский рентгеновский аппарат всегда просвечивал только ОН — неповторимый и единственный, тот, чье имя так и осталось одной из величайших кинематографических загадок XX века.



Однако, время — это словно река, и начав плавать в тоненьком ручейке, не всегда заметишь, как вдруг ставшая столь стремительной вода уже несет тебя прямиком в самый центр крутейшего водопада. В 80-е годы, спрос на вестерны окончательно упал, приведя некогда самый успешный голливудский киножанр в полный упадок. Аналогичный упадок переживала и актерская карьера самого Клинта Иствуда: симметрично тому, как возраст вчерашней кинолегенды приближался к 60-летию, фильмы с его участием пользовались все меньшим кассовым успехом, ведь седой как лунь, морщинистый Грязный Гарри, с трудом унимающий старческую дрожь в руках, которыми он по-прежнему, пытается сжимать верный «Магнум» — это зрелище из разряда «слабонервным не смотреть». Прискакав на верном коне прямиком из 60-х, и впервые запыхавшись за время этой долгой скачки, Иствуд подъехал к символическому творческому перекрестку: либо навсегда завязывать с развлекательным «крутым» кино, подыскав себе боксерскую грушу по своим нынешним габаритам, либо...... Впрочем, для неутомимого Иствуда, за плечами которого к тому моменту уже находилось 44 актерских, 15 режиссерских и 9 продюсерских работ, этого самого печального «либо» не существовало в помине. Со второй половины 80-х, Иствуд начинает уделять больше внимания режиссуре: в 1988 выходит первый серьезный фильм Иствуда «Птица», представляющий собой кинобиографию известного джазового исполнителя 50-х годов, саксофониста Чарли Паркера — примечательная еще и тем, что это был еще и первый фильм, в котором он не снимался как актер. Критики тогда лишь удивленно поцокали языками — мало ли какие причуды могут придти в голову стареющим голливудским суперменам. Они не знали, что к тому моменту, Иствуд уже более 10 лет вынашивал идею постановки со странным названием «Убийства из-за порезанной шлюхи», сценарий которой он приобрел еще в конце 70-х, лелея и оттачивал ее в своей голове точно так же, как человек, которого он всегда считал своим первым Учителем в Режиссуре, Серджио Леоне почти 15 лет умозрительно оттачивал каждый кадр своего шедеврального «Однажды в Америке», перед тем, как все же осмелился предать их кинопленке. Сам Иствуд, впоследствии объяснит более чем 10 летнюю задержку в реализации сценария разницей между своим тогдашним возрастом (> 40 лет) и совсем преклонными годами своего героя. Однако, скорее всего дело в том, что оригинальный сценарий Дэвида Уэбба Пиплза, с самого начала показался ему самым значительным киносырьем, которое когда-либо попадало в поле его зрения как актера, продюсера и самое главное — режиссера. Сухие страницы представлялся ему Кинематографическим Мемориалом, пригодного для того, что бы его возвести на останках жанра, который так сытно и вкусно его кормил почти 25 лет и к тому моменту истекал кровью без всякой надежды на спасение. Последней каплей стала смерть Учителя: выдающийся итальянский кинорежиссер Серджио Леоне скончался в своем родном городе Риме 30 апреля 1989 года в возрасте 60 лет — и пережив боль утраты, Иствуд окончательно осознал, что он либо прямо сейчас приступит к постройке этого величественного Мемориала, либо не сделает этого никогда. Пробегут ковбойским скакуном еще 3 года творческих мук и сомнений — и в 1992 году, те самые критики, которые при просмотре первого серьезного фильма режиссера лишь давились от снисходительных улыбок, будут аплодировать Иствуду стоя, лишь краем глаза увидав на большом экране постаревший, но по-прежнему суровый и такой притягательный лик «Непрощенного».

Сюжетная основа фильма довольно проста: несколько пьяных фермеров изрезали лицо профессиональной шлюхе, после чего ее коллеги по древнейшей профессии нанимают группу наемных убийц, что бы привнести в эту историю элемент типичного правосудия в духе Дикого Запада. Когда заказ попадает в руки завязавшего душегуба Уильма Манни (сам Иствуд), эта история начинает отчетливо напоминать классический вестерн 1969 года «Истинная доблесть», за исполнение роли, в котором главный ковбой Голливуда Джон Уэйн получил свой единственный «Оскар». Только в седой классике, оставшаяся сиротой девочка обращается к бывшему легендарному шерифу, ныне превратившемуся в запойного пьяницу, что бы он отомстил убийце ее отца, а у Иствуда профессиональные шлюхи нанимают бывшего пьяницу, «убийцу женщин и детей», ныне ставшего на праведный путь отца-одиночки, что бы он вновь взялся за старое. Чувствуете издевку? И это лишь начало. С самых первых кадров, Иствуд старательно избавляется от любых элементов типичной романтики Дикого Запада, которую в различной степени культивируют все прочие представители жанра: как классические, так и не очень. Первым делом, в мусорное ведро летит вся геройская атрибутика: в «Непрощенном» нет столь любимых другими режиссерами (включая самого раннего Иствуда и Леоне) долгих и безупречно красивых игр в гляделки между главным положительным персонажем и его омерзительным антагонистом, так же отсутствует обязательное для жанра состязание «кто первым выхватит пистолет под величественную музыку». Вместо этого — долгая пальба «в молоко», сопровождаемая постоянными осечками, пули, которые отчаянно рикошетят и с гораздо большей охотой калечат, вместо того, что бы благородно и безболезненно убить, и единственный способ поставить финальную точку — это выстрел в упор, причем желательно — в безоружного, и для надежности — сразу из обоих стволов. Вместо глицериновых слез и голливудского грима, страдания персонажей оказываются пропитаны вонью настоящего пота и горьким вкусом собственной крови. Человеческие кулаки, кожаные хлысты и стальные пули причиняют им настоящую боль, заставляя извечных антагонистов вращаться, будто на адских вертелах и это не случайно: ведь в славном американском городе Биг Виски , как и в библейском Содоме можно блуждать много часов подряд и не встретить ни одного праведника. Избавившись от ненужных красивостей и традиционной для жанра подслеповатой дихотомии, Иствуд впервые со времен уже упоминавшейся «Дикой банды» предлагает зрителю не просто сунуть ноги в уютный бассейн с приятными сердцу жанровыми штампами и симпатичными героями, а окунуться с головой в нечто отвратительное и гадкое, смердящее канализацией и вонью всех известных человечеству пороков, сотворив на экране максимально враждебный к своему зрителю, неуютный, отталкивающий и нервирующий его на полную катушку антивестерн.  



Но и этого Иствуду показалось недостаточно: в истории о том, как раскаявшийся грешник вновь возвращается к свершению смертных грехов, режиссер берет за плавники всех трех китов классического киновестерна: Настоящих Мужественных Героев, Воплощение Справедливого Закона и Абсолютно Злодейское Зло и устраивает им всем растянувшуюся на два часа, масштабную и непримиримую китобойню. Посмотрите вперед: кто это гордо ступает по железнодорожному перрону в устаревшем на пару десятилетий прикиде и компании личного биографа? Конечно же, это Англичанин Боб (Ричард Харрис), один из тех стрелков, о которых слагают легенды наравне с Доком Холлидеем и Диким Биллом Хикоком. Только вот незадача: вся история его «подвигов», которую он рассказывает продажному писаке (Сол Рубинек) оказывается набором басней и выдумок, за которым прячется от суровой реальности старый, слабый и совершенно одинокий человек. Показывая униженного, измордованного в кровь и униженного седовласого старца, который горд, смел и отважен лишь в собственных фантазиях, Иствуд осторожно наклоняется прямо к уху своего зрителя и вкрадчиво спрашивает: «Вот — это и есть Ваш герой. Нравится?» Или поглядите, кто стоит возле входа в салун, с важным видом протирая собственную шерифскую бляху — не воплощение ли того самого Справедливого Закона, шериф Малыш Билл Даггет (Джин Хэкман) — в недавнем прошлом, такой же бандит, решивший остепениться и основать городскую коммуну своей мечты? Увы, и от него не стоит ожидать свершения подвигов во имя Правосудия: даже несмотря на свою приверженность идеям порядка, правосудие в его исполнении выглядит слишком избирательным и быстро вырождается в жестокие замашки обычного местечкового князька, у которого все буквы Закона подменяются старым феодальным принципом «Потому что, Я так сказал!» Когда, вроде бы принципиальный шериф отказывается покарать пьяных фермеров за располосованное ножом лицо проститутки, к нам с экрана вновь наклоняется фигура режиссера: «А это — Ваше Правосудие. Хотите такого же?». Сдвинув к золотой середине стрелки моральных барометров, отвечающие за строгое деление поступков на «добро» и «зло», Иствуд оставляет без работы классический типаж Абсолютно Злодейского Зла, так как частичка его присутствует в каждом из персонажей фильма, ибо все они: жестокие, агрессивные, брутальные, по большом счету — есть дети Дикого Запада. Единственный персонаж, который с самого начала вызывает только негативные эмоции — это тот самый биограф Англичанина Боба, который ближе к середине фильма уже переквалифицируется в личного биографа шерифа Даггета, а в самом конце — предложит свои писательские способности и самому Биллу Манни. Трусливое, жалкое, никчемное создание, которое словно «перекати-поле» мечется от одного потенциального заказчика к другому, зарабатывая себе на хлеб тем, что возвеличивает до ранга Настоящих Героев заурядных бандитов и убийц. И здесь, показывая мерзкую заискивающую улыбку на лице Акулы пера, которой она пытается приманить к себе очередного работодателя, Иствуд наклоняется к зрительскому уху в последний раз: «А ведь такие люди писали мифологическую историю Дикого Запада, которой в детстве зачитывались и Вы. И Вам она очень нравилась»,

Для некоторых зрителей так и осталось загадкой название фильма: «Так кто же из героев фильма является тем самым Непрощенным?» Сам Уильям Манни, чье благородное стремление к искуплению грехов, в конце концов привело его к конфликту с собственной природой?  Или все-таки, имеет место неправильный перевод названия, и оно обозначает не одного конкретного человека, а всех персонажей, которым «нет прощения» — шлюхам, пьяницам, бандитам, убийцам, самозваным мстителям, самопровозглашенным пророкам? Или может быть, в глобальном смысле «Непрощенным» оказывается сам режиссер Иствуд, ведь финальные титры фильма закрываются дружественным посвящением «Памяти Серджио и Дона», и если кто такой Серджио Вы уже доагадались, то второе имя принадлежит еще одному иствудовскому Учителю, Дону Сигелу, кинематографическому отцу Грязного Гарри и постановщику одного из самых известных вестернов в голливудской актерской карьере Клинта «Два мула для сестры Сары». Посвящая картину памяти двух своих любимых режиссеров, Иствуд будто извиняется за то, что даже без пригоршни динамита взорвал все основы того самого жанра, которому они все втроем служили долгие годы. Увы, все это лишь версии, версии, правильный ответ на который знает лишь быстрый ветер в техасских прериях, но и он всегда хранит свои тайны.



В довершении ко всему, «Непрощенный» относится к категории такого редко встречающегося кино, которое умудряется соединять в себе юношескую энергетику и почти первобытную агрессию с мудростью, характерной для более преклонного возраста. Неоспоримым является тот факт, что с этой постановкой у Иствуда не только открылось кинематографическое «второе дыхание», но и произошел переход на новый, доселе невиданный уровень режиссерского и актерского мастерства. Роль Уильяма Манни и по сей день остается лучшей в его актерской фильмографии. Впрочем, не отставали от него и другие: Морган Фриман, Ричард Харрис и великолепно сыгравший роль «шерифа с принципами» актер Джин Хэкман, получивший за эту выдающуюся работу заслуженного второго «Оскара». Кроме этой награды, фильм удостоился еще трех статуэток: за лучший монтаж, за лучшую режиссуру и лучший фильм года. Но самое главное: Иствуд сдержал свое слово, и его наиболее исчерпывающее высказывание на тему киновестерна одновременно оказалось его последним словом в этом жанре — данью уважения, перечислением ушедших товарищей, отходной молитвой и загробной эпитафией. Иногда, то там, то тут раздаются робкие попытки возродить жанр в современных условиях, но в подавляющем большинстве случаев они просто обречены на неудачу. Оно и понятно: пока на могиле жанра будет выситься ТАКОЙ могильный камень, все старания оживленного покойника пробиться на свет будут тщетными.

Закончив свою работу, старик спрятал нож за голенище ковбойского сапога и залез на лошадь. Перед ним вновь открывалась развилка из двух дорог, и если первая сулила новые тяжелые испытания, от одной мысли о которых предательски заныли старые кости, то вторая даже на большом расстоянии манила его безбедной старостью и бессрочным заслуженным отдыхом. Любой другой бы провел на этом распутье немало дней и ночей, пытаясь подобрать для себя наиболее приемлемое сочетание, но для уставшего всадника второго «или» не существовало. Скривившись в заросшую щетину своей знаменитой полуухмылкой, он хорошенько пришпорил своего коня, оставляя далеко позади себя неказистую самодельную могилу с вырезанной табличкой:


«Здесь покоится
Человек-Без-Имени
     1964 — 1992»



P.S. Данная статья посвящается армитуре — неутомимому фантлабовскому модератору форумного раздела «Кино» и просто замечательному человеку, сделавшему заказ на написание этой статьи через мой собственный «Стол заказов» а так же лаборанту под ником iRbos, который в комментариях к моей предпоследней статье разразился вдохновляющим кличем: «Побольше рецензий на киноклассику!» Всегда пожалуйста! ;-)




1102
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 02:29
Несмотря на то что не нашел ничего для себя нового, прочитал с удовольствием;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 02:31

цитата Frigorifico

прочитал с удовольствием

Для этого и старался. :beer:


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 02:44

цитата fox_mulder

а так же лаборанту под ником iRbos, который в комментариях к моей предпоследней статье разразился вдохновляющим кличем: «Побольше рецензий на киноклассику!» Всегда пожалуйста!

Спасибо :beer: Этот фильм я не видел, что является еще одним весомым плюсом.
Только саму статью пожалуй завтра прочитаю, а то после длительной и кропотливой работы я боюсь либо ее не смогу полностью воспринять, либо засну лицом на клавиатуре, ни то ни другое мне естественно не улыбается :-)))


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 02:45
Рецензии на киноклассику — это хорошо8-)
Тем более когда это такая замечательная классика и такая отличная рецензия;-)


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 07:28
HD DVD? Хм... Или это своеобразный намек — памятник умершему жанру сопровождается обложкой с умершим форматом? :-D

Ну а если серьезно — как Вы думаете, есть ли какая связь между этим фильмом и Deadwood? Связь не прямая конечно же, а, скажем так, духовная...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 09:56

цитата yyvv

HD DVD? Хм... Или это своеобразный намек — памятник умершему жанру сопровождается обложкой с умершим форматом?

Нет, все гораздо проще — искал фотографию обложки через поисковики, и это изображение — единственное, которое оказалось нужного мне размера.;-)

цитата yyvv

Ну а если серьезно — как Вы думаете, есть ли какая связь между этим фильмом и Deadwood? Связь не прямая конечно же, а, скажем так, духовная...

В Дедвуде показывалось, как Дикий Запад постепенно эволюционировал из клоаки, какой он изображен у Иствуда в нечто, более или менее отдаленно пригодное для жизни. Довольно много места там уделено разоблачению традиционных голливудских мифов о покорителях Дикого Запада. Поэтому, в какой-то степени по отношению к фильму Иствуда, сериала Дэвида Милча выступает в роли идейного преемника.;-)
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2010 г. 05:23

цитата fox_mulder

Поэтому, в какой-то степени по отношению к фильму Иствуда, сериала Дэвида Милча выступает в роли идейного преемника

Мне тоже так подумалось, когда смотрел. А еще подумалось вот что- а сделали бы они вообще такой сериал, если бы не было фильма Иствуда?


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 09:21
Спасибище!
Отличная рецензия :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 09:57

цитата armitura

Отличная рецензия

Тебе спасибо за заявку. И очень рад, что ее результат пришелся по душе. :beer:


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 13:26
Фильма неплохая,но не более.То есть второй раз смотреть вряд ли буду.
Я о другом хотел написать

цитата fox_mulder

Только в седой классике, оставшаяся сиротой девочка обращается к бывшему легендарному шерифу, ныне превратившемуся в запойного пьяницу, что бы он отомстил убийце ее отца
Это что получается братья Коэны несколько (хм8:-0) позаимствовали сюжет грядущей«Железной хватки»???
Сами понимаете такой актерский состав и сюжет способен довести меня до трясучки.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 13:35

цитата alexsei111

Фильма неплохая,но не более.То есть второй раз смотреть вряд ли буду.

Кинематографические приоритеты налицо. :-D Есть фильмы, которые по нескольку раз в жизни нужно обязательно посмотреть каждому человеку, считающему себя кинолюбителем, и маленькая подсказка: душистое мыло из жизни маленьких дефачек в этот перечень не входит. Впрочем, зачем я Вам это рассказываю, если судя по Вашим оценкам на КП, Вы даже не смотрели не одного фильма Леоне.%-\

цитата alexsei111

Это что получается братья Коэны несколько (хм) позаимствовали сюжет грядущей«Железной хватки».

Тупейшее русскоязычное название «Железная хватка»- в оригинале и есть «Истинная доблесть» (True Grit), это официальный римейк того самого фильма 1969 года.

цитата alexsei111

и сюжет способен довести меня до трясучки

Во избежание эпиллептических припадков, советую попить водички.:-)))
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 13:41

цитата fox_mulder

Кинематографические приоритеты налицо. Есть фильмы, которые по нескольку раз в жизни нужно обязательно посмотреть каждому человеку, считающему себя кинолюбителем,
Вы у нас не партия и не милиция чтобы кого либо к чему либо обязывать.
Вот «Таинственная река» да впечатлила.

цитата fox_mulder

. Впрочем, зачем я Вам это рассказываю, если судя по Вашим оценкам на КП, Вы даже не смотрели не одного фильма Леоне.
Поверьте это легко исправить.:-)

цитата fox_mulder

Во избежание эпиллептических припадков, советую попить водички.
Пошел на кухню.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 13:51

цитата alexsei111

Вы у нас не партия и не милиция чтобы кого либо к чему либо обязывать.

Это не мои слова, а общеизвестный факт. Нельзя всерьез интересоваться кино и при этом не знать признанную классику, в противном случае это уже ничем не отличается от подхода рядового потребителя, который ломится в кинотеатр, желая «че-нидь посмотреть». %-\ Впрочем, по той тематике, что Вас привлекает в кино, осмелюсь сделать вывод, что просмотр фильмов — это скорее средство, нежели цель.;-)

цитата alexsei111

Поверьте это легко исправить.

А может того..... не стоит исправлять? А то с Вашей стороны опять начнутся претензии в стиле «а я че не самый умный?» с цеплянием к цвету зубов и отсутствие маленьких девочек. Как я уже говорил выше: это вопрос приоритетов.8-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 14:04

цитата fox_mulder

Это не мои слова, а общеизвестный факт. Нельзя всерьез интересоваться кино и не знать признанную классику, в противном случае это уже ничем не отличается от подхода рядового потребителя, который ломится в кинотеатр, желая «че-нидь посмотреть».
«Непрощенный» не более чем приличный вестерн.Мне вообще чужда идеология выхватьвыния пушек по любому поводу.Пока ты вытаскиваешь пушку кто-то подъедет на танке.

цитата fox_mulder

что просмотр фильмов — это скорее средство, нежели цель.
Цель к чему??? И чем она отличается от средства???

цитата fox_mulder

цеплянием к цвету зубов
Да на копотливом от войны лице белые зубы вызывают диссонанс.
Я же говорю «Догвилль» шедевр,«Реквием по мечте» шедевр потому что это уникальные фильмы,а тут всего лишь неплохой вестерн.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 14:13

цитата alexsei111

«Непрощенный» не более чем приличный вестерн.Мне вообще чужда идеология выхватьвыния пушек по любому поводу.Пока ты вытаскиваешь пушку кто-то подъедет на танке.

Этот фильм не про идеологию выхватывания пушек, он о другом.8-)

цитата alexsei111

Цель к чему??? И чем она отличается от средства???

Погуглите определения «цели» и «средства». Извините, но у нас сейчас в моде доктрина самообразования. ;-)

цитата alexsei111

Да на копотливом от войны лице белые зубы вызывают диссонанс.

Про то, что я думаю по поводу этих «придирок» и Ваших личных «диссонансов» я уже писал в Вашей колонке, неохота повторяться.

цитата alexsei111

а тут всего лишь неплохой вестерн

Во-первых, это не вестерн, а антивестерн. А во-вторых, разумеется для того, что бы оценить этот фильм нужно, как минимум быть неплохо знакомым с основами классического вестерна. Вы много смотрели фильмов этого жанра? Если не изменяет память, в Ваших оценках на КП я не видел ни одного. Это примерно из той же серии, что и сравнивать «Брестскую крепость» с остальными военными фильмами..... не видя ни одного из них. Каждое культурное явление нужно воспринимать в окружающем его культурном контексте. 8-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 14:30

цитата fox_mulder

Каждое культурное явление нужно воспринимать в окружающем его культурном контексте.
Во первых каждое культурное произведение нужно воспринимать как нечто самодостаточное иначе выходит игра на элиту(в данном случае знатоков кинематографа) ,и во-вторых что же делать человеку если он не приобрел еще культурный контекст который его должен окружить?
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 14:35

цитата alexsei111

Во первых каждое культурное произведение нужно воспринимать как нечто самодостаточное иначе выходит игра на элиту(в данном случае знатоков кинематографа)

Опять знакомые слова «игра на элиту» и т.д. и т.п. Просто Вы забываете, что если для понимания сути какого-либо явления, у человека не хватает культурного и интеллектуального багажа, то это проблемы, в первую очередь этого человека, а никак не окружающих.

цитата alexsei111

и во-вторых что же делать человеку если он не приобрел еще культурный контекст который его должен окружить?

Приобретать — если он конечно не хочет всю оставшуюся жизнь провести наедине с собственными тараканами. 8-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 15:21

цитата fox_mulder

Опять знакомые слова «игра на элиту» и т.д. и т.п. Просто Вы забываете, что если для понимания сути какого-либо явления, у человека не хватает культурного и интеллектуального багажа, то это проблемы, в первую очередь этого человека, а никак не окружающих.
Не всегда.Я все в данном вестерне понял,но мне навится либо сентиментальщина,либо многовариативность,либо символизм подходов.
Не того,не другого,не третьего я в «Непрощенном» не увидел.
Я глубоко убежден что снимать фильмы нужно для рядового зрителя,а не для кучки интеллектуалов ищущих везде модернские поветрия.
Я несколько не сомневаюсь что именно ВЫ являетесь истинным киноманом (чтобы это не значило) и конечно же остальные (в лице меня) не понимают и толики скрытого в ваших любимых фильмах «смысла».
Я такой какой есть и подстраивать свой вкус в угоду каких либо субъективных групп я не собираюсь.
Это вы у нас похожи на персонажа малоизвестной повести«- Не интеллигентишко я, дядь Вася, но стремлюсь!»8-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 16:46

цитата alexsei111

Не того,не другого,не третьего я в «Непрощенном» не увидел.

А может плохо смотрели?

цитата alexsei111

Я глубоко убежден что снимать фильмы нужно для рядового зрителя,а не для кучки интеллектуалов ищущих везде модернские поветрия.

Извините, но я из Ваших уст слышу эти слова уже не первый раз, и как и всегда они звучат неким личным самооправданием. ;-)

цитата alexsei111

Я несколько не сомневаюсь что именно ВЫ являетесь истинным киноманом (чтобы это не значило) и конечно же остальные (в лице меня) не понимают и толики скрытого в ваших любимых фильмах «смысла»

Так, что бы окончательно прояснить ситуацию: «Непрощенный» не входит в число моих любимых фильмов. Я просто очень не люблю, когда люди смотрят вполглаза, слушают вполуха, а затем начинают выносить по этому поводу суждения, да не просто так — а с претензией на авторитетное мнение. Типа «Заурядный вестерн», но списка представителей данного жанра, отсмотренного Вами я так и не дождался. Тогда может не заурядный? Откуда ВЫ знаете? 8-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 18:28

цитата fox_mulder

Тогда может не заурядный? Откуда ВЫ знаете?
Ну возможно.Надо бы посмотреть заурядный вестерн.Или хотя бы еще один.Для разнообразия.:-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 18:32

цитата alexsei111

Ну возможно.Надо бы посмотреть заурядный вестерн.Или хотя бы еще один.Для разнообразия.

Первая мудрая мысль за все наше затянувшееся обсуждение.:beer: А еще лучше — не один и не два, и не для разнообразия, а ради повышения компетентности в данном вопросе.;-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 14:22

цитата alexsei111

Мне вообще чужда идеология выхватьвыния пушек по любому поводу

Не поверите, но классическому вестерну такая идеология тоже чужда.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2010 г. 05:26

цитата fox_mulder

в оригинале и есть «Истинная доблесть» (True Grit), это официальный римейк того самого фильма 1969 года.

Согласно братьев Коэнов, это не совсем так. Первый фильм был экранизацией романа некоего Чарльза Портиса, Коэны говорят, что их фильм — просто другая экранизация того же романа, а вовсе не римейк старого фильма...


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 14:00
Спасибо за рецензию, к своему стыду до сих пор не видел, в ближайший выходной буду восполнять пробел в киноведении :-)


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 14:21
Написано хорошо, но спорно.

цитата fox_mulder

Вместо глицериновых слез и голливудского грима, страдания персонажей оказываются пропитаны вонью настоящего пота и горьким вкусом собственной крови.


Все верно, да только все это присутствует в фильмах того же Форда. В этом контексте и фильмы Леоне не такая уж пародия, и «Непрощенный» отнюдь неичего не взрывает. «Непрощенный» это памятник эпохе, и действительно памятник жанру, снятый с любовью к нему и пониманием законов жанра и их значения. «Непрощенный» — это последний настоящий вестерн, в классическом понимании это слова. После Иствуда таких уже не снимали (ну или я по крайней мере не видел).

цитата fox_mulder

Дикий Запад постепенно эволюционировал из клоаки, какой он изображен у Иствуда в нечто, более или менее отдаленно пригодное для жизни

Точно. У Иствуда еще в 70-х был похожий по настроению «Бродяга с высоких равнин». Хотя определенный пафос там все-таки еще был.

А вообще хорошие всетерны, они, как любое по настоящему хорошее кино, выходят за рамки жанра и потому становятся классикой. А тупое приключалово, ну с ним сравнивать смысла нет, оно везде и всегда одинаковое. Почти.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 14:27

цитата Cumbrunnen

Все верно, да только все это присутствует в фильмах того же Форда. В этом контексте и фильмы Леоне не такая уж пародия, и «Непрощенный» отнюдь неичего не взрывает. «Непрощенный» это памятник эпохе, и действительно памятник жанру, снятый с любовью к нему и пониманием законов жанра и их значения. «Непрощенный» — это последний настоящий вестерн, в классическом понимании это слова.

Нисколько не умаляя его заслуг перед жанром, фильмы Форда — это типичное мифотворчество, где есть подлые злодеи и добрые герои. В Непрощенном нет ни тех, ни других. Для примера посмотрите «Мою дорогую Клементину» Форда — и сравните ее с реальной историей шерифа Уайетта Эрпа. 8-)

цитата Cumbrunnen

После Иствуда таких уже не снимали (ну или я по крайней мере не видел).

Попытки возродить жанр предпринимались и в нулевых. Из самых успешных — «Открытый простор» Кевина Костнера, снятый скорее в традициях классических вестернов с Джоном Уэйном, фильм в целом неплохой, но для возрождения жанра его одного маловато.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 16:33
Скажу сразу, фильмы Форда я пока смотрел скорее в контексте Уэйна). Уже в «Диллижансе» подлых злодеев нет в принципе. Есть только добрые герои. И зачастую противостояние герой-злодей является просто фоном для каких-то других позиций. А само противостояние оно в принципе закон жанра как, например, сыщик-преступник для детектива. Другой вопрос как это противостояние обыгрывают.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 16:46

цитата fox_mulder

Для примера посмотрите «Мою дорогую Клементину» Форда — и сравните ее с реальной историей шерифа Уайетта Эрпа.


Ну последующие экранизации тоже документальностью не страдали. Но, именно «Клементина» кстати фильм то про любовь, а не про стрелялки. К слову заметил, что очень часто вестерны эксплуатируют древний мем об одиноком рыцаре, у которого просто нет шансов на счастливое буржуазное будущее с любимой женщиной. Тоже миф, но какой!
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 16:59

цитата Cumbrunnen

Ну последующие экранизации тоже документальностью не страдали. Но, именно «Клементина» кстати фильм то про любовь, а не про стрелялки. К слову заметил, что очень часто вестерны эксплуатируют древний мем об одиноком рыцаре, у которого просто нет шансов на счастливое буржуазное будущее с любимой женщиной. Тоже миф, но какой!

Я говорю лишь о романтизации образов и героев, и бандитов. 8-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 20:59
Я понял. Просто во-первых, это жанровый канон. Во-вторых в классическом вестерне романтизируется не столько бандит или герой, в нем романтизируется стиль жизни Дикого Запада: полная свобода и абсолютная ответственность индивида за свои поступки. Ну снова таки тип благародного мужа: смелого, честного, сильного и именно поэтому успешного. Но и это очень в общем. Есть уйма фильмов с нетипичным сюжетом, или нетипичными персонажами.
«Непрощенный», как и Леоневские фильмы, каноны жанра расширил, но не разрушил. Это не стеб на жанровыми клише, а талантливое их использование. Сравнительно с фильмами 40-х-50-х у Иствуда другой стиль, но идеология не изменилась. «Непрощенный» отличный вестерн и отличный фильм. Тут как в музыке, все хорошие песни они всегда о главном :-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 21:17

цитата Cumbrunnen

Но и это очень в общем. Есть уйма фильмов с нетипичным сюжетом, или нетипичными персонажами.
«Непрощенный», как и Леоневские фильмы, каноны жанра расширил, но не разрушил.

Термин антивестерн по отношению к Непрощенному придуман не мной, а существует во всех профессиональных рецензиях на фильм с самого его выхода в 1992 году. К этому же направлению, с приставкой АНТИ чаще всего причисляют «Дикую банду» Пекинпа и «Излучины Миссури» Артура Пенна. Они показывают события с другой стороны, разрушая сложившиеся мифологические стереотипы. Идеология классического вестерна основана на героизме покорителей Дикого Запада, а там где нет этого героизма, нет героев — только одни бандиты, убивающие других, о каком сохранении идеологии может идти речь? o_O
А вестерны Леоне — это действительно стеб над жанром, этого не скрывал даже он сам. Почитайте его сохранившиеся интервью, где он сам рассказывает о своих фильмах — убедитесь сами.8-)
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2010 г. 11:20
Что говорит автор о своих произведениях автор это только воднин из возможных вариантов. А вообще, да, с таким толкованиеем я согласен. Просто не понял термина антивестерн. При таком подходе условно можно сказать и так. В такой системе координат большинство лучших вестернов окажутся на самом деле антивестернами. Что, наверное, нормально, потому как лучшие фильмы про войну — это фильмы по сути антивоенные...

Но Мани, мне кажется, все-таки прямой потомок Курта Блайдсдейла, Бена Трейна и им подобных персонажей. Бандит, но с принципами, присущими именно Дикому Западу. Человек из ушедшей эпохи.


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 15:19
Теперь я ее прочитал. Спасибо, очень интересная статья, но появились некоторые вопросы... Я думаю не стоит начинать с знакомство с вестернами с «последнего слова в жанре», если до этого ты с жанром знаком не был?
Просто с детства мне были как-то неинтересны типично-американские-приключенческие вещи типа ковбоев и индейцев (я даже «последнем из могикана» закладку перекладывал лишь для того, чтоб мама думала, что я читаю))) Поэтому до сих пор в моем культурном багаже такое явление как кино-вестерн практически начисто отсутствует, хотя я даже скачал «Хороший, плохой, злой», но пока времени посмотреть не было. Так вот к чему я веду... Чтобы такое еще посмотреть из этого жанра помимо спагетти-вестернов Леоне, чтоб получить представление о жанре и понять этот фильм?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 15:39
«Великолепную семерку», «Два мула для сестры Сарры», «Тумстоун. Легенда Дикого Запада», «Однажды на Диком Западе» (это тоже Леоне, но без Иствуда, в долларовую трилогию не входит, но фильм прекрасен), «Молодые стрелки», «Уайатт Эрп», ну и, конечно, бесподобный «Бутч Кэссиди и Санденс Кидд» с неподражаемыми Робертом Редфордом и Полом Ньюманом )
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 15:43
Спасибо за списочек. Сейчас мы его куда-нибудь запишем...

цитата armitura

«Великолепную семерку»

А это, я если не ошибаюсь, ремейк Семи Самураев Курасавы?
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 15:44

цитата iRbos

А это, я если не ошибаюсь, ремейк Семи Самураев Курасавы?
именно.
есть еще продолжение, но оно слабее раза в два примерно.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 15:50

цитата armitura

именно.

Залез на кинопоиск:

цитата

Фильм снимался как повторение «Семи Самураев», а сам фильм «Семь самураев» был снят А. Куросавой под впечатлением от советского фильма «Семеро смелых».

Забавно. Не знал. А говорят сейчас мода на ремейки пошла :-D
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 15:55

цитата iRbos

А говорят сейчас мода на ремейки пошла
ну тогда все-таки больше фантазии в этом подходе проявляли ))
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 15:59

цитата armitura

ну тогда все-таки больше фантазии в этом подходе проявляли ))

И мастерства)
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2010 г. 14:54
И это не предел.
Есть ещё один американский фильм — полный римейк. В Северной Африке во время ВМВ интернациональная компания союзников обороняет почти высохший колодец от орды немцев, страдающих от жажды.
Названия не помню, но американского танкиста там играл Джеймс Белуши. Мохно посмотреть по его фильмографии, но фильм очень средний.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2010 г. 15:00

цитата Крафт

Названия не помню, но американского танкиста там играл Джеймс Белуши. Мохно посмотреть по его фильмографии, но фильм очень средний.

«Сахара».8-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 17:59

цитата armitura

«Однажды на Диком Западе»

Ну тогда уж и «За пригоршню динамита» — последнее обращение Леоне к этому жанру. Иствуда тоже нет, зато есть Род Стайгер и Джеймс Кобурн. ;-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 18:03
Я что-то не стал его смотреть, даже несмотря на Леоне.
А то «Хороший, плохой, долбанутый» мне не понравился (я знаю, что он к Серджио не имеет отношения) и я решил, что лучше пусть долларовая трилогия останется без таких вот...ммм...экспериментов ))
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 18:08

цитата armitura

Я что-то не стал его смотреть, даже несмотря на Леоне.

И зря, отличное кино. Так как Леоне, вестерны не умел снимать никто.^_^

цитата armitura

А то «Хороший, плохой, долбанутый» мне не понравился (я знаю, что он к Серджио не имеет отношения) и я решил, что лучше пусть долларовая трилогия останется без таких вот...ммм...экспериментов ))

А вот это правильно. Фильм начинается вроде ничего, но к финалу укатывается в настолько забойный трэшак с прямыми цитатами из ХПЗ, что совершенно непонятно, зачем это вообще снимали и для кого.%-\
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 16:39
Начинайте с пресловутых фильмов с Уэйном и Гэри Купером. «Дилижанс», «Рио Браво», «Вера Крус», «Человек, который убил Либерти Вэланса», «Ровно в полдень». Хорош в вестернах Генри Фонда: «Уорлок», «Моя дорогая Клементина». Просто шикарен «3:10 на Юму» 1957-го года.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 16:41
Добавил в списочек 8-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 17:02

цитата iRbos

Так вот к чему я веду... Чтобы такое еще посмотреть из этого жанра помимо спагетти-вестернов Леоне, чтоб получить представление о жанре и понять этот фильм?

К вышеперечисленному я бы добавил «Маленького большого человека» и «Излучины Миссури» Артура Пенна, «Пэтт Гаррет и Билли Кид» и «Дикую Банду» Сэма Пекинпа, из полукомедийных спагетти — «Меня зовут Никто» (по сценарию самого Леоне) и «Пулю для генерала» Дамиано Дамиани, из свежей поросли — «Последнего из могикан» Майкла Манна, «Танцы с волками» Кевина Костнера и его же — «Открытый простор». ;-)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 17:10
Ну все, теперь такой списочек, что через месяцок я либо стану настоящим «коровьим мальчиком» Либо возненавижу все, что связанно с вестернами и диким западом :-)))

цитата fox_mulder

«Последнего из могикан» Майкла Манна

Мне будет стыдно его смотреть из-за незнания оригинала 8-]
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 17:14

цитата iRbos

Мне будет стыдно его смотреть из-за незнания оригинала

На самом деле, фильм очень голливудский (в хорошем смысле слова), поэтому с оригиналом у него присутствует минимальное кол-во соприкосновений.;-) Но фильм хороший, именно как стопроцентно голливудское развлекательное кино: пышное, увлекательное и прекрасно снятое.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 17:28
Уговорили ;-)


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 13:31
Для меня тоже жанр перестал быть, после «Непрощенного». Но любая эпоха должна закончиться рано или поздно.
Страницы: 12

⇑ Наверх