Вот попалась хорошая книжка.
Я люблю, когда в произведении главный герой с отклонениями психики. На таком материале иногда получаются довольно любопытные вещи. В данном случае ГГ — аутист. Это художественная литература, не путать с научпопом!
Сразу говорю — я не врач. Поэтому мои рассуждения тут довольно дилетантские. На тему аутизма я читал романов очень немного. Такие произведения как, например, «Девочка со спичками» Гаетана Суси и «Страна приливов» Митча Каллина сюда не относятся. Там у героев искалеченная психика под воздействием внешних обстоятельств, скорее всего первоначально человек был здоров. «Исповедь недоумка» Филипа Дика тоже из другой оперы. Там у героя отклонения врожденные, но не аутизм.
Читая книгу Хэддона, захотелось поизучать статьи по расстройствам аутистического спектра, там же я нахватался всяких научных терминов. Хотя бы вот немаленькая статья в Вики. Признаюсь, там я сразу стал ходить по перекрестным ссылкам. Но новой для меня информации оказалось очень много, сложно вот так запросто переварить. До сколько-нибудь глубокого понимания вопроса мне далеко...
Вот где я уже встречал таких героев — «Тайны Ракушечного пляжа» Мари Хермансон. У Хермансон за плечами работа в психиатрической клинике. В ее романе «странных» людей мы наблюдаем глазами вполне обычных персонажей. Там так и не открывается до конца, то ли это два аутиста, то ли идет взаимодействие аутиста и человека с какой-то другой патологией. Книга больше построена на недоговореннсти, очень интересно. «Защита Лужина» Владимира Набокова. Вполне возможно, что Лужин — савант и высокофункциональный аутист (синдром Аспергера). Или же просто савант без аутизма (как Ким Пик). Или нет?
***
Очень краткие сведения:
Аутизм представляет собой нарушение развития нервной системы, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или детском возрасте, и устойчивое течение расстройства, как правило, без ремиссий. Симптомы обычно сохраняются и у взрослых, пусть зачастую и в смягчённой форме. Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:
1) недостаток социальных взаимодействий;
2) нарушенная взаимная коммуникация;
3) ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения
Отдельные симптомы «триады» встречаются в общем населении, причем степень их ассоциации друг с другом невысока и патологические проявления расположены в едином континууме с общими для большинства людей чертами. Аутизм — состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. Наблюдается при шизоидном складе личности, при шизофрении. Появление интернета позволило аутистам формировать онлайн-сообщества и находить удалённую работу, избегая тягостной интерпретации невербальных сигналов и эмоциональных взаимодействий. Социальные и культурные аспекты аутизма также претерпели изменения: в то время как некоторых аутистов объединяет стремление найти метод исцеления, другие заявляют о том, что аутизм — просто один из многих стилей жизни. Тэмпл Грандин, известная женщина-аутист, описала неспособность вникнуть в социальные взаимодействия нейротипиков, или людей с нормальным нейроразвитием, как ощущения «антрополога на Марсе».
Как и все что связано с деятельностью мозга, тут больше непонятного, чем уже изученного.
***
Марк Хэддон — английский писатель, художник-иллюстратор и сценарист, автор более десятка детских книг. «Загадочное ночное убийство собаки», его первый роман для взрослых, вошел в лонг-лист премии Букера 2003 года, в том же году был удостоен престижной премии Уитбреда, а в 2004 году — Литературного приза Содружества.
Рассказчик и главный герой романа — Кристофер Бун. Ему пятнадцать лет, и он страдает аутизмом. Он знает математику и совсем не знает людей. Он не выносит прикосновений к себе, ненавидит желтый и коричневый цвета и никогда не ходил дальше чем до конца улицы, на которой живет. Однако, обнаружив, что убита соседская собака, он затевает расследование и отправляется в путешествие, которое вскоре перевернет всю его жизнь. Марк Хэддон с пугающей убедительностью изображает эмоционально разбалансированное сознание аутиста, открывая новую для литературы территорию.
Для меня герои с отклонениями психики это как инопланетяне из «научно-фантастической» литературы, только НАМНОГО интереснее. Потому что они живые, потому что они тоже люди, пускай и совсем другие. Этот роман я не назвал бы действительно глубоко раскрывающим образ аутиста — да этого и никто не может сделать. Во всяком случае, можно узнать много нового. Автор идет навстречу читателю — книга воспринимается легко, совсем нет излишней научности. Хэддон соединил краткий анализ состояния героя и социологический мотив семейной драмы. Немаловажно — книга написана от лица самого Кристофера. Изложение идет в довольно простой форме, так как это мог бы рассказать герой, при помощи своего «ангела-хранителя» Шивон, она всегда за кадром — это психиатр Кристофера, советам которой он следует. В тексте меня больше всего раздражали постоянные «я сказал», «он сказал», без обычного эмоционального окраса. Надо понимать, Кристофер просто не может изъясняться по другому. Эмоции у него выражаются совсем другим образом.
Итак, Кристофер начинает расследование смерти соседской собаки. Разумеется, никакой это не детектив. Как выяснится, бедная собака напрямую связана с событиями, произошедшими несколько лет назад, когда умерла мать Кристофера. История начинается с игры в детектива и в дальнейшем движется к повести о трудном испытании, преодолении себя. Первая половина более созерцательная, вторая же не лишена напряжения. На всякий случай — тут нет особой физиологии и оглушительной психологической драмы как иногда бывает в таких произведениях.
Кристофер вполне типичный аутист. У него есть способности саванта — может мгновенно производить сложные математические вычисления, а также проявляет способности в картографии. Кристофер сам пишет эту книгу, все главы пронумерованы только простыми числами. Большинство глав открываются с размышлений героя на совершенно разные темы: анализирует механизмы своей памяти, рассуждает о возможности стать космонавтом, сравнивает свое восприятие мира и как это происходит у обычных людей. Особой мрачности в романе тоже нет. Хэддон вполне заставляет сочувствовать герою. Некоторые места довольно смешные — но только в смысле неожиданности хода мысли, кажущейся иррациональности. Герой вовсе не выглядит жалким. Более того — он сильная личность.
Во второй половине книги представлен мотив Путешествия. Расстояние тут не играет никакой роли, это может быть всего каких-нибудь сто метров (как у Гаетана Суси), важно значение действия. Герой вынужденно выходит из своего психологического панциря и взаимодействие с окружающим миром зачастую несет большие потрясения. На самом деле Кристофер преодолеет довольно значительное расстояние — в другой город. Лично меня очень тронули все сцены на вокзале, в поезде, на станциях метро. Герой использует все ресурсы своих аналитических способностей для передвижения, ни много ни мало, как будто на другой планете. Причем с Кристофером не может случиться ничего сильно неожиданного, как с кем-то еще. Он стремится обратить в понятную систему всю действительность. Если сравнивать, герой играет сложную шахматную партию, где все ходы должны быть тщательно продуманы, вот только шахматной доской является непредсказуемый мир мегаполиса.
Такую книгу я вряд ли забуду и могу рекомендовать. Когда читал, немного напомнило «Цветы для Элджернона». В плане простодушия героя, в остальном тема другая.
Итог: 8 баллов из 10.