Митч Каллин «Страна приливов»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Устав от шумихи и суеты, старый рокер, плотно сидящий на наркоте, решает уехать в Техас, в местечко, в котором некогда проживала его мать. От очередной молодой жены (ныне покойной) у него осталась дочка, Джелиза-Роза. Вместе с ней он переезжает в глубинку, где и поселяются в ветхом домишке.
Отец всецело отдаётся ничегонеделанию — доза и сон, больше похожий на беспамятство. Девочке к этому не привыкать. Свой старый дом, заросли рядом с ним, сгоревший школьный автобус, железную дорогу и купленные на распродажах куклы, от которых зачастую остались лишь головы, — всё это Джелиза-Роза делает частью вымышленного мира, жить в котором интересно и... страшно. Его населяют вполне реальные светлячки, царица которых живёт за милю от автобуса, в дом могут придти Болотные люди, а в зарослях бродит привидение, а может это и сама королева Гунхильда?..
Dufour Editions, ISBN 9780802313409, 2000 г., С.192
Входит в:
— цикл «Техасская трилогия»
Экранизации:
— «Страна приливов» / «Tideland» 2005, Канада, Великобритания, реж. Терри Гиллиам
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 21 июня 2023 г.
Дядя Сэм, ты чокнутый на всю свою звёздно-полосатую голову!
Der’mo ebu4ee — в одной из жизненных (пока ещё для него жизненных) ситуаций произнёс отец главной героини. И именно эта короткая идиоМАТическая фраза лучше всего отражает первичное реактивное ощущение, возникшее в клетках моего извилистого серого вещества. Не люблю (хотя и умею) матиться, но тут кроме матерка мало внятного напрашивается на язык.
И не то, что книга вызывает отвращение из-за отвратного содержания (хотя и такое наполнение в ней имеется — и физиологичность, и непристойности, и перверзии разного алко-нарко-некро-педо-рода). Вовсе нет, к этому мы привыкши. А оторопь вызывает вечный вопрос — а зачем? Зачем вообще выродилось вот это книжное чудо гороховое, именуемое «Современной зарубежной литературой»? Какой концепт в нём (в чуде гороховом) содержится? Так и хочется спеть «ты скажи, ты скажи чё те надо, чё надо?», адресуясь к автору. Потому что ничего кроме «захотелось повыё...ться» в голову не приходит.
Просто на похожие темы написаны и прочитаны другие, на мой взгляд и вкус более толковые книги — прежде всего, Кена Кизи имею ввиду. И там всё более-менее понятно и внятно, и как относиться к читаемому зависит от самого читателя, от его собственных ценностных ориентиров. А в этой книги ничего такого я не обнаружил. Нет, понятно, что образы и отца, и матери донельзя отвратные, и потому это отвратное отношение читателя к ним вроде как бы должно перекинуться и на их образ жизни, и на послесмертия. Но слишком старательно это нужно вытаскивать из книги и тщательно формулировать, а само — нет, не вытанцовывается. Да и вот это их наркофильство покрыто затем слоями следующих книжных событий и потому перестаёт быть смыслом/антисмыслом. А может быть, это автор вообще в отношении американских контркультур выпад сделал? Типа зеркало литературное поставил, позырьте, люди, вот чё вас ждёт, если вы не перестанете с герычем и прочими метадонами дружбу водить? В общем, слишком всё это по-американски.
Ладно закончим бухтёж и отправимся в видеоряд, вдруг там что-то станет иначе и суть выйдет из сумрака...
(прошло два часа) А вот фильм — совсем другое дело. И не потому, что плохиши стали хорошишами. А чисто с точки зрения кинематографической. Отличный видеоряд, хороший подбор актёров, актёрская игра и работа оператора выше всяких похвал, гримёры и костюмеры поработали на славу, создав именно такие образы, какие были спрятаны в тексте книги, и даже некоторое неизбежное изменение сюжета скорее всего пошло фильму на пользу.
И тут хочется, наконец, сказать пару слов об одиннадцатилетней девочке. Которая в силу образа жизни родителей не посещала школу (однако худо-бедно умеет читать) и не имела друзей, и потому вынужденно постоянно играла в ролевые игры, которые и так свойственны для детей определённого возраста. Просто здесь наша героиня играла все роли сама, помогая себе при помощи голов от барби и прочих предметов внешнего мира. А собственной фантазии ей хватало с лихвой. Понятно, что такие детские ролевые игры постепенно помогают ребёнку социализироваться, однако в нашей весьма специфической ситуации…
В итоге получается так, что книга вымучила оценку 4+ — плюсик за те мысли и поиски смысла, которые она вызвала во мне-читателе. А фильм получает ровно на один балл больше, т. е. 6- — минус за чувство омерзения при просмотре некоторых натуралистичных сцен, которые киноспециалисты были вынуждены вставить в фильм, ибо без них и фильм бы не состоялся. И дело даже не в натурализме, ибо видишь, что поработал гримёр или сделан муляж трупа, а дело в том чувстве противного, когда 11-летний ребёнок возится с этим воняющим покрытым трупными пятнами телом своего наркоши-отца, трогает его, обнимает и даже спит с ним в обнимку. Но тут опять мы возвращаемся к автору книги, все претензии к нему.
korsrok, 22 мая 2015 г.
Оккультный треш? Потрясающая психоделика? Тонкая социальная драма? Шок и Хоррор! Босх, Кэррол, Рок-н-Ролл! Поразительно! Ужасно! Мерзко! Великолепно! Кошмарность, странность и дикость некоторых сцен в «Стране Приливов» просто сводит с ума. Но если Вы рискнете, можете получить невыразимое словами эстетическое удовольствие или же найдете роман невыносимым, а его прочтение невозможным занятием. Здесь царит сюрреалистический праздник, и именно он, при всем своем трагизме, открывает возможность разрушить условные границы между живым и мертвым, прошлым и будущим, естественным и искусственным.
Это шедевр. Произведение которое живет собственной жизнью! Роман полон мрака, страдания и разочарования. Он провоцирует соскальзыванием в область запретных тем: педофилия, некрофилия, оккультизм и еще что-то неуловимое. Здесь скрытая ярость. Это очень тревожная книга. Фантасмагорическая атмосфера с реминисценцией из Алисы — продуманная, идейная…
Я нашел эту историю о трогательном и суеверном детском воображении, которое «красит» мерзкую реальность и сохраняет душу невинной.
Жила десятилетняя девочка Джелиза-Роуз с папой, который днями жжет в Рок-группе, а вечером отправляется в продолжительный наркотический скит «папа отправиться на каникулы, он нырнет глубоко в море, туда где рождаются мечты; папа пойдет гулять к далеким берегам, усеянным обломками надежд…»; и мамой, которая под кайфом от метадона не слазит с дивана; а дружила она... с оторванными головами кукол: «спите мои крошки, пусть вам приснятся поезда, эскимо, старики танцующие с медведями…». И когда мать умирает от передозировки отец увозит девочку в дом своего детства — посреди бесконечных ржавых от солнца пшеничных полей. «Мы построим дом из корявых веток и сплющенных монеток». Здесь Ной навсегда уедет на «канникулы», а девочка попадет в еще более странное окружение…
sergej210477, 31 августа 2016 г.
Очень сильная книга. Она и красивая и мерзкая одновременно. Наверное, так не бывает, но автор как то умудрился сделать это.
Одиннадцатилетняя девочка оказывается в страшных обстоятельствах. Родители- наркоманы умирают, и героиня оказывается совершенно одна. Но она уже давно живёт в воображаемом, выдуманном ею самой мире. Поэтому, ей не страшно, ведь в реальном мире ничего хорошего она и не видела.
Книга, как сказка, но трогательные, нежные и лирические моменты в ней внезапно оборачиваются такими мерзостями, пошлостями и ужасами, что хочется бросить чтение романа. Но, эти контрасты, как раз, и притягивают читателя. И оторваться невозможно.
И как оценить такое произведение? Написано сильно, глубоко психологично, драматично и трагически. Но, понравиться все это, по- моему мнению, может наверное , человеку, не совсем, скажем так, среднестатистическому. Грязь, насилие и мерзость, увлекают читателя, но сказать, что роман понравился? Даже не знаю.
hooook, 16 марта 2016 г.
В аннотации «Страна приливов» сравнивается с «Алисой в стране чудес». Только страна совсем другая, а чудо там только одно — воображение девочки. Как мне показалось, в книге главное не жестокость и равнодушие мира, не одиночество и заброшенность ребенка, а именно Страна, созданная воображением. Также, как, например, книга Каллина «За гранью дозволенного» — о самообмане и играх подсознания, а его же «Пчелы мистера Холмса» — о памяти и постепенной утрате личности (по ней, кстати, недавно вышел фильм). Очень интересный писатель, жаль, что другие его романы у нас не издавали.
Анастасия Svora, 1 декабря 2013 г.
Я сначала посмотрела фильм, а потом уже взялась читать книгу. Я была готова к тому, что книга будет разительно отличаться (а как еще делают режиссеры?!), но, поскольку сценарий к фильму писал тот же автор, то различия были не настолько очевидны.
Конечно, понятно, что в книге «любовная» линия Джелизы-Розы и Дикенса описана куда более... пикантно, чем в фильме, но я очень удивилась, когда поняла, что в книге отношения девочки и родителей гораздо... теплее, что ли, чем в фильме. В фильме казалось, что всем на девочку наплевать, даже ее отцу, может быть, так было и в книге, но мне показалось, что все-таки книга в этом плане гораздо теплее.
Я вздрагивала и дрожала, хотя это не хорор, не триллер, даже не детектив. Это история о девочке, которая, живая с родителями-наркоманами, потеряв отца, оказавшись в кругу сумасшедшей таксидермистки и ее слабоумного братца, оставалась все такой же счастливой! Книга меня по-настоящему ужаснула, потому что «Самые жестокие книги получаются, когда речь идет о детях».
romazone, 15 ноября 2011 г.
Удивительная штука. Познакомился с автором случайно и оказался приятно удивлен. Митч Каллин очень хорош. Действительно роман — тонкая ручная работа, соглашусь.