L. Velatus
Карл Теодор Виктор Курд Лассвиц (Carl Theodor Victor Kurd Laßwitz (Lasswitz)) — немецкий писатель, учёный и философ, историк науки и «отец» немецкой фантастической литературы, педагог и популяризатор научных знаний. На русский язык его имя переводили по-разному, как Курт Лассвиц, Курд Лассвитц и т.п.
Родился в г. Бреслау (ныне г. Вроцлав, Польша) в семье предпринимателя и политика. Детство провёл в родном городе и там же в 1866-1874 гг. (с перерывом на обязательную военную службу) в местном университете изучал математику и физику, увлекся историей науки. В Берлинском университете в 1875 году закончил докторантуру, защитив диссертацию по философии. Сдал государственный экзамен на право преподавать математику, физику, философию и географию. После этого недолгое время учительствовал в Ратиборе и Вроцлаве, а с 1876 года долгие годы работал преподавателем гимназии «Gymnasium Ernestinum» в городе Готе. Преподавал философию. В этом же году сочетался браком с дочерью бреславского торгового агента Дженни Ландсберг (Jenny Landsberg, 1854-1936), которая родила ему двух сыновей – Рудольфа (Rudolf, 1877-1935) и Эриха (Erich, 1880-1959). В 1884-м в стенах «Gymnasium Ernestinum» получил звание профессора. Вышел на пенсию в 1907 году.
Писать начал ещё в студенческие годы, фактически став первым профессиональным немецким писателем-фантастом. Первое произведение — юмореску «Herr Strehle oder der poetische Hauslehrer» — опубликовал под псевдонимом Иеремиас Хайтер. Его дебютом в фантастике стал рассказ о будущем «До нулевой точки бытия» (1871), в котором автор попытался изобразить жизнь в 2371 году, т.е. через пятьсот лет. Большую популярность обрёл изданный в октябре 1897 года астрономический роман «На двух планетах», речь в котором идёт о противостоянии между людьми и древней высокоразвитой Марсианской цивилизацией (марсиане прилетают на нашу планету с целью установления на ней справедливого общества, но такое откровенное вмешательство в земные дела вызывает негативную реакцию землян). Хотя цивилизация на Красной планете страдает от нехватки воды, а её обитателям приходится питаться синтетическими продуктами, технологии марсиан на порядок превосходят земные: космические корабли, использующие антигравитацию, космические орбитальные станции, самоходные дороги.
Этот роман в течение последующих двадцати лет выдержал 23 переиздания только в Германии, сразу же после опубликования был переведён на многие европейские языки (в частности, на русский язык — в 1903 году под названием «На земле и Марсе», а на английский – лишь в 1971-м («Two Planets»)). А в 1930-м роман «На двух планетах» был запрещён нацистами как «слишком демократическая книга». Хотя современному читателю роман покажется дидактичным и несколько тяжеловесным, тем не менее, он оказал огромное влияние на развитие национальной НФ традиции (аналогично влиянию Ж. Верна на французскую фантастику и Г. Уэллса — на англоязычную).
В рассказах Лассвица нередко предлагалось серьёзное обоснование той или иной технической либо социальной идеи, или отдавало сатирой. Два ранних рассказа составили отдельный сборник «Bilder aus der Zukunft: Zwei Erzählungen aus dem 24 und 39 Jahrhundert» («Образы будущего: Два рассказа из 24 и 39 столетия»), который вышел в 1878 г. и в том же году выдержал ещё два издания. Поздние — вышли в сборниках: «Seifenblasen» («Мыльные пузыри», 1890), до 1930 г. выдержавший 9 немецких переизданий, и «Nie und Immer» («Никогда и когда-нибудь», 1902).
В последний сборник вошли и два произведения Лассвица, в которых описывается не будущее, а далёкое прошлое нашей планеты. В рассказе «Die Frau von Feldbach» («Женщина Полевого ручья») молодой человек реконструирует найденный во время строительных работ череп доисторического человека и в своих видениях оказывается в том далёком периоде эволюции. Действие большой повести «В тумане тысячелетий» («Homchen») разворачивается в эпоху, когда над землёй властвуют динозавры. В этом произведении, словно в сказке, животные разговаривают между собой, а «хомчен» является уменьшительной формой от слова человек (homo), ранний предок которого по кличке Кино – весёлый зверёк с разумом современного трёхлетнего ребёнка – как раз и живёт в это время.
«Aladins Wunderlampe» («Лампа Аладдина», 1888) — изящная сатира на постулат Канта о том, что естественные законы становятся реальностью только по мере открытия их человеком; эксперименты на мозге детей (с целью поточного «выведения» гениев) описаны в повести «Против мирового закона» («Gegen das Weltgesetz», 1877); утопия интеллектуалов на затерянном острове в Антарктике — в рассказе «Остров блаженных» («Apoikis», 1882).
Перу Курда Лассвица принадлежит двухтомное сочинение по истории науки и философии «Geschichte der Atomistik vom Mittelalter bis Newton» («История атомистики от средневековья до Ньютона», 1890), которое по сегодняшний день сохраняет своё научное значение; а также много статей и работ научного и философского плана.
В одном из интервью Лассвиц говорил, что читает в свободное время только Гёте и бульварные приключенческие романы из жизни индейцев. Столь странные вкусы он объяснял следующим образом: «Читая книгу, я продолжаю работать, подвергая ее критическому разбору. А с этими книгами я отдыхаю – Гёте выше всякой критики, а бульварные романы ниже всякой критики». В своих фантастических произведениях Лассвиц предвосхитил такие технические новации, как гипнопедия, пища в таблетках, компьютер. Его последним произведением стал роман «Звёздная роса: Растение луны Нептуна» («Sternentau: die Pflanze vom Neptunsmond», 1909). Кроме того, он известен своими многочисленными научными и философскими работами, а также как автор опубликованной в 1896 году биографии основателя психофизики Густава Фехнера (Gustav Fechner).
Скончался в г. Гота в 1910 году в возрасте 62 лет и был похоронен в родном Вроцлаве на почетном кладбище. Его последней публикацией стала статья «Unser Recht auf Bewohner anderer Welten» («Наше право жить в других мирах»), опубликованная в «Франкфуртской газете» 16 октября 1910 года, за день до смерти автора. Современные исследователи и критики часто называют Лассвица «немецким Жюль Верном», так как он был первым удачным последователем знаменитого французского романиста. После запрещения его книг во время правления Гитлера, имя Лассвица оказалось забыто до 1970-х годов, но затем были вновь «открыты» его НФ произведения. В честь Курда Лассвица в 1977 году был назван астероид № 46514, его имя носит кратер на Марсе и самая престижная ежегодная немецкая премия по фантастике – Премия Курда Лассвица (Kurd-Laßwitz-Preis). В апреле 2008 года начато издание 20-томного полного собрания сочинений Курда Лассвица, первая половина томов которого содержит литературные произведения писателя, а вторая – его публицистику и научные труды.