Джек Вэнс отзывы

Все отзывы на произведения Джека Вэнса (Jack Vance)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 762

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 12 13 14 15 16   (+10)»

«Хозяева драконов»
–  [ 8 ]  +

BroonCard, 28 июля 2018 г. в 09:05

«Хозяева драконов» Джека Вэнса — это, пожалуй, одно из самых известных произведений данного нетипичного для научно-фантастического жанра автора. И эта самая «нетипичность» крайне красноречиво как раз-таки просматривается в данном произведении.

Дело в том, что выстраеваемые автором миры — это некий безудержный полёт однозначной фантазии. Автор не вдаётся в подробности технократии вроде небезызвестного Станислава Лема, вместе с тем и четко не ставя границ между однозначным неправдоподобным вымыслом и фантастическим измышлением.

Вэнс всегда держится на краю, на некой грани между безрассудным фарсом и вполне серьёзным построением мира, социума и мировоззрения существ внутри данного социума. Таким образом, понимая всю несообразноть вселенной, в неё все равно веришь. Это непередаваемое ощущение, потому захватывает, даже несмотря на осознание некой глупости, что ли... Нет, не так.

Как раз «глупость» здесь — это последний ярлык, который можно навесить на данное произведение. Почему? А всё довольно просто и в то же время сложно. Дело в том, что Джек Вэнс, создавая тривиальные персоналии довольно типичных для столкновения идеалогий, на их фоне разыгрывает драму отношений между человеком и природой вокруг, между системой и стремлением к изменению. Показывая натуру человека, как существа постоянно изменяющегося, автор соотносит её с натурой человека, как существа смиренного и существа преклонившего колено пред наивысшим планом. Таким образом виден конфлкит сразу нескольких пластов общества на разных этапах его развития: на этапе развития науки в образе одной лишь теологии, на этапе развития науки новейшего времени, и на этапе куда более высшем, ещё не достигнутом нами. Только автор ставит эти этапы в рамки одного времени. И, пусть сталкивает он их в довольно обыденной битве, притом физической, всё равно окончательный результат очень интересен и необычен, особенно из-за пересмотра личного воззрения на мир человека, представляющего наше время. Его гланый враг — такой же человек того же времени, и вот как развязывается этот клубок конфликтов, с каким окончательным выводом... Думаю, за это Джек Вэнс и получил в своё время «Хьюго».

Оценка : 7
«Телек»
–  [ 8 ]  +

Seidhe, 24 декабря 2017 г. в 11:40

Даже не знаю, почему так долго откладывал прочтение данной повести, учитывая тот факт, что Джек Холбрук Вэнс является одним из моих любимых американских фантастов. И вот, наконец, прочитал. Буйного восторга повесть, признаюсь, не вызвала, но и назвать её слабой язык не поворачивается.

Приступая к чтению, надо понимать, что перед нами — фантастика, написанная 65 лет назад. Со всеми вытекающими. Вполне естественно поэтому, что некоторые сюжетные ходы кажутся наивными и неправдоподобными. В центре повествования довольно банальная идея о зарождении в недрах человечества группы людей, обладающими различными сверхспособностями, в том числе и телекинезом. Отсюда и название этих «новых людей» — телеки. Повесть рассказывает о группе подпольщиков, которые хотят этих телеков уничтожить, опасаясь (справедливости ради — не без оснований, исходя из текста), что со временем всё человечество превратится в их рабов. И лишь один из подпольщиков пытается предложить другой путь — не уничтожить телеков, а наделить их способностями всё человечество...

Согласитесь, сюжет довольно банален даже для 50-х годов прошлого века. Но Вэнс не был бы Вэнсом, если бы не добавил в повесть красочных образов и описаний — одни только летающие города телеков чего стоят. Да и некоторые мысли, высказанные автором более полувека назад, до сих пор, к сожалению, не потеряли своей актуальности:

«Сегодня каждый человек — теоретически сам себе хозяин — ничем не выделяется среди своих многочисленных собратьев в гигантском механическом рое. Основным цветом культуры стала смесь всех цветов — серость. Из соображений экономии здания строят все выше и шире: объем возрастает в кубе, а поверхность лишь в квадрате. Лейтмотивом стал утилитаризм. Каждый житель отказывался от острых углов и шероховатостей своей личности, пока не осталась одна общая сердцевина: плоская крыша, горячая и холодная вода, яркое освещение, кондиционированный воздух и надежный лифт. Нынешние люди подобны гальке на морском берегу: каждый обтачивает и шлифует своего соседа, пока все не становятся совершенно одинаковыми...»

Ничего не напоминает?

Одним словом — неплохая, хоть и слегка наивная повесть. Поклонникам творчества Джека Вэнса пропускать не рекомендуется. Но для знакомства с творчеством этого замечательного автора однозначно лучше выбрать что-то другое.

Оценка : 8
«Золото и железо»
–  [ 8 ]  +

primorec, 24 июля 2017 г. в 05:14

К сожалению, случилось так, что более развитые цивилизации первыми нашли Землю. А мы много знаем, чтобы бывает в таких случаях: более продвинувшиеся в технологиях рано или поздно начинают смотреть на своих менее развитых партнеров, как на отсталых дикарей, посматривая на них и их дела снисходительно с высот своих достижений. А аборигены, восхищаясь достижениями пришельцев, неизбежно начинают или завидовать, или мучиться разными комплексами, озлобляясь и ненавидя.

Вот и Рой Барч, землянин на службе надменных инопланетян, думает, что лучше бы людям их не встречать, пусть они и принесли новые знания и технологии. Пусть бы люди добились всего сами медленнее и тяжелее, но могли бы гордиться своими деяниями. И он твердо уверен: человечество рано списывать со счетов, превращать его в учеников и слуг, послушно следующих по указанному космическими цивилизациями пути. И ведь оказался прав, когда внезапно оказывается в плену космических пиратов и ему приоткрывается изнанка жизни владык Галактики.

Прекрасный приключенческий роман . Очень небольшой по объему, и очень динамичный, на страницах которого нашлось место практически для всего: от описаний жизни надменных инопланетных лордов, скованных в своей развитии вековыми традициями и законами, до живописных сцен из жизни их вечных противников- космической расы рабовладельцев, от безнадежной покорности судьбе бывших рабов- изгоев до упоения победами восставших против несправедливости. Оказалось, что «дикарям» землянам есть что предложить Галактике: мужество и упорство, находчивость и трудолюбие, умение найти нетрадиционные пути решения любых проблем и вести других за собой других, что позволяет людям никогда не сдаваться даже в самых безнадежных ситуациях.

Но главное земляне могут научить своих соседей по Галактике главному. Вере, Надежде и, конечно, Любви. Такой, что даже избалованная инопланетянка- аристократка не сможет устоять против мужественного и упорного дикаря-землянина. И в результате такого союза возникает самый необычный сплав во вселенной: яркого утонченного золота цивилизованности и несгибаемой мощи дикого железа . И это оказалось самым удачным исходом оказалось очень удачным для каждой из сторон.

Это такая поучительная история для тех, кто уже начал забывать в изнеженных объятиях цивилизованности, что привело людей к этому моменту их истории. О тех качествах, которые начинают отправлять на свалку истории. Но ведь никто не знает, как оно все повернется : вдруг прилетят какие-нибудь умники и нам вновь придется вспомнить кое-что из того старого арсенала. Ведь сколько там на небе звезд, и кто там прячется среди них...

Оценка : 8
«Замок Иф»
–  [ 8 ]  +

URRRiy, 10 мая 2017 г. в 19:40

Мощное фантастическое произведение -неустаревающая идея — конвертация беспринципными гражданами огромных денег в жизнь и здоровье за чужой счёт, напряжённый сюжет — попытка столкнувшегося с этим главного героя Марио противодействовать подобному цинизму, для чего ему приходится буквально вжиться в чужую шкуру, действовать интенсивно и нешаблонно.

Интересно описание картин будущего — при этом созданное в 1950 г. произведение выглядит современно и в технической, и в социальной сфере. Научные изобретения, архитектура, транспорт — все воспринимается естественно, при этом сюжет плотный, не провисает, нет ничего лишнего.

Достоверно показаны психологические образы — как отрицательные — мегаломаньяка, бездушного дельца, козла — провокатора, так и положительные, немного идеализированные — правильного человека Марио, а также прекрасной дамы этого правильного человека.

В целом — отличный образец приключенческой фантастики, автор убедительно доказал, что не все аттракционы всем одинаково полезны.

Оценка : 10
«Последний замок»
–  [ 8 ]  +

JohnNorrik, 01 мая 2016 г. в 23:15

За что я люблю Вэнса, так это за безудержный полет фантазии. в этом он был однозначным мастером, ведь даже не каждый фантаст может похвастаться таким интересным выдуманным миром. Вэнсу же удавалось выдумывать для каждой повести, для каждого рассказа совершенно новые, яркие миры.

Повесть хоть и с технической точки зрения довольно простая, герои безхитросны. Но все таки, захватывает этот яркий выдуманный мир, неплохая философия и не совсем уж предсказуемая концовка. (я до конца думал что будет наоборот)

Однозначно, мое уважение мэтру Вэнсу!

Оценка : 8
«Асутры»
–  [ 8 ]  +

Goodkat, 01 апреля 2016 г. в 16:02

Вэнс не перестает играть с читателем, оперируя злободневными понятиями, такими как рабство и независимость, проецируя свои мысли и идеи на вполне живые человеческие (и не очень) судьбы, что в принципе ставит его в один ряд с великими классиками.

Что можно выделить по сравнению с предыдущими частями.

Это приключение, полное бед и лишений, черной тоски и разочарований, которое при этом «расширяет кругозор и обогащает представления об окружающем мире». Сбор и обработка информации, научная этика, рассудительность и основательность – все это украшает роман.

К отрешенности автора от личных переживаний адаптируешься много раньше и дальше планируешь по строчкам, как гондола по пазовым рельсам, четко понимая, что автор сосредоточился на проблемах космического масштаба, исключая экзистенциональные муки.

Динамика событий создает образ непрекращающегося боевика. Которому, на мой взгляд, не хватает остроты описаний, саспенса – все это отдано в жертву истории, несущейся по страницам книги со скоростью космического корабля Асутр.

Это история социальных понятий, развивающихся и умирающих аж в нескольких мирах, и одновременно история отношений двух главных персонажей – Этсвейна и Ифнесса, противоположных друг другу по характеру и темпераменту. И это я хотел бы выделить отдельно, именно в заключительной книге они открыто противопоставляются как разум и душа, сердце и голова, при этом идут рука об руку, как неизменные части одного организма. Следить за их диалогами в высшей степени любопытно!

Наконец отчетливо видна мораль всего цикла. Страсть учится на своих ошибках, рассудительность – на чужих, страсть наслаждается эмоциями и страдает, ум платит за положение «сверху» отрешенностью и цинизмом. Но выбор делает Человек. Все просто и красиво, я бы сказал, «мастерски» вплетено в полотно истории. И да, здесь действительно очень много цитат, которые хочется запомнить.

Великолепное завершение цикла.

Оценка : 10
«Шум»
–  [ 8 ]  +

BorodaNeBoroda, 21 февраля 2016 г. в 18:30

Странный рассказ, без смысла, без морали. Что хотел сказать автор, тоже не понятно. Какая-то «мармеладная» страна, разноцветные звезды, пляшущие полупрозрачные люди... Вообще напоминает детскую раскраску, когда ребенок взял в руки карандаш (не зажав тремя пальцами, как в школе учили, а прям всей пятерней, без лишних соплей) и ДАВАЙ!.. зеленые человечки, оранжевое море, красное солнце сгорает дотла... Читал, как обычно, на трезвую голову, но кто ж знал?

Рассказ для людей впечатлительных, с фантазией, способных полностью погрузится в описанный мир. А также для тех, кто может сам создать себе подходящее настроение (какими такими методами — это их личное дело).

Оценка : 5
«Аластор-2262»
–  [ 8 ]  +

Kamil, 28 января 2015 г. в 21:56

Если кратко охарактеризовать впечатление от прочтения этого замечательного романа, то прежде всего приходит на ум — реалистичность, правдоподобие, или, подражая Станиславскому — верю. Описывается далекое будущее, эпоха плотно заселенной людьми галактики, обжитых дальних колоний, сложившихся гигантских межпланетных федераций. И несмотря на невообразимую отдаленность описываемого будущего, у меня сложилось впечатление естественности, обыденности, как будто действие происходит в чужой стране, но сейчас или совсем недавно.

Подавляющее большинство произведений о далеком будущем использует приевшиеся шаблоны грандиозных битв армад чудовищных звездолетов, одержимых диктаторов, феодальных интриг и суровых героев с суперспособностями. Лично мне сомнительно, что история человечества — это повторение сценариев прошлого. Неужели снова будут империи типа Римской, вторжения орд новых варваров, реинкарнация фюреров и т.д. Не хочется верить, что человечество не создаст ничего нового... В данном романе действие происходит на одной из трех тысяч обитаемых планет звездного скопления Аластор. Что это за государство — увы, детального объяснения не дается. Напоминает банальную космическую империю под правлением коннатига, личности для подданных скорее легендарной. Но это не империя — правитель крайне редко вмешивается в жизнь своих многочисленных подданных, чтобы не нарушить баланса, естественного развития своих миров. Зато он скрытно наблюдает за их жизнью и даже посещает планеты инкогнито наподобие Гаруна аль Рашида. А действия центра ограничиваются борьбой с пиратством и миротворчеством. Причем внутренние войны останавливают с максимальной осторожностью и стремлением до последнего избегать жертв. Основной принцип — «не уверен — не вмешивайся». Но, чтобы не нарушать реалистичности, упоминается, что бывали в прошлом и кровопролитные войны. Но чаще происходит таким образом: если внезапно прибывает на охваченную социальным катаклизмом планету несколько тысяч боевых звездолетов — экстремисты обычно сами разбегаются.

Теперь о людях. Помните, как советская критика требовала от писателей при описании будущего показывать потомков более совершенными в морально-этическом плане. Мол, не могут люди будущего быть идентичными нашим современникам. Так вот, Вэнс этих критиков скорее всего не читал, но понимал что люди будут постепенно меняться. Но не очень сильно и не только в хорошую сторону. Так вернувшегося из экзотического края нашего туриста спросишь — а смог ты там жить постоянно. Ответит — смог бы, культура там, правда, другая, но привыкнуть можно. При чтении романа было временами ощущение некоторой неестественности поступков персонажей, но поскольку окружающие реагировали на это как должное — значит, так поступают все в данном социуме. Собравший выкуп ментор ходит с огромной суммой денег, рискует быть ограбленным — но не просит охраны от местной полиции, да и тем не приходит такое в голову. Потому что полиция вмешивается в дела граждан только в исключительных случаях — хорошо это или нет — просто такой там уж там сложился обычай. Или вот еще. Совершенно естественно для жителей планеты Труллион такое сосуществование с полуразумными аборигенам планеты, когда те похищают и кушают людей, а человеки отвечают адекватно — отбиваются и охотятся в ответ, не прибегая к полному истреблению. И эти существа, мерлинги (название ничего не напоминает? Одна из пасхалочек), даже живут в речных норах в паре шагов от домов людей. Представьте наших современников на этой планете — перебили бы всех к чертовой матери. В лучшем случае начали бы насильно цивилизировать — но здесь и этого не происходит. Была ли попытка контакта — похоже, что нет. К мерлингам относятся как к стихии, не воевать же, например, с весенним ливнем. Люди стараются не вмешиваться в жизнь и чужого вида и своего собственного. Например, на планете живет кочевое племя людей — треваньев, которые существуют за счет грабежей, мошенничества, не брезгуют и убийствами. Что интересно, они целомудренны в отличие от распущенных трилли — основного населения. И не смотря на потенциальную социальную опасность треваньев, им позволяется жить так, как им хочется. Наши современники так бы не смогли. Образ жизни трилли частично напоминает хиппи — работают мало и только по необходимости, отдавая основное время развлечениям и любви, часто выпивая и употребляя местные наркотики. (Написан роман в 70-х). Благо что еда произрастает почти самостоятельно. От этого экономика планеты не развивается. Там даже появилась организация людей, радеющих за развитие науки и экономики, порицающие праздность. Большинство трилли относятся к ним недоверчиво, считают сектантами, но каменьями все же не побивают. Так что, подводя итог, люди Труллиона не лучше и не хуже нас, ныне живущих, просто другие. Они даже любят смотреть публичные казни — анахронизм, но такие уж они.

Много места уделено спортивной игре хуссейд. Правила игры и сам процесс описываются так подробно, что вполне возможно ее воспроизвести. Интересно было бы сделать это досконально.

Мне понравилось описание планеты Труллион — мир рек, островков, вся жизнь возле воды. Лодки, катера, яхты — красота. Плюс тропический климат. Рай, да и только.

Сюжет раскрывать не буду, чтобы не лишать удовольствия тех, кто еще не читал этот замечательный роман. Есть детектив, есть любовная линия, ей уделяется не так много места — но зато там так неординарно... В целом, считаю, что стоит классифицировать роман как бытоописательная планетарная фантастика.

Несколько слов о переводе. Я имел возможность читать и перевод от издательства Меллор и новый — Александра Фета. Второй перевод явно выигрышный. Советую читать именно его.

Оценка : 10
«Пыль далёких солнц»
–  [ 8 ]  +

namco 87, 11 декабря 2014 г. в 13:09

Конечно космос не место для слабаков, слюнтяев и маменькиных сыночков. Это удел людей со стальными нервами, железной выдержкой и каменными чувствами. Однако система Генри Белта просто ужасна. Не в счет его принципиальность, скрупулезность, и болезнь маленького божка по отношению к курсантам. Главная проблема — пьянство Белта. Зачем ребятам пьяный в зюзю инструктор, выдирающий запчасти из космических кораблей и с «абяковастью да жыцця». Вместо него можно было робота или программу использовать при обучении, которые на определенных стадиях полета испытывали бы всех пилотов, а в критических ситуациях помогали им. Белту все равно что случится с его подопечными. Сработаетесь выживите, нет все помрете и я в том числе. Хорошая системка. После такого, странно как его на земле в темном переулке никто не пристукнул. А еще страннее: почему родители, братья, сестры, жены, дети погибших кадетов молчат в тряпочку и не подстерегут алкаша за углом и не окончат его никчемную жизнь. Ведь Генри на нее наплевать, так надо помочь бедняжке, а то все на руки курсантов скидывает. Для меня слишком суровый рассказ и больше он меня раззадорил поведением инструктора. Вывод: Вэнс как всегда хорош. Вызвал бурю эмоций, поэтому не быть мне космонавтом)

Оценка : 7
«Хозяева драконов»
–  [ 8 ]  +

DeadlyArrow, 28 ноября 2014 г. в 18:49

Некогда человеческая цивилизация расселилась по множеству планет и представляла собой настоящую космическую империю. Но потом могуществу человека пришел конец. На одной из планет живет жалкая горстка людей. Они населяют две враждующие долины и выращивают разнообразных драконов, чтобы те сражались в их войнах. Между тем, раз в цикл на планету прилетают некие Базовые, которые забирают мужчин, женщин и детей в плен, чтобы потом использовать их как рабов.

Повесть эта получила награду «Хьюго». Она представляет собой произведение, пропитанное духом старой доброй сайенс-фикшн. Фэнтезийные элементы (в частности драконы) имеют понятное научное объяснение.

Персонажи обладают вполне фактурными характерами. Сюжет наполнен экшеном, много описаний боевых сражений. В общем, повесть интересно читать. Но самое удачное и, на мой взгляд, достойное премии — концепция мироустройства и сама идея о том кто кого использует для ведения войны (понятнее не пишу, чтобы не было спойлера).

Мне понравилась повесть.

Оценка : 9
«Языки Пао»
–  [ 8 ]  +

Кропус, 25 июня 2014 г. в 21:55

Не ожидал, что произведение написаное в пятьдесять восьмом, может заинтересовать меня насколько. До этой вещи я вообще не считал Вэнса интересным для меня автором. Очень подробно разработана идея о влияние языка на мышление, и профессиональную деятельнось. На вскидку я могу назвать на эту тему только рассказ Казьменко «Сила слова». Но там воздействие языка лишь постулируется без потробной теоритической проработки. Возможно потому, что и сам рассказ не большой. Вещь заставляет задуматься.

  К сожалению концовка показалась мне несколько смазанной. С другой стороны, сам результать действий молодого панарха полностью проявится лишь через лет двадцать пять.

Оценка : 8
«Хозяева драконов»
–  [ 8 ]  +

kirik, 21 декабря 2013 г. в 16:39

Далекое будущее, вымирающее человечество, планета в глубоком космосе и выжившие горстки людей, бьющиеся друг с другом не на жизнь, а насмерть из-за банальной власти — хорошая задумка для произведения. Прибавим сюда инопланетную расу, желающую добить людишек скорее из жалости нежели жестокости, генотип которой восходит к выращиваемым людьми «драконам» и все это в средневековом антураже — восхитительно. Но на этом, пожалуй, положительные стороны произведения и закончились.

Все слабые стороны произведения, по-моему, вытекают из одной причины — размера. В рамках повести автору не удалось донести до читателя ни историю вымирающего человечества, ни историю конкретной планеты и уж тем более ни историю образования инопланетной расы и «драконов» как таковых (да и хотел ли он?). Я усиленно беру в кавычки слово «дракон» намеренно, поскольку не согласен с точкой зрения автора, что любое крупное ящероподобное существо можно называть драконом — не мешало бы дать в произведении более детальное описание внешнего облика животинки, дабы не обманываться. В остальном же произведение достойно внимания, хотя и несколько бессмысленно без предыстории и продолжения.

Оценка : 6
«Волшебник Мазириан»
–  [ 8 ]  +

Сказочник, 30 ноября 2010 г. в 20:35

Урок всем мужчинам... Не стоит рисковать собственной жизнью ради таинственной незнакомки. Даже если она неописуемо красива... Особенно если она неописуемо красива...

Нет, риск, конечно, дело благородное, и каждый решает сам, но на основе этой истории, просто задумайтесь: а стОит ли?

Оценка : 10
«Глаза другого мира»
–  [ 8 ]  +

mytreus, 28 июля 2010 г. в 22:28

Конечно, большая часть успеха книги — главный герой. Кугель свято верит в то, что мир существует, чтобы удовлетворять его потребности, и искренне возмущается, когда кто-то с этим не согласен. Сочувствовать такому герою сложно, но в мире Умирающей земли другие не выживают.

Читать очень интересно, и, я бы сказал, свежо, особенно после эльфов-гномов-хоббитов.

Классика фантастики.

Оценка : 8
«Синий мир»
–  [ 8 ]  +

bvelvet, 16 марта 2010 г. в 18:05

Высокий балл поставил во многом из-за мятежного духа противоречия — очень запомнился разнос, который учинил Вэнсу за эту книгу Ст. Лем. Вот уж был догматик! (странно, а ведь «Футурологический конгресс написал...) И как можно судить приключенческий роман, выстроенный в традиционалистском духе (мифология, пере-созданная Вэнсом, прямо-таки поражает совпадением с комплексом традиционалистских идей), с позиций науки ХХ века? А книжка классная, нопоминает «Двери его лица...» Желязны. Только там литературность помогает интерпретировать сюжет, здесь мифологичность — возвращает сюжет к изначальной простоте. Очень умно и увлекательно. Читали с женой, буквально вырывая книгу друг у друга...

Оценка : 8
«Сага о Кугеле»
–  [ 8 ]  +

darkseed, 24 июня 2009 г. в 16:56

Лично я читал « Глаза..» еще когда они только вышли в «Северо-Западе». Тогда это был шок. Мир был потрясающий и герой необычный. Сейчас перечитал « Глаза..» и сразу же « Сагу...». Могу сказать, что автор не снизил планку ни на миллиметр. Такое ощущение, что писались романы сразу друг за другом.

Есть, как мне кажется, и небольшие различия. Первое -автор больше внимания уделил различным типам сообществ и религий. Второе -автор показал большее количество второстепенных персонажей, многие из которых вовсе не вызывают сопереживания. Ну а главный герой-Кугель -вырос в моих глазах. Ведь он, оказывается, может зарабатывать на жизнь и честным трудом! А в остальном он все тот же. Его умение попадать в неприятности уступает в силе только умению из них выпутываться.

Оценку же поставил на 1 балл ниже , чем «Глазам...» , потому, что с тех пор уже поубавилось способности восхищаться книгами.

Оценка : 8
«Умирающая Земля» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

darkseed, 28 марта 2009 г. в 12:46

В свое время наш писатель Дашков, отвечая на вопросы о похожести его миров на миры Муркока , утверждал, что не читал его. Теперь можно было бы спросить его и об Умирающей земле. Ну очень напоминает. Разве что у Вэнса поменьше физиологичности.

А сам мир просто великолепен в своем увядании. Каждая новая глава как кусочек паззла, понемногу открывающего нам всю картину. Будущее в котором возможно все. Магия, всевозможные существа и демоны, боги... И при этом будущего у этого мира нет в прямом смысле. Земля умирает, но люди продолжают любить и ненавидеть, копить богатства и заклинания, убивать... жить.

Оценка : 8
«Умы Земли»
–  [ 8 ]  +

zarya, 09 февраля 2008 г. в 21:51

Самая интересная вещь о «паразитах сознания», Колин Уилсон и рядом не стоял. И читать интереснее, и уровень обобщения глубже, да и понимание проблемы тоже. В конце, правда, Вэнс тоже скатывается в приключенчество, но даже это у него выходит поинтереснее, чем у Уилсона.

Оценка : 8
«Творец миров»
–  [ 8 ]  +

Вертер де Гёте, 06 ноября 2007 г. в 23:40

Уже в названии одного из своих первых произведений Вэнс обозначил своё творческое кредо — Творец миров, и стал одним из величайших создателей миров в истории фантастики. А в этом рассказе он использует утверждение некоторых восточных философов, что «мир — это сон бога». А если бог психически болен, какие будут у него сны?

Оценка : 9
«Планета приключений» [Роман-эпопея]
–  [ 8 ]  +

Keykeeper, 12 сентября 2007 г. в 05:10

Не очень приятно читать. Короткие фразы, описания — только имеющие непосредственное значение для действия, мысли — то же самое. Действие, действие, действие — как будто перед читателем не книга, а хроники дэнжена. Сложный, запутанный мир — и мы в конце знаем о нём практически столько же, сколько в начале. Это типично для Вэнса. Главгерой непонятен. Пускай его основная цель — вырваться с планеты, но ведь не для того лишь, чтобы побыстрее убечь домой. Он же профессиональный разведчик! А сведения его не интересуют. Он постигает что-то новое только если это новое встаёт у него на пути. Если же нет — то и чёрт с ним. Что это за разведчик такой, если он бежит домой практически с пустыми руками? Но несмотря ни на что, Вэнс пишет занятно, это у него не отнимешь.

Оценка : 7
«Т'Саис»
–  [ 8 ]  +

Uldemir, 05 марта 2006 г. в 15:13

Моя любимая из новелл об Умирающей Земле. Все-таки должно быть место в мире и для красоты, и для любви, и для справедливости. А иначе зачем жить?

Оценка : 10
«Умирающая Земля»
–  [ 8 ]  +

Uldemir, 05 марта 2006 г. в 14:33

Немногие фантастические произведения могут сравниться с “Умирающей Землей” по силе Слова и яркости образов. Немного грустно и очень красиво. Декаданс в своей совершенной форме. Однозначно рекомендую.

Оценка : 10
«Сад принцессы Сульдрун»
–  [ 7 ]  +

lilmonster, 09 ноября 2024 г. в 15:05

Ждала от цикла Джека Вэнса многого — в отзывах его сравнивали с Толкиным и прочими столпами жанра фэнтези. Увы, автор разочаровал — возможно, я уже не вхожу в целевую аудиторию этих книг (будь помоложе, нашла бы в них какие-то новые для себя мысли) — а возможно, они просто уже устарели.

Мир, который изображает Вэнс — довольно стандартный, такой искушённый читатель видел уже не раз, не два и не три. Условно-средневековые королевства, маги, воины... Более-менее интересно показаны, разве что, Фейри и их мир — однако за последнее время Волшебный Народец видел столько различных интерпретаций, что попытка Вэнса изобразить их существами с абсолютно чуждой человеку психологией, хоть и удачно сделанная, называться оригинальной тоже не может. В какой-то степени искупить это всё может красивый язык, которым написана книга — это можно отнести к однозначным плюсам, ибо с описаниями и атмосферой у автор все очень и очень хорошо.

А вот персонажи вышли странно-плоскими. Если рассматривать их как сказочные типажи (что сделали авторы некоторых других рецензий), то подобный подход ещё можно понять — однако для героев не сказки, но фэнтези они крайне мало развиваются. А точнее, вообще не развиваются. Следить за злоключениями героев в результате попросту неинтересно — все перипетии, в которые их бросает автор, не отражаются на их личностях примерно никак.

Кроме того, все описания личностей персонажей, которые обычно мы получаем — ну чаще всего — из их поступков, разговоров и действий, автор проговаривает сам. То есть, про предателя и интригана читатель узнает не потому, что персонаж на его глазах совершит хитроумную интригу, а потому, что автор говорит «лорд этот был предатель и интриган». Опять же, для сказки такое простительно — но всё-таки хотелось бы, чтобы Вэнс дал читателю самому решить, как относиться к тому или иному герою.

Восприятию мешает и затянутость книги. Нагромождение событий, которые только тормозят повествование, описания местной политики, имён, обозначений, названий... И все это рассказывается очень долго, с ненужными подробностями — и, кстати, заметьте, опять именно рассказывается, а не показывается. Вопросы есть и к странной несбалансированности настроения текста — натуралистичные «взрослые» сцены тут соседствуют с абсолютно сказочными, детскими поворотами сюжета. Как будто автор до последнего не мог определиться, для кого же он это писал — ну и результат вышел соответствующий.

Итог? Тем, кто изначально приступал к тексту с ожиданием сказки, он может понравиться. Но это точно не «уровень Толкина», скорее, устаревшее и наивное фэнтези, которое в век расцвета жанра уже смотрится странно.

Оценка : 5
«Планета приключений» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

zheckus, 09 ноября 2024 г. в 14:20

Одно из любимейших произведений. Регулярно перечитываю, с удовольствием погружаясь в созданный Вэнсом мир.

В далеком 1995 году попалась мне эта книжка с вырвиглазной суперобложкой (тогда было модно иллюстрировать фантастику абстракцией, одно собрание сочинений Стругацких издательства «Текст» чего стоит) и странным названием «Планета призрак». С тех пор и питаю теплые чувства, перечитал все возможные переводы, даже осилил аудиокнигу в оригинале (чтобы наконец понять, как же правильно звучат имена и названия инопланетных рас). До «Планеты» было читано много, еще больше прочитал после, но только к ней постоянно возвращаюсь, чтобы снова почувствовать то щемящее чувство восторга от соприкосновения с чем-то невероятным и загадочным. Такой и должна быть фантастика.

Я смиряюсь с ляпами, клише и штампами полувековой давности. Да и чего ждать от книги, которая так и называется – «Планета приключений». Это своеобразный аттракцион с классическим скорее для фэнтези непобедимым и неуязвимым главным героем, великолепно отыгранную роль которого автор предлагает разделить читателю. Да, это нелепый мир с единой валютой и общим языком, невозможным балансом сил нескольких могущественных инопланетных рас, но как же здорово Вэнс его прописал – инопланетян, бесконечное множество человеческих гибридов, флору и фауну загадочного древнего Тчая. Даже корявые переводы не смогли «убить» атмосферу тайны и великолепия, в которую я погружаюсь во время чтения и будто вижу все своими глазами, ощущаю запахи, осязаю прикосновения. Мне не нужен ответ на вопрос – зачем освоившим космические перелеты инопланетянам разных рас безвылазно сидеть на захудалой планете и терпеть друг друга. Я закрываю глаза на экономику этой планеты с дико растущей (буквально!) валютой в виде клубней кристаллов. Я игнорирую социальное устройство общества людей, веками угнетаемых инопланетянами и только с появлением нашего главного героя «открывающих глаза». Я просто читаю и наслаждаюсь приключениями Адама Рейта, который гарантированно преодолеет все препятствия, распутает все козни, подберет отмычку к любой тайне, накажет негодяев, обнадежит упавшего духом, очарует самую красивую женщину и обретет верных друзей. Отличный получился у Джека Вэнса аттракцион!

Оценка : 10
«Глаза другого мира»
–  [ 7 ]  +

ANTI_VSE, 10 августа 2024 г. в 10:47

Кугель Разумник очень интересный и харизматичный ГеройАнтиГерой который настолько нравится и которому сочувствуешь настолько что почти всегда становишься на его сторону.

Если бы Джек Вэнс написал только эту книгу — он всё равно вошёл бы в историю фэнтези как один из самых интересных и необычных авторов.

А язык произведения — одно только умение Кугеля напыщено и высокопарно изъясняется делает его запоминающийся и не похожим на всех прочих многочисленных персонажей многочисленных фэнтезийных книг.

Как по мне — так это одно из лучших произведений нового стиля, который я назвал бы — плутовское фэнтези. Не юмористическое фэнтези как например Дипломированный чародей Спрэга де Кампа, с именно Плутовское фэнтези.

Есть такой жанр — плутовской роман, жанр который зародился в Испании 16 века (Жизнь Ласарильо и Тормеса, его невзгоды и злоключения / История жизни пройдохи по имени Дон Паблос / Хромой бес / Севильская куница и проч.) а впрочем и Сатирикон Петрония можно отнести к тому же жанру.

Ну да ладно.

Я советую эту книгу всем тем кому нравятся 12 стульев и Золотой телёнок Ильфа и Петрова (а чем Кугель не Остап Бендер для своей книги?) кто любит красивый, литературный язык и кто выбирает буйную авторскую фантазию, а не заезженных Толкиеных разного калибра и давно поднадоевших Конанов варваров.

Оценка : 10
«Гвил из Сфиры»
–  [ 7 ]  +

Sergio Blanc, 29 октября 2023 г. в 10:03

История шестая — оптимистическая.

Описанное в тексте многоэтапное путешествие некоего Гвила из Сферы, Сферры, Сфиры (в зависимости от перевода) ,одержимого жаждой познания, приводит его в Музей Человека.. хранилище такого количества знаний, что он и представить себе не мог. Демон Блидак, пожравший 13 000 человек стоит на его пути.

Удастся ли нашему герою победить зло и воспользоваться знаниями на благо Земли? Кто знает, кто знает, но финал новеллы даёт человечеству надежду, что радует.

Люблю литературу дающую или дарящую надежду. Надежда — наш компас земной!

Оценка : 8
«Последний замок»
–  [ 7 ]  +

Sergio Blanc, 07 июня 2022 г. в 14:36

В своей повести Вэнс предлагает нам очередной яркий вариант «умирающей земли». В нём, небольшая группа людей, представителей человечества, расселившегося по всей Вселенной, однажды (по хронологии повести около 700 лет до описываемых в ней событий) возвращается на прародину откуда-то из «окрестностей» Альтаира.

Картина образовавшегося в результате возвращения социума пестра и разнообразна. Ядро «вернувшихся» организовано по клановому принципу и строго контролирует свою рождаемость. Забота о детях для этих джентльменов и дам — тяжкое бремя, которое мешает им вести гедонистический стиль жизни. Все эти эстеты, полиглоты, эрудиты и прочие декаданты нихрена ни делают, а предаются различным удовольствиям жизни в своих величественных и красивых замках с поэтическими названиями Малавар, Делора, Джанейл... .

Жизнедеятельность замков обеспечивают меки ( в переводе Г.Корчагина — мехи) — разумная раса, очень напоминающая лично мне гномов, рабочих, инженеров. техников, механиков с планеты Этамин. Эти «морлоки» Вэнса непрестанно трудясь, питаясь сиропом из заплечных мешков, делают всё, чтобы избранные обитатели замков ни в чём себе не отказывали. Помимо меков-мехов господ обслуживают андроморфы-пейзане в качестве домашних слуг и сельхозрабочих; фаны — женщины-насекомые с кучей талантов (эти отвечают за досуг и развлечения разного толка). Есть также разумные, весьма забавные (и здесь автор не упустил случая добавить немного стёба) птицы, которые используются как весьма специфичный воздушный транспорт.

Но однажды меки уходят и поднимают восстание. Замки рушатся один за другим.

Как сложится судьба последнего замка Хадегорн (Хейдждорн у Корчагина)? Чем закончится восстание меков? Смогут ли обитатели замка встать над своим изысканным фатализмом? Читайте, если хотите узнать ответы.

И напоследок о главной внутренней идее текста. Она не нова, но абсолютно не потеряла актуальности и сейчас, в нашем раздираемом войнами и противоречиями современном мире.

Сотрудничайте, объединяйтесь, ищите компромиссы с учётом интересов ВСЕХ, а не только так называемой элиты.

Рекомендую всем любителям классической острсюжетной социальной фантастики.

Да-да, бывает и такая!

Оценка : 8
«Пыль далёких солнц»
–  [ 7 ]  +

Sergio Blanc, 10 мая 2022 г. в 14:13

Мне рассказ в общем понравился. Хороший образец твёрдой НФ. Экстремальная методика подготовки будущих астронавтов описана коротко, но ясно и ярко. Шестеро курсантов, солнечный парус, бездна открытого космоса и ...господин Белт со своей красной тетрадью. Генри Белт — «ужас космоса» — инструктор, учитель, тиран, деспот да к тому же ещё капризный и злопамятный. Вечно пьяный, вечно недовольный и очень придирчивый.

Белт делает всё, чтобы курсанты, обучаясь ремеслу астронавта, проявили максимум находчивости и самостоятельности. Некоторые его действия по созданию кризисных ситуаций на борту, на мой взгляд, за пределами допущений как логических, так и моральных, но автор так видит свой сюжет, своих героев. Так что Ктулху Милосердный ему судья.

Читать любителям классической твёрдой НФ. Противникам алкоголя лучше воздержаться от знакомства с этим текстом. Шутка юмора.

Оценка : 7
«Как построить мечту»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 08 декабря 2021 г. в 15:29

Произведения в жанре научной фантастики имеют обыкновение устаревать. В этом нет ничего удивительного — науку не остановить, технологии развиваются всё стремительнее и стремительнее, то, что ещё десять лет назад касалось фантастикой, сейчас распространено повсеместно, поэтому трудно ждать от рассказа, написанного в 1947 году соответствия современным научным представлениям. Разумеется, по нынешним временам сложно поверить, что в схватке хищного капитализма и идеалистических принципов победили бы последние. Разумеется, ни о каком быстром терраформировании планетоидов на современном этапе развития науки и техники не может идти и речи. Разумеется, из двадцатых голов века XXI рассказ Вэнса кажется слишком наивным. Но что-то в ней всё-таки есть, в этой ретро-фантастике. Какое-то своеобразное очарование, складывающееся из полёта фантазии и веры в человеческие силы, возможности, дух, если угодно...

Жаль, что сейчас такой фантастики уже не пишут, а вместо личных миров, созданных человеком, пусть и доступных только богатым, нас всех, похоже, ждут миры виртуальные, которые гораздо дешевле в производстве.

И, разумеется, Вэнс не был бы Вэнсом, если бы мельком не описал невероятно красочную, если угодно — визионерскую, картинку одного из личных миров, созданных фантазией человека, сколотившего состояние на пошиве одежды:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Странному человеку – странный мир. У него свободно летают в воздухе, высоко и низко, тысячи десятиметровых стеклянных шаров. Всюду стеклянные шары – топазовые, синие, красные, фиолетовые, зеленые. У него светящийся лес – сок всех растений содержит люминесцентные пигменты. Когда он освещает лес ультрафиолетовыми прожекторами, мерцает листва – серебристая, бледно-зеленая, оранжевая. Мы построили для него большой павильон, нависший над озером. В озере – светящиеся рыбы...

Хороший, уютный рассказ. Старая добрая фантастика на 7 баллов.

Оценка : 7
«Позорный промах Довера Спаргилла»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 27 октября 2021 г. в 14:49

Рассказ из тех времён, которые не зря называют «золотым веком НФ». И дело не в том, что ТОГДА писать умели, а сейчас разучились, а в том непередаваемом ощущении окрылённости перспективами будущего, когда казалось, что ещё совсем чуть-чуть, и человечество будет чувствовать себя как дома и на околоземной орбите, и на Луне, на «пыльных дорожках далёких планет останутся наши следы», а на Марсе будут яблони цвести. В наши дни подобные произведения кого-то раздражают, а мне — нравится...

Наследник многомиллионного состояния Довер Спаргилл принимает судьбоносное решение — приобретает компанию конкурентов и становится единоличным владельцем Луны. Все вокруг уверены, что это фиаско — ведь в этот же день объявляется об успешной разработке метода массового преобразования одних химических элементов в другие, в результате чего «отпадает всякая необходимость в горной добыче». Спаргилл удаляется на Луну и пропадает из поля зрения воротил бизнеса, однако, со временем выясняется, что на Луне начинается ни много, ни мало, но формирование своеобразной атмосферы. Бывший председатель совета директоров кооператива «Лунные минералы», продавший их Спаргиллу, решает выяснить, что на Луне, собственно, происходит...

Рассказ, разумеется, довольно наивен с научной точки зрения, но как же всё-таки жаль, что прошло всего каких-то 70 лет, а человечество уже перестало мечтать о разведении форели на Луне! За глоток той самой, старинной фантастики, 8 баллов рассказу — не жалко.

Оценка : 8
«Планета приключений» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

elias68, 23 июня 2021 г. в 09:55

Коммерческая приключенческая фантастика весьма среднего уровня, примечательная разве что своим неимоверным объемом.

Не перестаю удивляться, как можно сочинять какие-то пухлые тома о других планетах, где фантазия автора теоретически не ограничена вообще ничем, если по увлекательности они и близко не достигают уровня приключенческих романов о нашей планете. Хаггард вам напишет о Южной Африке так, как никакому Вэнсу с его натужной инопланетной приключенщиной и не снилось. Это я, если что, не сам жанр научной фантастики критикую, а порочный подход иных фантастов к делу.

Вот взять к примеру данную эпопею. Идея сама по себе многообещающа: герой попадает на некую планету, населенную десятками различных этносов и рас, некоторые из которых происходят из других миров, и на этом фоне совершает квест.

Урсуле Ле Гуин достаточно пары-тройки рас, чтобы создать шедевр этнофантастики, Маку Рейнольдсу вообще одной достаточно, чтобы создать социальную фантастику высочайшего класса. При этом у обоих всегда находится место действительно интересным приключениям. А вот у Вэнса все это заявленное поначалу несусветное богатство оказывается растраченным впустую. В процессе чтения меня не покидало ощущение, что я попросту читаю весьма посредственный роман о какой-то пестрой в этническом плане земной стране, вроде Афганистана, причем написанный автором, который там никогда не был, настолько примитивной выглядит проработка Вэнсом всего, что касается этнографической стороны. Очевидно, что количество здесь на корню задушило качество. Все фантастические расы получились удивительно трафаретными и безликими, и кроме внешности мало чем отличающимися друг от друга. Даже язык у них всех, за единственным исключением, один, это не говоря про общую валюту и земные единицы измерения длины и времени, что в данном контексте вообще нонсенс. Да и весь прочий антураж выглядит каким-то уж чересчур земным, дальше вскользь упоминаемых фантастических животных, в которых автор для проформы преобразил соответствующие земные существа, фантазия автора не идет. Проработка социальной составляющей тоже весьма поверхностна и оставляет желать лучшего.

Что касается фабулы, то она больше напоминает сценарий заурядной компьютерной игры-бродилки, где герою для достижения заветной цели нужно преодолеть всевозможные препятствия, набор которых стандартен.

При этом, если первые две части еще как-то в состоянии держать интерес читателя, то в третьей наступает неожиданный провал и фантастическая составляющая сходит в ней практически на нет. Три четверти этой «серии» составляет неимоверно раздражающая своим однообразием торговля главного героя с жуликом-подрядчиком по поводу строительства космического корабля, при этом постоянно озвучиваемые персонажами колоссальные суммы девальвируют всякий интерес к финансовой стороне вопроса.

Завершающая же часть, вроде бы претендующая на то, чтобы наряду с первой, стать более-менее интересной, очень сильно проигрывает именно из-за провальной предыдущей «серии». Потеряв благодаря ей всякий интерес к роману, концовку дочитывал уже, что называется, на автомате, просто, чтобы не бросать книгу.

Желая подвести итог, долго раздумывал, что бы найти хорошего в данном произведении и ничего, кроме приличного перевода Рамина Шидфара, не смог придумать. Даже, если рассматривать данный опус чисто, как приключенческое фантастическое произведение, то оно не выдерживает никакого сравнения, например, с лучшими романами из бесконечного сериала Эдвина Табба о приключениях Эрла Дюмареста с Терры — пусть и не шедевром, но действительно добротным образчиком коммерческой фантастики. Что же касается самого Вэнса, то у него есть приличное количество произведений малой формы, которые на голову выше данной книги и, в отличие от нее, однозначно заслуживают прочтения.

Оценка : 4
«Бог и храмовый вор»
–  [ 7 ]  +

URRRiy, 19 июня 2021 г. в 17:06

Читал как Храм Хана в оригинале, возможно текст немного отличается от издания Бог и храмовый вор в переводе Александра Фета.

По форме это фантастический приключенческий рассказ о столкновении землянина, работающего на другой планете, с цивилизациями (сверхцивилизациями — существами развившимся до состояния богов) и определенными жанром приключениями. По факту это классическая переформация мифа о столкновении человека со сверхъестественным существом и выполнении им трёх заданий-испытаний, чтобы получить желаемое.

Сам текст небольшой, это практически схематичный квест, без подробных описаний, фактически готовый вариант для преобразования в комикс, то есть легко читается и воспринимается.

Авантюрист-землянин, имеющий вполне достойную квалифицированную работу на космической станции на планете в тридцати световых годах от Земли, решается совершить кощунство, обокрав храм местного бога Хана и логично получив ответку от аборигенов, причём в отношении всей земной колонии. Кстати, идея о возмездии со стороны аборигенов местным землянам за преступления одного вполне нравоучительная. Думаю для американцев она нисколько не утратила в актуальности, хотя для общества эгоистов это вряд-ли является сдерживающим фактором. Тем не менее, на мой взгляд, это повышает ценность авторского труда для своей целевой аудитории.

Затем — классические мифологические сюжеты конфликта и сотрудничества со сверхсуществами, обрисованные живо, но слишком халявно для нарушителя спокойствия и также классический американский финал.

В целом — нормальная развлекательная вещь, не слишком упрощённая, хотя безусловно не самая лучшая у автора.

Оценка : 8
«Сага о Кугеле»
–  [ 7 ]  +

URRRiy, 15 марта 2020 г. в 19:33

Возвращение Кугеля с Севера в Олмери, полное приключений, а также способствовавшее его перековке в практически положительного персонажа. Абстрактное сходство с изменением Остапа Бендера, к завершению «Золотого теленка», понявшего, что не в деньгах счастье, и даже не в их количестве.

В связи с этим в книге меньше сатиры и больше юмора, Кугель, этот идейный борец за денежные знаки, здесь нисколько не жмется заплатить за честно оказанную услугу или даже угостить и оказать помощь бескорыстным образом, что весьма необычно, поскольку деньги у него по-прежнему не задерживаются, все «нетрудовые», да и почти все трудовые доходы автор беспощадно изымает, то есть, бедолага отдает всегда практически последнее.

Поэтому книга получилась с моралью и без циничного стеба, что с одной стороны делает сюжет не таким острым, а с другой.позволяет автору наградить своего главного героя хэппи-эндом.

Таким образом, нисколько не потеряв в увлекательности, роман изменился по стилю, хотя возможно в этом присутствует та самая сермяжная правда.

Рекомендую.

Оценка : 9
«Волшебник Мазириан»
–  [ 7 ]  +

Deliann, 08 ноября 2019 г. в 15:46

Жил-был волшебник Мазириан и было у него все хорошо. У него был чудесный сад, целых 73 заклинания и довольно приятная жизнь. Но в последнее время Мазириана все больше беспокоила одна проблема: к нему в сад наведывалась женщина и не давала себя схватить! Возмутительно! Но ничего, Мазириан найдет способ ее поймать, и тогда она будет подавать ему вино и принимать восемнадцать поз обольщения при свете мерцающих лампад.

Сборник «Умирающая Земля» был написан в 1950 году, но он с интересом читается и сейчас. Это достаточно незамысловатые приключенческие истории о различных персонажах в мире далекого будущего, когда Солнце стало красным гигантом, а наука и магия переплелись воедино. Рассказ «Волшебник Мазириан» является одним из наиболее ярких рассказов сборника. И сам Мазириан, и его погоня за прекрасной незнакомкой, и финал этой погони, и та добродушная ирония, которой пропитан текст, запоминаются надолго.

Рассказ из тех, читая которые отдыхаешь душой. То, что нужно после тяжелого трудового дня.

Оценка : 7
«Последний замок»
–  [ 7 ]  +

xdma, 09 июля 2019 г. в 12:54

И снова Джек Вэйнс, и снова декаданс, атмосфера умирающей Земли. Небольшие группы аристократов, пресыщенных высокоразвитой цивилизацией людей освоили давно заброшенную Землю для своего неспешного, статичного, пасторального проживания, ведущего к медленной деградации. Атмосфера мира передана великолепно. Люди(точнее — большая их часть) настолько погрузились в свои утончённые светские развлечения, что пропустили мятеж своих рабов, существ, завезённых с другого мира. Они даже не в состоянии понять ни причин, ни масштабов произошедшего. Даже на пороге полного истребления многие из людей не в состоянии принять неизбежные изменения, изменить своё мышление и отказаться от своих привычек. Выживают и побеждают немногие, те кто нашёл в себе силы измениться и принять окружающий мир каков он есть.

Концовка повести оптимистична, она даёт шанс людям начать жизнь «с чистого листа», начать новый виток эволюции человечества. Отличная повесть.

Оценка : 8
«Трёхногий Джо»
–  [ 7 ]  +

Spion, 02 января 2019 г. в 20:20

Довольно схематичный рассказ, где в главных ролях выступают два самоуверенных космических авантюриста, абсолютно наплевательски относящиеся к мнению/намёкам ветеранов. История их приключений — буквальная иллюстрация пословицы «Не зная броду, не суйся в воду». )

Однако сунулись, и даже вышли из передряги практически «сухими».

Весьма напоминает цикл о Грегоре и Арнольде пера Р.Шекли, но с существенной разницей: если у Шекли фабула преподносится в ироничной манере, то у Вэнса нет и намека на юмор (или я его не уловил), а действия героев на всём протяжении повествования, мягко говоря, нелепые.

Не из лучших текстов Джека Вэнса. Чтение на один раз.

Оценка : 7
«Посетители»
–  [ 7 ]  +

Spion, 31 декабря 2018 г. в 09:43

Джеку Вэнсу всегда прекрасно удается описание необычных, воистину фантастических устройств, технологий, дальних миров и форм инопланетной жизни. И воображение заносит писателя в необозримые дали...

Вот и в «Посетителях» после кратко, но настолько образно описанного, что веришь в его возможность, путешествия в макроидном пространстве, космонавты высадившиеся на странную планету сталкиваются с образованиями настолько необычными, что даже определить, относятся ли они к царству живого затруднительно. Не говоря уже о том, чтобы вычислить степень их разумности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Немного странно конечно, что «узлы», из которых состоит межгалактический энергетический монстр можно отлавливать практически сачком для бабочек и вообще они микроскопического размера, но откуда нам знать?

В общем человек, самоуверенно мнящий себя венцом творения и хозяином Вселенной не всегда способен одержать победу, а иногда и осознать результат своих действий — Вселенная бесконечно разнообразна, и уж в любом случае не желает функционировать по людским меркам.

Оценка : 8
«Гончары Фёрска»
–  [ 7 ]  +

Spion, 15 декабря 2018 г. в 11:33

Занимательный и хорошо сбалансированный рассказ, совместивший в себе поэтичную образность (желтая чаша описана так, что сразу же возникает вера в её исключительность — и перевод тут на высоте), увлекательный сюжет и манящие тайны иной планеты, по общему духу напоминающей Полинезию. А также философию неприятия решения вопросов взаимодействия напролом, полагаясь лишь на грубую силу. Не обошлось в рассказе и без лирической темы; автор счастливо избежал возможности скатиться в мелодраму. Отдельно отмечу самобытный образ независимых загадочных гончаров Фёрска (Фирска), по-своему исповедующих культ предков.

Поведанная нам история в целом логична.

Немногим странным показалось наличие в арсенале наблюдателей-кураторов атомной бомбы и легкомысленное желание применить её при первом же возникшем конфликте.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В любом случае, её присутствие в сюжете оправдывается разве что необходимостью получения жёлтого пигмента. То есть, использована она в конце концов в мирных целях, что справедливо. Но сам метод — соскабливание ножом урана выглядит сомнительным. Представляю, как поступят с оставшимся зарядом аборигены...

Рассказ с необычным сюжетом, который наверняка оставит свой след в памяти читателя.

Оценка : 9
«Прямо по курсу»
–  [ 7 ]  +

Spion, 12 декабря 2018 г. в 17:03

Не очень удачный рассказ.

Оставим в стороне странный для такой ответственной миссии подбор экипажа, общую непродуманность миссии и прочие сомнительные моменты...

Главное тут описание грандиозной экспедиции воистину вселенского масштаба, и это очень интересная задумка. Всевозможных космических путешествий в НФ-литературе предостаточно, но вот сюжетов описывающих полёт к границам Вселенной. и даже за её грань не встречалось. Оно и понятно — слишком уж недостижимая цель, даже если лететь со скоростью света.

  Цель, рискуя жизнью, выяснить есть ли у Вселенной граница, несомненно благородная. А чтобы герои смогли осуществить задуманное, автору пришлось очень сильно в процессе полёта нарушить общепризнанные на данный момент законы Теории Относительности. Очень странно — ко времени опубликования рассказа она была хорошо известна...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рассказ содержит архиглупую идею поиска среди миллиардов подобных родной Галактики по размеру, а Солнца — по желтому цвету. Что тут сказать...

Кроме того, основа фабулы, давшая название рассказу и выраженная во фразе «если мы отклонимся от прямого курса, мы потеряемся» не верна в принципе, так как не учитывает вращение как нашей галактики, так и Вселенной в целом.

Оценка : 6
«Планета чёрной пыли»
–  [ 7 ]  +

Spion, 11 декабря 2018 г. в 00:17

Джек Вэнс — абсолютно новый для меня автор, а «Планета черной пыли» — соответственно первый прочитанный рассказ его авторства. (Спасибо сайту за отличный подарок, сборник рассказов Вэнса, кстати!)

Это образец хорошо проработанной авантюрной фантастики. В ролях — те же искатели удачи, пираты, только бороздят они не океанские, а космические просторы. Сходство с пиратами чисто условное, конечно, поскольку автор вполне умело использует силу воображения и создаёт необходимый фантастический антураж — технические детали корабельного устройства, планетные пейзажи, манёвры в космосе прописаны убедительно. Понравились и достаточно ясно прописанные характеры, и динамика рассказа.

Талант автора заставляет следить за развитием сюжета с неослабевающим интересом — сюжет имеет пару не совсем очевидных поворотов. Да, герою пришлось изрядно попотеть в процессе преодоления создавшейся коллизии.

Однако, не смотря на достаточное количество интересных идей и ярких фантастических образов, до высшего балла рассказ немножко не дотягивает. Есть в нем странные детали — почему-то капитан разгуливает по навигационной рубке в тщательно начищенных сапогах и строгом черном костюме; на навигаторе несущем в той рубке вахту «были только свободные потрёпанные штаны»...То ли это дань пиратской романтике, то ли в 1948 году (год написания) так представляли космическую экипировку, что вряд ли. Есть ещё нелогичный момент —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда «Персей» совершил посадку — почему не поднялось облако пыли до небес, ведь даже обычные шаги по планете вздымали облака пыли?

Ну и конечно, Джек Вэнс немножко потакает своему герою — уж больно покладистые аборигены ему попались...

Оценка : 9
«Звёздный король»
–  [ 7 ]  +

Aoidos, 12 августа 2018 г. в 21:30

На отдаленной планете, эдаком фронтире космической эпохи, в одинокой таверне встречаются два путника. Они говорят об одном из опаснейших преступников Галактике. У одного из путников счеты к криминальному боссу, другой – должен отдать ему информацию об открытой планете. Так начинается роман Джека Вэнса о Кёрте Герсене и его крестовом походе против боссов галактической мафии. Когда-то родной город Кёрта и все его семья кроме деда были убиты бандой, члены которой стали «князьями тьмы», лидерами галактической мафии.

В романе «Звездный король» антураж и сеттинг играют не менее важную роль, чем сюжет. Один из элементов сеттинга – раса звездных королей. Это существа с нечеловеческой психологией, умеющие примерять человеческий облик и копировать поведение людей. Различия между расами и сама нечеловеческая психология играют важную роль в сюжете и особенно в кульминации.

Автор интересно рассказывает историю, постепенно добавляя в сюжет факты о прошлом героев, показывает их глазами колонизированную людьми галактику. Детали окружающего мира раскрываются также через эпиграфы в виде новостных статей, текст телепередач или отрывков из книг этого мира.

Итог. Интересная и захватывающая книга. Простой и неновый сюжет хорошо дополняется интересным описанием мира будущего, где разворачивается действие.

Оценка : 8
«Большая планета»
–  [ 7 ]  +

BroonCard, 31 июля 2018 г. в 11:33

Если особо не вдаваться в подробности и размышления, то «Большая планета» — отличный приключенческий, притом приключенческий с большой буквы «П», роман.

Роман жанра научной фантастики, в которой не последнюю роль играет космос, здесь космос является лишь напоминанием об общем положении героев и мира вокруг. То есть он не является тем, на чем концентрируется автор. Он является вспомогательным орудием для создания объяснимых и логичных конфликтов целых поколений существ, принадлежащий к одной расе и виду. Джек Вэнс очень грамотно создал отрешенный от высоких технологий мир в кулуарах данного жанра, на его постулатах вместе с тем выведя отличные трагедии, драму и конфронтации. Это смешение стилей прекрасно ощущается и объясняется самим творцом произведения, почему ему, роману, безоговорочно веришь, что встретишь очень редко, когда речь идёт о подобном винегрете из сеттингов и антуражей. Нечто подобное мне удавалось встретить только у братьев Стругацких и их «Мире Полудня». Но там прогресс — вещь, понимание которого доступно только горстке людей, тогда как здесь о нём знают все, однако жизнь разных групп протекает в разных плоскастях этого самого прогресса. И это очень здорово. А коль учесть крайне простой сюжет, неплохую проработку героев, на которой завязан даже один из главных твистов истории, и четкую приключенческую линию, которой автор придерживается с самого начала до самого конца, получается понятная, не замысловатая, увлекательная книга со свободным финалом, провозглашающем интересное переориентирование главного персонажа — то, чего не ожидаешь от скупого на эмоции героя-ученого по всем канонам Станислава Лема. То есть не только в личном сеттинге данный роман преставляет интерес ввиду сочетания не сочетаемого, но и в персоналиях: идеи стоицизма идут вместе с идеями ветренности и открытости всему новому. Притом явно сам автор в личной жизни отдаёт предпочтения именно второму, что можно понять по интересному стечению событий, которые предшествуют тому, как главный герой примет для себя новую философию и новые принципы понимания мира вокруг.

В общем, насколько проста эта небольшая книга, настолько же она и глубока, что очень, опять же, примечательно и встречается не так часто, как хотелось бы. Честно сказать, «Большая Планета» явно достойна более масштабного анализа, однако я искренне считаю, что ввиду своей простоты она может быть прочитана чуть ли не каждым человеком, а потому и проанализирована. Это я советую сделать вам.

Оценка : 8
«Туржан Миирский»
–  [ 7 ]  +

Alexus_404, 20 марта 2018 г. в 14:56

Я считаю, что писатель должен уметь завлечь в свою историю интригующим началом. Ведь читатель, не отличающийся особой пытливостью, может закрыть книгу после нескольких страниц непримечательного текста, и ему будет неважно, насколько произведение может набрать обороты в дальнейшем.

Джек Вэнс, пожалуй, смог меня заинтересовать первым рассказом. Здесь не столько важен сам сюжет, сколько атмосфера увядающей цивилизации, которая передана довольно умело. Язык автора, столь многогранный и поэтичный, необычайно легок, персонажи из-под его пера не кажутся картонными, а сам мир, представленный им, вызывает любопытство, хоть и рассказ скуп на подробности.

Оценка : 8
«Последний замок»
–  [ 7 ]  +

dmitras, 10 ноября 2016 г. в 21:47

Да, фантазия автора поражает. Вроде бы и сказка, а вроде и научная фантастика. Надо заметить, что история с деградацией человечества в условиях всеобщего изобилия имеет под собой научные основания. Здесь автор действует по минимуму, изображая лишь частичную моральную деградацию. Читать легко и приятно. Особенно радуют афоризмы автора.

Конечно есть и недостатки, например, игрушечность мира, в котором нет ни диких зверей, ни других цивилизаций кроме замковых и искупляющих, выбравших иной путь развития, или меки, атакующие замок всем скопом до последней особи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А вот ещё на счёт меков, откуда взялись те лидеры, поднявшие восстания? Из дикой природы или биологическая мутация? Хотелось бы знать ответ.
А вот с замечанием видфара не соглашусь. Для удалённых друг от друга замков радиосвязь самое то. И не надо представлять себе архаичные радиостанции, которые передают речь с шумом и треском. Ваши телефоны с GSM, Wi-Fi и LTE это тоже радиопередатчики. Поэтому читайте смело, повесть не выглядит устаревшей ни на йоту.

Оценка : 9
«Умирающая Земля»
–  [ 7 ]  +

heruer, 28 сентября 2015 г. в 11:44

Как-то я ожидал сильно большего.

По итогу получил ненапрягающее приключалово с приятной атмосферой и эстетикой, но практически лишенное пиши для ума. Кстати, удивительно, но атмосфера умирающей Земли как раз мною не прочувствована. Такое ощущение, что герои просто кокетничают на эту тему, у них модно декадантствовать и повод для этого: «скоро всему конец».

Наверное спустя какое-то время вернусь к текстам еще разок. Что-то в них все-таки есть манящее.

Оценка : 5
«Лунная моль»
–  [ 7 ]  +

iLithium, 19 сентября 2015 г. в 22:47

Есть у меня как у неискушенного читателя привычка угадывать по названию, что же будет в книге. По названию почудилась романтическая история о молодом художнике и его жертвах, душу которого будут сравнивать с порханием причудливого мотылька, неизвестного науке. Тем контрастнее, то, что я увидел — недалекого земного посла в чужом, даже чуждом землянам обществе. Сама история довольно захватывающая, чуть ли не с юнгианским подтекстом. Мир — достаточно причудлив, несмотря на то, что основой статуса и межклассовых коммуникаций там служит не только умение петь и играть на музыкальных инструментах, но и некий strach. Не говоря уже, что все жители планеты носят маски, подобающие их strachu, а лишению маски многие предпочтут смерть (привет, Юнг!).

Новый посол недавно прибыл, и пока толком не успел освоиться в городе, как прибывает приказ свыше — найти опасного преступника. Чиновник еле-еле знает, на каком инструменте для кого играть, как уже нужно довольно активно взаимодействовать с населением, которое легко оскорбить, сыграв не ту музыку. Общение, впрочем, вскоре сходит на нет — хоть все носят маски, преступник понимает, что от местных он не спрячется — чужого всегда узнают. Поэтому он убивает одного из землян и надевает его маску.

Дальнейшее напоминает детектив в классическом стиле, ограниченный набор подозреваемых прилагается. И герой — справляется со своей задачей, и даже местное население признает, что он — герой!

Оценка : 8
«Дирдиры»
–  [ 7 ]  +

primorec, 03 августа 2015 г. в 02:32

Вторая глава, в сущности, мало продвинула нас на пути к главной цели — завладению космическим кораблем и возращению на Землю. Единственное, что с уверенностью можно сказать, это то, что вонки главному герою в этом деле- не помощники, как и «цивилизованные» люди Ката. Нужно искать новое возможности, тем более, что в запасе есть еще одна раса, способная совершать космические полеты- дирдиры. Но вот беда- даже воинственные кеши и надменные вонки на их фоне выглядят миролюбивыми, общительными и дружелюбными. Так что, дирдиры становятся едва ли не последней надеждой на возвращение, способом, к которому прибегают в отчаянной ситуации, когда все остальные возможности исчерпаны.

К сожалению, приключение с вонками отбросило нас едва ли не в самое начало дороги на Землю. Финансы на нуле, плана нового нет, союзники разбрелись. Рассчитывать можно только на старых добрых друзей — варвара Треза и знатока дирдиров Анахо. При этом предыдущие приключения привлекли нежелательное внимание к Рейту и его действиям самих дирдиров, усложнив «начальные условия» нового задания.

А задание усложняется неимоверно: достать необходимую для покупки и оснащения космического корабля сумму денег, для чего необходимо проникнуть в самый центр «охотничьего заповедника» кровожадных монстров. А затем попытаться купить или украсть сам космический корабль, не привлекая лишнего внимания хозяев планеты.

Вот так начинается новое приключение, которое, как и положено в игре, с каждым уровнем становится все более жестким. Помните, как легко достались герою первые на Чае монеты? Или как захватывали город кешей? Казалось, что сам сюжет подыгрывает героям, проблемы решаются чудесным образом, а счастливые случайности происходят с завидной регулярностью. В этот раз все серьезно: приходится думать головой, а не просто плыть по течению, а любая ошибка или недочет в планировании или действиях тут же влечет негативные последствия.

Можно считать, что до этого герою несказанно везло. Новое приключение требует от него собранности, хладнокровия и даже жестокости. Испытание оказывается не просто тяжелым физически, требующем бегать, прыгать, драться и переносить боль. Нет, оно тяжело и морально, поскольку потребуется забыть о благородстве и милосердии в отношении врагов, но хранить верность в отношении друзей, даже если для этого надо будет забыть о личных целях и выгоде.

Кстати, наш герой уже настолько освоился на Планете приключений, настолько сжился с его обитателями, что уже не совсем ясно, зачем ему так стремится домой. Что этот адреналиновый наркоман, у которого что не день — то очередная авантюра, будет делать на цивилизованной планете с высокоморальными обитателями? Страшные сказки им рассказывать или вести кружок для домохозяек?

Еще одним явным «плюсом» нового приключения стала подробная этнография. Если знакомство с цивилизацией кешей и вонков было достаточно поверхностным- пара фактов и внешний облик, то обычаям, социальной организации и жизни дирдиров и их приспешников уделено много внимания. Подробно, с деталями и красочными описаниями — не только о самих космических охотниках, напомнивших мне киношных Хищников с их неуемной страстью к преследованию добычи, приверженностью традициям и своеобразным кодексом чести, но и о самых разных кастах дирдир-людей, пытающихся подражать даже в мелочах своим хозяевам. Причем, эти описания жизни не просто добавляют красочности: само новое приключение, повороты действия, эффектные, динамичные и жестокие сцены, диалоги, мотивации героев — все обусловлено мельчайшими нюансами детально продуманного общества космических охотников.

В общем и целом действие стало более жестким, менее легендарно-восторженным или похожим на байки постояльцев космических баров. И, наконец, оно миновало экватор и приближается к развязке. Осталось прояснить роль во всей истории, судьбе героя и самой планеты Чай коренных обитателей загадочной Планеты Приключений.

Оценка : 9
«Слуги вонков»
–  [ 7 ]  +

primorec, 30 июля 2015 г. в 05:44

Итак, как водится в хорошем квесте, в первой «главе» нам удалось выполнить несколько важных заданий, позволяющих продвинуться в сюжете. А именно — избавиться от варваров, набрать команду спутников и союзников, среди которых такие полезные граждане, как Трез — выживальщик и знаток диких мест, обычаев и нравов, и Анахо, дающий необходимые знания о разнообразных цивилизациях Чая и их техническом развитии. Также в нашей «копилке» полезных знаний и умений — приобретенный опыт общения с человеческими и нечеловеческими народами Чая, снаряжение и деньги. И девица — не только приятное дополнение к приключениям, но и «ключик» к следующему заданию.

А «задание» намного усложняется. Не получив желаемого — собственного космического корабля в городе кешей- герою теперь необходимо придумать где и как добыть транспортное средство для возращения домой. Народов, способных предоставить желаемое — раз-два и обчелся- вонки, кеши и дирдиры. И никто из них не горит желанием делится своими технологиями с каким- то неизвестным проходимцем. Более того, они готовы всячески препятствовать появлению еще одного значимого игрока, способного внести сумятицу в непростую политическую ситуацию на Чае.

Но, несмотря на это, цель определена: далекая и таинственная страна Кат, обитатели которой, хоть и со своими «тараканами», но все же цивилизованней степных варваров. Здесь можно попытаться найти помощь, пусть только в виде денег и прочих материальных благ, получив их от благодарного отца за возращение красавицы-дочери.

Сказать — оно всегда легче, чем сделать. Как всегда, такие красивые, четкие и разумные планы рушатся практически сразу, и героям приходится подстраиваться под случай, хаос и непредсказуемость.

Но это только с первого взгляда так. Не может же автор завершить все быстро и четко, до того момента, пока мы детально не изучили каждую мало-мальски значимую цивилизацию на Чае, не раскрыли всех интриг и тайн, и, как минимум, не совершили для этого кругосветного путешествия или всеобщей революции. Потому, казалось бы, выверенные планы неожиданно срываются по самому надуманному поводу. А как еще можно определить внезапное «безумие» доброжелательной и робкой красавицы, какой в первой части представлялась Цветок Ката? Только тем, что стала уже не нужна. А куда ее девать прикажете посреди океана, чтобы «развязать руки» герою? Кстати, женщины в романе имеют свойство, сыграв свою маленькую роль в сюжете, избавлять героя от своего присутствия и обязательств перед ними самым причудливым образом. Ох, не жалеет автор представительниц слабого пола, не жалеет. И об их умственным способностях и свойствах характера не особо высокого мнения, чтобы беречь и холить таких героинь до конца романа.

Таких явных и наивных ходов — сколько угодно. Логика здесь не так важна — главное продолжение приключение и продвижение сюжета по намеченному сценарию. Отсюда такие странные ходы, как гипноз Хельссе, под которым он чудесным образом умудряется не отставать и даже опережать отряд героев. В этих местах автор предпочитает изменить своей приверженности деталям и мелочам, отделываясь общими словами и простой констатацией фактов.

Но, удивительно, это не портит общего впечатления. Более того, вторая часть получилась даже более динамичной/куда же более?!/и интересной, наверное, потому, что покидаем дикие земли, знакомимся с технически развитой цивилизацией вонков и возвращаемся, в какой то мере, на уровень космического приключения. А оно по своему содержанию таково, что останавливаться, и, тем более, задумываться о его сущности, мотивациях и логике событий, просто не рекомендуется. Необходимо отдаться бурному течению этой реки — и все будет в порядке: оно само вынесет к нужному финалу.

Оценка : 8
«Дар речи»
–  [ 7 ]  +

VovaZ, 12 апреля 2015 г. в 16:51

Неплохая повесть Вэнса, захватывающая, не сколько драйвом сцен или глубиной, а скорее простотой и тщательностью отработки сюжета.

Интрига несколько напоминает цикл «Пушистика» Бима Пайпера, появившийся 10 лет спустя, и по всей вероятности, послужила Пайперу основой его идеи.

В отличии от героев Пйпера в разумных Вэнса неи ни капли «мимимизма», наоборот, это весьма неприятные существа.

Идея контакта разработана Вэнсом весьма слабо. «Чужие» действуют с чрезмерно человеческой логикой.

Идея выведения созданий, способных избирательно накапливать в организме необходимый элемент, как метод его добычи, довольно сильна, хотя и жестока.

Не смотря на несколько заторможенную завязку, свойственную Вэнсу, прочлось легко, с интересом.

Оценка : 8
«Вечная жизнь»
–  [ 7 ]  +

MarchingCat, 14 августа 2014 г. в 16:08

На самом деле, прекрасный образец (пример) того, что неглупую книгу, по сути — антиутопию, можно подать не только в виде сухого мрачного произведения, но и как динамичное произведение, читающееся на уровне приключенческого романа. Конечно, до «Тигра» Бестера энергия недотягивает, но всё же — затягивает не оторвёшься.

Почему же автор счёл этот роман одним из своих самых слабых... Вероятно, из-за недоработки в мелочах. Например, слишком уж просто многие вещи удаются главному герою, слишком легко ему сходят с рук преступления и так далее (и пусть суть романа не в этом, но не заметить сие невозможно). Вообще, служба убийц показана очень слабо (такое ощущение, что люди с низким индексом не прячутся от них, не защищаются, а покорно дают себя убивать).

В общем, подача материала очень хорошая, динамика на высоте, но много непроработанных моментов.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7  8 . . . 12 13 14 15 16   (+10)»



⇑ Наверх