Джек Вэнс «Творец миров»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Капитану Ланарку поручено важное задание — поймать сбежавшую из космической тюрьмы — Изабель Май, так как девушка, единственная в мире, обладает весьма ценной информацией. Поиски приводят Ланарка на одинокую планету на окраине галактики к существу из потустороннего мира по имени Лаом. Лаом рассказывает Ланарку что обладает способностью творить целые миры, на один из которых он и отправил Изабель. Ланарк решает отправиться за ней, но вскоре выясняется что иногда у Лаома случаются приступы, во время которых он теряет контроль над своими мирами.
Первая публикация: журнал «Thrilling Wonder Stories», Vol XXVII, No 2, лето 1945 г., с. 36-51.
Входит в:
— журнал «Thrilling Wonder Stories, Summer 1945», 1945 г.
— журнал «Fantastic Story Magazine, Winter 1955», 1955 г.
— сборник «Lost Moons», 1982 г.
— сборник «Узкая полоса», 1982 г.
— сборник «Мыслитель Миров и другие рассказы», 2004 г.
— сборник «Wild Thyme, Green Magic», 2009 г.
- /языки:
- русский (4), английский (5)
- /тип:
- книги (6), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Т. Браулова (1), А. Фет (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 20 декабря 2021 г.
Рассказ «Творец миров» (или в более изощрённом варианте А.Фета — «Мыслитель миров») — первый из опубликованных рассказов Джека Вэнса, увидевший свет в далёком 1945 году. Нет ничего удивительному в том, что рассказу начинающего автора в полной мере присущи все клише фантастики того времени — детектив-вольнодумец, которому поручено найти сбежавшую с Земли девушку, которая единственная (!!!) знает код доступа ко всей финансовой системе человечества, созданной её отцом; одноместные космические корабли, преодолевающие немыслимые расстояния за пару-тройку недель; обязательные приключения на туземной планете и романтическая линия, связанная с пропавшей беглянкой, которая — разумеется! — оказывается настоящей красавицей.
Одним словом, банальная палповая фантастика того времени, которой с натяжкой можно 7 баллов поставить, если бы не одно немаловажное «но» — в этом рассказе Джек Вэнс вольно или невольно предугадал ту роль, которую ему было суждено сыграть в истории мировой фантастики. И пусть выдуманное существо Лауме, «уроженец неизвестного Запределья, последний из мудрецов Пятой Вселенной, некогда третий владыка тёмной планеты Нарфилет, в бездонных чёрных водах которой он плавал», — кто сказал «Повеяло Лавкрафтом? =))) — измысливает миры недолговечные, так как оно не вполне здорово психически, сам Джек Вэнс, как никто другой, умел создавать силой своего воображения миры настолько причудливые, что в память они врезаются накрепко! Вот и в этом рассказе картины апокалипсиса в отдельно взятой придуманной Лауме реальности, где меняет свои свойства сама материя, беломраморные здания становятся серыми и расплываются, словно замазка, из земли вырастают многокилометровые чёрные заострённые шпили, обитатели стремительно старятся, а солнце превращается в гигантского белого сегментированного слизня, готовящегося пожрать весь мир, получились весьма впечатляющими...
Так что рассказу — 8 баллов, и спасибо Вам, творец миров мистер Вэнс, за их щедрую россыпь, которая навсегда останется с нами, благодаря Вашим рассказам, повестям и романам! Читать о них было ни с чем не сравнимым удовольствием!
URRRiy, 16 февраля 2019 г.
Первый опубликованный рассказ Джека Вэнса, но труд получился вовсе даже «не комом». Отличный юмор, изощрённая фантазия — как в детективном сюжете с кодом и поиском, так и в способе спрятаться от правосудия с помощью странного персонажа Лоома.
И создаваемые миры, и проблема создателя, а также вечные затруднения служащих по принятию бухгалтерией командировочных расходов — все воспринимается легко и с интересом. И конечно, куда же без романтической линии:), конечно полностью традиционной.
Произведению уже более семидесяти лет, но предполагаю, что рассказ не утратит своей привлекательности и через сто лет после создания. Рекомендую.
vam-1970, 21 июня 2021 г.
Самый первый рассказ автора! Несмотря на тему боевика довольно таки философский сюжет -ответственность даже Бога, а здесь в его роли выступает СверхРазум некой цивилизации, за созданные им миры. Автор представляет нам апокалипсис на планете , созданной Богом, когда Бог сходит с ума. Ужасно. Рассказ впечатляет.
JohnNorrik, 30 апреля 2017 г.
Рассказ неоднозначный. С одной стороны у нас довольно интересная идея, о жизни в иллюзии, возможности определить иллюзорен мир перед тобой или нет? Вэнс показывает, что логикой и разумом эту задачу решить нереально, но здесь, в его рассказе включается иррациональное и главный герой на уровне чувств, не осмысленно, понимает кто из двух девушек настоящий. Так же поднимается тема ответственности Бога перед его созданиями (ей даже посвящен небольшой диалог в конце рассказа)
С другой стороны имеем сумбурное повествование, напомнившее мне произведения Гаррисона. Тот же крутой детектив, умная красавица, а финальный диалог детектива с начальником ну просто вызвал у меня флэшбек.
Поэтому имеем что имеем
Пта, 7 марта 2014 г.
Данная повесть является одним из ранних произведений Вэнса. В ней автор как будто продекларировал свое будущее писательское устремление — сотворение миров, многочисленных и разнообразных. И надо отметить, всю свою жизнь это ему удавалось блестяще. Столь живых и интересных миров, с проработкой мельчайших деталей я больше не встречал ни у одного другого автора.
god54, 18 марта 2010 г.
Автор поднял проблему ответственности бога за созданные им миры и разумных существ на них. Насылая на человека испытания, испытывает ли бог сам себя, страдает ли он? Если разум страдает, должен ли бог отвечать за это? Вопрос, который лежит в основе любой религии. Мне кажется это был основной лейтмотив всего произведения, хотя и занимает оный всего небольшую часть текста. Так как остальная часть почему-то не вызывает никаких эмоций, да и написана она всего лишь штрихами и скорописью.
Вертер де Гёте, 6 ноября 2007 г.
Уже в названии одного из своих первых произведений Вэнс обозначил своё творческое кредо — Творец миров, и стал одним из величайших создателей миров в истории фантастики. А в этом рассказе он использует утверждение некоторых восточных философов, что «мир — это сон бога». А если бог психически болен, какие будут у него сны?