Джек Вэнс «Лунная моль»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эдвер Тиссел – новый консул Объединенных Планет на Сирене. Местное общество кастовое, оно подчинено множеству негласных правил. Все свободные граждане, включая инопланетян, должны носить подобающие их статусу-«стракху» маски, общаться только в стихах и под аккомпанимент особых музыкальных инструментов. Маска Лунной Моли, которую вынужден носить новичок, означает, что ее носитель – ничто, пустое место. Тем временем, на планету прибывает убийца, прекрасно знающий местные обычаи. Он убивает одного из инопланетян, скрывается под его маской, и начинает охоту на консула. Как чужаку Эдверу с его нулевым стракхом спастись и разоблачить убийцу?
Входит в:
— журнал «Galaxy Magazine, August 1961», 1961 г.
— сборник «The World Between and Other Stories», 1965 г.
— антологию «9 Science Fiction-Stories», 1969 г.
— антологию «Alpha 1», 1970 г.
— антологию «The Science Fiction Hall of Fame Volume 2B», 1973 г.
— сборник «The Worlds of Jack Vance», 1973 г.
— сборник «The Best of Jack Vance», 1976 г.
— антологию «Galerij der giganten 6», 1979 г.
— сборник «Green Magic», 1979 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever», 1982 г.
— антологию «Yesterday’s Tomorrows», 1982 г.
— антологию «Histoires de la fin des temps», 1983 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 23 (1961)», 1991 г.
— антологию «Modern Classics of Science Fiction», 1991 г.
— антологию «Фата-Моргана 3», 1992 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever», 1996 г.
— сборник «Coup de Grace and Other Stories», 2001 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
— сборник «Лунная Моль и другие рассказы», 2005 г.
— сборник «The Jack Vance Treasury», 2007 г.
— антологию «Пока все дома», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Малая форма (перевод) |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 10 августа 2020 г.
Всегда быть в маске — судьба аборигена Сирены. В таких условиях любой преступник становится «мистером Х», а если вдобавок выловить негодяя — это не просто вопрос чести, а и вопрос соответствия должности?
В общем интрига задана та ещё, не говоря про прочие отягчающие обстоятельства.
Плюс роскошные описания места действия и великолепный юмор — стёб от автора -профессионала.
В общем и целом для читателя — и удовольствие, и способ провернуть метод мышления, чтобы не проржавел. А также очень наглядный пример нелепости идеи абстрактного гуманизма при столкновении с реальным миром.
Darth_Veter, 16 октября 2021 г.
Джек Вэнс — писатель не такой великий, как Брэдбери или Хайнлайн. Но отдельные его произведения весьма оригинальны. Данный рассказ — из их числа. На планету Сирена прибывает опасный преступник Хаксо Ангмарк. Главный директор МПС информирует об этом своего консула и приказывает ему провести арест. К несчастью, письмо доставлено поздно, и преступник успевает скрыться. Найти его среди жителей планеты весьма непросто: те скрывают свои лица за особыми масками, показывающими уровень их авторитета в обществе. Снимать маски не просто нельзя, но и опасно — за это могут убить. Как же консулу выполнить порученное задание, если он еще не вполне успел освоить сложные традиции местного населения?
В этих традициях — главная «изюминка» рассказа. Можно ли себе представить что-либо более безумное, чем сиренский этикет, заключающийся не только в ношении «говорящих» масок, но и использовании в общении целой коллекции уникальных музыкальных инструментов! Фактически, аборигены не говорят, а исполняют музыкальные арии. И не дай бог ошибиться с нужным стилем и инструментом — опозорившийся быстро растеряет свой авторитет! Для чужеземцев такое общение — сущая мука. А тут еще нужно искать «замаскированного» преступника! Хорошенькую задачу автор поставил перед своим героем... И не просто поставил, а еще и усложняет ее искусственно придуманными ситуациями. Чтоб у читателя сложилось впечатление, что выполнить поручение просто невозможно. Но в загашнике консула имеется одно интересное решение, основанное на обычной статистике. Когда читателю кажется, что борьба с противником уже проиграна, герой начинает реализовывать свой план. Конечно, без определенных натяжек в сюжете не обошлось — слишком уж необычный мир эта Сирена. Вряд ли где-то на Земле вы встретите такое подобие! Трудно представить себе аборигена, прямо так и увешанного целым сонмом музыкальных инструментов. Это, конечно, явная гипербола, символ, показывающий сложность межвидового общения. Маски — тоже символ. Люди одевают их, чтобы скрыть собственное лицо. Только вот характер никуда не скроешь — он останется прежним. Поэтому маска должна соответствовать своему хозяину и не может быть произвольной. Также необычна традиция денежных расчетов между сиренитами. Собственно, никаких денег там нет — все сделки оформляются по принципу honoris causa (по заслугам): чем больше у тебя авторитета, тем более дорогие вещи ты можешь себе позволить. На самом деле, такой принцип просто не сработает в условиях современного капитализма — дебет с кредитом не сойдется. Но идея всё равно интересная и достойная изучения. Ради такого разнообразия рассказ и следует прочесть.
-----------
РЕЗЮМЕ: полудетективная история о поисках преступника на планете масок и музыкального общения. Хотя звучит весьма забавно, повествование вполне серьезное и даже поучительное.
amak2508, 26 июля 2021 г.
Идея, использованная автором для создания своего рассказа проста и плодотворна: придумать мир, как можно более непохожий на наш — со своими моральными принципами, философией и психологией и, поместив туда землян, посмотреть, что же из этого получится. Приём в фантастике довольно популярный, на его основе написаны десятки, если не сотни произведений. Правда не всегда удачных.
У Джека Вэнса рассказ получился: и мир (конечно же чисто умозрительный — вряд ли кто в самом деле при общении сможет постоянно играть на музыкальном инструменте и петь) он придумал на редкость оригинальный и интересный, и для составления увлекательного сюжета особенности этого мира использовал в полной мере. В общем, исключая несколько первых страниц, когда читатель только приноравливается к новому для себя миру, читать интересно. Тем более, что история-то получилась практически детективной.
vam-1970, 23 октября 2018 г.
Одним словом -БЛЕСК!Талантливый сюжет, подобных детективов не встречал, да и манера жизни цивилизации планеты Сирена поразила. Только в масках жить, но каждая маска произведение искусства и символизма. Но чтобы преступнику успешно жить , нужно все-таки быть аборигеном, иначе наступают проколы с перевоплощением, чем и воспользовался консул.
Seidhe, 30 сентября 2015 г.
Недавно спрашивал в форуме «Что бы такое почитать» про книги, в которых описывается столкновение с другими цивилизациями, но без бац-бац, а на уровне различия в мировоззрении и философии. А буквально вчера совершенно случайно наткнулся на этот потрясающий рассказ, который, к сожалению, никто мне не посоветовал. Решил вот исправить эту досадную ошибку =))) В общих чертах сюжет описан и в аннотации, и в предшествующих отзывах уважаемых лаборантов, поэтому касаться я его не буду. Но рассказ завораживает ещё и описательной своей стороной. Все эти разноцветные маски и резные джонки, множество выдуманных автором причудливых музыкальных инструментов, перламутровый туман над морем... Написано очень красиво. Ещё больше порадовало устройство общества, которое пребывая в более чем благоприятных условиях, пошло по пути максимального усложнения и ритуализации жизни. Детективная составляющая тоже вполне на уровне. Ну а столкновение мировоззрений вышло и автора и вовсе потрясающим. Чего стоит один только диалог:
— Но он преступник! — закричал Ангмарк. — Закоренелый преступник!
— Какие преступления он совершил? — спел Лесной Гном.
— Убивал, предавал, умышленно уничтожал корабли, пытал, шантажировал, грабил, продавал детей в рабство. Он…
— Меня не интересуют ваши религиозные проблемы, — прервал его Лесной Гном...
И в этом — весь описанный мир, замкнутый на индивидуализме. Действительно, какое жителям Сирены дело до преступлений, совершённых в иной системе координат? Ведь для них это вовсе не преступления! А ведь есть ещё и люди, которые за много лет пребывания в чуждом обществе сами стали «уже очень сиренцами»...
Одним словом — однозначно рекомендую. Идеальный рассказ о столкновении Культур.
maxxx8721, 8 июля 2018 г.
История поэтична, а главное — оригинальна, чем произведения Вэнса часто выделяются. Мир Сирена — мира масок, джонок и музыкальной какофонии. Вэнс так сам погрузился в декорации, так расписал музыкальные моменты общения, различия в масках и их украшениях, что читатель словно оказывается в историческом музее. Все эти описания составляют добрую половину рассказа. И все бы ничего, но эти отступления и разъяснения напрочь убивают динамику рассказа.
Начало оказалось красочным и интригующим: ГГ Эдвер Тиссел, будучи консулом Объединенных Планет на Сирене, получает записку: «На борту „Карины Крузейро“, порт назначения Фан, дата прибытия 10 января УВ, находится закоренелый убийца Хаксо Ангмарк. Будь при посадке с представителем власти, арестуй этого человека и отправь в тюрьму. Это распоряжение должно быть выполнено, провал акции недопустим».
Эдвер с ужасом понимает, что Планетолет садится через 25... нет, через уже 22 минуты. Надо спешить, дабы схватить особо опасного преступника... Казалось бы, ураганный сюжет обеспечен, но... Начинается индийский сюжет: я схвачу и убью тебя, но сначала я и мои сорок слонов станцуем. Начинаются такие отступления, что если бы у ГГ было бы 2 дня на подготовку, то он все равно бы не успел.
В итоге, в ожидании бодрого сюжета я наткнулся на красочный, размеренный, местами интересный рассказ, но с последующим скучным и малодинамичным сюжетом, поэтому любые всплески активности в дальнейшем кажутся сумбурными и играют роль скорее дифибрилятора, нежели приятной прохладцы оазиса в пустыне.
В желании понять, нравится ли мне творчество Вэнса или нет, я еще больше запутался, так как количество недостатков приблизительно такое же как и количество преимуществ. Придется читать еще.
eollin6, 28 апреля 2014 г.
«Лунная моль», в отличие от, скажем, «Цветов для Элджернона», не увенчана лаврами и не столь обласкана критикой. Тем не менее, этот рассказ можно смело поставить в один ряд с избранными шедеврами научной фантастики. Почему? Потому что в этом сравнительно коротком произведении Джек Венс создал Мир. Не спешите пожимать плечами — дескать, каждый фантаст создает свой мир, чего тут особенного? Как раз миры создают далеко не все. это удел богоравных гениев, творцов. Что же тогда создают остальные? Картонные декорации. Напридумывать планет с кучей драконов-эльфов-бластеров-супермегадестроеров может, извините, каждый дурак. Это все — количественные характеристики, в объемах которых и соревнуются писаки, берущие числом а не умением. Звездолет размером с планету? — пожалуйста. Дракон величиной с гору? — в ассортименте. А подлинные творцы умудряются скупыми средствами создавать живое, непротиворечивое, и — главное — психологически достоверное полотно. В него можно вжиться, его можно прочувствововать, оно заставляет думать и сопереживать. Эти миры не менее реальны, чем наш. Таков мир «Лунной моли». Проживая, а не прочитывая этот рассказ, ты ощущаешь на себе тяжесть кастовой маски, каиновой печатью ложащуюся тебе на лоб. Ты чувствуешь ароматы этого странного мира, свет его звезд, дыхание его людей. И тебе до чертиков интересна судьба главного героя не потому, что от него зависит судьба трех вселенных и одной красавицы с буферами пятого размера. И не потому, что у него суперсила, он умеет взглядом сверлить стены и ногтем вырезать аппендикс. Герой «Лунной моли» интересен как раз тем, что он просто человек из плоти и крови, самый обыкновенный, который волею судеб должен подняться над собой, суметь заставить этот мир считаться с ним, с маленьким человеком, таким, как мы. Задача, стоящая перед ним точно такая же, что и задача стоящая перед всеми нами: доказать миру, что мы — люди, что мы чего-то стоим. Что маска офисного планктона или нищего бюджетника — это всего лишь случайность нашего безжалостного мира, напяливающего маски на всех по принципам, не имеющим ничего общего со справедливостью. Если ты друг племянницы сестры большой кремлевской шишки — у тебя будет маска золотого мальчика, ты получишь отличную должность и приличный доход. Но кто ты под маской? Кто ты на самом деле? Зависит ли содержание от формы маски? И еще: как сорвать ненавистную маску, как отказаться играть в отвратительные игры по чужим правилам? И как при этом победить? Смотрите, сколько вопросов задает один небольшой рассказ, написанный полвека назад. А теперь спросите себя — смогут ли поставить перед вами столько же вопросов все вместе взятые произведения тех современных «мастеров», которые штампуют по три — четыре романа в год? Думаю, что ответ вам известен.
JohnNorrik, 5 февраля 2016 г.
Одно из наиболее любимых моих произведений в жанре фантастики. Необычайно красивый детектив, где Джэк Вэнс сумел создать целый мир, настолько яркий и своеобразный, что после первого прочтения я был просто в огромном восторге. Первое, чем захватывает сие произведение так это, очень непохожей на нашу, культурой которая базируется на гипертрофированном индивидуализме, с примесью рабовладельческого общества (помните, у жителей были рабы). Хотя даже здесь есть такие понятия как «статус» и своеобразная бартерная система, где за услугу ты получаешь не товар (или наоборот) а повышение статуса. Также понравилась идея общения с помощью музыкальных инструментов (только рабы могли общаться без них). Для каждого случая, свой музыкальный инструмент и характер игры на нем.
Персонажи (даже побочные) прописаны довольно хорошо, и я даже сопереживал главному герою в конце настолько он казался живым лично для меня.
Как детектив, рассказ тоже довольно хорош. Я не особый любитель детективов, но даже с моим маленьким опытом в этом жанре могу сказать, что рассказ держал меня в напряжении.
И концовка как по мне довольно удачная и неожиданная.
Вообще, данный рассказ довольно необычен для Вэнса, так как имеет под собой некую «глубину». Я воспринял идею с масками как пародию на наше нынешнее общество, где мы должны иногда быть кем то, а не самими собой.
iLithium, 19 сентября 2015 г.
Есть у меня как у неискушенного читателя привычка угадывать по названию, что же будет в книге. По названию почудилась романтическая история о молодом художнике и его жертвах, душу которого будут сравнивать с порханием причудливого мотылька, неизвестного науке. Тем контрастнее, то, что я увидел — недалекого земного посла в чужом, даже чуждом землянам обществе. Сама история довольно захватывающая, чуть ли не с юнгианским подтекстом. Мир — достаточно причудлив, несмотря на то, что основой статуса и межклассовых коммуникаций там служит не только умение петь и играть на музыкальных инструментах, но и некий [i]strach[/i]. Не говоря уже, что все жители планеты носят маски, подобающие их [i]strachu[/i], а лишению маски многие предпочтут смерть (привет, Юнг!).
Новый посол недавно прибыл, и пока толком не успел освоиться в городе, как прибывает приказ свыше — найти опасного преступника. Чиновник еле-еле знает, на каком инструменте для кого играть, как уже нужно довольно активно взаимодействовать с населением, которое легко оскорбить, сыграв не ту музыку. Общение, впрочем, вскоре сходит на нет — хоть все носят маски, преступник понимает, что от местных он не спрячется — чужого всегда узнают. Поэтому он убивает одного из землян и надевает его маску.
Дальнейшее напоминает детектив в классическом стиле, ограниченный набор подозреваемых прилагается. И герой — справляется со своей задачей, и даже местное население признает, что он — герой!
god54, 16 марта 2010 г.
Очень красивое и достойное произведение. Во-первых, это тщательно до деталей, до слов и выражений сработанный новый мир. В этом мире поражает всё: от деталей масок, одежды, лодок, обычаев, музыкальных инструментов, разговоров, способа передачи эмоций с помощью музыкальных звуков и типов музыкальных инструментов. Одним словом тщательно отработанный мир. И на этом фоне разворачивается классический детектив. Автор придумал способ, как среди масок узнать убийцу, но вот концовка была скорее надуманная и спонтанная, так как не стала следствием работы ума, хотя выход из сложившейся ситуации главный герой нашел очень достойный. Одним словом очень достойное произведение, но требующее внимательного и медленного чтения, чтобы получить удовольствие от описания этого мира и хода расследования.
laughingbuddha, 28 февраля 2010 г.
Очень понравился рассказ. Конечно, это всего лишь одна из многочисленных вариаций на тему взаимодействия масок и носящих их людей, но вариация очень отточенная и изящная — именно такая, какой и надлежит быть рассказу с таким хрупким названием.
Master of SF, 12 июня 2010 г.
Гениально!
Очень понравился рассказ. Один из лучших рассказов НФ, который я читал в своей жизни!!!:wink: