Все отзывы на произведения Василия Щепетнёва |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 233
Страницы: [1] 2 3 4 5
«Седьмая часть тьмы» |
| |||
С.Соболев, 13 февраля 2014 г. в 14:37 | ||||
Петр Аркадьевич Столыпин идеализирован в последние годы чуть ли не как святой и мудрый правитель. Однако этот «саратовский душитель» стал причиной начала массового кровопролития. В России за весь девятнадцатый век было казнено людей меньше, чем в первый год внедрения трибуналов (19 августа 1906 года, закон о военно-полевых судах). С 1826 по 1906 гг казнено 984 человека. С 1906 по 1909 — 2353. Россия, жалеющая каждого преступника, скорбящая о любом убиенном, вдруг захлебнулась потоками крестьянской крови. На виселицу попадали за такие провинности, за которые во времена более спокойные можно было получить все-го лишь несколько лет тюрьмы. “Столыпинский галстук” не такая штука, которая может окупиться “успехами” в экономике. В.Г.Короленко скупо и со злостью описал этот судебный террор в рассказе «Бытовая ошибка». Первая мировая война и последующий большевистский переворот вкупе с войной гражданской — лишь продолжение бессмысленной резни, начатой Столыпиным: вкусившие крови хотят пить ее досыта. В ХХ веке именно Петр Аркадьевич ввел в жизнь россиян легитимный массовый террор — после относительно спокойных десятилетий тихого девятнадцатого века. На этом фоне злорадный оттенок приобретает крылатая фраза П.А.Столыпина, сказанная с трибуны Государственной Думы: «Дайте нам двадцать лет, и вы получите другую Россию». Василий Щепетнев дал Столыпину двадцать лет — это в его власти, он — писатель-фантаст. Что же мы получаем? 1933 год. Вот уже девять лет идет война с Германией, где правят коммунисты. Вице-директором радио «Свобода» работает Троцкий, а посредственные пропагандистские передачи пишет муж Надежды Константиновны. В монархической России Константин Фадеев живет как барин — на процентах с изобретения противогаза; Карл Густав Юнг перебрался в Москву. Босфор и Дарданеллы наконец-то российские, но за них приходится платить ежегодный налог кровью. Открыта вакцина от простуды, кори, коклюша и насморка [мечта Алисы Селезневой сбылась!], но аэроплавание по прежнему “плавание”: самолетов нет, а дирижабли наполняют не взрывоопасным водородом, а безопасным гелием. Трагедии «Цеппелина» не будет, но и в США президентом стал спортсмен-здоровяк Франклин Делано Рузвельт, больше пекущийся о своей внешности, нежели о национальной безопасности вверенной ему страны. А опасаться есть чего: Россия в союзе с Японией одолела гоминдановский Китай, теперь же запускает атомарную бомбу на Нью-Йорк. Что же делает российский монарх? Как и положено, страдает гемофилией (несворачиваемостью крови), устал от политики и готов уступить все права на трон серым кардиналам. Однако и эту сюжетообразующую развилку некоторые исследователи не склонны считать бифуркационной точкой российской истории, потому что к сентябрю 1911 года Столыпин уже успел истощить и свой реформаторский пыл, и доверие царской семьи. А в условиях политической смерти смерть физическая не играет значения. Сохранение всей полноты власти в руках Столыпина возможно при небольшом дворцовом перевороте, упоминания о котором отголосками встречаются в повести Щепетнева. | ||||
| ||||
«Чёрная Земля» [Цикл] |
| |||
ismagil, 17 сентября 2010 г. в 15:49 | ||||
Щепетнев долгое время был ярким примером того, что судьба хорошего писателя иногда злодейка, а иногда сука рваная просто. Врач воронежского центра антиСПИДа заявил о себе в начале 90-х, постепенно стал знаменитым в фэндоме и кругу читателей «Компьютерры» автором, одним из создателей и видным пропагандистом жанра литературного альманаха, обладателем аж двух «Бронзовых улиток», чуть ли не единственным стоящим фантастом России по версии пары особо оголтелых критиков – и не издал ни одной книги. Хотя успел написать чуть ли не с десяток повестей – сухих, жестких и очень цепляющих. Да к тому же медик Щепетнев-то – а в России медики-писатели-фантасты обычно ребята не только талантливые, но и пробивные. Понятно, что экзерсисы на тему упырей Центрального Черноземья, царского ГУЛАГа на Марсе или впавшей в полуфашизм Российской империи не имели особого коммерческого потенциала несмотря на несомненные литературные достоинства – а может, и благодаря им. Но все равно, в эпоху, когда заметным тиражом публикуется любой климактеричный бред и антологии молодых графоманов, подобный игноранс издателей выглядел почти неправдоподобным. Сам Щепетнев относился к данному вопросу с самурайским спокойствием, отмечая, что хотел бы, конечно, напечататься при жизни, но наизнанку ради этого выворачиваться не будет. Это многое объясняло, но мало утешало. Прорыв случился в 2002, когда АСТ опубликовал покетбук «Темные зеркала». С учетом маститости почти 50-летнего автора выбор малого формата и мягкой обложки для сборника почти классических повестей выглядел издевательским, но не Щепетневу было жаловаться. Тем более, что им издательство открыло целую серию, названную «Библиотека фантастики «Сталкера»», да и тираж был стандартным для дебюта – 6 тысяч. Серия не задалась, но не в этом дело. Затем тот же АСТ уже 7 тысячами выпустил новый, что неожиданно, роман «Хроники Навь-Города», в котором Щепетнев попытался сыграть на чужом, чуть ли не фэнтезийном поле (бывшие космонавты в роли рыцарей сражаются с чудовищами и изощренными интригами подлых баронов, все такое). Попытку можно засчитать, игра удалась, хоть и оставила поклонников в легком замешательстве, которое не развеяли ни фирменное щепетневское пугалово, прущее с некоторых страниц, ни включение в корпус романа пары старых повестушек. В связи с этим я и не знал даже, когда и какой будет следующая книга Щепетнева. И вдруг увидел в книжном роман «Черная земля», который, оказывается, вышел еще в 2003 году усилиями «Терры» и «Северо-Запада». Тираж застенчивые издатели не указали, зато вписали книгу в серию «Полночь XXI век: Русский роман ужасов», чем, очевидно, и обрекли на бесславие – как известно, отечественные ужасы читатель не приветствует (в той же серии вышла книга Точинова, которого я не читаю, и двух неизвестных мне дебютантов). Но все равно спасибо товарищам огромное. Как полиграфический продукт «Черная земля» сделана с любовью, качественно и без малого стильно. Как литературное произведение «Черная земля» вполне соответствует уровню автора, а он сильно выше среднего. По старой привычке Щепетнев включил в роман несколько уже известных повестей, которые, выстроившись в ряд, заиграли по новому. – ну, и дописал кой-чего, конечно. Повествование построено по известной схеме: 6 не то 7 глав, в каждой из которых новый (в трех – сквозной) герой, то комсомолец-двадцатипятитысячник, то красноармеец при летучем отряде НКВД, то спецврач (естественно), а то бомбила с грузовиком, сталкивается с чертилами и оборотнями, выскакивающими из подвалов и лесов воронежского захолустья. Многое, как положено у Щепетнева, объясняется происками Советской власти, сносящей церкви и взрывающей энергоблоки, но беспристрастному читателю автор, как, опять же, ему положено, дает понять, что большевики лишь сняли крышку с обустроенного не ими адского инкубатора. Иногда «Черная земля» мучительно напоминает аналогичные книги последних лет, типа «Академонгородка». Но матерый сценарист и кавээнщик Бачило все-таки старался из каждой главки сделать черный анекдот с хлесткой концовкой. А Щепетнев, давно играющий с альтернативным течением истории, стремился, такое ощущение, грубо воткнуть классический сюжет в реальную деревенскую жизнь. Чтобы показать, например, как историю гоголевского «Вия» увидел бы левый путник, по партийной линии ночующий в церкви, пока Хому колбасят под крики «И ты, Брут!» Или как повернулись бы события в отеле «У погибшего альпиниста», если бы туда съехались естествознатцы да спецлаборанты, а вместо инопланетян шалили зомби с верволками. Вынужден доложить, что все равно ничего хорошего не вышло. Часть главных героев живой осталась – и то хлеб. Черный такой. Очень неплохая книга вышла. При некоторой раскрутке Щепетнев может попасть в топ отечественных авторов. Похоже, это не только мое мнение, и воронежский врач все плотнее вписывается в издательский мейнстрим – например, только что он дуплетом отметился в сборнике повестей по мотивам Шерлока Холмса. Это радует. Ведь хотелось бы, наконец, целиком прочитать «В ожидании Красной Армии» и давно анонсированные автором вторую и третью книги «Черной земли». | ||||
| ||||
«Седьмая часть тьмы» |
| |||
Lartis, 02 апреля 2016 г. в 22:09 | ||||
Фрагмент из моей рецензии 2002 года, опубликованной в «Книжном обозрении»: «Седьмая часть тьмы» — так неласково один из персонажей Щепетнёва называет Россию. Герои одноименной повести живут в 1933-м году, в том варианте мировой истории, в котором не случилось убийство премьера Столыпина, не было первой мировой, страна не стала большевистской. Император Алексей не очень уверенно, но правит, биолог Вабилов получает Нобелевскую премию за универсальную вакцину, муж Надежды Константиновны прозябает на коминтерновском радио «Свобода» в Берлине под началом Льва Троцкого, эмигрировавший в Россию кайзер Вильгельм кормится при дворе русского царя, а в Америке гениальный Эйнштейн создаёт на пару с помощником Семеном Блюмом «аппарат для перемещения по координатам всех измерений», т. е. для нуль-транспортировки. На первый взгляд, всё не так уж плохо. Тем не менее, альтернативный мир катится в пропасть. Россия, находящаяся на грани государственного переворота, воюет одновременно с гоминдановским Китаем и Коминтерном, окопавшимся в Германии. Русский генштаб в союзе с Японией планирует начало военных действий против США, на этот случай российскими учёными уже разработана «атомарная» (ядерная) бомба. Планируется глобальное применение смертоносного бактериологического оружия, созданного тем же Вабиловым. Все основные герои повести вот-вот погибнут. Кто-то при ядерном взрыве, кто-то от распускающейся внутри организма «живой» пули-почки, кто-то от сердечного приступа, кого-то ждёт смерть от выстрела снайпера, а кого-то подстерегает искусственный убийца — нечто кошмарное в стиле лемовской «Маски». Переломить ход событий пытается Блюм, посылающий 5,2 грамма свинца из 1933-го в 1911-ый год. Столыпин будет убит. Мировая история станет той, которую мы знаем по учебникам. Станет ли она менее кровавой? Вот риторический вопрос, который автор задаёт читателю. | ||||
| ||||
«Тайная игра» |
| |||
ismagil, 10 ноября 2011 г. в 20:25 | ||||
Зима 1919-20 годов, голод, холод, реквизиции, каждый дом как унитаз, и никаких венчиков из роз. В Московский уголовный сыск приходит новый сотрудник Александр Арехин, спокойный до отмороженности шахматный гроссмейстер, нокталоп и мастер стрельбы в падении, живущий в хоромах, передвигающийся на экипаже с персональным кучером либо вовсе в авто, вежливый и не пьющий политуру. Словом, типичная контра, какую в МУС и ЧК дальше первой стенки водить не принято. Проблема в том, что этого вот недобитка добивать никак нельзя. Во-первых, у него блат (по-немецки — листок с цидулями от Феликса Эдмундовича, Льва Давидовича и Владимира Ильича). Во-вторых, только этот вот недобиток может раскрыть странные дела упырей, попрыгунчиков и гипнотизеров, которые нападают не только на простых совграждан, но и на обитателей Кремля. Фантасты не устают прикидывать холмсово кепи на самые внезапные фигуры отечественной истории. Клугер с Бабенко сделали сыщика из юного Ленина, а Щепетнев — из гроссмейстера Алехина (что там сделали Бушков с Пушкиным и Хаецкая с Лермонтовым, просто не знаю и надеюсь не узнать). Впрочем, выбор Щепетнева выглядит совсем обоснованным. Автор давно известен как отчаянный любитель шахмат и конспирологии с мистикой, а также нелюбитель Советской власти. Эти любови-нелюбови и составляют каркас «Тайной игры» — всех шести невеликих эпизодов. Детективной интриге, к сожалению, остается совсем мало места — еле сидячего. Придумано и реализовано все довольно лихо, при этом скромно и со вкусом. Щепетнев классный автор, и он действительно постарался возвести аутентичные засады в аутентичных декорациях. Другое дело, что декорации, как правило, оказываются важнее действия, которое сплошь и рядом сводится к выезду Арехина в очередную прекрасную и страшную точку, мимо которой неминуемо проплывет злыдень с необходимыми уликами под мышкой. И читатель в итоге с этим мирится и начинает получать удовольствие, не докапываясь до мелочей и глупых вопросов о том, кто такой этот мистер Арехин, чего он хочет, с какого бодуна он читает Ленину книжки вслух, и почему он нокталоп да мусор, а не наоборот — и вообще, к чему все это и зачем. Смирению способствует и фирменная щепетневская манера экономить на объяснениях, связках и крупных планах. Читать забавно и интересно, намеков, аллюзий и меланхоличных хохм пригоршня в каждом абзаце, извилины время от времени начинают шевелиться — по нынешним временам разве мало? Вот и скажите спасибо. Спасибо, в общем. | ||||
| ||||
«Чёрная Земля» [Цикл] |
| |||
NikoKlaus, 30 декабря 2010 г. в 23:19 | ||||
Творения господина Щепетнёва считаю для себя литературным деликатесом. Лакомством. Чтение его книг — настоящий праздник. Блестящий, образный русский язык. Изумительнейшие описания окружающего мира. Бесподобно реалистично и колоритно выписанные герои. Точнейшие и узнаваемые детали действительности. Совершенно живые диалоги. Сказка! Ну так почему же Василий Павлович так намеренно калечит сюжет в угоду каким-то непонятным своим соображениям художественности!? Почему так тухло, беспомощно развивается действие в момент достижения кульминации!? Мощнейшие фабульные посылы почти каждой его книги, каждого рассказика заканчиваются пшиком! Там, где интрига начинается, там же и заканчивается. Каждая, каждая книга — облом! Текст прописан просто идеально, но когда начинается действие и нужно пойти в атаку, раздаётся команда «Стоять на месте! Отступаем!» Такое впечатление, что писатель Щепетнёв дописывает произведение, дальше у него появляются новые идеи, корпеть над старым становится неинтересно, и он просто обрывает, херит книгу в самой высокой точке полёта. Точнее охарактеризовать фирменные методы построения интриги господином Щепетнёвым не могу. Причём, судя по интервью одного из издателей (кто-то из «Северо-Запада» вроде), позиции этой Василий Павлович придерживается сознательно и решительно отказывается подвергнуть хоть что-нибудь редактированию. И об этом (о необходимости ввести в интригу жизнь, закончить сюжет, расставить необходимые точки над «i») ему талдычат многие умные люди. Писатель не оспаривает утверждение, что при внесении корректировок можно увеличить читательскую аудиторию в десятки раз. И нет никакой необходимости снижать при этом планку художественного уровня текста. Но нет, фигвам — индейская избушка. Всё вышесказанное в полной мере относится к серии книг цикла «Чёрная Земля». Всюду поставил оценки 9. Очень хотел 10, но нет, невозможно. Василий Павлович Щепетнёв — гениальный писатель нашей современности. Несостоявшийся из-за своего дурацкого упрямства. Прямо математик Перельман какой-то. Оп чём и говорят оценки на ФантЛабе. Средняя оценка — 8,5. Всего оценок на момент написания отзыва — 2. Гад. Всегда буду покупать и читать его книги, будь он неладен. | ||||
| ||||
«В ожидании Красной Армии» |
| |||
witkowsky, 07 марта 2011 г. в 21:09 | ||||
Кажется, повесть вообще не попала в офф-лайн. Между тем это шедевр Щепетнева, не хуже чем «Седьмая часть тьмы» и «Марс 1939», если ненароком не лучше. Глубокий постмодернизм аллюзий, от Кавафиса до Херберта («Досадийский эксперимент») и до Дж. М. Кутцие, требует от читателя очень много. К тому же для человека, хоть немного ностальгирующего по советским временам, повесть неприемлема. Щепетнев не мастер романа (отсюда и один провал, о коем писать не хочется — к этой вещи он не относится). Но повесть вот такого объема — даже не знаю, кто у нас до такого трагизма в этом жанре дотягивает. Статистика неожиданно оценила запас оригинальных слов в повести как НЕВЕРОЯТНО ВЫСОКИЙ, не помню, есть ли такая оценка еще хоть где-то на ФЛ. Короче, жаль мне каждого, кто это не читал. Того, кто это читал, но не принял и не понял, мне не жаль. Мы с ним относимся к разным биологическим видам. О том, кто выдавливает автора из литературы в пользу собственного положения, мнения не имею. ...Больше двух лет прошло. А публикация все остается «сетевой». Это при том, что фантастов такого уровня у нас меньше десятка на весь русский язык, по крайней мере среди живых авторов (приписано в мае 2013 года). Наконец-то и в книге напечатано. (Приписано весной 2014 года) | ||||
| ||||
«Марс, 1939» |
| |||
grigoriy, 26 апреля 2014 г. в 18:42 | ||||
Приведу только одну фразу из повести: «Подчиненный должен быть загружен, чтобы не оставалось времени на доносы». По ней, как палеонтолог по костям динозавра восстанавливает его обличье, мы, люди старшего поколения, можем восстановить (фантастический?) облик общества, описанного в повести скупыми штрихами. Блестящая вещь! | ||||
| ||||
«В ожидании Красной Армии» |
| |||
avsergeev71, 27 марта 2017 г. в 11:01 | ||||
—Прощай, Мальчиш ... Остаешься ты один... Щи в котле, каравай на столе, вода в ключах, а голова на плечах... Живи, как сумеешь, а меня не дожидайся. --- Шедеврально! Но это произведение — для гурманов. Его нельзя жевать на ходу или спешно кидать в желудок в одной из точек общепита в обеденный перерыв. Результатом (в лучшем случае) будет недоумение: что это я такое проглотил. А может ведь начаться и изжога. Нет, это произведение достойно отдельно выделенного вечера, крахмальной скатерти, свечей, изысканной посуды и хрустящих салфеток. И вкушать неторопливо, тщательно пережёвывая, вдыхая неповторимый аромат и наслаждаясь тонким послевкусием... Произведение — сплошная метафора, начиная с названия. Хотя в настоящий момент автор включил его в роман «Гамбит смерти», как отдельную главу, и оригинальное название исчезло. На мой взгляд, — зря, название можно было бы и оставить (хотя автору, безусловно, виднее). Ведь главный герой ждет. Ждет по-своему героически, но, увы, — безнадежно, как Гайдаровский трагический Мальчиш-Кибальчиш. Как и вся Россия. И само это ожидание в высшей степени метафорично. Сюжет, как таковой, в произведении отсутствует. Да, собственно, и нужен ли он? Перед читателем разворачивается некое огромное полотно, в которое нужно всматриваться. Очень пристально всматриваться. На бегу окинуть взглядом точно не получится. И тогда начнешь видеть и узнавать: намеки, отсылки, аллюзии. Напряженный сюжет просто помешал бы этому. Надеюсь, что когда-нибудь творчество Щепетнёва дождется серьезного изучения. Поскольку, без сомнения, является замечательнейшим явлением в великой Русской Литературе. А пока радует тот факт, что автор, хоть и не без труда, но все же находит дорогу к своему читателю. Вот и собрание сочинений выходит (спасибо издательству «Престиж Бук»). | ||||
| ||||
«Гамбит смерти» |
| |||
Brain-o-flex, 05 июня 2015 г. в 14:03 | ||||
В стране Перестройка... В стране Бардак. Кому-то крах всего, а кому-то коммерческий шанс. Наш герой — обыкновенный человек, хлебает все испытания большой поварешкой, проходит огонь и воду. Ходит по острию ножа — подвергаясь покушениям на жизнь от *** и до ***. И попытки уйти в тень, в глубинку, не помогают — его находят и старые (раны) и новые (проблемы). Как в шахматах — поле жизни всё в квадратах — чёрных и белых. Шахматная партия. Гамбит. Гамбит Смерти. Реальность и Мистика. | ||||
| ||||
«В ожидании Красной Армии» |
| |||
монтажник 21, 08 декабря 2014 г. в 20:17 | ||||
С уважением отношусь к мнениям рецензентов. Но, увы, — не разделяю. И вот почему. Ни красоты языка и стиля, ни изящество аллюзий не способны пленить аудиторию, привыкшую к более внятным сюжетам. Писатель пишет для людей и он должен уважать своих читателей. Если с героем все более или менее понятно (врач, шахматист, умница — хотя можно было бы и поскромнее :)), то стержень сюжета — интрига — не ясна. Что за артефакт, для чего — это нужно объяснять доступнее, четче. Эдгар По, который писал вещи уж совсем фантастические и фантастичные, тем не менее, требовал (прежде всего, от себя!) ПРАВДОПОДОБИЯ (не буду удивлять аудиторию термином на языке оригинала :)) правдоподобия — прежде всего! — в деталях, тщательной проработки этого элемента сюжета. Автора сие не слишком заботит. Жаль. Видимо, автор принадлежит к числу «браминов», свысока взирающих на читателей-пигмеев и обращается только к «посвященным», к членам клуба избранных. Это его право. Но в таком случае не стоит надеяться на успех у широкой публики, а ведь любой писатель к нему стремится :). Для меня сие весьма грустно — у автора чувствуется серьезный потенциал... | ||||
| ||||
«Марс, 1939» |
| |||
lawyer.1979, 18 марта 2011 г. в 20:43 | ||||
Продолжая начатое в повести «Седьмая часть тьмы» Василий Щепетнев снова знакомит нас с альтернативной историей России. На этот раз, место действия — Марс, время действия — 1939 год. Капитан Департамента Шаров получает задание разобраться с трагическими событиями в поселке «Свободный Труд» и произошедшей после этого утечки информации к стратегическому противнику. С чем, пережив несколько покушений, наш герой блестяще справляется. Как и в рассказе «Из глубины» автор показывает нам рабочие будни ученых в условиях другого мира и делает это мастерски. Прекрасным языком нам рассказывается о экспериментах, открытиях, повседневной работе исследователей, жизни простых работяг, а также местного бомонда. Повествование буквально «дышит» атмосферой Красной планеты, красочно передает пейзажи нашего планетарного соседа, буквально создается такое впечатление, что вот-вот и уже отпечатки твоих ботинок останутся на песке Марса. Мало кому из российских писателей так емко, но в тоже время коротко получалось передать свой творческий талант, сейчас более выгодно писать циклами. Итог: прекрасная фантастическая повесть с детективным уклоном. | ||||
| ||||
«Седьмая часть тьмы» |
| |||
swordenferz, 29 сентября 2010 г. в 12:58 | ||||
Альтернативная история из разряда — что будет, если царизм просуществует в России и после 1917-го. Автор, что видно уже из названия, полагает — ничего хорошего не будет. С царем плохо, без царя плохо, и вообще Россия — тьма кромешная, видимо народишко и впрямь некудышный стране достался. К писательскому мастерству претензий никаких, идеологический посыл вызывает полное отторжение. | ||||
| ||||
«Позолоченная рыбка» |
| |||
_gorm, 12 мая 2017 г. в 18:56 | ||||
Редкое гуано автор выдал. Спрашивается, на фига приплетать свои политические взгляды к произведению, которое совсем не про это? Герои на себя не похожи от слова совсем. Автор сильно упал в моих глазах. После прочтения создалось чёткое ощущение, как будто в чём-то испачкался. Пойду СБТ перечитаю, или «Путь на Амальтею», попытаюсь очиститься... | ||||
| ||||
«В ожидании Красной Армии» |
| |||
grigoriy, 30 апреля 2014 г. в 19:57 | ||||
Уважаемый witkowsky, повидимому, так запугал потенциальных рецензентов словами» Того, кто это читал, но не принял и не понял, мне не жаль. Мы с ним относимся к разным биологическим видам», что за два года не появилось ни одной рецензии. А зря. Повесть заслуживает разбора даже с учетом того, что я — читатель не подготовленный и даже не знаю, кто такие Кавафис и Кутцие, упомянутые в предыдущей рецензии и даже не уверен, что правильно понимаю слово «аллюзия»... Повесть блестящая и по языку (особенно! не знаю, с кем можно сравнить) и по многочисленным естественно вставленным в текст изюминкам. Автор — умнейший человек и большой мастер и входит не то что в десятку, а, наверно, в пятерку лучших в фантастике Впрочем, для хорошего шахматиста быть неумным невозможно. Советую прочитать дважды. А я и третий раз прочитаю с удовольствием-уж очень сочный и вкусный язык. Да и некоторые детали развития сюжета не сразу замечаешь. | ||||
| ||||
«Марс, 1939» |
| |||
bbg, 29 сентября 2010 г. в 10:11 | ||||
С удовольствием перечитал повесть! Если сюжет и фабула, по прошествию лет, не выглядят чем-то особенным, просто альтернативное будущее прошлого, то на язык нельзя не нарадоваться! Мелкие, но сочные детали, замечательный, физически ощущаемый антураж, тяжесть, серость жизни, представленная причем от лица капитана Департамента, понятно какого. А какие афористические фразы! Два часа сплошного наслаждения... Всем, кто не читал — настоятельно рекомендую! | ||||
| ||||
«Позолоченная рыбка» |
| |||
kokododo, 07 мая 2012 г. в 12:14 | ||||
Рассказ откровенно не понравился. Я конечно понимаю, что и время другое и автор хочет по своему написать, но тем не менее рассказ оставил неприятный осадок. Некоторые герои «Страны багровых туч» оказались какими-то меркантильными приспособленцами, другие истеричными фанатиками или откровенными трусами. Зачем так глумиться над любимыми героями? | ||||
| ||||
«Переигровка» [Роман-эпопея] |
| |||
amlobin, 10 марта 2022 г. в 23:24 | ||||
Попаданец в себя молодого, очень поулярная тема в последние годы. ГГ здесь — просто принц наследный: дедушка художник, папа оперный певец, мама, сотвественно, прима Большого театра. В наличии: дача двухэтажная, машина ЗИМ, много сберкнижек и золотишко прикопано. Однако Миша Чижик по ресторанам не зависает, а честно учится, пишет оперу про Брежнева (в смысле музыкальное произведения для пения на сцене) и играет в шахматы Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) и даже выигрывает. Станрвится миллионером и знаменитостью, естественно. Но к Брежневу с советами не лезет, помогает людям помельче с Фишером Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) и то только если сами спросят. Отношение к СССР в целом спокойное, а будущего он почти не помнит, так что навязчивых сравнений и агрессивной пропаганды любого вида здесь нет разве что за эффективное мышление и здоровый образ жизни.Андропову например Глвная идея — прожить жизнь правильно. Во всех трех книгах Мишу постоянно пытаются втянуть во что-то нехорошее и опасное, во что-то против совести — а он держится! Угробить себя на вяких опасных и глупых партийно-государственных глупых мероприятиях не соглашается, даже одобрять решения не хочет. Но и в диссиденты не лезет, живет своим немалым умом. Вообще-то очень серьезный и отвественный эксперимент, это вам не песен из будущего наворовать, потом переспать со всеми одноклассницами и спасти СССР. Для усиления интриги автор регулярно подбрасывает какие-то мистико-фантастические обломки сюжетов Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) — но Герой наш твердо держит курс, на ерунду не отвлекается.с визитами покойников, с ночными кошмарами, с подсклушивающими устройствами, с тайными эликсирами на крови Написано хорошо, со вкусом и вниманием к деталаям, но к концу третьей книги я что-то от всего этого подустал. Тем более что читал на авторе тудей, где надо мучительно больно ждать проды по одной главе. Хотя Цпетнев, справедливости ради скажем, писал честно, особо не затягивал. Продолжение прочитаю, но не прямо сейчас, подожду завершения цикла. | ||||
| ||||
«Исполняющий обязанности» |
| |||
sherlok, 28 ноября 2018 г. в 17:21 | ||||
«Исполняющий обязанности» — история увлекательная. 27-летний официант с простым русским именем Иван внезапно получает в наследство усадьбу. Собственно, процесс вхождения во владение наследством и составляет сюжет повести. Усадьба оказывается весьма необычной, ну так и наследник не так прост, как полагают многочисленные претенденты на разграбление наследства покойного дядюшки. Читается повесть легко, автор мастерски поддерживает интерес до последней страницы. Должен предупредить, имеются и минусы. Минус первый, простительный: продолжение, как вы уже догадались, воспоследует. История оборвана на полуслове. Минус второй: с определенного момента автор начинает множить сущности.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Мешает в кучу все, что под руку подвернется: упыри, людоеды, Навь, дух места, нацисты, американцы, параллельные миры. Апофеозом для меня стали дагоны. Единственными на моей памяти, кто изящно выкрутился из подобного винегрета, стали соавторы «Посмотри в глаза чудовищ». Щепетнёв не новичок в писательском ремесле. Посмотрим, как получится у него. Резюме: конечно же читать! | ||||
| ||||
«Рикошет» |
| |||
sherlok, 27 ноября 2018 г. в 17:38 | ||||
Завязка повести проста: во время эксперимента по переносу сознания происходит сбой, и эндобиолог Артем оказывается в параллельной реальности. Вместо коммунизма вокруг – наша с вами сегодняшняя реальность. И еще героя кто-то очень хочет убить. Но коммунизм, из которого попал к нам Артем – очень правильный коммунизм. Там не учат драться, там учат убивать. Там проходят 500 часов бронетанковой подготовки. И еще там учат не сдаваться. Вдобавок, сама профессия эндобиолога дает герою нешуточные плюшки. Интересно, увлекательно и, местами, смешно. Особенно доставила сцена продажи долларов. Единственное, что огорчило – история не закончена. «Рикошет» — это скорее начало истории. Что ж, будем ждать продолжения. | ||||
| ||||
«Белые львы Антарктиды» |
| |||
Brain-o-flex, 21 апреля 2017 г. в 15:54 | ||||
«Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет киножурнал: Хочу! Всё! Знать!» Это эпиграф, он же — девиз данной книги, подходящий к ней по моему мнению. Рассказ за рассказом, страница за страницей автор приоткрывает нам завесу тайных событий, явлений и предметов, диковинных тварей и неких исторических личностей. Рассказывает о тайных заговорах и обществах, как древних, так и современных, религиозных культах и научных симпозиумах, врачебных консилиумах и прочих, прочих... Извлеченные по крупицам из канувших архивов, добытые чудом обрывки документов у разных разведок, пересказанные по секрету из уст в уста... Это, можно сказать, второй том «Певчих Ада». Но эта книга имеет своё лицо, свой скелетик, свой запах. Не просто продолжение, но продолжение — и то, и другое. | ||||
| ||||
«Седьмая часть тьмы» |
| |||
mlonely17, 14 сентября 2015 г. в 17:58 | ||||
Ну что тут скажешь, кроме «превосходно» ! Фрагменты жизней разных людей к финалу повести неожиданно преображаются в цельную картину. И перед читателем предстает целый мир, так отличающийся от нашего, и в тоже время,так похожий. Если есть «тёмное» фентези, то Шепетнев пишет «темную» АИ. Может поэтому он мало печатается и довольно мало известен. На фоне всевозможных картонных «В вихре времён» и им подобных сразу становится видна разница между мусорной посредственностью, выдающейся «на гора» и настоящим качественным произведением. Всем, кто любит и хочет прочесть хорошую, серьёзную АИ — к прочтению обязательно. | ||||
| ||||
«Швейцарское Рождество» |
| |||
Brain-o-flex, 09 июля 2015 г. в 21:12 | ||||
Здоровская предыстория историй про подвиги Арехина. С удовольствием узнал, уже прочитав «Тайную сторону игры», о приключениях главного героя в молодости и о его знакомстве с нашими вождями. И это стильная история, прямо как из харчевни в Шпессарте. Хорошо, что у этой истории возможно продолжение. Хочется узнать, что будет дальше, если что-то будет. Автор умеет сохранять интригу. | ||||
| ||||
«Лето сухих гроз» |
| |||
Календула, 25 ноября 2013 г. в 22:47 | ||||
Эта повесть кажется уж совсем неправдоподобной и маловразумительной. Ватсон и Холмс по приглашению августейшей особы отправляют в Россию расследовать дело о краже рубинов. Неужели для столь малозначимого случая понадобился иностранный сыщик? Да и сомнительно, чтобы слава Холмс гремела так далеко? Сюжет повести тем не менее интригует, но скатывает в мистику. Действие развивается стремительно и динамично, но финал ожидается совершенно иной, однако, увы, он замят и скомкан. И странно то, что Холмс подобным положением дел кажется вполне удовлетворенным. А куда подевалась его фирменная тонкая ирония, саркастичные замечания, емкие выражения? Холмс здесь словно бледная тень самого себя. В сюжете много белых пятен и логических нестыковок. Образ великого сыщика вызывает недоумение и множество вопросов. Создается впечатление, что автор совершенно не знаком с характером своего героя. Повествование течет неспешно — казалось бы, отличная возможность почувствовать дух и настроение места и времени. Но нет, нет здесь атмосферности — лишь попытки ее создать. Декорации, где происходит основное действие, — замок Ольденбургских, затерянный где-то в лесах России, — весьма колоритны и необычны. Место неплохо описано, а вот герои прописаны слабо, поверхностно, короткими ремарками, отдельными штрихами. Сложно представить человека, о котором идет речь, составить о нем мало-мальски определенное впечатление — все они проходят перед взором читателя безликой серой массой, хотя от представителей старинного рода ожидаешь большего. Что в итоге. Недоработанная, поверхностная сырая повесть с невнятными героями и скомканным сюжетом. | ||||
| ||||
«Тот, кто не спит» |
| |||
Bizon, 26 октября 2013 г. в 08:22 | ||||
Некто Петров путешествует по деревням пешком, ему встречаются различные люди, объединяет которых странное поведение: недоверчивость выходящая за разумные рамки, постоянные разговоры о войне. А еще земля пашут вручную, одежда на людях многократно стиранная, везде отсутствует современная техника. И самое удивительно, что никто не знает, что происходит буквально в соседней деревне. Стиль у автора своеобразный, он построен на мыслях главного героя, создается ощущение мыслей вслух. Изложение мыслей, в простых словах и выражениях подчеркивает «бытовое» повествование. Патриархальность обстановки помноженная на крайнюю бедность и разруху наводит мысль на постапокалипсис или смещение времени. Ан нет! все совсем не так. Разъяснение ситуации автором проведено до финала, но это ничуть не портит повести. Идея социального долгосрочного эксперимента весьма интересна. И кстати не исключено, учитывая историю, что такой эксперимент имел место быть в реальности. Что такое государству положить ради моделирования предполагаемой ситуации несколько сотен людей? тьфу, раз плюнуть и растереть! Повесть не понравится тем, кто предпочитает активное действие и пропускает размышления героев. | ||||
| ||||
«Седьмая часть тьмы» |
| |||
Pavel_Otmorozov, 27 января 2011 г. в 14:30 | ||||
Одна из лучших альтернативок на тему русской истории начала ХХ века. Ёмкая, широкоохватная, с альтернативой не только исторической, но и научной. «Растущие» пули; лучи, способные проникать в параллельное измерение (или преисподнюю?); великие ученые с судьбой, отличающейся от известной нам. Щепетнев неимоверно крут. | ||||
| ||||
«Лето сухих гроз» |
| |||
ismagil, 27 сентября 2010 г. в 19:06 | ||||
При всей приязни к Щепетневу вынужден признать рассказ малоудачным. Нет в нем ни характеров, ни драйва, ни настроения. Такое ощущение, что автор вдохновлялся не столько конандойловым первоисточником, сколько продолжениями про пещеру Лихтвейса и прочие германские лучи смерти. Впрочем, «вдохновлялся» — чересчур сильный термин. Самое обидное — что «Лето сухих гроз» в качестве приквела «Черной земли» очень сильно эпопею обедняет. Типа мы думали, речь об исконной хтони, которая всегда тут под боком клубилась — а оказывается, ее глупые буржуи подманили да выпустили. Зря он так. | ||||
| ||||
«День открытых дверей» |
| |||
sergej210477, 21 марта 2019 г. в 15:49 | ||||
«День сурка» в отечественном варианте. Четверо ребят вынуждены жить по определенному графику — через каждые четыре года, их жизнь начинается заново — опять первое сентября, очередной раз — в четвертый класс. И так — бесконечно. Ловушка времени, «ошибка программы». Интересно, хорошо написано. А вот финал меня разочаровал. Бессмысленный, непонятный и «притянутый за уши». Была неплохая мистика, а получился — хоррор- не хоррор, некая шутка автора, что ли? Концовка испортила все мое впечатление от рассказа. | ||||
| ||||
«Подвиги Арехина» [Цикл] |
| |||
Brain-o-flex, 12 ноября 2016 г. в 16:23 | ||||
Весь цикл подвигов Арехина — причудливая вязь, крипто-история, ретро-фантастика. Занятные детективные истории, а то и повести (Дело о Крылатом осьминоге), затейливо переплетающиеся с бестиарием автора. Здесь есть место и марсианам, и Ктулху, и упырям-вурдалакам, и разным загадкам истории типа египетских пирамид или Сухаревой башни. Прототипы живших и ожившие персоналии недалекого прошлого. Начатые при царе, продолжившиеся после революции, таинственные события тесно взаимодействуют с реалиями того времени. Арехин путешествует, его дела не ограничиваются юрисдикцией милиции, ЧК или Коминтерна. И по-новому открываются, по-щепетневски, дела тех дней и герои... П. П. Бажов, К. Чапек, А. К. Дойл, А. Толстой, Шаляпин, Циолковский и другие... Для меня Щепетнев — открытие. Начав знакомиться с его творчеством несколько лет назад, продолжаю удивляться его видению и предвидениям. | ||||
| ||||
«Певчие ада» |
| |||
Brain-o-flex, 12 сентября 2015 г. в 12:12 | ||||
«Удивительное — рядом». Под таким девизом можно поставить в пример эту книгу. Автор интригует, начиная с эпиграфа. Посвящается Брэму... (Ага, понятно, 20 томов «Жизнь животных») Брэму Стокеру (Ух ты! Это же про Дракулу который написал!). И отсюда — и до примечаний включительно — всё интрига. Правда? Неправда? Подтверждения находятся там и сям, опровержения — ??? (архивы же секретные, спецхраны) Мне, как обывателю, не учёному, сей Бестиарий оченно по душе. Многие вещи остались за кадром (Степной медведь), хочется продолжения, некоторые уже попадались в других книгах (Брюсова жила, Подвиги Арехина, Черная земля) — и это здорово! Некоторые не вошли в сборник (может, ещё один томик будет?), некоторые ещё появятся (Автор пишет). Прекрасная книга, которая крепко встанет между Брэмом Стокером и Брэмом на книжной полке. :-) | ||||
| ||||
«Хроники Навь-города» |
| |||
mogzonec, 24 октября 2014 г. в 15:50 | ||||
Читал легко. Поначалу отмечал хороший стиль, образный язык, собственно, обычный для Щепетнева. Но удовлетворения от прочтения не испытал. Книга откровенно разочаровала. И лихой, с неожиданными поворотами сюжет, и мещанина рас, оставшихся после Потопья, смешение магического и физического, как отголоски генетических экспериментов, вурдалаки ведьмы и кот, подозрительно напоминающие характером Бегемота — в романе всего этого пруд пруди. Есть даже забавные, оригинальные и интересные фантастические допущения. И все-таки кайфа не было. Скорее всего потому, что ожидания были завышены, а сюжет оказался слишком искусственным. | ||||
| ||||
«Марс, 1939» |
| |||
тессилуч, 07 апреля 2014 г. в 08:16 | ||||
Отличная альтернативная история о своеобразном развитии науки при социализме. Детективный сюжет в реалиях другой планеты только выигрывает и хочется верить, что так могло произойти на самом деле. Автор прекрасно освоил реализм научной фантастики. Такие произведения выбиваются из общего примитивизма современной фантастики и возможно поэтому автор мало востребован. Похоже на «Ближний прицел», но на высоком художественном уровне. Спасибо серии «Ретро библиотека НФ и П» за книги Василия Щепетнёва. | ||||
| ||||
«Хроники Чёрной Земли, 1936 год» |
| |||
Kobold-wizard, 16 декабря 2013 г. в 23:28 | ||||
http://kobold-wizard.livejournal.com/6366... Это даже не рассказ по сути, а так, зарисовочка о борьбе с Церковью в 30е годы. Большевики приехали взрывать храм на Черноземье. Все идет своим ходом, разве что батюшка хлипенький оказался да в деревне неподалеку не нашли никого, кроме свихнувшейся женщины, которая жевала оторванную детскую ручку... Не знаю, зачем автор решил пустить этот текст в жизнь в таком виде. Количество ниточек, бессовестно разбросанных по тексту, свидетельствует о том, что можно было бы сделать если не роман, то как минимум неплохую повесть. Такую: с контрой, становлением государства на Черноземье и поисками сокровищ из Лавры. Не факт, что получилось бы хорошо, но это было бы гораздо полнее. Щепетнев же просто развесил ружья, а потом вместо выстрелов упокоил всех мертвяками. Из интересного получилась только несильно утрированная мотивация чекистов и солдат при уничтожении враждебной культуры. Здесь Щепетнев вновь сделал все прекрасно. Для разрушения храмов не нужно быть упырем, не нужно быть евреем, не нужно быть маньяком — достаточно просто быть человеком, уверенным в своей правоте. А мертвые все равно не оценят, кем ты был: христианином или большевиком Итого: Текст заметно проигрывает истории про 1928 год. Во всем мельтешении начинаешь путаться в уполномоченных, чекистах и старшинах, которые сливаются в одного дергающегося героя. Не хватило акцента, и даже формулировка «Это — не его ночь. Будут другие, главные, когда придет пора умножения», — слабо интригует. | ||||
| ||||
«Подлинная история Баскервильского чудовища» |
| |||
Календула, 25 ноября 2013 г. в 22:33 | ||||
Литературная игра, шутка — попытка перевернуть с ног на голову историю о собаке Баскервилей, оправдять мнимого виновника и указать заблуждающимся читателям на истинного. Интересный взгляд на привычную историю или же вариация известного сюжета — на большее рассказ не претендует. Здесь мало Холмса — практически нет, зато много автора. Он словно защитник, произносящий речь в зале суда. Да и все произведение построено по такому принципу. Выводы свои автор подкрепляет цитатами из первоисточника, пересказом событий и подменой понятий. Занятная вещица, вызывающая улыбку. | ||||
| ||||
«Седьмая часть тьмы» |
| |||
lawyer.1979, 15 марта 2011 г. в 18:34 | ||||
В последнее время стало очень популярным такое направление фантастики, как альтернативная история. Что было бы, если бы... И одним из излюбленных поворотов истории для российских писателей-фантастов является начало 20-го века. Вот и Василий Щепетнев не стал исключением, отправной точкой новой истории России, да и всего мира, стал 1911 год. Убийство Столыпина не удалось, революции большевиков не было, монархия продолжает править в России, Германия — новая «империя Зла»... Автор выбрал достаточно оригинальную манеру повествования — произведение состоит из разрозненных кусочков текста, подобно фрагментам мозаики, которые никак не могут сложиться в единую картинку. Вот фрагмент из жизни нобелевского лауреата, фрагмент о государе российском, фрагмент о раненом солдате и многие другие фрагменты, посвященные абсолютно разным персонажам. Мы переносимся от героя к герою, из страны в страну и только в самом конце книги у нас наконец получается цельная картина. Итог: прекрасный образец добротной «альтернативки». | ||||
| ||||
«Седьмая часть тьмы» |
| |||
amak2508, 23 октября 2010 г. в 18:47 | ||||
Удивительная повесть: на протяжении почти всего времени чтения она вызывает только отрицательные эмоции — скучное рутинное повествование без намека на что-то интересное, да еще разбитое на отдельные, никак не связанные между собой эпизоды-клочки. А собирается весь этот калейдоскоп лишь на последних 20-30 страницах, где и открываются смысл и суть всего действа. И уже потом можно сказать: а альтернативка-то получилась совсем неплохая, даже скорее хорошая — бесспорно оригинальная, бесспорно профессионально написанная, бесспорно умная и бесспорно дающая пищу для ума. К заслугам автора, кроме всего прочего, следует отнести также и чрезвычайную реалистичность придуманного им альтернативного мира. | ||||
| ||||
«Лето сухих гроз» |
| |||
Siroga, 10 марта 2010 г. в 13:05 | ||||
Чтобы поставить оценку выше той, которую я выбрал, должно быть поменьше вопросов к рассказу. Например, почему Холмс легко в своей английской речи оперирует старыми русскими словечками типа «вечерять», но произносит «samovar»? Неужели слово труднее, чем «вечерять»? Разве в правилах Холмса отпускать преступника? Причем, убийцу! А ведь убийца понимает, что его раскрыли. И что? И ничего. Чем объяснить, что Холмс с ходу нашел драгоценности именно там? У Конан-Дойля таких белых пятен было поменьше, да и логика построже. Зачем нужно было помещать действие рассказа в Россию, если всё происходит в замке!?? Ну, поместье, дворец, терем на худой конец... Считаю, что рассказ-стилизация не удался. Правда, Холмс и Ватсон достаточно на себя похожи, а лавкрафтовский дух придает дополнительный шарм и интригу, но... слабо. | ||||
| ||||
«Зимний Мальчик» |
| |||
amlobin, 12 ноября 2021 г. в 18:33 | ||||
нетипичный роман на типичную попаданческую тему. ГГ после смерти возвращается в себя 17-летнего в начало 1970-х. очень неоригинально. Роман, однако, вышел крайне нетипичный. Я почти все такие перечитал, есть с чем сравнивать... Итак, он умер Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) и очнулся в своей постели. в своем будущем в ядерной топке 3-й мировой Детство у него — всем на зависть! Сын знаменитых оперных певцов, внук и наследник дедушки-художника, так что проблема денег перед ним не стоит, полный чемодан сберкнижек. А также дача двухэтажная, машина ЗИМ (поэтому он ЗИМний), золото в огороде прикопано, рояль в гостиной стоит, картины по стенам висят и посуда вся фарфоровая трофейная — можно с таким наследством сразу переехать в ресторан и о работе не вспоминать. Но нет — наш Чижик (это фамилие такое) и сам парень не промах — поет отлично (но в оперу не возьмут, слабоват) играет на рояле — а тут взял и оперу написал про «Малую землю»... ну тут сразу деньги, слава, завистники... Он в плане физическом слабоват, зато элегантный как рояль и эрудит великий. А он еще и в шахматах начал успехи показывать... На первый взгляд — жизнь прожитая ПРАВИЛЬНО, типа работы над ошибками, где все исполнил, что в реале пр...л. Учится в провинциальном институте, врачом, наверно будет, хотя зачем ему это, он и сам не понимает... И в то же время — ночные кошмары и видения, смутное осознавание миссии, осторожные поиски себя. Он как бы хочет все исправить, но как — еще не знает, да и всезнания ему автор не отмерил ни грамма. Получается, все у него есть, многое может, а толку... В общем, это интересное описание достойной сытой жизни в 1970-х, много мелких бытовых эпизодов, медитативное наблюдение житейской суеты и никаких резких движений! ГГ в душе старик и это хорошо заметно. Типа — все знает, понимает, что-то может, но двигается как-то очень уж осторожно. «Красивый, но вялый» (С) Но интересно и жизненно. Начал читать вторую часть, м.б. там что-то начнется? я, принципе, не жду, что Чижик устроит госпереворот, спасет СССР и мир от горя и бед. Но зачем-то его автор в прошлое отправил? Неужели только затем, чтобы о получил Премию Ленинского комсомола за оперу и стал гроссмейстером? Да, самое главное чуть не забыл — тема сисек совсем не раскрыта!!! Есть у Миши целых две подруги, но что он с ними и как — неясно. Одни намеки и умолчания. И еще — В. Щепетнев — автор старой школы, со стилем у него все отлично, все возможные претензии — сугубо идейно-сюжетного характера. Кстати, нетипичность попаданца создает определенную интригу — что ж там Чижик сотворит, куда взлетит, чем сердце успокоится? | ||||
| ||||
«Беседы при mIRC-свечах» |
| |||
Manowar76, 29 мая 2021 г. в 20:51 | ||||
Эталонная рецензия! Любимый ещё по «Компьютерре» Василий Щепетнёв создал целую мини-пьесу с кучей вымышленных рецензентов (все они — «реальные» псевдонимы автора, т.е. существуют не только в рамках этой рецензии, но и вне её). В обсуждении, с цитированием придуманных писем-отзывов, ненавязчиво раскрывается сюжет романа, расставляются акценты, приводятся аналогии. После прочтения такой вкусной рецензии добавил роман в список к прочтению! | ||||
| ||||
«Швейцарское Рождество» |
| |||
kkk72, 19 ноября 2018 г. в 22:44 | ||||
Перед нами еще один фрагмент из приключений Арехина. Чем мне нравятся произведения автора, так это, во-первых, смелостью замыслов и попытками совместить несовместимое. Вот и на этот раз автор собрал в одну кучу швейцарскую нечисть, большевистских вождей и даже приплел к истории Рейхенбахский водопад. Получилось весьма нетривиально. Во-вторых, Щепетнев умеет писать ярко, сочно, образно, и по нынешним скудным на хорошие тексты временам это производит очень положительное впечатление. Однако, недостатки рассказа тоже типичны. Действие по сути обрывается, оставив явное впечатление недосказанности. В этой истории, как и во многих других, можно было бы размахнуться куда масштабнее. Впрочем, этот кусочек мира Щепетнева ложится очередным маленьким паззлом в масштабную картину мира, где злое волшебство соседствую бок о бок с еще более недоброй реальностью. Хотелось бы, конечно, когда-нибудь сложить все эти частицы мира воедино | ||||
| ||||
«Хроники Навь-города» |
| |||
avsergeev71, 18 марта 2018 г. в 18:44 | ||||
Две первые части просто бесподобны. Особенно первая. И главное здесь — язык, которым написано произведение: сочный, колоритный, острый. Настоящее литературное пиршество. Каждое предложение настолько объемно и многомерно, что, кажется, имеет несколько уровней прочтения. В какой-то момент поймал себя на мысли, что сюжет уходит куда-то на второй план: не важно что и где происходит, а как это все описывается. Благо сюжет развивается неторопливо, а временами и совсем не развивается, — просто статичные кадры, фрагменты некой большой картины, которую целиком увидеть и оценить нет никакой возможности. Третья часть смотрится несколько чужеродно по отношению к первым частям. Как-будто спустя много лет к основному фильму сняли ремейк. Вроде и герои, и обстановка те же, но все равно понимаешь, что перед тобой нечто отличное от оригинала, хотя и не можешь объяснить, в чем именно отличие. Возможно, не стоило вводить в сюжет еще одну силу, — и так их было с избытком. В общем, третья часть мне понравилась меньше. В итоге 9 баллов. | ||||
| ||||
«Дым отечества» |
| |||
avsergeev71, 13 марта 2018 г. в 22:48 | ||||
Мне не хватило развития сюжета. А ведь начало было просто великолепным: колоритная обстановка коммунистического звездолета, интересные главные герои, атмосфера легкого хоррора. И — неведомый и коварный враг в замкнутом пространстве. Я уже было настроился наблюдать, как членов экипажа одного за другим будет постигать загадочная смерть, но, увы, все слишком быстро закончилось. Как качественный трейлер к ожидаемому фильму, который в итоге так и не показали. Вернее показали, но это было уже совсем другое произведение. Возможно, автор имел веские причины, чтобы ужать наметившееся было самостоятельное произведение до роли и размера предисловия. Возможно, просто не получилось. В любом случае, ему, безусловно, виднее. Но лично мне кажется, что «Дым отечества» только выиграл бы от чуть большей самостоятельности и объема. Во всем остальном произведение мне понравилось. Очень яркий, сочный язык. Мастерское описание персонажей, их характеров и окружающей обстановки. Уверенный, четкий сюжет сразу окунает в произведение с головой. И, в итоге, естественное желание тут же, не медля ни секунды, начать читать продолжение. Благо, оно совсем недалеко — в этой же книге. 9 баллов. | ||||
| ||||
«Сердце Земли» |
| |||
Тиань, 11 июня 2017 г. в 21:55 | ||||
Вопрос о том, почему вымерли динозавры, обсуждается давно и всесторонне. Автор этой забавной статьи-мистификации предлагает рассмотреть вопрос с иной стороны: почему динозавры жили на Земле вопреки законам физики и биологии. Проблема рассматривается широко, можно сказать, глобально: раскрывается взаимосвязь динозавров и «черных дыр». Фантазия Автора воистину не знает границ. При этом стилизация под научно-популярную статью получилась очень занимательная и понятная даже гуманитарию. Представление о юморе может быть очень различным у разных авторов и читателей. Василий Щепетнёв шутит со всей серьезностью. Причем не факт, что в этой шутке отсутствует настоящий серьезный компонент. Ведь отчего-то динозавры вымерли и почему-то жили... | ||||
| ||||
«Белые львы Антарктиды» |
| |||
avsergeev71, 25 мая 2017 г. в 11:35 | ||||
Ну а завтра спросят дети, навещая нас с утра: «Папы, что сказали эти кандидаты в доктора?» Мы откроем нашим чадам правду, им не все равно: Удивительное рядом, но оно запрещено!» --- Можно расценивать эту книгу, как своеобразное продолжение «Певчих Ада». Но в то же время у нее есть и некоторые отличия. Если в «Певчих Ада» доминировала мифическая и мистическая тематика (магматические чудища, вампиры, оборотни и прочая нежить), то «Белых львов» вполне можно было бы назвать научно-популярной книгой, если бы не было заведомо известно, что все эти истории вышли из под пера писателя-фантаста. Практически ни одна новелла не противоречит не только здравому смыслу, но и современным научным представлениям об устройстве мира. При этом многие новеллы имеют под собой вполне реальную историческую основу, что делает чтение еще более захватывающим: одно дело читать хоть и страшную, но сказку, а другое — осознавать, что описанные факты вполне могли бы быть (а может и есть) на самом деле. Также нужно отметить, что новеллы «Белых львов» по объему в основном значительно короче новелл «Певчих Ада», — эдакий калейдоскоп чудесных явлений. Наверное я буду не объективным, оценивая эту книгу (с детства обожаю жанр мокьюментари (псевдо-документалистики)), но мне она безумно понравилась. Читал понемногу, несколько вечеров подряд, отходя от повседневности и погружаясь в мир таинственного. Виват автору! 10 баллов. | ||||
| ||||
«Брюсова жила» |
| |||
avsergeev71, 03 апреля 2017 г. в 22:01 | ||||
Очень интересное произведение. И очень многогранное. Хотелось бы остановиться на нескольких моментах. Произведение неожиданно большое, — наскоком взять не удастся (я посвятил ему несколько вечеров). В добавок, действие разворачивается очень неспешно, сюжет практически стоит. Поэтому процесс чтения больше всего напоминает складывание большого головоломного пазла: вначале видишь маленький непонятный кусочек, но, по мере увеличения числа фрагментов, перед взором разворачивается величественная картина. И, если вначале многие моменты вызывают недоумение (или даже разочарование), то, по мере приближения к финалу, действие захватывает целиком, и оторваться уже практически невозможно. На первый взгляд, произведение — детское, поскольку главные герои — подростки. Прочитав несколько страниц, я было решил, что передо мной некий вариант «Крапивинских мальчишек». Но это впечатление обманчиво. И дело даже не в том, что проблемы произведение поднимает совсем «не детские», — взгляд на мир и свое место в нем абсолютно взрослый. Сквозь образ простых деревенских пацанов смотрит на читателей умудренный (и изрядно битый) жизнью не юноша, но муж. Хотя в морально-нравственном плане книга — выше всяких похвал. Никакой чернухи. Можно смело читать детям, только вот поймут они скорее всего далеко не все. Если вы хорошо знакомы с творчеством Щепетнёва, то в книге вас ждут знакомые сюжеты и герои. Тут и «невиданные звери» и Навь-город, и многое другое. В этом плане «Брюсова жила» очень органично вписывается во вселенную автора. Поэтому при желании можно считать ее своеобразным сиквелом (или приквелом, — как кому нравится) к целому ряду прочих произведений автора. Что конечно же ни сколько не умаляет ее оригинальность и самобытность. 9 баллов. | ||||
| ||||
«Ночная стража» |
| |||
avsergeev71, 18 марта 2017 г. в 22:57 | ||||
Замечательная повесть. Своеобразное продолжение (хотя и написано много раньше) «Красноармейца» («Хроники Черной Земли, 1936»), проливающее свет на дальнейшую судьбу выморочного села со взорванным храмом и исчезнувшими жителями. Итак, на дворе конец 80-х. По Советскому Союзу железным катком катится Перестройка. Первые восторженные ожидания уже сменились жестоким разочарованием, а всегдашний недостаток продуктов — практически полным их отсутствием и продуктовыми карточками. Особенная депрессия ощущается в зонах радиационного заражения, выморочных районах — жертвах Чернобыльской катастрофы. Люди вынуждены покидать насиженные места, а те, которые остались, медленно умирают от лучевой болезни. Но, как выясняется, страшные последствия аварии Чернобыльской АЭС затронули не только мир живых. Потревожены те, которых совсем не стоило беспокоить. Ох, не стоило. Произведение мне понравилось. Возможные сюжетные непонятки и логические нестыковки могут возникнуть, если читать повесть отдельно, а не в общем цикле. После «Практиканта» и «Красноармейца» все вопросы должны отпасть сами собой. Но и сама по себе повесть достаточно интересна и самобытна. Ну, и, поскольку произведение написано в жанре хоррор, хотелось бы отметить следующее: автор прекрасно владеет искусством создания атмосферы тревожной неопределенности (то, что нынче принято называть словом «саспенс»). Путем отдельных незначительных эпизодов, намеков, недосказов у читателя создается устойчивое предчувствие чего-то ужасного, что вот-вот должно произойти. И хотя ничего такого вроде бы не происходит, гнетущее состояние не отступает ни на миг. Не знаю уж почему, но при чтении вспомнился «Миллиард лет до конца света» АБС. Схожесть стиля? Может быть. Вообще, что-то родственное АБС ощущается во многих произведениях автора. 10 баллов. | ||||
| ||||
«Хроники Чёрной Земли, 1936 год» |
| |||
avsergeev71, 16 марта 2017 г. в 23:49 | ||||
А мне рассказ как раз понравился своей краткостью: ярко, стремительно, ёмко. И — завораживающе. Как жуткий образ, случайно выхваченный карманным фонарем в темной комнате, — мелькнул и пропал, но впечатление оставил на всю жизнь. Однако, несмотря на краткость произведения, образы главных героев, раскрыты на удивление полно: точно, сочно и колоритно. Так и просятся на экран. Вот — матерый сержант-особист: властный, наглый, жестокий. Хотя может быть и снисходительным. Он не спешен, спокоен и расчетлив. Он знает, чего хочет от этой жизни. Ради собственного спасения, легко, не задумываясь, отправляет товарища на страшную смерть. Убийство для него — не проблема, а развлечение. Вот Федот — пока еще рядовой НКВДэшник. Но, чувствуется, что далеко пойдет он, — скоро, очень скоро дослужится он до чинов и наград. Потому как тоже прекрасно знает, что именно ему нужно от жизни, и четко идет к цели. При случае, убьет легко, не задумываясь. Вот — молодой лейтенант-сапер. Брезгливый инфантильный интеллигент и технократ. Аполитичен и безразличен ко всему окружающему, если это не касается его профессии. В критической ситуации быстро теряется, впадая в детство. Вот — Иван, молодой солдатик, призванный на службу из деревни. Скромный, старательный, исполнительный. На начальство смотрит снизу-вверх. После тяжелого крестьянского труда служба для него — практически отдых. Наивен и беспечен. Как следствие, погибает первым. Вот — райуполномоченный. Единственный штатский среди военных. Чиновник средних лет, бюрократ и карьерист. Хитер, пуглив и осторожен. Тщательно следит за своими словами и поступками. В критической ситуации становится безвольным, теряя контроль над собой. Вот — старшина. Старый рубака, привыкший смотреть смерти в глаза. Добродушен, но умеет постоять за себя. Убийство для него труд, — тяжелый, но необходимый. В критической ситуации трезв и расчетлив. Погибает исключительно в силу стечения нелепых обстоятельств. Вот — конюх (возница). Просто хороший человек, волей случая оказавшийся в сомнительной компании. Доверяет больше лошадям, чем людям. Не герой, но товарищей в беде не бросает. Все эти люди, в сущности совершенно разные, но объединенные общим делом, волей автора поставлены в экстремальную ситуацию. И очень интересно наблюдать, как по мере развития ситуации, раскрываются их характеры. Рассказ по сути является готовым киносценарием, — хоть сейчас на экран. Думаю, фильм получился бы замечательным. 10 баллов. | ||||
| ||||
«Певчие ада» |
| |||
avsergeev71, 05 марта 2017 г. в 16:29 | ||||
На небесах и на земле есть более таких вещей, о которых вашей школьной мудрости и не снится, Горацио. --- В детстве одной из любимейших моих книг была «Энциклопедия чудес» Владимира Мезенцева. Как писалось в аннотации к книге, автор преследовал цель рассказать о загадочных явлениях неживой и живой природы и дать этим явлениям материалистическое объяснение. По возможности конечно. Потому что, как ни старайся, далеко не всегда подобные явления удавалось уложить в прокрустово ложе тогдашнего «научного» материализма. По крайней мере, в моем лице (насквозь материального советского школьника: сначала октябренка, а потом и пионера) он точно достиг прямо противоположного: я окончательно и бесповоротно утвердился в том, что та ортодоксальная научная концепция мира, которую нам вдалбливали в школе, насквозь дырявая, и где-то совсем рядом существует нечто, что наука, сколько бы она не тужилась, объяснить не в состоянии, — то, что в науке принято называть необъяснимыми феноменами, а в простонародье — чудесами. Это давало приятное ощущение причастности к тайне, которое я пронес впоследствии во взрослую жизнь, и которое обусловило мою неизбывную любовь к подобной литературе. Поэтому, когда я открыл «Певчих ада», на меня пахнуло такими знакомыми впечатлениями детства: я снова советский школьник, и с замиранием сердца погружаюсь в очередную загадку. Совершенно бесподобное ощущение отмотанного назад времени. Некоторые истории «Певчих ада» мне были уже знакомы: видимо где-то и когда-то я уже сталкивался с ними, совершенно не подозревая (да и не задумываясь), кто является их подлинным автором. Но подавляющее большинство историй я открыл для себя впервые. Замечательно, что автору пришла в голову мысль объединить их под одной крышей, — получилась эдакая энциклопедия чудес на новый лад. В свете, так сказать, последних «научных» открытий. Хотя «научных» можно было бы вполне писать без кавычек, — истории не содержат ничего такого, чтобы так уж прямо противоречило современной науке. Конечно, настоящей Науке, которая не боится признать тот факт, что не все в нашем мире ей известно и доступно. Как совершенно справедливо написано в предисловии к книге, не исключено, что некоторое время спустя какие-то из историй будут приводить в пример, как образчик смелого научного предвидения. Вот смеху то будет. Книга написана с изрядной долей иронии (а подчас и откровенного стёба), которая без труда угадывается за всевдонаучным текстом, хотя сам текст порой весьма жутковатый. Написана прекрасным литературным языком и очень легко читается. Истории достаточно короткие, «проглатываются» на раз. И сразу возникает мысль о «добавке». Некоторые являются подлинными шедеврами, и остается лишь пожалеть об их чрезмерной лаконичности, — из них получились бы прекрасные повести (а то и романы). Чудесные иллюстрации потрясающе гармонируют с текстом, усиливая восприятие. В общем, мне очень понравилось. Для всех, кто интересуется литературой подобного рода, книга будет настоящим подарком. 10 баллов. | ||||
| ||||
«Швейцарское Рождество, или новые подвиги Арехина» |
| |||
Brain-o-flex, 14 ноября 2016 г. в 11:02 | ||||
В этой книге мы узнаём, как Арехин стал никтолопом, а также о том, откуда он знает Ленина, Крупскую, Дзержинского и Троцкого. А главное, и они его знают! «Отметились» в этом сборнике повестей (дел) такие исторические личности, как Циолковский, Шаляпин, Чапек и другие. Автор вернёт нас с помощью Арехина к старым загадкам истории, когда-то оставшимся неразгаданными. Возможно, и здесь не раскрылись все карты, и остались козыри в рукавах, но всё стало ярче и ближе, как минимум. И даже то, что об этом вспомнили — уже праздник. Во всех этих детективных историях есть место и мистике, и фантастике. И разным, неизвестным «большой» науке, существам. | ||||
| ||||
«Марс, 1939» |
| |||
Airwalk, 05 февраля 2015 г. в 23:02 | ||||
К сожалению редкое явление в современной отечественной фантастике.чего уж -ни бластеров,ни попаданцев,ни набившего мозоль на глазах прогрессорства в духе ноутбука на заре каменного века.что же мы имеем на выходе?крепко сбитый коктейль из альтернативной истории ( криптоистории???),шерлоко-холмсовской дедукции и в антураже строящейся советской колонии на Марсе. Написано все в выверенном годами шахмат и врачебной практики ритме.аккуратном,без спешки и и импульсивности.лично бы я посоветовал многим отечественным фантастам и всяким «Олдям» взять на заметку этот роман-повесть как образец хорошо структурированного языка где нет ничего лишнего.браво автору! | ||||
| ||||
«Тайная игра» |
| |||
Brain-o-flex, 17 декабря 2014 г. в 12:38 | ||||
Стильно, умно, прозорливо, остро написаны «Дела о ...» С удовольствием прочитаю продолжение «Подвигов Арехина». Не было даже тени сомнения, что это не ретро. Каждый раз на «скользком» месте восхищался — и как ЗА ЭТО автора не расстреляли! Когда узнал, что написано это «недавно» (примерно лет двадцать назад), мой пыл поугас. Но ведь обманулся! Прекрасные описания улочек, закоулков «тех» лет по городам и весям, есть время и место «городским легендам», дошедшим до нас, есть посыл к будущему, есть портреты персонажей той поры, имеющие прототипы... Остаётся поздравить автора с новым изданием и пожелать ему творческих удач и Здоровья! | ||||
|
Страницы: [1] 2 3 4 5